Сегодня операцию «C добрым утром» устроили сотрудники ГАИ и комитета по транспорту Казани для кикшеринговых компаний. С 5 часов утра изъято более 300 электросамокатов компаний Whoosh и Urent с парковок в центре города. Оставлять их там запрещено с 22 мая. Несмотря на это, кикшеринг не отключил такую возможность для пользователей и не стал уходить из самых прибыльных локаций. Бизнес заявляет: ситуация временная, но уже отключает центр от «покатушек» и готовится забирать самокаты и платить штрафы. Тем временем решается вопрос о расширении «красной зоны» для кикшеринговых парковок. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня администрация города начала изымать электросамокаты Whoosh и Urent, согласно постановлению исполкома Казани
Конец «самокатоапокалипсиса» в центре
Сегодня ранним утром администрация Казани вместе с ГАИ отправилась на штурм парковок кикшеринга. Еще 22 мая исполнительный комитет города опубликовал постановление, которое регламентирует деятельность владельцев электросамокатов, что сдаются в аренду. Это, в частности, касается сервисов Whoosh и Urent.
Постановление не разрешает места размещения кикшеринга в исторической части центра столицы РТ, начиная от Кремлевской набережной и заканчивая парком Тысячелетия. За время после публикации постановления владельцы кикшеринга не убрали свои самокаты из этой части города, в связи с чем и возникла необходимость административного изъятия. «Бизнес им важнее», — отмечают наши собеседники.
Рейд, если его можно так назвать, начался ровно в 5 часов утра, когда самокаты оказались уже расставлены и не нужно было собирать их по городу, выполняя работу «кикшерингистов». Светало, а людей на улице практически не было, что помогло быстро и оперативно устранить нарушения.
Первой точкой стала площадь Тысячелетия. Здесь было размещено порядка 30 электросамокатов, ждущих своих «арендаторов», но дождались они только грузчиков. Сотрудники исполкома пересчитали данные средства индивидуальной мобильности (СИМ), переписали номера, после чего самокаты отправились в кузов грузовой машины. Причем их было настолько много, что пришлось вызывать подмогу. Пока шла погрузка, самокаты пищали и моргали фарами, будто пытались сказать: «Не забирайте нас». Но увы. Самокаты забирали не из-за того, что они плохие, а из-за того, что «арендаторы» носятся на них по пешеходным и туристическим зонам Казани (порой на одном двухколесном транспорте можно заметить аж троих «гонщиков»), нарушают правила ПДД и просто мешают пешеходам бродить по городу.
На площади Тысячелетия было размещено порядка 30 электросамокатов, ждущих своих «арендаторов»
Кстати, сами владельцы кикшеринга утверждают, что самокаты нужны для транспортного перемещения. Но центр города — это метро, автобусы, и самокаты здесь «нужны только для покатушек».
К слову, ранее в МВД и ГАИ вообще шла речь о полном запрете самокатов в Казани, но администрация столицы РТ пошла навстречу кикшерингу — с поправкой на то, что центр будет все же пешеходным.
Самокаты забирали не из-за того, что они плохие, а из-за того, что «арендаторы» носятся на них по пешеходным и туристическим зонам Казани, нарушают правила ПДД и просто мешают пешеходам бродить по городу
Самокаты убрали с хлебных для кикшеринга мест
Второй точкой стала полюбившаяся самокатчикам Кремлевская набережная. Здесь тоже было более 20 электросамокатов. Тут же и арендные велосипеды. Им, кстати, также не разрешается размещаться в историческом центре города. Пока грузили самокаты, подъехал молодой человек на фургоне расставлять велосипеды, но, поняв, что к чему, забрал уже стоящие зеленые велосипеды и уехал прочь.
На месте составлены административные протоколы за нарушение правил, установленных в исполнительном комитете Казани. Причина — нарушение постановления от 22 мая. Там прописаны зоны, в которых запрещается парковка самокатов. Повторимся, зона запрета ограничена именно по принципу большей пешеходной туристической доступности, где концентрируются пешеходные потоки. Это зона Казанского кремля, улицы Карла Маркса, Дзержинского, Пушкина и Кремлевская набережная вплоть до «Чаши».
В принципе, сокращение мест парковок, которое было проведено перед открытием сезона, не затрагивает количество единиц флота, которые можно разместить. По словам председателя комитета по транспорту исполкома Казани Алексея Сидорова, на сегодня в столице республики разрешено порядка 1,4 тыс. мест для парковок 14 тыс. электросамокатов. Из них почти 500 разместили в центре. Теперь кикшеринговым фирмам придется думать, куда перенести эти 500 мест.
Еще одной не менее важной точкой «сбора» самокатов стала улица Баумана
«Данные средства индивидуальной мобильности перемещаются на склад временного хранения как предмет административного правонарушения», — сообщил Сидоров.
На Баумана давно висят знаки, запрещающие передвижение на электросамокатах
Ранее, по словам наших собеседников, Whoosh и Urent выбирали точки по так называемой тепловой карте Казани — это те места, где кикшеринг пользуется спросом. Нам удалось взглянуть на эту карту, которая показала, что самые «горячие» места приходятся на пешеходные и туристические улицы. А вот там, где данные средства передвижения нужны как транспорт (на периферии, где от остановки до домов нужно пройти до нескольких километров), «горячих» точек нет. Так что «транспортного сценария», о котором говорили владельцы кикшеринга, не имеется. Опять же чисто бизнес, хлебные места.
Еще одной не менее важной точкой «сбора» самокатов стала улица Баумана. Здесь уже давно висят знаки, запрещающие передвижение на электросамокатах, но в 50 м от знаков стоят парковки кикшеринга. Сегодня сотрудники исполкома Казани очистили и эту зону от двухколесного транспорта.
Всего, по данным мэрии, за время рейда было эвакурировано 304 самоката. «Рейды по соблюдению правил парковки электросамокатов кикшеринговых компаний будут регулярными», — добавили там.
«Красные зоны» — там, где нельзя будет арендовать этот вид транспорта
Кикшеринг тоже начал закрывать прокат в центре
Практически одновременно с началом изъятия самокатов приложения кикшеринга ввели «красные зоны» — там, где нельзя будет арендовать этот вид транспорта. Сегодня корреспондент «БИЗНЕС Online» уже видел молодых людей на улице Лобачевского, которые ехали на желтых кикшеринговых аппаратах, отталкиваясь ногой от тротуара.
Улицы, на которых сегодня начал действовать запрет:
- Кремлевская, Дзержинского, Япеева, Нагорная, Тельмана, Касаткина, Лобачевского, Театральная (полностью);
- Большая Красная, Карла Маркса (до ГБКЗ им. Сайдашева);
- Пушкина (от Ленинского сада и вверх до конца);
- Батурина (от Дворца земледельцев и до конца в сторону «Черного озера»);
- кроме того, проката не будет на «Черном озере» и в Ленинском саду.
Набережная Казанки и зона от улицы Профсоюзной до речного порта все еще доступны для езды на кикшеринге.
«Данная зона играет важную роль в транспортной модели использования самокатов кикшеринга, поэтому для сохранения возможности транзитного проезда через зону открытыми для поездок остались улицы Профсоюзная, Островского, Московская, Право-Булачная и Кремлевская набережная», — так сегодня прокомментировали нам эту информацию в пресс-службе Whoosh.
Также в компании заявили, что она находится в плотном диалоге с исполкомом для выработки оптимального формата работы, «который удовлетворит запрос всех сторон, а главное, жителей города перемещаться на удобном им транспорте».
«Понимаем, что ситуация временная. Будем работать над отменой запретов для комфорта жителей города и туристов», — подытожили там. То же самое нам заявили и в Urent.
Однако парковок для запрета, как мы видим, гораздо больше, что позволяет сделать вывод: компании могли не знать о конкретной зоне, потому и не среагировали. По крайней мере, в пресс-службе обеих организаций нам не дали четкого ответа на данный вопрос.
Кроме того, наши источники, близкие к кикшерингам, сообщают, что в Казани рассматривается вопрос о закрытии для проката фактически всего центра города — от «Чаши» до ТРЦ KazanMall. К этому моменту на штрафстоянку уехало больше сотни самокатов, сообщают наши источники.
Исполком Казани подготовил информационное письмо, в котором предложил организациям кикшеринга из 1 940 парковочных мест на дорогах и тротуарах города 115
Нелегкий год для казанского кикшеринга
В 2024-м сезон кикшеринга открылся еще 5 апреля, в другие годы — примерно в эти же даты. В этом году из-за теплой весны кикшеринг был готов открыть сезон еще в конце марта, однако мешали переговоры с властями. Они продлились около месяца. В итоге 22 апреля город все-таки поехал.
А суть вот в чем. Еще 15 апреля, отвечая на вопрос по поводу арендных самокатов в программе «Тема» на «Эфире», начальник ГАИ по Казани полковник Михаил Савин заявлял: «Я очень на это надеюсь (что сезон самокатов не начнется — прим. ред.). МВД по РТ инициировало данную тему, мы ее поддержали. Исполком Казани подготовил информационное письмо, в котором предложил организациям кикшеринга из 1 940 парковочных мест на дорогах и тротуарах города 115. Сегодня решение окончательно не принято. Я думаю, что на правительственной комиссии по безопасности дорожного движения будет сделан какой-то вывод и уже из этого мы станем исходить и работать в дальнейшем».
На тот момент была информация, что количество парковок может сократиться в 17 раз. И это притом, что Whoosh, по словам источников, завез 4,9 тыс. самокатов, а «Юрент» — еще около 3 тысяч. Прокатчики даже начали обновлять разметку участков под парковку — стоит это, кстати, примерно 3 тыс. рублей на каждую.
За пример начальник ГАИ взял Пермскую городскую Думу, которая в 2024 году решила проблему радикально, запретив парковать самокаты вне велопарковок. Но в центре и на главных улицах Перми таких площадок нет, так что фактически это стало запретом на использование прокатных самокатов в самых востребованных локациях города.
Операторы Whoosh и «МТС Юрент» предпринимали попытки оспорить решение Пермской гордумы в суде, но пока результата добиться не удалось. Оба кикшеринговых оператора из города в итоге ушли, хотя продолжают искать лазейки, а пока Whoosh запустил здесь прокат электровелосипедов.
Однако где-то через неделю после этого выступления стало известно, что власти Казани решили смягчить ситуацию, сократив общее количество парковок на 550 штук, а не в 17 раз, хотя решения правительственной комиссии так и не дождались. При этом сокращать количество разрешенных единиц техники не стали. Полностью убрали места парковки на улице Баумана — в прошлой редакции документа значилось три таких участка: в районе Кремлевской дамбы, на перекрестке улиц Чернышевского и Баумана, а также непосредственно внутри самой пешеходной улицы.
Тотальный запрет на парковку действует и на улице Профсоюзной, хотя в прошлом году их там было 9 штук, а также на улице Профессора Нужина — около Казанского федерального университета. Нет парковок и на улице Кремлевской, хотя ранее там значилось как минимум 17 штук.
Парковки для СИМ сохранили на улицах Татарстан, Марселя Салимжанова, Бурхана Шахиди, Назарбаева, Ершова, Декабристов.
С тех пор прошло около месяца. Кикшеринговые компании как будто забыли об этом документе: все парковки, действовавшие в прошлом году, работали и сейчас. Зоны были также открыты, люди катались. Например, сообщают наши собеседники, только в день последнего звонка одна из организаций заработала около 2 млн рублей. И бо́льшую часть этой суммы принес именно центр Казани, говорят наши источники. Теперь же, судя по всему, будет по-другому.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 74
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.