«Ситуация на кредитном рынке вынуждает инвесторов смещать реализацию проекта», — рассказывали на днях депутатам Госсовета РТ в свияжском межрегиональном мультимодальном логоцентре о проблеме дорогих денег. Первые шаги в мир большой логистики СММЛЦ сделал с тремя резидентами в августе 2024-го, к концу года там отгрузили 262 тыс. т, а в планах до 2027-го вчетверо больше — 1 млн т грузов. Логоцентр заметно оживил правобережье Волги в Зеленодольском районе. Институт пространственного планирования Татарстана подготовил мастер-план до 2050 года, который на выездном заседании комитета Госсовета республики предложили дополнить грузовым аэропортом, а СММЛЦ придать статус особой экономической зоны портового типа. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
В минувшую пятницу депутаты комитета по инфраструктуре Госсовета РТ осмотрели свияжский мультимодальный логистический центр в Зеленодольском районе
Как живут логоцентр и его резиденты?
В минувшую пятницу депутаты комитета по инфраструктуре Госсовета РТ осмотрели свияжский мультимодальный логистический центр в Зеленодольском районе. Там же обсудили проблемы и перспективы логистики речного транспорта.
Сегодня на территории СММЛЦ со статусом территории опережающего социально-экономического развития работают три резидента:
- элеваторный комплекс «Август-Агро».
- складской комплекс «Магнит Маркет».
- завод по производству тротуарной плитки «Выбор-Поволжье».
Суммарные инвестиции резидентов оценивают в 9 млрд рублей. В августе 2024 года там открыли грузовой порт с причальной стенкой длиной 2,5 км для судов смешанного типа «река — море». Хозяйствует на территории с 2021 года управляющая компания «Альянс», входящая в группу компаний «Ядран» бизнесмена Ирека Салихова. В инфраструктуру, инженерные сети республиканский и федеральный бюджеты с начала нулевых суммарно вложили 8,7 млрд рублей.
Суммарные инвестиции резидентов оценивают в 9 млрд рублей. В августе 2024 года там открыли грузовой порт с причальной стенкой длиной 2,5 км для судов смешанного типа «река – море»
К концу 2024 года всеми видами транспорта в СММЛЦ отгрузили 262 тыс. т сельскохозяйственной продукции, строительных, инертных материалов. Свыше половины грузов приходится на «Август-Агро», в том числе экспорт. Скоростная линия позволяет грузить на судно 5 тыс. т продукции за 12 часов, попутно идет и оформление документов. Для сравнения: обычная скорость загрузки такого же объема составляет 7 дней. Железнодорожный состав из 65 вагонов загружают за два дня. Предельная годовая мощность перевалки — 450 тыс. т, в планах на этот год 330 тыс. тонн. На территории есть собственная лаборатория, сушилка.
К концу 2024 года всеми видами транспорта в СММЛЦ отгрузили 262 тыс. т сельскохозяйственной продукции, строительных, инертных материалов
«До 90 процентов с августа отгрузили на баржи, транспорт сезонный. А вот к концу навигации стало больше ж/д, — рассказывал депутатам генеральный директор элеваторного комплекса Расиль Садыков. — В том году основными культурами были пшеница, подсолнечник, лен и горох. В этом году планируем начать работу с рапсом».
А теперь в гости к другому резиденту — производителю тротуарной плитки «Выбор-Поволжье». В Казани продукцией данной компании благоустроены тротуары и площадь вокруг нового IT-парка, обновлена улица Баумана и другие знакомые места. На выбор свыше 40 форм плиток, 100 цветов, плитки под заказ, бордюры дорожные и магистральные. На этом же заводе выпускают вибропрессованный облицовочный кирпич — из него, например, построили административный корпус предприятия в СММЛЦ. Оборудование немецкое.
«На дальние расстояния возим автотранспортом», — рассказывал о способах доставки продукции операционный директор ООО «Выбор-Поволжье» Алексей Бирих. В то же время отгрузка ж/д транспортом у данного завода развита слабо, пробную партию отгрузили с грузового двора станции Юдино. Ситуация меняется — УК «Альянс» уже приобрела эстакаду для погрузки с территории СММЛЦ.
По словам заместителя начальника Горьковской железной дороги по казанскому территориальному управлению Александра Черемнова, в августе на территории СММЛЦ начнут принимать и выдавать грузы в универсальных контейнерах массой брутто до 30 тонн
Ближайшие планы и проблемы
Логоцентр еще делает первые шаги в мир большой логистики. По словам заместителя начальника Горьковской железной дороги по казанскому территориальному управлению Александра Черемнова, в августе на территории СММЛЦ начнут принимать и выдавать грузы в универсальных контейнерах массой брутто до 30 тонн. А до 2027 года «Альянс» намерен выйти на грузооборот логоцентра в 1 млн т, что в 4 раза больше показателя 2024 года. Грузить будут сельхозпродукцию, навалочные и строительные материалы, тарно-штучные грузы.
«Естественно, это потребует внутриплощадочных инфраструктурных решений, средств механизации», — говорит руководитель проекта УК «Альянс» Алексей Ненич.
Сдерживают речные перевозки два узких места единой глубоководной системы европейской части России. Это Городецкий гидроузел в Нижегородской области, который реконструируют с 2021 года и, судя по новостям, планируют завершить к 2027-му. Другое узкое место — Багаевский гидроузел в Ростовской области, там работы намерены завершить в 2026-м. «Решаются системные вопросы в двух узких местах», — говорил присутствовавший на заседании руководитель ФКУ «Речводпуть» Михаил Дробин.
Из других проблем — владельцы судов смешанного типа «река – море» не хотят работать в верховьях рек, предпочитая низовья Волги и Дона. «Там работает принцип короткого плеча. Если взаимодействовать по фрахтованию судов на средней Волге, то увеличивают ставку. Тариф неконкурентоспособен в сравнении с другими видами транспорта, в частности автомобильным», — говорил Ненич.
Грузовых судов на Волге в целом стало меньше, хотя перевозка по воде дешевле, описал собственные наблюдения депутат, глава группы компаний «ЖИК» Эмиль Хуснутдинов. Тут проблема с отсутствием грузов.
Вдобавок средний возраст судов — 40 лет. «Речводпуть» выступает заказчиком технического флота по госпрограмме и не в ответе за коммерческих судовладельцев. Но в последние годы, по словам Дробина, в России обновили свыше 100 судов технического флота, остается контракт еще на 7, но в следующие три года нет ни одного: финансирование сократили.
«С одной стороны — капля в море, — говорил о выполненных контрактах Дробин. — С другой, заложены деньги на содержание судов, ремонт проводят как минимум раз в год, а иногда даже модернизацию».
Влияет на грузовую базу и внешнеэкономическая ситуация, которая до конца не дает инвесторам и грузоотправителям перспектив долгосрочных поставок. «Могут ввести санкции либо на флот, либо на предприятия», — объяснял Ненич и тоже предлагал наращивать флот, развивать линии между крупными речными портами.
«Текущая ситуация на кредитном рынке вынуждает инвесторов смещать реализацию проекта, исключать объекты инфраструктуры, механизации для проектов», — озвучил Ненич и такую проблему развития логоцентра.
Михаил Афанасьев: «Конечно, мы не можем соревноваться с Самарой, там больше преимуществ, но мы готовы влезть в эту драку»
А что в будущем?
Его уже обрисовал Институт пространственного планирования РТ в мастер-плане не только для логоцентра, но и соседних территорий. До 40 тыс. жителей, 1 млн кв. м жилья, 30 тыс. рабочих мест, 100 тыс. туристов ежегодно — примерно таким видит ИПП РТ не самое живое ныне правобережье Волги Зеленодольского района.
«Здесь автомобильный, железнодорожный, речной транспорт. А как насчет строительства аэропорта?» — задал вопрос депутат, глава группы компаний «ЖИК», впечатлившись увиденным на экскурсии по логоцентру.
Идею строительства аэропорта прорабатывали еще на этапе старта проекта СММЛЦ в начале нулевых, сказал глава Зеленодольского района Михаил Афанасьев. «Определили глиссаду, нашли место. По мнению авиаторов, глиссада получилась лучшей с точки зрения господствующих ветров, и эта земля есть. Я считаю, что придет время, когда Казани будет не хватать одного аэропорта. Эту идею надо прорабатывать, сначала это может быть аэропорт малой авиации, а впоследствии вырасти до хаба. Конечно, мы не можем соревноваться с Самарой (грузовой терминал в Курумоче — один из крупнейших в России, обслуживает до 150 т грузов в сутки — прим. ред.), там больше преимуществ, но мы готовы влезть в эту драку», — рассказал Афанасьев.
Такой вариант поддержал глава комитета Госсовета РТ Андрей Егоров. «Мы с вами», — сказал он. «Нет, это я с вами», — ответил под смех зала Афанасьев и позднее предложил развить проект до особой экономической зоны портового типа.
«Мы с вами», — сказал Андрей Егоров. «Нет, это я с вами», — ответил под смех зала Афанасьев и позднее предложил развить проект до особой экономической зоны портового типа
Действующий аэропорт Казани расположен в 80 км от СММЛЦ, его грузовой оборот за 2024 год — 3 тыс. т легких грузов. «Объем небольшой, но возможность такая есть, нужно расти инфраструктурой, надо развивать», — прокомментировал замминистра транспорта и дорожного хозяйства РТ Айрат Садыков.
Площадку СММЛЦ можно прицепить к казанскому аэропорту, размышлял Афанасьев и рассказал, что у «Росавиации» есть некая программа, по которой можно найти финансирование на развитие воздушных грузоперевозок. «Тоже начали вести эту тему», — сказал Садыков, но не стал раскрывать подробности.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.