Денис Мацуев и художественный руководитель и главный дирижер ГАСО РТ Александр Сладковский решили исполнить Пятый концерт Бетховена для фортепиано с оркестром, который вместе еще не играли Денис Мацуев и художественный руководитель и главный дирижер ГАСО РТ Александр Сладковский решили исполнить Пятый концерт Бетховена для фортепиано с оркестром, который вместе еще не играли

Премьера и возвращение к истокам

Перед началом центрального концерта XIV Международного фестиваля им. Сергея Рахманинова «Белая сирень» в фойе БКЗ им. С. Сайдашева царил трепет и воодушевление. Публика с нетерпением ждала новой встречи с пианистом Денисом Мацуевым, который в прошлый раз был в Казани осенью 2024-го — без малого полгода назад. Чтобы радость от встречи была еще полнее, Мацуев и художественный руководитель и главный дирижер ГАСО РТ Александр Сладковский решили исполнить Пятый концерт Бетховена для фортепиано с оркестром, который вместе еще не играли.

Неслучайно и объединение имен Бетховена и Густава Малера на афише концерта — родоначальника и завершителя традиции австро-немецкого симфонизма. Исследователи отмечают большое влияние творчества Бетховена на музыкальное мышление и язык симфоний Малера. С Бетховеном связан и первый артистический триумф великого музыканта, он был для него абсолютным авторитетом. «Есть только [Бетховен] и Рихард [Вагнер]— и больше ничто! Запомни это!» — писал он жене Альме. Интересно, что современники не считали талант Малера подобным таланту Бетховена и писали: «Малер подле Бетховена — это осквернение, поругание». Однако история расставила все на свои места и теперь симфонии Малера — это классика, которая исполняется наравне с произведениями Бетховена, как и мечтал композитор XX века. Кроме того, именно Первую симфонию Малера более 50 лет назад исполнил Натан Рахлин с только что созданным оркестром, так что маэстро Сладковский предусмотрел в афише и концерт в новом исполнении, и возвращение к истокам своего оркестра.

Точная и тонкая нюансировка Сладковского позволяет распознать все образы, заложенные композитором в свое сочинение: момент титанической борьбы в Allegro, упоительное тепло Adagio и победное ликование Rondo Точная и тонкая нюансировка Сладковского позволяет распознать все образы, заложенные композитором в свое сочинение: момент титанической борьбы в Allegro, упоительное тепло Adagio и победное ликование Rondo

«Нас ожидает поистине королевское исполнение»

Атмосфера высококлассного праздника музыки была задана уже с начала первого отделения. Ведущей концерта выступила обаятельная Ирина Тушинцева — музыковед и ведущая радио «Орфей», которая захватывающе и непринужденно погрузила слушателей в контекст создания Пятого концерта Бетховена. «Популярность к концерту придет после того, как его — эту мощнейшую глыбу фортепианного репертуара — поднимет и будет постоянно исполнять на своих концертах король пианистов XIX столетия Ференц Лист. Мне кажется, что эта традиция продолжится здесь и сейчас — я думаю, что не ошибусь: нас ожидает поистине королевское исполнение», — такими словами завершила она свою речь.

То самое «торжество человеческого духа, восхищение настоящими людьми, способными переломить ход истории», упомянутое Тушинцевой, заполнило зал и сердца публики. Сладковский и Мацуев блестяще реализуют бетховенский диалогический принцип — воздушная лирическая окраска фортепианной партии обостряются точным и взвешенным ответом оркестра, не уходящего в браваду, но остающегося в героической патетике. Благодаря многолетнему сотрудничеству пианист и оркестр научились настолько глубоко чувствовать друг друга, что концерт воспринимается не как свежая премьера, а как неоднократно сыгранный. Возникающая в результате этой синергии мощная энергетика позволяет полностью погрузиться в музыкальное полотно, забыв обо всем житейском и мимолетном. Точная и тонкая нюансировка Сладковского позволяет распознать все образы, заложенные композитором в свое сочинение: момент титанической борьбы в Allegro, упоительное тепло Adagio и победное ликование Rondo. Allegro почти осязаемы и захватывают своей невероятной силой эмоционального воздействия.

На бис Мацуев исполнил финал бетховенской сонаты для фортепиано №23 фа минор («Аппассионата»). Страстная и пламенная, она идеально сочетается с эмоциональной манерой исполнения пианиста, который тонко чувствует вулканическую природу сонаты. Впечатляющая скорость и динамика исполнения, сочетающиеся с выразительной глубиной интерпретации, уносят слушателей на космические высоты. После первого отделения зал взорвался овациями, достойными королей.

На бис Мацуев исполнил финал бетховенской сонаты для фортепиано № 23 фа минор («Аппассионата») На бис Мацуев исполнил финал бетховенской сонаты для фортепиано №23 фа минор («Аппассионата»)

«Малер выступает как абсолютный новатор»

Первая симфония Малера — одна из любимых партитур оркестра. Ее просили сыграть в Токио и хвалили европейские музыкальные критики. Несколько лет назад она звучала на «Рахлинских сезонах», а теперь пришло время и «Белой сирени». «Сочинение для 29-летнего композитора очень сложное, с громадным оркестром. Здесь удивительным образом Малер выступает как абсолютный новатор. Мы совершенно четко слышим его связи с великим Бетховеном и в то же время понимаем, что здесь уже проявляются малеровские „тихие кульминации“, в которых он демонстрирует нам красоту этого мира и дает понять: осознание прекрасности человеческой жизни и есть самое главное, что мы должны ощущать, находясь на этой земле», — отметила в своем вводном слове Тушинцева.

С первых тактов симфонии приходит на ум другое осознание — для маэстро Сладковского жизнь прекрасна, если он может исполнять музыку Густава Малера. Оркестр не почивает на лаврах многолетнего исполнения симфонии, а с великим трепетом и почтением касается музыкальной ткани произведения, тщательно изучая все ее нюансы. Сладковский обладает даром исследовать творчество композиторов, не вторгаясь в него и не меняя изначальный замысел в угоду каким-то своим планам и целям. Его точная, интеллектуальная и контрастная трактовка позволяет слушателям четко проследить за логикой развития симфонии, почувствовать ее смысловые пласты и ориентироваться в симфонической ткани. Вооружаясь глубочайшим уважением и любовью, он детально и с соблюдением мельчайших нюансов воссоздает полотно жизни во всех ее проявлениях, о котором повествует в своем сочинении Малер. Акценты на контрастах между разными эмоционально окрашенными моментами симфонии звучат современно и объемно, эмоционально цепляют. Вместе с оркестром мы любуемся многогранностью и красотой всего живого и в финале готовы вместе исполнять жизнеутверждающий гимн Природе и Человеку, в слиянии которых кроется душевная сила.

«Белая сирень-2025» продолжается, и уже 11 июня казанская публика вновь сможет лицезреть маэстро за дирижерским пультом ГАСО РТ «Белая сирень – 2025» продолжается, и уже 11 июня казанская публика вновь сможет лицезреть маэстро за дирижерским пультом ГАСО РТ

Впереди у оркестра — дальнейшая запись всех симфоний Малера. В прошлом сезоне ГАСО РТ записал финал Четвертой симфонии, а этим летом планируется фиксация Третьей и Восьмой. В планах у маэстро Сладковского и перезапись Первой, Пятой и Девятой симфонии, что тоже является важной миссией — благодаря записям разных лет музыковеды и меломаны смогут проследить, как растет технический уровень оркестра, его эмоционально-психологическая проникновенность в материал, а также изучить интерпретационное чутье и эмпатию к композиторскому замыслу самого Сладковского. Услышать эти записи мы сможем не ранее 2026–2027 года, потому что для маэстро важно сделать качественную работу с лучшими солистами. Но материал такого уровня исполнения стоит того, чтобы его подождать.

А «Белая сирень – 2025» продолжается, и уже 11 июня казанская публика вновь сможет лицезреть маэстро за дирижерским пультом ГАСО РТ. На закрытии «Белой сирени» прозвучит масштабная Восьмая симфония Малера, известная как «Симфония тысячи», в исполнении которой, кроме оркестра, примут участие солисты (среди которых, к примеру, титулованный баритон Василий Ладюк и молодая казанская звездочка Большого театра, сопрано Рамиля Баймухаметова) и три хора. А Концерт №5 для фортепиано с оркестром Бетховена от тандема Сладковский – Мацуев прозвучит 1 сентября в Москве на открытии сезона Московской филармонии в Концертном зале им. Чайковского.