«Все, что запланировано в бюджете, включая реализацию национальных целей развития, будет выполнено независимо от внешних условий и факторов», — заверял министр финансов РФ Антон Силуанов «Все, что запланировано в бюджете, включая реализацию национальных целей развития, будет выполнено независимо от внешних условий и факторов», — заверял министр финансов РФ Антон Силуанов Фото: «БИЗНЕС Online»

Дешевеющая нефть, инфляция и курс «перекраивают» бюджет

«В основном связаны с уточнением отдельных показателей прогноза социально-экономического развития», — такой аккуратной формулировкой правительство РФ объясняет серьезные поправки в бюджет РФ на 2025 год и плановый период 2026–2027 годов. Если говорить проще, править главный финансовый документ страны пришлось из-за резко изменившихся экономических реалий. Тут и торговые войны, и подешевевшая нефть, и чрезмерно крепнущий рубль. Нефтегазовые доходы для бюджета текущего года верстали исходя из того, что средняя стоимость нефти Urals составит $69,7 за баррель, а курс — 96,5 рубля за доллар.

Прогноз не оправдался. Urals в начале мая дешевела ниже $50 за баррель, а курс сейчас — 79,7 рубля за доллар. Так что бюджет приходится оперативно корректировать. Изменения внесли в Госдуму 12 мая, сразу после завершения майских праздников. Доходы, которые планировались на уровне 40,3 трлн рублей, составят теперь 38,5 трлн рублей.

Нефтегазовая часть доходов урезается почти на четверть — с ожидаемых 10,9 трлн рублей до 8,3 трлн рублей, минус 2,6 триллиона. Из-за подешевевшей нефти не будет дополнительных нефтегазовых доходов, а ждали 1,8 трлн рублей. На этом фоне планируемый в 2025 году дефицит бюджета увеличивается до 3,8 трлн рублей, или до 1,7% ВВП. Это более чем втрое выше ориентира в 1,2 трлн рублей, или 0,5% ВВП, который закладывали изначально. Впрочем, в 2024 году дефицит был похожим — 3,5 трлн рублей и те же 1,7% ВВП.

Доходы бюджета России в 2025 году снизятся на 1,8 трлн рублей (4,5%) и составят 38,5 трлн рублей вместо ранее прогнозируемых 40,3 триллиона. Одна из причин сжатия — это уменьшение нефтегазовых доходов на 2,6 трлн рублей — с 10,9 трлн до 8,3 трлн рублей. На бюджет также повлияло существенное повышение оценки инфляции с 4,5% до 7,6% и снижение стоимости нефти.

Прогноз стоимости российской нефти снижен с $69,7 до $56 за баррель, а курс рубля скорректирован с 96,5 рубля за доллар до 94,3 рубля. Прогнозы импорта хоть и незначительно, но тоже уменьшились — с $309,2 млрд до $308,8 млрд (на 0,1%), из-за чего ожидания по экспорту сокращены с $446,4 млрд до $411 млрд (минус 7,9%).

Падение поступлений частично компенсирует увеличение ненефтегазовых доходов на 0,8 трлн рублей до 30,2 трлн рублей. Такой прирост обеспечат главным образом НДС (за счет роста номинального ВВП и собираемости налога при снижении импорта в рублевом выражении), внутренние акцизы (преимущественно от табака благодаря увеличению объемов продаж) и НДФЛ (ввиду более высокой базы 2024 года и корректировки зарплат).

Общие расходы федерального бюджета на 2025 год составят 42,3 трлн рублей, что на 829 млрд (2%) больше, чем планировалось. Траты увеличатся в соответствии с бюджетным правилом, которое позволяет наращивать расходы на сумму ненефтегазовых допдоходов — на те же 0,8 трлн рублей. В пояснительной записке к законопроекту уточняется, что 829 млрд рублей выделяется по разным направлениям: 279 млрд рублей — на льготную ипотеку, 55 млрд рублей — на нужды аграриев (включая поддержку льготного кредитования и снижение транспортных расходов), 48 млрд рублей — на покрытие расходов ВЭБ.РФ в связи с предоставлением кредитов по линии «фабрики» проектного финансирования, 23 млрд рублей — на дополнительные выплаты и жилье для сотрудников МВД.

Блок допрасходов в 73 млрд рублей связан с индексацией государственных обязательств (стипендий, военных пенсий, социальных выплат, зарплат бюджетников и денежного довольствия военнослужащих) вследствие превышения планового уровня инфляции. Еще 32 млрд рублей заложено на исполнение «майских» и иных указов для отдельных категорий работников федеральных учреждений, 16 млрд — на трансферты фонду пенсионного и социального страхования.

Несмотря на падение нефтегазовых доходов, планируемые расходы не сокращаются, а, наоборот, увеличиваются. Сначала планировалось потратить 41,5 трлн рублей, теперь — 42,3 триллиона. Откуда средства? Дополнительные 0,8 трлн рублей — это несколько возросшие несырьевые доходы. Прирост ненефтегазовых доходов обусловлен «увеличением поступления отдельных налогов и неналоговых платежей», поясняли ранее в минфине РФ. «Все, что запланировано в бюджете, включая реализацию национальных целей развития, будет выполнено независимо от внешних условий и факторов», — заверял министр финансов РФ Антон Силуанов.

Видимо, чтобы сомнений у депутатов Госдумы точно не было, он вчера лично приехал на заседание профильного комитета по бюджету и налогам. Обычно такие визиты случаются, когда рассматривается бюджет в целом, а не поправки. Изменения рассматриваются только для бюджета 2025 года, а не на трехлетку, сразу успокоил Силуанов. В релизе минфина РФ, кстати, фраза «Показатели планового периода 2026–2027 годов не меняются» специально выделена подчеркиванием.

Изменения в бюджет вызваны необходимостью исполнить поручения президента России с учетом того, что «несколько уточнился» социально-экономический прогноз Изменения в бюджет вызваны необходимостью исполнить поручения президента России с учетом того, что «несколько уточнился» социально-экономический прогноз Фото: © Екатерина Штукина, РИА «Новости»

«С одной стороны, идет планомерное охлаждение экономики. С другой — есть обязательства…»

В первую очередь изменения вызваны необходимостью исполнить поручения президента России с учетом того, что «несколько уточнился» социально-экономический прогноз, отметил Силуанов. Например, ключевая ставка ЦБ оказалась повыше, чем закладывали в бюджет. «Несколько уточнилась» и инфляция, теперь в прогнозе будет указан показатель в 7,6%. Изначально закладывали довольно оптимистичные 4,5%, но вспомнить об этом министр не стал. Подрастут затраты на оплату труда работников бюджетной сферы. Понадобились дополнительные средства, чтобы выполнять обязательства по ипотеке.

Еще планируется увеличить средства, выделяемые ВЭБ.РФ на возмещение расходов в связи с предоставлением кредитов по линии «фабрики» проектного финансирования. Здесь тоже дело в высокой ключевой ставке. «С одной стороны, идет такое планомерное охлаждение экономики. С другой, есть обязательства, связанные с процентными ставками, и их надо выполнять», — указал министр. Дело в займах с фиксированными ставками. Упомянул министр и увеличение расходов по закрытым статьям бюджета в рамках «потребностей силового блока».

Минфин РФ планировал отказаться в 2025 году от практики, когда средства фонда национального благосостояния (ФНБ) используются для покрытия дефицита бюджета РФ. На покрытие будет направлено 447 млрд рублей. Объем средств ФНБ «незначительно снизится», аккуратно заметил в своем докладе глава Счетной палаты РФ Борис Ковальчук. Останется в ФНБ на конец года 12,8 трлн рублей. В целом палата дала положительное заключение.

Что касается просевших доходов, вдаваться в детали Силуанов не стал. Причина — это главным образом падение цен на нефть и курсовая разница. Где подрезаем расходы? В частности, траты планируется сократить по нацпроекту «Промышленное обеспечение транспортной мобильности», цель которого — кратный рост производства гражданской авиатехники, судов и морской техники, электромобилей. Минус 60 млрд рублей, уточнил Ковальчук.

Расходы по госпрограммам вырастут на 314 млрд рублей, но речь только об открытых статьях. Траты увеличатся по 38 программам, а по 9 их урежут. Например, расходы по программе «Развитие промышленности и повышение конкурентоспособности» снизятся на 97 млрд рублей, «Научно-технологическое развитие» — минус 22 млрд рублей, «Развитие авиационной промышленности» — минус почти 10 миллиардов. Единственное замечание от палаты было в том, что кабмин корректирует финансирование, но цели нацпроектов и программ пока остались теми же.

Если брать данные по неделям, инфляция укладывается в диапазон 3–4%. Есть основания полагать, что и в целом в мае ситуация улучшится, а ЦБ должным образом отреагирует Если брать данные по неделям, инфляция укладывается в диапазон 3–4%. Есть основания полагать, что и в целом в мае ситуация улучшится, а ЦБ должным образом отреагирует Фото: «БИЗНЕС Online»

Минэкономразвития РФ видит риски переохлаждения экономики, льготную ипотеку менять не будут

Дальше вопросы из зала. Представителя КПРФ Дениса Прокофьева волновало сокращение финансирования в рамках нацпроекта «Развитие средств производства и автоматизации». «Это, честно говоря, вызывает некоторое недоумение. Потому что очевидно, что именно здесь кроется ключ к выводу экономики на более высокий уровень. Если мы посмотрим на опыт стран, которые стремятся обеспечить опережающее развитие (хоть на Западе, хоть на Востоке), везде по направлениям автоматизации, особенно по робототехнике вкладываются какие-то сумасшедшие деньги. А у нас вот уменьшение», — переживал депутат, перебирая в руках ручку корпоративного красного цвета.

Данной направление финансируется за счет средств утильсбора, отреагировал Силуанов. «Основные направления» по станкам обеспечены полностью, заверил министр. А сократить предлагается «не распределенные средства», которые были в проекте и не направились на конкретные меры. «Сокращены были не распределенные средства, связано это было с корректировкой прогноза поступления доходной части», — указал Силуанов. Вероятно, несколько завуалированно министр дал понять, что бюджет получит меньше дохода от утильсбора, чем планировали. Но переживать не надо: эти недополученные средства все равно не «расписали» на конкретные меры. Так что угрозы неисполнения нацпроекта нет.

Еще коммунист Парфенов интересовался, что минфин РФ думает о политике ЦБ и не пора ли снизить ставку. Взявший слово министр экономического развития РФ Максим Решетников заметил, что, если брать данные по неделям, инфляция укладывается в диапазон 3–4%. Есть основания полагать, что и в целом в мае ситуация улучшится, а ЦБ должным образом отреагирует. «Мы также видим в текущем режиме риски переохлаждения экономики», — указал глава минэкономразвития.

С учетом того, что дополнительно 279 млрд рублей пойдут на льготные ипотечные программы, не стоит ли переходить от них на другие варианты, предложил единоросс Евгений Федоров. «Рассрочка, государственная беспроцентная ипотека, что-нибудь такое», — заметил он. Да, расходы растут, но охлаждение в экономике и высокие ставки не бесконечны, парировал Силуанов.

«Мне кажется, что сейчас менять условия тех льготных ипотечных программ, к которым население привыкло, а мы видим, что это в первую очередь семейная ипотека, дальневосточная, ипотека в новых регионах, IT-ипотека, сельскохозяйственная ипотека… Говорить о том, чтобы менять и ужесточать условия выдачи, нецелесообразно», — указал спикер.

«Налоговая нагрузка на нефтяную отрасль — одна из самых высоких», — «пожалел» Силуанов отрасль «Налоговая нагрузка на нефтяную отрасль — одна из самых высоких», — «пожалел» Силуанов отрасль Фото: «БИЗНЕС Online»

«Вы предлагаете «Роснефть», «Газпромнефть» национализировать?»

Представители Заксобраний Астраханской и Челябинской областей попросили ввести норму, чтобы регионы получали информацию о трансфертах из федерального бюджета не в ноябре при рассмотрении законопроекта во втором чтении, как это сейчас происходит, а уже в августе при формировании местных бюджетов. Причем ввести ее следует не с января 2026-го, а уже в этом году.

Распределение трансфертов, отреагировал Силуанов, будет происходить в ходе подготовки бюджета уже на следующую трехлетку. Такое поручение дал президент страны. Если необходимо, то можно поправить и законопроект. «Глас народа — глас божий, как известно», — положительно отреагировал Марков. Ранее при рассмотрении бюджета на 2025 год он неоднократно обращал внимание на самый низкий за 6 лет уровень распределения межбюджетных трансфертов — в первом чтении из 3,3 трлн рублей было распределено только 12,5%.

На «провал» в нефтегазовых доходах указал коммунист Евгений Бессонов. Он предложил увеличить налогообложение для нефтяников, чтобы собрать больше средств. «Может быть, изменить налогообложение в сторону увеличения. Мы предлагали вообще национализацию, но партия „Единая Россия“ с этим не согласна. [Нужно] увеличить налоговую нагрузку на нефтегазовые предприятия!» — призвал депутат.

«Вы предлагаете „Роснефть“, „Газпромнефть“ национализировать? Они вообще-то государственные», — вступил глава комитета ГД по бюджету Андрей Макаров. «„Лукойл“!» — дополнил список предлагаемых к национализации Бессонов.

«На наш взгляд, сейчас менять и увеличивать налогообложение и уровень налоговой нагрузки [на нефтяной сектор] нецелесообразно. Ни в коем случае нельзя переборщить с тем, чтобы финансовые результаты этих компаний были отрицательными. Нам это не нужно и никому не нужно», — сказал Силуанов. Налоговая нагрузка на нефтяную отрасль — одна из самых высоких, «пожалел» министр сектор.

Позже Бессонов заявил, что «огромное количество обрабатывающих предприятий в результате реализации бюджета» останавливают свое производство или сокращают сотрудников. В пример он привел крупнейшего производителя сельхозтехники в России — компанию «Ростсельмаш», которая объявила о сокращении в 2025 году на 100% долгосрочной инвестиционной программы из-за резкого ухудшения ситуации на рынке при отсутствии спроса на технику. Наряду с этим, продолжил Бессонов, высокая ключевая ставка «привела к тому, что только Сбер получил чистую прибыль [за I квартал 2025 года] 436 миллиардов рублей». «То есть это переток средств из производственной сферы в непроизводственную, банковскую сферу», — констатировал депутат и снова призвал увеличить налогообложение банковской и нефтяной сферы. Силуанов ответил так, что Сбер заплатит государству дивиденды.

Еще один вопрос — рынок жилья. Рост останавливается, стройки тормозят, а 100 тыс. сирот и 40 тыс. военнослужащих стоят в очереди. Нужны механизмы, чтобы «это жилье работало, а не стояло», призвал коммунист. Обратил он внимание и на отсутствие заказов на производство многоцелевого самолета-амфибии Бе-200. Его разработкой занимается Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Бериева, используется такой самолет в основном для тушения пожаров. «У нас других заказчиков не будет, частные лица Бе-200 не закажут, только государство может заказать. Ноль заказов! Компетенции будут падать. Мы же через какое-то время просто не сможем сделать этот самолет», — указал Бессонов.

«Что касается самолета «Байкал», то необходимые ресурсы для поддержки производства, разработки компонентов и материалов выделяются. Насколько мне известно, самолет должен ввестись в строй в плановые сроки. Мы здесь не экономим!» — сказал Силуанов «Что касается самолета «Байкал», то необходимые ресурсы для поддержки производства, разработки компонентов и материалов выделяются. Насколько мне известно, самолет должен ввестись в строй в плановые сроки. Мы здесь не экономим!» — сказал Силуанов Фото: © Кирилл Каллиников, РИА «Новости»

До этого у Силуанова интересовались и судьбой легкого самолета «Байкал». Ранее полпред президента в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) Юрий Трутнев сообщил, что работы по его разработке зашли в тупик. На это первый вице-премьер РФ Денис Мантуров ответил, что проект будет дальше развиваться и реализовываться. «Что касается самолета „Байкал“, то необходимые ресурсы для поддержки производства, разработки компонентов и материалов выделяются. Насколько мне известно, самолет должен ввестись в строй в плановые сроки. Мы здесь не экономим!» — ответил Силуанов.

В защиту банков встал председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Многие из них, указал он, выступают против высокой ключевой ставки, так как увеличивается стоимость заимствований. А когда в банках дешевые деньги, в кредитных организациях для них имеется возможность активнее кредитовать.

«В течение года поднимать налоги — это только подрывать доверие той политики, которую государство проводит. Наверное, мы так не должны действовать», — отреагировал позже Силуанов. А Макаров отметил, что западные санкции изначально били именно по банковской системе. Огромных усилий потребовалось, чтобы она выстояла. Но предприятия продолжают брать кредиты и строить заводы. Кредитование растет, а значит, живет экономика. Предложение дополнительно обложить кого-то налогами — «это уже слишком, это передергивание», отрезал Макаров.

В итоге комитет одобрил поправки. Как ожидается, Госдума рассмотрит изменения на пленарном заседании в среду, 28 мая.