«B2B-направление — это не просто отдельный рынок, а целый спектр сегментов с разным уровнем потенциала» Сейчас «Нэфис» занимает более 30% рынка по этому продукту в России, конкурируя только с импортными поставщиками

От продаж стеарина с XIX века до продуктовых линеек современности

Потребность в импортозамещении, нарушение логистических цепочек и трудности с валютными платежами со времен пандемии коронавируса стали вызовом для многих бизнесов по всей стране, а санкции последних лет ситуацию только усложнили. Зарубежные бренды, привычные многим предприятиям, уходили из России, а сроки доставки химических компонентов стали достигать порядка трех месяцев, затормаживая производство.

Один из ответов на ситуацию родился в «Нэфис Косметикс». Компания, отмечающая в этом году 170-летие с момента основания, — один из российских лидеров по поставкам не только потребительской бытовой химии, но и технической продукции (стеариновая и олеиновая кислоты, глицерин, вторичные жировые гудроны).

Огромный опыт подтолкнул «Нэфис» к логичному вопросу: почему бы не переплавить свою экспертность в создание качественных продуктов для бизнеса? Производство в России позволяет удерживать относительно невысокую себестоимость и поставлять товары стабильно и быстро, а собственная лаборатория и мощная производственная база — обеспечивать эффективность и безопасность продуктов.

«B2B-направление — это не просто отдельный рынок, а целый спектр сегментов с разным уровнем потенциала. Есть категории, где мы предлагаем сырьевые продукты, требующие дальнейшей переработки. Например, наша стеариновая кислота — это будущая шина, олеиновая кислота — моторное масло. Сейчас мы готовим крупный инвестиционный проект по переоснащению производства стеарина, чтобы получить продукт нового уровня, позволяющий расширить рынки сбыта, — говорит генеральный директор „Нэфис Косметикс“ Дина Лаврикова. — Также есть направления B2B, связанные с профессиональной химией, например средства для автомоек. Многие из этих сегментов мы сейчас активно изучаем и видим в них потенциал для роста».

Интересно, что «Нэфис Косметикс», пожалуй, единственный производитель стеарина в стране. И еще интереснее, что этот продукт был в линейке завода братьев Крестовниковых в XIX веке — тогда стеарин поставлялся мыловаренным, свечным и другим производствам не только Российской империи, но и иностранным заказчикам. Стеариновая кислота входила в число основных видов продукции комбината и на протяжении XX века.

Как поясняет директор по развитию B2B «Нэфис Косметикс» Марат Дюняшев, другие крупные российские заводы, производившие этот компонент, закрылись из-за нерентабельности или устаревшего оборудования либо сменили профиль. Сейчас «Нэфис» занимает более 30% рынка по этому продукту в России, конкурируя только с импортными поставщиками.

Директор по развитию B2B «Нэфис Косметикс» Марат Дюняшев 

«Мы много лет сотрудничаем с „Нэфис Косметикс“ в поставках стеариновой кислоты ГОСТ 6484-96. Ценим стабильное качество продукции, соответствующее строгим требованиям стандарта, а также соблюдение сроков поставок. Стеариновая кислота от „Нэфис Косметикс“, по опыту нашего сотрудничества, отличается высокой степенью очистки и однородным составом, что крайне важно для нашего производства. Партнеры оперативно решают вопросы, связанные с логистикой, документацией и согласованием заказов, что делает сотрудничество максимально комфортным», — поделился Дмитрий Зурхаев, генеральный директор ООО «Ставропольская химическая компания».

Сейчас среди клиентов «Нэфис Косметикс» — шинные гиганты Cordiant, Yokohama и KAMA TYRES, заводы «Уралхим», СИБУР, «Омский каучук», «Лукойл» и другие, а также пищевые производства и не только.

В планах казанской компании — модернизировать производство и расширить долю рынка, конкурируя с «иностранцами» не только в сроках поставки, но и в ассортименте. Здесь внедрят фасовку стеарина в биг-бэгах, смогут отгружать его в виде гранул, а также запустят аналоги импортных марок с нужным клиенту йодным числом, цветом и кислотностью.

В отличие от импорта, где цикл поставки может достигать свыше месяца, мы при наличии свободных мощностей готовы отгрузить заказ в течение 7 дней. А в случае рекламаций — оперативно переработать или заменить партию.
Марат Дюняшев Директор по развитию B2B «Нэфис Косметикс»
Марат Дюняшев директор по развитию B2B «Нэфис Косметикс»

Помимо традиционных поставок технической продукции, «Нэфис Косметикс» с 2022 года стал выходить на новые для себя сегменты рынка. И сегодня «Нэфис» готов поставлять партнерам энзимы, фракции альфа-олефинов, пеногасители, красители, ПАВы, цветные функциональные гранулы, пропиленгликоль и другое сырье собственного производства. Компания закупает их в больших объемах по особым условиям от поставщиков и может стать связующим звеном между производителями и потребителями химпродукции. Поскольку поставщики сырья не всегда готовы отгружать мелкие заказы, такая услуга особенно актуальна для небольших предприятий, у которых нет потребности в крупных закупках.

Нэфис Косметикс предлагает клиентам сегмента B2B свыше 50 наименований готовых продуктов: от постоянных линеек бытовой химии до профессиональных средств для разных целей «Сегодня «Нэфис» готов поставлять партнерам энзимы, фракции альфа-олефинов, пеногасители, красители, ПАВы, цветные функциональные гранулы, пропиленгликоль и другое сырье»

«Автохимией «Нэфиса» пользуются 35–40% наших клиентов — пожалуй, все крупнейшие автомойки самообслуживания в Татарстане»

Сейчас «Нэфис Косметикс» предлагает клиентам сегмента B2B свыше 50 наименований готовых продуктов: от постоянных линеек бытовой химии до профессиональных средств для разных целей. Например, универсальный порошок от компании в своих производственных циклах используют бумажный комбинат «Волга» и производитель покрышек ТД «Кама».

Есть и линейки готовой продукции для разных сфер, объединенные под брендом NEFCOpro. Например, разнообразные средства для индустриальной стирки, включая продукты для водоподготовки. Они подходят для прачечных, отелей, фитнес-центров и так далее. Или линейка профхимии для клининга, которую сейчас используют для уборки ТЦ (например, «Тандема»), бизнес-центров, больниц, отелей, в том числе московских. Средства линейки опробовали и в казанском метро.

Есть и линейки готовой продукции для разных сфер, объединенные под брендом NEFCOpro. Например, разнообразные средства для индустриальной стирки, включая продукты для водоподготовки «Нэфис Косметикс» предлагает клиентам сегмента B2B свыше 50 наименований готовых продуктов: от постоянных линеек бытовой химии до профессиональных средств для разных целей 

«Хотим отметить высокое качество стирки всех типов белья, оперативное решение текущих вопросов технологами „Нэфис Косметикс“, а также соотношение цены и качества продуктов. Стабильные отгрузки позволяют нам бесперебойно осуществлять свою деятельность», — сказала Елена Егорова, представитель туристическо-гостиничного комплекса «Вега Измайлово» (Москва).

В этом году ко Дню Победы компания специально разработала и подарила муниципалитетам городов-героев страны средства для ухода за мемориалами и памятниками. Как оказалось, это целая проблема для городского хозяйства. Агрессивная химия чревата повреждениями, спецсредств практически не найти. А тереть памятники щетками с простой водичкой — то еще удовольствие, да и неэффективно.

«Мы общались с „Горводзеленхозом“ Казани, со службами благоустройства других городов и на основе их пожеланий разработали универсальное средство-концентрат для гранита, бетона, нержавеющей стали, — вспоминает Дюняшев. — Нашу инициативу поддержали пять городов: Волгоград, Смоленск, Керчь, Севастополь и Москва. Шестой стала Казань — город трудовой доблести и родной город нашего предприятия».

Всего «Нэфис» бесплатно поставил 516 литров средства-концентрата и спрея. В Казани с их помощью помыли Вечный огонь, пантеон героев, стелу Победы и другие памятники в парке Победы.

Сейчас B2B-отдел «Нэфис Косметикс» развивает и другие направления работы. Например, компания вышла на рынок автохимии с брендом NEFCOpro Car. Линейка для авто у компании уже была в 2010-х, но с тех пор индустрия продвинулась вперед. Так что просто воспроизводить прошлые рецептуры смысла не было — разработали все с нуля. Как рассказывают в компании, при этом отдельно учитывали растущую популярность китайских автомобилей и специфику их сборки.

Средства сделали бережными: они не повредят лакокрасочное покрытие или хром-элементы. И экологичными — за счет фосфонатов вместо фосфатов в рецептуре. Эффективность же обеспечит высокое содержание активных компонентов. В линейку NEFCOpro Car входят пять шампуней для ручной и бесконтактной моек. Они разработаны под разные потребности, а яркие цвета помогают подчеркнуть свойства каждого продукта. «Нэфис» уже продает автошампуни дистрибьюторам, на финишной стадии получения документации и косметика для детейлинга.

«Автохимию „Нэфис Косметикс“ мы протестировали на мойках, оценили моющую способность и пенообразование и остановились на пяти вариантах шампуней», — рассказывает один из клиентов бренда, директор автомойки CWTech (Казань) Евгений Соченков.

«Нэфис» готов предложить средства для очистки оборудования на предприятиях пищевой, рыбной, мясоперерабатывающей промышленности, а также на сельхозпредприятиях В линейку NEFCOpro Car входят пять шампуней для ручной и бесконтактной моек — они разработаны под разные потребности

По словам Евгения Дерюгина, учредителя одной из дистрибьюторских компаний, сейчас автохимией «Нэфис Косметикс» пользуются 35–40% их клиентов. «Это, пожалуй, все крупнейшие автомойки самообслуживания в Татарстане. Особенно удобна для закупки и последующей продажи фасовка по 20 литров», — отмечает Дерюгин.

На подходе еще одна линейка — химия для CIP-моек и животноводства. «Нэфис» готов предложить средства для очистки оборудования на предприятиях пищевой, рыбной, мясоперерабатывающей промышленности, а также на сельхозпредприятиях. Планируется выпуск чистящих средств для пароконвектоматов. Ну и, как вишенка на торте, отдельная серия средств разработана для обработки вымени коров и доильного оборудования.

Магия разработки: как за 3 месяца делают химию по вашему заказу

Как разрабатывается вся эта продукция? Начинается все с запросов клиента: специалисты анализируют, что ему нужно и для чего. Именно поэтому «Нэфису» можно заказывать такую химию, которая нужна именно вашему бизнесу.

Над разработкой состава работает команда, в которую входят как минимум пять специалистов. Месяц они экспериментируют с рецептурой, еще три — дорабатывают стабильность готового продукта. В итоге из 15 вариантов до «финиша» может дойти только один, но именно тот, который удовлетворит все запросы клиента.

Для проверки стабильности составов в лаборатории работает, например, камера имитации ускоренного старения. Месяц «жизни» состава внутри такого аппарата равен году хранения в обычных условиях. Так что срок годности указан не «на глазок», а проверен научно. То же с моющей способностью средств: фотометр измерит коэффициент отражения ткани до и после стирки в аппарате-лаундерометре и математически покажет, насколько хорошо порошок удалил загрязнение.

Составы в «Нэфис» готовы адаптировать и под конкретные технологические задачи. Например, убрать ненужную отдушку. Или, наоборот, добиться нужного аромата или цвета Составы в «Нэфис» готовы адаптировать и под конкретные технологические задачи. Например, убрать ненужную отдушку. Или, наоборот, добиться нужного аромата или цвета

Помимо обязательных испытаний, предусмотренных ГОСТом, в лаборатории «Нэфис Косметикс» применяют и свои внутренние методики тестов, чтобы точно убедиться в стойкости и эффективности продуктов.

«У нас действует ОТК, есть входной контроль сырья, выходной контроль качества и промежуточные этапы контроля при передаче из цеха в цех, — подчеркивает Дюняшев. — Каждой партии выдается удостоверение качества, а если у клиентов есть вопросы, то мы допускаем их до аудита». Товары соответствуют ГОСТам и ТУ, а для пищевых производств гарантирована безопасность по СанПиН и HACCP. Что удобно, продукция поставляется в разных видах тары, от спреев до кубов. Могут отгрузить ее и в собственную тару заказчика.

Составы в «Нэфис» готовы адаптировать и под конкретные технологические задачи. Например, убрать ненужную отдушку. Или, наоборот, добиться нужного аромата или цвета. Процесс разработки занимает порядка трех месяцев.

Бывают заказы на создание аналога продукта от ушедшего из России бренда. И за такую задачу тоже может взяться лаборатория компании.
Марат Дюняшев Директор по развитию B2B «Нэфис Косметикс»
Марат Дюняшев директор по развитию B2B «Нэфис Косметикс»

Знаком верно избранного курса становятся новые крупные контракты, в том числе международного масштаба. Один из них заключен совсем недавно на саммите «Россия – исламский мир: KazanForum». Теперь «Нэфис» будет поставлять бытовую химию турецкой компании Nova Solutions, откуда она попадет в ключевые торговые сети страны.