Алексей Подщеколдин подвел итоги авторынка за первые четыре месяца 2025 года Алексей Подщеколдин подвел итоги авторынка за первые четыре месяца 2025 года Фото: Фаиль Гатаулин

Рынок «потерял» четверть автомобилей

Сегодня в Казани прошел круглый стол авторетейла, на котором собрались автомобильные дилеры со всех регионов ПФО. Главным спикером выступил президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин, который подвел итоги авторынка за первые четыре месяца 2025 года. В своем докладе он рассказал о том, что продажи автомобилей уходят в красные зоны, при этом потребители винят в высоких ценах автопроизводителей и дилеров, но они не учитывают ряд факторов, которые к этому привели.

Согласно данным РОАД, в январе – апреле 2025 года по всей стране было продано почти 2,4 млн автомобилей, из которых чуть больше 2 млн сделок, или 83%, пришлось на вторичный рынок. При этом доля новых автомобилей составила 17%, тогда как еще год назад эта цифра была на уровне почти 20%. По словам Подщеколдина, причина снижения спроса на новые авто проста и связана только с риторикой государства (высокая ключевая ставка — дорогие кредиты), которое своими действиями понижает доступность таких авто, поскольку бо́льшая часть машин приобретается за счет кредитных средств.

За первые четыре месяца текущего года российский авторынок показал падение. Если в январе – апреле 2024 года в стране было продано 505,5 тыс. новых автомобилей, то в аналогичном периоде текущего года — 375 тысяч. Таким образом, рынок упал на 26%, или в 1,35 раза. К примеру, за тот же период 2023 года новых автомобилей было продано в количестве 269,7 тысячи. Президент РОАД отметил: «Это не падение, он прямо грохнулся. И мы считаем, что это очень серьезная вещь».

Китайские автомобили в России сегодня представлены аж 60 брендами, а их дилерская сеть насчитывает свыше 2,5 тыс. автосалонов. Но и они с начала года показали просадку на 27% Фото: «БИЗНЕС Online»

При такой динамике, по пессимистическому прогнозу РОАД, по итогам 2025 года будет реализовано 1,15 млн новых авто, по оптимистическому — 1,3 млн авто. В рамках прошлогодней статистики прогнозные значения смотрятся не так радужно — по итогам 2024 года, в стране было реализовано почти 1,7 млн новеньких автомобилей.

Китайские автомобили в России сегодня представлены аж 60 брендами, а их дилерская сеть насчитывает свыше 2,5 тыс. работающих автосалонов. Но и они с начала года показали просадку на 27%. Всего за это время реализовано почти 205,8 тыс. китайских авто, что меньше в 1,4 раза, чем было продано в аналогичном периоде прошлого года. Несмотря на такую корректировку, больше половины, или 55% российского автомобильного рынка, состоит из машин китайских брендов. За год доля упала всего на 2%.

По итогам января – апреля 2025 года 39% рынка досталось автомобилям отечественного происхождения. По сравнению с 2024-м, доля российских автомобилей на рынке выросла с 34% на 5%. При этом продажи отечественных автомобилей упали за год на 17,2% с 178 тыс. до 147,3 тыс. авто. Доля автомобилей, завезенных из других стран, снизилась с 9% до 6%, при этом в количественном выражении продажи таких авто упали более чем в 2 раза с 45,6 тыс. до 22,2 тыс. авто.

Снижение доли автомобилей из других стран, по словам Подщеколдина, связано с сокращением параллельного импорта из-за повышения утилизационного сбора и усложнения правил ввоза автомобилей на физических лиц. Глава РОАД считает, что автомобили из стран ЕАЭС и других недружественных стран будут все равно завозиться, правда, это будет касаться только дорогих автомобилей. Все это вкупе приведет к тому, что доля таких машин, завезенных по серым схемам, будет постепенно снижаться.

Что касается разбивки по продажам, то на первом месте идет АвтоВАЗ, который в этом году продал свыше 110 тыс. авто, что на 19% меньше, чем в прошлом году. Следом с 44 тыс. идет Haval — он на 17% сократил свои объемы реализации. Замыкает тройку Chery, на который пришлось 36,6 тыс. продаж и 19-процентное падение.

Всего в первую десятку самых популярных автомобилей попали 8 китайских брендов и два российских — АвтоВАЗ и ГАЗ (УАЗ расположился на 11-й позиции). Положительную динамику показали только две марки: Belgee (плюс 38%, 10,2 тыс. авто) и Jetour (плюс 11%, 9,2 тыс. авто).

По итогам этих четырех месяцев в России было поставлено на учет 21,6 тыс. новых грузовиков, а КАМАЗ вернул себе 1-е место Фото: «БИЗНЕС Online»

КАМАЗ вернул себе 1-е место

Отдельно Подщеколдин сделал акцент на рынке грузовых автомобилей, который показал падение продаж на 47%. «Именно такая цифра в 47 процентов позволяет нам политически выстраивать разговор с властями. 25 процентов легковых — для них это страшно, но не очень, но когда на 47 процентов падает грузовой рынок, а это все перевозки, строительство, тут уже начинают задумываться», — указал глава автодилеров.

По итогам этих четырех месяцев в России было поставлено на учет 21,6 тыс. новых грузовиков, тогда как в 2024 году их было 41 тысяча. Продажи китайской большегрузной техники снизились в 2,5 раза («спасибо» в том числе повышенному утильсбору) с 25,3 тыс. до 10,1 тыс. авто, отечественной — на 21,7% до 10,2 тыс. авто. Благодаря таким неравномерным продажам доля российских большегрузов выросла с 32% до 47%, а китайских снизилась с 61% до тех же 47%.

Несмотря на падение продаж с 7,2 тыс. до 6 тыс. авто, КАМАЗ вернул себе 1-е место. Еще год назад лидировал Sitrak, но снижение продаж в 2,3 раза с 7,4 тыс. до 3,2 тыс. авто откинули его на вторую строчку. «Благодаря сегодняшнему повышенному сбору и отсутствию лизинга и кредитных программ китайцы начали терять продажи», — порадовался за успехи КАМАЗа Подщеколдин. И если Sitrak потерял больше половины продаж, то Shaanxi потерял больше 2/3 продаж. В целом китайские грузовики понесли огромные потери в связи с таможенной и финансовой политикой.

Треть реализованных LADA по стране было продано в ПФО. Здесь она занимает лидирующую позицию с большим отрывом от других. Всего продано 34 тыс. автомобилей тольяттинского завода, что на 18% меньше показателей аналогичного периода прошлого годаФото: «БИЗНЕС Online»

Татарстан — лидер, но со знаком минус

Как следует их данных РОАД, ситуация в ПФО коррелирует с общероссийскими тенденциями, но не так сильно. По итогам четырех месяцев 2025 года продажи в ПФО снизились на 19% с 104 тыс. до 84,4 тыс. авто. Татарстан является лидером по количеству проданных авто. Всего в республике было продано 18% от всего объема — это 15,3 тыс. авто. Но при этом РТ является и лидером сокращения продаж. За год татарстанскими дилерами было реализовано на 29% меньше автомобилей, чем в прошлом году, когда было поставлено на учет 21,4 тыс. авто. Высокие показатели падения также показали Башкортостан и Пермский край, в которых продажи сократились на четверть. На 2-м месте по количеству проданных авто расположилась Самарская область, в которой реализовано 11,9 тыс. авто, следом идет соседний Башкортостан — 10,1 тыс. авто.

Что интересно, треть реализованных LADA по стране было продано в ПФО. Здесь она занимает лидирующую позицию с большим отрывом от других. Всего продано 34 тыс. автомобилей тольяттинского завода, что на 18% меньше показателей аналогичного периода прошлого года.

На сам Татарстан пришлось 16% продаж LADA в ПФО, или 5,3% от общероссийских продаж. На 2-м месте по популярности среди республиканских автолюбителей идет марка Chery, спрос на которую снизился всего на 10% с 1,9 тыс. до 1,7 тысячи. У Haval продажи упали на 29% с 2,4 до 1,7 тыс. авто, зато продажи Geely выросли на 9% до 1,7 тыс. авто. Замыкает пятерку самых популярных автомобилей в республике Changan с 731 продажей, что на 34% меньше, чем годом ранее.

На самом деле это средняя температура по больнице. Крупные игроки авторынка удержали рынок от еще большего падения. Так, по данным ТТС, продажи новых автомобилей в холдинге Вячеслава Зубарева снизились за 4 месяца текущего года на 18%, а на вторичном рынке — на 12%. Но, как указали в компании, в апреле продажи новых авто в целом показали рост по сравнению с мартом.

У ульяновской «Армады-Авто» ситуация другая. Как отметил генеральный директор компании Владимир Романов, по сравнению с прошлым годом, продажи в компании упали вдвое. Основная причина, по словам спикера, снижение доступности к заемным средствам из-за высокой ключевой ставки ЦБ, а продажи показывают только те марки, дистрибьюторы которых запускают какие-то программы поддержки.

Тимур Зиганшин, директор ГК «Барс Авто», указал, что показатели их компании находят отражение в той статистики, которую предоставил Подщеколдин. «Время достаточно тяжелое пришло для автодилеров. Помимо того, что падение в абсолютных значениях, еще есть падение в коммерческих, а также в наценках на автомобили и смежных продуктов. Дилеры уже не получают свою прибыль за счет кумулятивной маржи», — посетовал Зиганшин.

У компании «РРТ», которую на мероприятии представлял директор дилерского центра Exeed Дмитрий Коноров, продажи просели примерно на 60–70%. Причем упали они равномерно по всей модельной группе. «Несмотря на то что дилер дает определенные скидки, рынок меняется. Действий, которые предпринимает бренд, недостаточно для того, чтобы поддерживать объем даже прошлого года», — указал Коноров. По его словам, непонятно, кто сколько сможет продержаться в такой ситуации.

До конца года может закрыться 15–20% дилерских точек, особенно тех, что работают с малораспространенными китайскими брендами. На данный момент уже идет сокращение персонала — в отрасли уволены около 10–15% сотрудниковФото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

Падение рынка повлияло и на цены

Стоимость автомобилей благодаря различным экономическим потрясениям показала хоть и незначительную, но корректировку. Так, в апреле текущего года средняя стоимость нового автомобиля составила 3,12 млн рублей. Это на 7% меньше, чем в 2024-м, и на 7% больше, чем в 2023-м. По словам Подщеколдина, средняя цена автомобиля впервые снизилась за последние 4–5 лет. Как объяснил эксперт, это связано в первую очередь с тем, что на рынке очень много нераспроданных автомобилей, причем их больше, чем можно их продать.

«Большинство дилеров и производителей продают автомобили с отрицательной маржой, то есть в убыток. Таких машин, по расчетам, хватит продавать до конца лета», — отметил эксперт.

Кроме того, снизилась и доступность автомобилей. Если за 10 лет зарплата выросла на 135%, то стоимость авто — на 234%. «Автомобиль потихоньку из средства передвижения превращается в роскошь. На фоне отсутствия кредитования покупка автомобиля — практически нереальная история», — резюмировал глава РОАД.

<br> «Кризис на рынке только углубится», — резюмировал Подщеколдин
Фото: Фаиль Гатаулин

«Нужно срочно менять правила игры»

Специально для корреспондента «БИЗНЕС Online» президент РОАД Подщеколдин прокомментировал свое видение развития ситуации. Он считает, что для оживления рынка в краткосрочной перспективе необходимо снизить кредитную ставку как минимум на 6–7%.

«Только при таком снижении ставки — до уровня 12–14 процентов годовых — можно вернуть прежние условия, при которых автокредитование и лизинг были доступными и стимулировали спрос. Нужно максимально приблизиться к этим значением, тогда заработают те же правила игры, которые были раньше. Снижение на 1–3 процентных пункта не даст значимого эффекта», — отмечает эксперт.

Подщеколдин обращает внимание на стратегию китайских автопроизводителей, которые в условиях высокой волатильности рубля предпочитают работать со скидками, а не с кредитными программами. «Китайские компании опасаются курсовых рисков: сегодня они продают автомобиль по курсу 11 рублей за юань, а через год курс может вырасти до 14–15. Это делает кредитные программы для них менее выгодными, поэтому скидки остаются их главным инструментом поддержки спроса», — поясняет он.

Говоря о новых условиях программы «Семейный автомобиль» (снижение требований с трех детей до двух, анонсированное минпромторгом РФ), Подщеколдин отмечает, что это может добавить максимум 5 тыс. продаж в месяц (плюс 5% от общего числа), но серьезного роста ждать не стоит.

«Семей с тремя детьми не так уж и много, и они чаще всего уже имеют автомобиль и кредит на него, а среди семей с двумя детьми не так много тех, кто готов купить машину впервые. Максимальный дополнительный объем — 100 тысяч машин в год, но это вряд ли, это не тот драйвер, который сможет существенно изменить рынок», — сомневается эксперт.

Что касается отечественного автопрома, Подщеколдин объяснил рост цен АвтоВАЗа высокими издержками, включая ставки ЦБ. «Завод планировал выпускать 50 тысяч автомобилей в месяц, но не продает около трети. Это значит, что 15–20 миллиардов рублей ежемесячно „замораживаются“, и компания вынуждена брать кредиты под высокие ставки. Эти издержки переносятся на цену, что снижает спрос», — рассказал спикер.

По его словам, на продукцию АвтоВАЗа нет гипернаценки. Но сам факт повышения цен не может не расстраивать дилеров, ведь и без этого спрос на автомобили не самый высокий. К примеру, в дилерском центре Подщеколдина спрос на автомобили с пробегом остается на приемлемом уровне, а на новые, в сравнении с прошлым годом, снизился на 20% (как и на всем рынке).

Также эксперт отметил, что до конца года может закрыться 15–20% дилерских точек, особенно тех, что работают с малораспространенными китайскими брендами. По его словам, на данный момент уже идет сокращение персонала — в отрасли уволены около 10–15% сотрудников. Если ситуация не изменится, многие дилеры не доживут до Нового года. Без доступного кредитования рынок продолжит падение: 60% новых автомобилей покупалось в кредит, а при действующих ставках спрос резко снизился.

«Нам всем трудно очень. Нужно срочно менять правила игры — снижать ставки, иначе кризис на рынке только углубится», — резюмирует Подщеколдин.