Источники газеты сообщают, что свой пост может покинуть многолетний главный дирижер театра Ренат Салаватов Источники газеты сообщают, что свой пост может покинуть многолетний главный дирижер театра Ренат Салаватов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я человек неконфликтный, терпеть не могу разборки, выяснение отношений»

По культурной Казани активно курсируют слухи о серьезных изменениях в руководстве Татарского театра оперы и балета им. Джалиля. Источники газеты сообщают, что свой пост может покинуть многолетний главный дирижер театра Ренат Салаватов. Более того, якобы есть перспектива, что 75-летний маэстро, руководивший оркестром на «Анюте» и «Баядерке» в ходе недавно завершившегося Нуриевского фестиваля, больше не встанет за дирижерский пульт в спектаклях ТАГТОиБ. Во всяком случае, в летней афише театра его имени пока нет.

Министр культуры РТ Ирада Аюпова в разговоре с «БИЗНЕС Online» не подтвердила информацию об уходе Салаватова, но ее слова дают понять, что нет дыма без огня. «Он уехал просто после последнего спектакля [Нуриевского фестиваля], у него какие-то сложные ситуации были на родине, в Казахстане, — сказала глава ведомства, в подчинении которого находится театр. — Поэтому не могу пока никак прокомментировать, но, если будут изменения, вы уж точно узнаете первыми».

Также Аюпова добавила: «Культурные деятели уезжают не потому, что им здесь плохо, а потому, что просто есть обстоятельства, которые зачастую выше нас». И привела в пример экс-премьера балета театра им. Джалиля Нурлана Канетова. Дело в том, что земляк Салаватова, более 20 лет прослуживший в ТАГТОиБ и ставший заслуженным артистом РФ и РТ, по окончании карьеры танцовщика вернулся на родину, где сначала стал деканом факультета хореографии Казахской национальной академии хореографии, а с 2021 года возглавил в качестве художественного руководителя театр «Астана Балет».

Между тем, по данным собеседников газеты, нынешняя ситуация несколько отличается от случая Канетова. Инициатором ухода главного дирижера является бессменный с 1981 года директор 75-летний Рауфаль Мухаметзянов, с которым у Салаватова, работающего в Казанской опере с 2003-го, случился конфликт на почве разного видения дальнейшего развития театра. Интересно, что в связи с этим предтечей нынешнего решения смотрится относительно недавнее появление в ТАГТОиБ должности «главный приглашенный дирижер», которую занял итальянец Марко Боэми, получающий за один выход в Казани в районе полумиллиона рублей, почти «футбольные» деньги. Так вот, в июне – июле Боэми продирижирует сразу пятью оперными спектаклями.

Инициатором ухода главного дирижера является бессменный с 1981 года директор 75-летний Рауфаль Мухаметзянов, с которым у Салаватова, работающего в Казанской опере с 2003-го, случился конфликт на почве разного видения дальнейшего развития театра Инициатором ухода главного дирижера является бессменный с 1981 года директор 75-летний Рауфаль Мухаметзянов, с которым у Салаватова, работающего в Казанской опере с 2003-го, случился конфликт на почве разного видения дальнейшего развития театра Фото: «БИЗНЕС Online»

Однако неизвестно, заменят ли Салаватова другим человеком или же главного дирижера в театре вовсе не будет. Причем последний вариант кажется даже более логичным. «Особенностью административно-художественной структуры театра является отказ от института „главных“ (должности главного режиссера, главного балетмейстера, главного художника были упразднены в начале 1990-х), благодаря чему театру удается избегать столкновений творческих амбиций, в том числе монополии „главных“ постановщиков, не пускающих на свою территорию конкурентов», — так описана нынешняя философия ТАГТОиБ на официальном сайте культурного учреждения.

Реквием по билетам: почему в театр им. Джалиля вечно не попасть?

Хотя за этими формулировками скрывается, по сути, монополия директора Мухаметзянова, единолично решающего, кого «пускать на свою территорию». Потенциальное исчезновение главного дирижера из организационной структуры делает эту монополию абсолютной.

Что касается самого Салаватова, то он свои жизненные принципы сформулировал еще в интервью «БИЗНЕС Online» от 2012 года: «Я человек неконфликтный, терпеть не могу разборки, выяснение отношений».

В пресс-службе театра им. Джалиля отказались комментировать судьбу своего главного дирижера.

Еще в 1979 году, даже раньше, чем его одногодка Мухаметзянов стал директором ТАГТОиБ, 30-летний Салаватов возглавил после смерти легендарного Натана Рахлина Государственный симфонический оркестр ТАССР Еще в 1979 году, даже раньше, чем его одногодка Мухаметзянов стал директором ТАГТОиБ, 30-летний Салаватов возглавил после смерти легендарного Натана Рахлина Государственный симфонический оркестр ТАССР Фото: Владимир Зотов

Ученик Мусина, наследник Рахлина, друг Гергиева: кто такой Ренат Салаватов?

Между тем Салаватов — уроженец казахстанского Чимкента, выпускник Центральной музыкальной школы при Московской консерватории по классу виолончели и факультета симфонического дирижирования Ленинградской консерватории — живая история мира классической музыки столицы Казани за последние полвека.

Еще в 1979 году, даже раньше, чем его одногодка Мухаметзянов стал директором ТАГТОиБ, 30-летний Салаватов возглавил после смерти легендарного Натана Рахлина Государственный симфонический оркестр ТАССР. «Музыканты могли с ним (Рахлиным — прим. ред.) спорить, кстати, и со мной тоже, он прислушивался к чужому мнению, — рассказывал „БИЗНЕС Online“ маэстро, который был главным дирижером ГСО ТАССР до 1985 года. — Музыка такая вещь, что дирижер и исполнители должны общаться на уровне душ. В этом смысле я беру за основу рахлинский стиль общения с оркестром — уважительный. Кстати, хамство дирижеров, которое можно встретить, — это чисто российский феномен. В Европе нет дирижеров-хамов, там оркестр быстренько от такого „маэстро“ избавится. Это у нас до сих пор музыканты не выдавили из себя рабов».

Дальше у нашего героя была большая карьера. Он несколько раз в советские и постсоветские времена был главным дирижером и художественным руководителем Казахского государственного театра оперы и балета им. Абая (Алма-Ата), служил в Мариинском театре (где в качестве музыкального руководителя поставил балеты «Манон» Жюля Массне и «Петрушка» Игоря Стравинского), а с 1990 по 2001 год жил и работал в дальнем зарубежье.

В 1990–1995 годах он пианист и дирижер Национального балета Баварии (Мюнхен), 1996–2001 — дирижер Королевской оперы Швеции (Стокгольм). В Стокгольме он, к примеру, дирижировал диковинными для казанской публики балетами Джона Ноймайера и Матса Эка. Также Салаватов выступал на других главных оперно-балетных сценах мира: «Метрополитен-опера» (США), Английская национальная опера (Лондон), «Гранд-опера» (Париж), Большой театр России и др.

Салаватов несколько раз в советские и постсоветские времена был главным дирижером и художественным руководителем Казахского государственного театра оперы и балета им. Абая (Алма-Ата), служил в Мариинском театре, а с 1990 по 2001 год жил и работал в дальнем зарубежье Салаватов несколько раз в советские и постсоветские времена был главным дирижером и художественным руководителем Казахского государственного театра оперы и балета им. Абая (Алма-Ата), служил в Мариинском театре, а с 1990 по 2001 год жил и работал в дальнем зарубежье Фото: Владимир Зотов

Музыкант именно с таким внушительным бэкграундом в 2003 году стал главным дирижером театра им. Джалиля. Здесь он участвовал в качестве музыкального руководителя в целом ряде постановок, а также как дирижер вел спектакли текущего репертуара. Из спектаклей, в которых Салаватов был музруководителем, стоит отметить оперы «Лючия ди Ламмермур» Доницетти в постановке Михаила Панджавидзе (работа была номинирована на «Золотую маску», которую в итоге получила за исполнение главной партии Альбина Шагимуратова), а также «Сююмбике» Ахияровой в режиссуре Юрия Александрова, пожалуй, самого удачного национального спектакля в стенах театра им. Джалиля за долгие годы.

Именно за него Салаватов в 2020-м получил Государственную премию РТ им. Тукая, кроме того, он является заслуженным артистом России и народным артистом Татарстана. На родине в Казахстане за достижения в области искусства ему присвоено звание «Заслуженный деятель Казахстана».

Стоит отметить, что критики, которых «БИЗНЕС Online» много лет приглашает на премьеры ТАГТОиБ, а также Шаляпинский и Нуриевский фестивали, при всей противоречивости творческой политики театра неизменно указывали, что именно оркестр является одним из его столпов, отвечающих за качество театрального продукта. А Салаватова как дирижера неизменно отмечали как большого профессионала, умеющего создать максимально комфортные условия для солистов на сцене, возможно, даже в ущерб собственному дирижерскому эго.

Кроме того, Казанской опере очень помогали обширные связи главного дирижера в музыкальном мире. Например, его многолетняя дружба с Валерием Гергиевым, с которым они вместе учились в Ленинградской консерватории у великого педагога Ильи Мусина, воспитавшего большинство самых известных отечественных дирижеров — от Гергиева до Теодора Курентзиса. Как говорят собеседники газеты, именно благодаря Салаватову Мариинский театр во главе с Гергиевым не раз приезжал на Шаляпинский фестиваль, а последний раз привозил «Хованщину» Мусоргского.

В прошлом году документальный фильм «Руки маэстро» о Салаватове, который снял казанский режиссер Алексей Барыкин, победил в конкурсной программе XX международного кинофестиваля «Алтын Минбар» в номинации «Лучший документальный национальный фильм». Здесь о главном дирижере ТАГТОиБ говорят как о выдающемся музыканте. В кадре присутствует нынешний руководитель Большого театра и Мариинки Гергиев, который вспоминает, что во времена его учебы на факультете симфонического дирижирования Ленинградской консерватории таких студентов, как Салаватов, было всего «два-три человека».

Из «кадровых» успехов Рената Салаватовича можно вспомнить и его приглашение в Казань американского режиссера Ефима Майзеля, поставившего здесь «Трубадура» и «Набукко».

Салаватов в 2020-м получил Государственную премию РТ им. Тукая, кроме того, он является заслуженным артистом России и народным артистом Татарстана Салаватов в 2020-м получил Государственную премию РТ им. Тукая, кроме того, он является заслуженным артистом России и народным артистом Татарстана Фото: «БИЗНЕС Online»

«Это очень значимая личность, я думаю, для всей нашей музыкальной культуры»

Эксперты «БИЗНЕС Online» из числа тех, кто определяет лицо высокой музыкальной культуры Казани, говорят о Салаватове исключительно в превосходных степенях.

Звонок нашего корреспондента шокировал давнего соратника дирижера композитора Резеду Ахиярову. «Вы меня прямо ошарашили, неужели это правда? Я просто поражена! — такой была реакция на возможный уход Салаватова автора „Золотой Орды“, „Сююмбике“ и „Иакинфа“. — Он очень хороший дирижер, знает свою работу от и до. Все музыканты от него в восторге. И авторы тоже. Если это, не дай бог, произойдет и будет правдой, то я буду просто очень сильно опечалена».

По словам Ахияровой, уход не может быть связан с возрастом дирижера: «Не знаю, у Салаватова прекрасная форма в 75 лет. Все восхищены им!»

Композитор говорит, что обожает, когда именно Салаватов дирижирует спектаклями по ее произведениям. «Мы с ним для телеканала Mezzo записали и „Золотую Орду“, и „Сююмбике“. Очень часто показывают по Mezzo, буквально недавно было несколько показов. Ну и здесь тоже недавно было два спектакля „Золотая Орда“, на Шаляпинском он „Сююмбике“ провел просто с ошеломительным успехом. Я считаю, что это один из лучших дирижеров! Это все отмечают, не только я. Это личность, масштабная фигура! Только самые наилучшие слова я могу сказать».

Ахиярова напомнила, что знает Салаватова очень много лет: «Он же стал главным дирижером симфонического оркестра нашей республики в конце 1970-х и там тоже себя великолепно проявил. В общем, у меня нет никаких других слов, кроме слов сожаления. Это очень значимая личность, я думаю, для всей нашей музыкальной культуры и для нашего театра тем более».

Как о прекрасном профессионале и человеке отзывается о нашем герое Миляуша Таминдарова — художественный руководитель и главный дирижер камерного хора РТ. «Он из тех людей, которые намертво чтят партитуру и композиторский замысел, — сказала Таминдарова нашей газете. — Есть дирижеры, которые собственную интерпретацию ставят выше, а он всегда неукоснительно исполнял волю композитора, предпочитая ей свою. Это уважение к композитору и подчинение букве закона музыкального исполнительства. Может быть, поэтому внешне он выглядел как, скажем так, сухой интерпретатор без превалирования личностных интересов. Мне кажется, это для дирижера хорошее и редкое качество, потому что сейчас демонических дарований полно, а людей, читающих партитуру, мало, честно говоря».

Собеседница «БИЗНЕС Online» затруднилась назвать место Салаватова в иерархии российских дирижеров, потому что «чемпионата мира среди дирижеров нет». «Есть известные дирижеры, за которыми толпы неофитов бегают, обожают их, автографы берут, но я не думаю, что в этом ценность дирижера, — уверена Таминдарова. — Ценность дирижера — в его дисциплине и умении в порядке содержать оркестр. Самое главное, что Салаватов дал Татарстану, — многие годы оркестр оперного театра существовал в рамках „санитарных норм“, что называется. А их в музыке тоже редко кто соблюдает».