Рафик Мухаметшин: «РИИ является единственным в Татарстане исламским институтом, где выпускники получают дипломы государственного образца» Рафик Мухаметшин: «Проблема трудоустройства у выпускников религиозного учебного заведения меньше, чем у светских специалистов» Фото: Максим Платонов

«Для ребенка есть мотивация получать религиозное образование»

Особенностью сегодняшних будней российских мусульманских учебных заведений является то, что изучать исламские дисциплины часто приходят дети из религиозных семей. Их родители окончили как минимум примечетные курсы, а сейчас желают, чтобы сыновья и дочери приобретали знания уже в медресе и вузах. Так считает директор Совета по исламскому образованию России, заместитель муфтия Татарстана по образованию Рафик Мухаметшин. Он сам возглавляет сразу два вуза, Российский исламский институт (РИИ) и Казанский исламский университет (КИУ), расположенные в одном здании в центре Казани.

«Так формируются полноценные мусульманские семьи из нескольких поколений, — констатирует Мухаметшин. — Для ребенка есть мотивация получать религиозное образование. Поэтому, естественно, мы в своем вузе предоставляем такую возможность. Например, если он хочет получить диплом государственного образца, то может изучать теологию, арабский и английский языки. Есть у нас и журналистика для тех, кто хочет работать в мусульманских СМИ или в светских СМИ освещать исламскую проблематику». Кстати, осваивать профессию журналиста здесь можно бесплатно. Кроме того, РИИ является единственным в Татарстане исламским институтом, где выпускники получают дипломы государственного образца.

Вуз востребован и у студентов из нерелигиозных семей. «Конечно, родители, прежде чем отдать ребенка, который хочет глубоко изучать арабский, английский, журналистику, начинают думать, какая среда в общежитии, с кем он будет жить, кто будет в комнате с ним, — продолжает Мухаметшин. — У нас совершенно другая среда, дети воспитанные, нет пьянок, разврата. Среда, естественно, мусульманская, ребенку бывает поначалу непривычно, но многие, особенно если они этнические мусульмане, начинают совершать намаз. Так что определенные изменения в сознании человека происходят».

Если же ребенок хочет изучать чисто исламские дисциплины, а по окончании вуза трудиться в духовной сфере, где не требуют диплома государственного образца, то можно поступить в КИУ. «Кто хочет глубоко изучать исламское богословие, для этого у нас есть шариат, можно стать коран-хафизом, у нас есть профиль „Коранические науки“, где заучивают Коран», — констатирует ректор КИУ.

Особенностью сегодняшних будней российских мусульманских учебных заведений является то, что изучать исламские дисциплины часто приходят дети из религиозных семей РИИ является единственным в Татарстане исламским институтом, где выпускники получают дипломы государственного образца Фото предоставлено ДУМ РТ

«Мои одногруппники реализовались»

Естественно, любого выпускника вуза волнует дальнейшее трудоустройство. Да, большинство из них уже нацелены в дальнейшем работать в тех или иных религиозных структурах. Но, как показывает опыт, вполне себе возможно претендовать и на солидные должности в официальных структурах, можно преподавать языки, работать в СМИ и т. д.

«Я в 2006 году окончил шариатский факультет вуза по специальности „мусульманское право и арабский язык“, — рассказывает главный советник Департамента Раиса РТ по вопросам внутренней политики, ветеран СВО Нияз Хамзин. — Учеба там для меня стала моим базовым образованием, полученном на дневном отделении. И те знания, тот академический багаж, который получил, использую практически ежедневно. Он востребован на службе, я работаю по религиозному направлению, приходится анализировать, давать какие-то рекомендации при работе с религиозными организациями. Полученные в вузе знания здесь просто бесценны».

Айнур Султанов: «Теологическое образование — сердцевина всего гуманитарного знания, определяющего ценностные ориентиры российского общества»Фото предоставлено ДУМ РТ

Другой выпускник РИИ Айнур Султанов — проректор Болгарской исламской академии по развитию. Прежде чем стать одним из руководителей БИА, он прошел серьезный профессиональный путь. По окончании вуза в 2010 году начал работать в ДУМ РТ, затем в КФУ, а в 2012 году, когда был создан департамент президента РТ по вопросам внутренней политики, перешел на службу в этот орган, где трудился в течение 9 лет. Но спустя время вернулся в религиозную сферу.

«Многие мои одногруппники также смогли реализоваться, кто-то работает за границей, в Абу-Даби, специалистом в Исламском банке реконструкции и развития, кто-то является научным сотрудником в Малайзии, кто-то ушел в сферу культуры и возглавляет музеи в Казани. Многие трудятся в религиозной сфере, несколько человек уже являются имам-мухтасибами районов республики, — перечисляет Султанов. — Отрадно, что все они включены в жизнь татарстанской уммы, являются активными и прогрессивными мусульманами нового поколения. Они прилагают большие усилия для развития татарского народа и мусульманского сообщества в республике».

По его словам, в настоящее время очень большой спрос на теологов, поскольку теологическое образование — сердцевина всего гуманитарного знания, определяющего ценностные ориентиры российского общества. Так что освоение этой профессии сегодня перспективно в плане трудоустройства.

Рафик Мухаметшин: «Наши медресе, особенно казанские, самые желанные, практически вся Россия у нас учится. Свой авторитет они нарабатывали в течение 30 лет»Фото предоставлено ДУМ РТ

«Обучение идет на татарском, русском, арабском языках в зависимости от контингента и курса»

Но все же основное направление деятельности мусульманских учебных заведений — подготовка религиозных деятелей. Этим занимаются прежде всего медресе, где получают среднее богословское образование, а после окончания присваивается квалификация имам-хатыйба, преподавателя исламских наук. Самые старые и уважаемые из них — Казанское медресе «Мухаммадия» и Казанское медресе им.1000-летия принятия ислама, а всего заведений с таким профилем в республике восемь. По словам заммуфтия РТ по образованию, татарстанские учебные заведения среднего образования пользуются огромной популярностью.

«Наши медресе, особенно казанские, самые желанные, практически вся Россия у нас учится. Свой авторитет они нарабатывали в течение 30 лет. Их выпускники нарасхват по всей Центральной России, особенно в местах компактного проживания татар, где требуются татароязычные имамы, преподаватели, — говорит Мухаметшин. — Проблема трудоустройства у выпускников религиозного учебного заведения меньше, чем у светских специалистов. Можно и продолжить обучение, поступить к нам в КИУ. У нас программа выстроена таким образом, что мы выпускников медресе можем принимать на первый, а после аттестации перевести на третий курс. После трех лет обучения в медресе он поступает в КИУ и здесь за два года становится бакалавром. Потом, в принципе, прямая дорога в Болгарскую исламскую академию».

Ильмир Хасанов: «80 процентов преподавателей, а это выпускники российских и зарубежных исламских учебных заведений, владеют языком Корана, у них имеются также и светское педагогическое образование» Ильмир Хасанов: «80 процентов преподавателей владеют языком Корана, у них имеется также и светское педагогическое образование» Фото предоставлено ДУМ РТ

Востребованы и медресе, расположенные вне столицы Татарстана. По словам директора Буинского медресе Ильмира Хасанова, кстати выпускника медресе «Мухаммадия», в прошлом году конкурс при поступлении составил два человека на одно место.

«Обучение идет на татарском, русском, арабском языках в зависимости от контингента и курса. На первом уклон на татарский и русский, на втором — арабский, татарский, русский, а уже на третьем больше арабский. 80 процентов преподавателей владеют языком Корана, у них имеется также и светское педагогическое образование. Не надо ехать за рубеж для изучения арабского языка, его можно и здесь освоить, не отрываясь от наших реалий», — отметил Хасанов.

По словам Ильмира хазрата, у них учатся шакирды из Чувашии, Ульяновской, Пензенской областей, Мордовии. По окончании медресе, как правило, возвращаются к себе на родину, где служат в различных религиозных должностях.

Как и Хасанов, его коллега, директор Уруссинского медресе Марат Марданшин считает, что изучать арабский язык можно и в России Как и Хасанов, его коллега, директор Уруссинского медресе Марат Марданшин считает, что изучать арабский язык можно и в России Фото предоставлено ДУМ РТ

Как и Хасанов, его коллега, директор Уруссинского медресе Марат Марданшин считает, что изучать арабский язык можно и в России. В медресе Республики Татарстан высоквалифицированные специалисты обучают студентов по арабскому языку не хуже зарубежных. В медресе поступают в основном после 9-го класса, параллельно с учебой шакирды обучаются в вечерней школе, где получают общее образование. Но Уруссинское медресе является единственным в Татарстане, где параллельно дети в школе напротив учатся в 10–11-м классе.

«У нас основной контингент — это, конечно же, Татарстан, но есть шакирды и из близлежащих регионов, даже Москвы или Тюмени, — продолжает Марданшин. — С их муфтиятами мы заключаем договоры, и, даже когда желающие поступить к нам обращаются индивидуально, говорим им, чтобы сообщали своему муфтию, пусть он даст направление на учебу, а чтобы после получения диплома выпускники возвращались к себе, по месту жительства. То есть, отучившись у нас, не ушли куда-либо, а работали по специальности, а наши труды не пропали даром, чтобы были под контролем своих муфтиятов. В Татарстане же направление дает районный мухтасибат».

До старта приемной кампании в мусульманских учебных заведениях остается чуть больше недели. «Сейчас выпускникам школы легче, куда-либо ходить не надо, потому что практически каждый вуз, медресе имеет свой сайт. Можно посмотреть, какие там требования. 20 июня начинается прием и продолжается до начала августа, мы вас ждем в наших учебных заведениях!» — заключает Мухаметшин.