«Фактическую сторону дела мы все плохо знаем. Но факт, что для индустрии это не самая лучшая история. При неаккуратных движениях мы можем вообще остаться без достаточно неплохой игры и достойной компании», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» вчерашнее решение суда в отношении компании «Леста Игры». По иску Генпрокуратуры РФ одну из крупнейших игровых студий в стране с капитализацией в $1,5 млрд национализируют, а ее теперь уже бывший владелец Малик Хатажаев признан экстремистом. Такой же статус получил и Виктор Кислый — владелец Wargaming.net, которой до марта 2022 года принадлежала компания. На продукты фирмы, в том числе игру «Мир танков», решение не влияет, успокаивают прокуратура и парламент. Но в истории все не так просто.
Это первый случай судебного запрета деятельности издателя видеоигр в России
Издатель «Мира танков» уходит государству, а ее владелец теперь экстремист
О серьезных сложностях у компании «Леста Игры», известной прежде всего в качестве издателя игры «Мир танков», стало известно весной. 17 апреля Таганский районный суд Москвы арестовал активы юридических лиц, входящих в структуру студии — главного юрлица ООО «Леста», московского офиса компании ООО «Леста» и ООО «Леста Геймс Эдженси», непосредственного издателя игр. Взыскателем по делу значилась Генеральная прокуратура РФ. Других деталей не было, только исполнительное производство в базе федеральной службы судебных приставов.
На фоне новостей «Леста Игры» опубликовали в своем телеграм-канале «успокоительный» пост о том, что руководство компании в курсе ситуации и «проблема решается». В компании подчеркнули, что работают в полном соответствии с законодательством России и Беларуси и содействуют правоохранительным органам, так что переживать не за что. «Мы ничего не нарушили, и нам нечего опасаться. <…> Все необходимые правовые механизмы задействованы», — отметили в компании.
Но вскоре выяснилось, что проблема не просто в аресте активов, она намного серьезнее. 24 апреля появились новости об аресте, а спустя двое суток стало известно, что Генпрокуратура РФ через суд требует запретить деятельность «объединения», состоящего из владельца компании «Леста» Малика Хатажаева и собственника Wargaming.net Виктора Кислого, а также взыскать 100% долей «Лесты» в доход государства. По сути, национализировать имущество.
Причиной для запрета деятельности прокуратура назвала экстремистскую деятельность. К иску заявитель приложил публикации с заголовками «Самая военная игра World of Tanks против спецоперации России», «Как Wargaming пережил 25 лет — и справился с войной на Украине», «Wargaming запустила благотворительный проект с украинским контентом в играх для сбора на реанимобили». «Леста игры» попытались оспорить обеспечительные меры по иску, но безуспешно.
А накануне суд в Москве удовлетворил иск Генпрокуратуры. Рассматривали дело в закрытом режиме. По итогам заседания суд постановил запретить деятельность «объединения» Кислого и Хатажаева в связи с осуществлением экстремистской деятельности и обратить в доход государства доли трех юрлиц издателя «Мира танков». Это первый случай судебного запрета деятельности издателя видеоигр в России.
Что означает решение суда, вчера разъяснил российским изданиям некий источник в Генпрокуратуре РФ. Кислый и Хатажаев как физические лица признаны экстремистами, а их деятельность на территории России отныне запрещена. «За счет своих доходов они финансировали фонды, специализирующиеся на закупке снаряжения для вооруженных сил Украины», — объяснил мотивацию собеседник. Права упомянутых лиц на компанию «Леста» аннулировали, чтобы лишить их возможности получать доходы, используемые для подрыва безопасности и территориальной целостности РФ.
Судебный акт не касается и не распространяется на группу компаний «Леста», ее контрагентов и клиентов, в том числе пользователей компьютерных игр, также подчеркнул источник. «Решение суда не повлечет прекращение работы ГК „Леста“, реализации ее проектов и развития игровых продуктов», — заявил он.
Виктор Кислый и Малик Хатажаев (на фото) как физические лица признаны экстремистами, а их деятельность на территории России отныне запрещена
Одна из крупнейших компаний Рунета с капитализацией в $1,5 миллиарда
Студию «Леста Игры» в 1991 году создали Хатажаев и единомышленники. Сначала она специализировалась на компьютерной графике для видеопродукции, а с 2000-го начала работать в игровой индустрии. В 2011 году компания вошла в состав белорусской Wargaming предпринимателя Кислого и на 100% принадлежала кипрской «Варгейминг груп лимитед».
В таком формате, под «крылом» Wargaming, российская студия проработала до марта 2022-го. После начала специальной военной операции на Украине Wargaming ушла из России. В марте она объявила, что передает игровой бизнес в РФ и Беларуси ООО «Леста», причем в релизе отметила, что студия «Леста» и Wargaming больше никак не связаны. «Компания не получит прибыли от этого процесса ни сегодня, ни в будущем. Наоборот, мы ожидаем, что понесем существенные убытки как прямой результат этого решения», — указывали в фирме.
Летом 2022 года кипрская Wargaming продала свои доли в российской компании «Леста» и белорусской «Гейм стрим». Новым собственником «Гейм стрим» (91,8%) и «Леста» (100%) стал Хатажаев. Российская студия фактически начала оперировать играми World of Tanks, World of Warships и мобильной Tanks Blitz на территориях России и Беларуси. Осенью 2022 года новый владелец прав на игры русифицировал их названия, появились «Мир танков» и «Мир кораблей».
Сейчас основное юрлицо студии ООО «Леста» на 99% принадлежит ее основателю Хатажаеву, еще 1% владеет ООО «Леста Геймс Эдженси». Эта фирма и ООО «Леста Геймс Москва» находятся в полной собственности ООО «Леста». Хатажаев получил свою долю сначала напрямую от Wargaming летом 2022-го, в сентябре того же года переоформил ее на китайскую Lesta Hong Kong Limited, а в октябре 2024-го вернул себе. Смену бенефициара в студии объясняли тем, что рассматривают российское направление как приоритетное: «Для реализации долгосрочных планов и приоритетов компании».
При этом сообщалось, что совладельцем гонконгской Lesta Hong Kong Limited уже после официального «разрыва» некоторое время был Владимир Кислый, предположительно, отец основателя Wargaming Виктора Кислого. Последний передал акцию Хатажаеву в ноябре 2023 года, однако чуть ранее, в октябре, Wargaming.net объявила о сборе средств для Украины. Разработчик начал предлагать специальные игровые наборы, деньги от продажи которых будут переданы Киеву. Утверждалось, что средства пойдут в том числе на покупку машин скорой помощи. Российская компания позже утверждала, что одна акция Кислого была нужна для управляемости процесса разделения компаний и что она была технической и не давала владельцу прав получать выплаты, не влияла на контроль.
В 2023 году «Леста Игры» стали лидером по объему продаж и аудитории в игровой индустрии России. В апреле 2024-го Хатажаев убеждал, что никаких отношений с Wargaming у «Лесты» нет. В том году компания купила новые офисы в Москве и Санкт-Петербурге. Выручка группы компаний по итогам 2024-го достигла 35 млрд рублей, что стало рекордом за всю историю компании, а чистая прибыль достигла около 16 млрд рублей.
Часть прироста выручки обеспечили высокие доходы по депозитам, но в основном она сформирована увеличением активной аудитории «Лесты» (по собственным оценкам, 6,5 млн пользователей ежемесячно), объяснял Хатажаев в марте этого года. Руководитель компании анонсировал расширение на рынке за счет новых продуктов. Как отмечал бизнесмен, в разработке у студии четыре игры и сервисное ПО для игровой индустрии. Предприниматель также подчеркивал, что не забирает дивиденды, все деньги идут в развитие бизнеса, покупку оборудования, наем и обучение персонала.
В 2025 году «Леста Игры» заняли 10-е место в списке самых дорогих компаний Рунета по версии Forbes c оценкой капитализации в $1,5 миллиарда.
В 2023 году «Леста Игры» стали лидером по объему продаж и аудитории в игровой индустрии России
Политики успокаивают, а разработчики боятся «краха компании»
Адвокат Хатажаева накануне заявил прессе, что решение суда будет обжаловано. После решения суда компания опубликовала релиз со списком «достижений». Студия подчеркнула, что не выводит свою прибыль на Запад, а реинвестирует в Россию и Беларусь и финансирует развитие отечественных продуктов, включая работы по импортозамещению иностранного ПО. Студия также рассказала, что развивает киберспорт, учредила бесплатный образовательный проект и даже занимается «спасением» подлодки «Дмитрий Донской», которая выполняла учебно-боевые задачи до конца 2022 года и будет частью музея.
Также в постах компания опубликовала свидетельства помощи по линии СВО. «Несмотря на это, в инфополе вокруг „Леста Игр“ все чаще появляются комментарии о том, что мы „не обозначили свою позицию“ в конфликте России и Украины. Многие рассуждают о том, что компания Wargaming открыто собрала и передала более 1 миллиона долларов в украинский фонд United24, финансирующий ВСУ, в то время как „Леста“ не заявила публично о поддержке ВС РФ», — указали в организации. И заметили, что «предпочитали оставаться в тени» из-за риска санкций: «Мы все еще работаем по лицензии [от Wargaming]».
«У этой истории впереди еще апелляция, но при любом исходе пользователям „Мира танков“, „Мира кораблей“ и других продуктов „Леста Игр“ беспокоиться не о чем. Они не могут быть обвинены в поддержке ВСУ или экстремизме за то, что совершали внутриигровые покупки», — заметил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин. Он отметил, что вскоре активы компании перейдут государству, а после, вероятно, будут переданы «профильной российской компании». Для игрового сообщества с решением суда ничего не изменится, успокоил зампред совета по развитию цифровой экономики при Совете Федерации Артем Шейкин.
Но стоит сказать, что в конце мая четыре крупнейшие ассоциации разработчиков IT-продуктов в стране опубликовали открытое письмо, в котором выразили «глубокую обеспокоенность» происходящим и назвали иск «инструментом перераспределения экономических активов и принудительного изъятия имущества». «Принудительное изъятие IT-активов напрямую грозит крахом компании, так как разрывается связь между ключевыми компетенциями разработчиков и созданной ими интеллектуальной собственностью. Сразу после возбуждения административного дела компания получила более 200 заявлений об увольнении от ключевых IT-специалистов», — в частности, говорилось в обращении.
Бывший креативный директор Wargaming Сергей Буркатовский, ушедший из компании в феврале 2022 года, в конце мая писал, что у Wargaming и Кислого осталось право отозвать у «Лесты» лицензии на игры при угрозе рейдерского захвата.
«Кому-то кажется, что игры — это несерьезно. А я думаю, что это и институт подготовки новых кадров. Будет жалко все это потерять»
«Не очень понятно, удастся ли удержать игру в том виде, как она есть»
В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали решение суда и порассуждали о том, как оно скажется на российском рынке.
Герман Клименко — бывший советник президента РФ по интернету, руководитель компании LiveInternet:
— Решение суда — это решение суда, есть процедуры. Это неприятная история. Она неприятная для всей игровой индустрии, потому что «Леста» — лидер у нас. И дальнейшая судьба компании непонятная в силу рисков. Когда, допустим, завод уходит в государство, то он деться никуда не может, а у «Лесты» внутри есть проблема и лицензирование, которое находится на стороне Wargaming. И кадровая история тоже непростая. Достаточно большая часть людей находится в Минске. И не факт, что они останутся в компании.
Фактическую сторону дела мы все плохо знаем. Не наша задача комментировать решение суда. Есть и есть. Но факт, что для индустрии это не самая лучшая история. При неаккуратных движениях мы можем вообще остаться без достаточно неплохой игры шикарного класса и достойной компании, очень эффективной и в чем-то даже работающей лучше, чем Wargaming. Это, конечно, было бы очень плохо и неприятно. Но пока предсказать, как будет действовать руководство «Лесты», сложно. Любые подобные истории некрасивые, вне зависимости от происходящих событий, мотивов. Они в любом случае неприятны, и конечно, это всегда в минус.
Другой вопрос, что все-таки игровая индустрия всегда была на особице (в отдельном положении — прим. ред.). И государство вроде бы много уделяет внимания. Самое интересное, что, по-моему, через день после того, как Генпрокуратура выступила с иском к «Лесте», как раз был еще «Мир танков» по Первому каналу (телеканал проводил собственный киберспортивный турнир по «Миру танков» и показывал его в эфире — прим. ред.).
Это все, как я понимаю, сейчас начнет рушиться и будет построена конструкция. Не очень понятно, удастся ли удержать игру в том виде, как она есть, или она разрушится. Если Wargaming отберет лицензию, не очень понятно, что будет. Юридически мы можем как бы и плюнуть на все это, но не факт, что это красиво. А вторая часть — можно потерять людей.
Не думаю, что это скажется на всей индустрии. Игровая индустрия всегда была несколько обособленной. Они и работали в основном в Минск и в Запад, несмотря на то, что даже были российскими компаниями. Они немножечко от нас отделены. Но, конечно же, это все на всех сказывается. Есть примеры из реального сектора экономики, и там после национализации ничего не меняется. В итоге смогли выжить много разных компаний, которые переживали примерно похожий процесс, с меньшим уровнем драматичности и, возможно, не по таким тяжелым обвинениям, как экстремизм. Там были истории плохой приватизации и еще чего-то, и все они как-то это пережили. Здесь еще важна добрая воля всех участвующих сторон.
Если все стороны захотят, чтобы мы спокойно вышли из этого достаточно тяжелого для игровой индустрии кризиса, значит, компания будет национализирована. Потом кто-то ее, возможно, выкупит (не знаю, кто из игроков) и попробует вернуть в нормальное рабочее состояние. Я надеюсь, что это не такой вариант. Вроде бы все понимают, что «танчики» можно назвать национальным состоянием.
Кому-то кажется, что игры — это несерьезно. А я думаю, что это и институт подготовки новых кадров. Будет жалко все это потерять. Мне кажется, что все заинтересованы в том, чтобы удержать хрупкое равновесие, не сорваться и надеяться, что все пройдет хорошо. Когда у пациента онкология, максимум, на что можно надеяться, — это на длительную ремиссию. Будем рассчитывать на то, что у всех сторон хватит здравого смысла. У Wargaming — не заниматься отзывами, лицензиями, переманиванием людей.
Возможно, государство как собственник просто примет мудрые решения о передаче управления кому-то. Я только не знаю, кто этот горячий пирожок себе заберет. Но надеюсь, что все стороны проявят здравый смысл и игра как явление останется у нас.
Эльдар Муртазин — владелец, ведущий аналитик Mobile Research Group, главный редактор Mobile-Review.com:
— Не знаю предпосылок, почему «Леста» признана экстремистской организацией. Это российская компания, они платят налоги, как принято у нас говорить. Вряд ли они поддерживали ВСУ. Во всяком случае, мне о таких фактах неизвестно. Но, наверное, какая-то мотивационная часть должна присутствовать в судебном решении, за что конкретно их признали экстремистской организацией.
«Леста» — это большой и успешный бизнес. Они всегда довольно активно поддерживали патриотическую позицию, участвовали в работе различных исторических сообществ в России. Эта компания делала многое. И все то было не на словах, их социальная роль достаточно велика. Поэтому мне довольно странно слышать новости о том, что они экстремистская организация. Это люди, которые продвигают нашу историю, восхваляют подвиг наших солдат как минимум в Великой Отечественной войне. Очень странно, что они так неожиданно в один день стали экстремистами.
Это решение создает крайне негативное настроение на рынке. Настроение, которое говорит о том, что заниматься разработкой игр в России не стоит. На рынке «наступает зима». У нас и так «три калеки» были на рынке разработчиков компьютерных игр. Возможно, кто-то считает, что, мол, свято место пусто не бывает и если «Леста» исчезнет, то можно будет выйти с каким-то проектом, и она кому-то мешает. Но так это не работает. Это команда, разработка, идея. И даже если пересобрать их в другом месте, повторить такой успех не удастся. У нас игровая индустрия и так в загоне, а будет еще хуже.
Я боюсь, что под новым управлением команда не сможет функционировать так же успешно. Это же все годам выстраивается. Разрушить довольно легко и просто. А вот выстроить что-то хорошее на таком же уровне крайне сложно.
Мое личное, субъективное мнение, что происходящее крайне негативно для рынка. И очень печально, что это происходит. Фактически статья об экстремизме крайне неприятная, от нее очень тяжело отмыться. А главное, ее сейчас можно применить по отношению к любой компании, вообще любой. По сути дела, вам не нужно деятельное участие в продвижении тех или иных вещей. Надо, чтобы в компании, в которой состоят несколько тысяч человек, был факт того, что какой-то один идиот отправил деньги куда-то не туда.
Ян Шевченко — основатель игровых студий разработки игр на заказ GD Forge и студии независимых игровых проектов Fair Games Studio:
— Это не гром среди ясного неба, если учитывать, что «Леста» осуществляла деятельность по лицензии, чей обладатель (Wargaming — прим. ред.) проводил вменяемые им акции в пользу ВСУ. И времена такие, что подобное встречает радикальные ответные действия. Будет действительно обидно за качественный игровой проект и комьюнити, если проект будет закрыт.
Не думаю, что что-то может повлиять значительнее на рынок, чем уже случившееся: санкции, блокирование SWIFT и прочее. Большинство разработчиков в России, которые остались и смогли устоять, сложно чем-то напугать. Разработчики, которые работают на международный рынок, да и в целом большинство разработчиков игр в индустрии изначально далеки от политических высказываний и акций и просто делают интересные игры и занимаются творчеством.
Будущее проекта туманно. Он должен оказаться в хороших руках. А какие у этого шансы, покажет время. В любом случае ниша так или иначе через какое-то время будет заполнена.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 12
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.