«Все идет от Авраама. Страшная история, конечно, даже говорить неудобно. А так «Курбан» имеет арабский корень «крб-», что означает «приближение». То есть близость к Всевышнему», — объясняет суть Курбан-байрама заместитель муфтия РТ по вопросам поддержки участников СВО и членов их семей Мансур Джалялетдин. Сегодня тысячи казанцев и гостей города с 3 часов ночи устремились в мечети, чтобы принести в жертву баранов и стать ближе к Аллаху. О том, как один из главных мусульманских праздников отмечали в Аль-Марджани, «Казан нуры», на Кремлевской набережной и на фронте, — в нашей фотоистории.

-
Курбан-байрам ежегодно отмечается в 10-й день месяца Зуль-хиджа. В текущем году эта дата выпала на 6 июня. Главная часть праздника — заклание жертвенных животных — будет проводиться по всей республике в течение трех дней. В Казани забойные цеха в этом году организованы в 17 специально отведенных местах.
-
Одним из центральных мест праздника в столице Татарстана традиционно стал исторический центр татаро-мусульманской духовности — мечеть Аль-Марджани. Началу основной части предшествовал утренний намаз и рецитация Священного Корана.
-
Подъем ранний, а кто-то, вероятно, и не ложился. Верующие подтянулись в молитвенные залы ближе к 3 часам ночи — к началу праздничного вагаза. И через несколько минут мечеть уже не могла вместить всех желающих, так что прибывающие люди начали заполнять двор Аль-Марджани. Пока взрослые молятся, маленький парень рассекает на самокате.
-
«Мы сегодня говорим, что в Республике Татарстан более 1,6 тысячи мечетей есть и, Альхамдулиллах, к сегодняшнему утру все мечети уже полны нашими братьями-мусульманами. Главный процесс сегодняшнего дня — это жертвоприношение. И самое главное, что мы как республиканская власть смогли обеспечить всю потребность по количеству животных на заклание», — заметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» заместитель премьер-министра РТ, председатель нацсовета «Милли шура» всемирного конгресса татар Василь Шайхразиев.
-
Число верующих, которые сегодня ранним утром пришли на праздничный намаз в Аль-Марджани, точно не меньше, чем в прошлом году. А заявок на жертвоприношение побольше, оценил Шайхразиев.
-
Перед кульминацией события на заднем дворе мечети началась суета. Бараны, словно чувствуя дальнейшее развитие событий, столпились в дальнем углу загона.
-
«Мы втроем на одного барашка, что ли?», «Нурсултан, Абаз, Нуретддин, кто это?», «И по квитанциям здесь?» — неслись советы и реплики со всех сторон. Шли последние приготовления к закланию.
-
«За лапы хватайте, он же не кусается», — советовали последователи Мухаммада волонтерам, которые нерешительно выбирали жертву на заклание. Как отметил один из молодых людей, он работает на Курбан-байраме уже третий год.
-
Еще одна молитва — непосредственно перед закланием.
-
А это уже сегодняшнее утро у мечети «Казан нуры». Советы здесь никому не требовались. На снимке мужчина несет переднюю часть освежеванного барана.
-
Баранов к месту ритуального забоя доставляли «с комфортом».
-
Почему все работало быстро и четко? Потому что процесс неустанно контролировал попечитель «Казан нуры» и бывший мэр Казани Камиль Исхаков.
-
«Мощный праздник, 2,5 тысячи барашков, и людей вон сколько. Больше, чем в прошлом году. Для меня важно, чтобы везде был порядок. Хожу, смотрю, вроде все нормально», — в суете Исхаков выкроил время для небольшого комментария корреспонденту «БИЗНЕС Online».
-
Баранов было и вправду много, что называется, на любой вкус и цвет.
-
Среди тех, кто пришел принести подношение Аллаху, можно было встретить много выходцев из стран СНГ. Но особо выделялись африканские гости праздника в национальных костюмах.
-
«Я сегодня здесь, потому что для мусульманина это очень важно. Пришел сюда, потому что рядом живу. Хорошая мечеть, постоянно здесь бываем», — рассказал Али, приехавший в Казань из Душанбе.
-
Так что коренных жителей Татарстана удалось найти только с четвертой попытки. «Каждый год приезжаем специально сюда из Высокой Горы», — поделился Тахир, который в растущей очереди за мясом стоял вместе с супругой.
-
Женщина заверила, что разделывание туш переносит нормально, — уже привыкла.
-
Цены на животных разные. Например, в Аль-Марджани на загоне можно увидеть ценник в 16 тыс. рублей, а в «Казан нуры» на входе висит предупреждение: «Цену на жертвенное животное устанавливают продавцы. Об окончательной цене договаривайтесь сами».
-
После суеты в центральных казанских домах Аллаха резко контрастирует процесс заклания в мечети «Билял». Здесь, вдали от многоэтажных жилых кварталов, несмотря на постоянно подъезжающих гостей, царит спокойствие.
-
Еще одной отличительной чертой местного Курбан-байрама является сопутствующая продажа. Здесь можно купить не только мясо баранов, но и сувенирные пряники, воду.
-
За порядком здесь зорко следит имам-хатыб мечети, заместитель муфтия РТ по вопросам поддержки участников СВО и членов их семей Мансур Джалялетдин. А представители ветеринарного контроля рядом, помогают.
-
«В этом году мы развернули празднество широко, такое впервые. В том числе потому, что у нас здесь начал действовать ресурсный центр „Опора героев“. Жены, родители, дети участников СВО приходят. Будем и сами развозить мясо тем, кто потерял кормильца», — отмечает Мансур хазрат.
-
Слова религиозного деятеля подтверждают цифры: в этом году мечеть заказала 130 баранов, хотя в прошлом было 55. Тут действует два забойных цеха, разделка ведется строго по времени.
-
«Все идет от Авраама. Страшная история, конечно, даже говорить неудобно, а так „Курбан“ имеет арабский корень „крб-“, что означает „приближение“. То есть близость к Всевышнему, — объясняет Мансур хазрат. — Что такое жертва животного? Баран должен быть самый лучший, не хромой, самый упитанный. В Коране говорится, что Всевышний сделал жертвенных животных своими обрядовыми знамениями».
-
В пять утра уже был готов картофель со свежей бараниной.
-
Не одними мечетями ограничилось празднование в Казани. Гостям национального комплекса «Туган Авылым» была представлена насыщенная программа. В качества одной из изюминок — 700 кг плова со свежезабитой бараниной.
-
Еще одной фишкой комплекса стал новый вольер с ламами. «Это же южноамериканские бараны!» — шутили посетители комплекса. Совладелец комплекса Радик Абдрахманов соглашался и обещал, что к следующему Курбан-байраму «Туган Авылым» снова найдет, чем удивить гостей.
-
Мимо насыщенной программы не смогли пройти и некоторые яркие представители татарского мира. «Разница с московским Курбан-байрамом есть. Во-первых по массовости, во-вторых, честно говоря, по душевности», — признал председатель «Татарской национально-культурной автономии Москвы» Фарит Фарисов (на фото справа). Собеседник «БИЗНЕС Online» рассказал, что председатель духовного управления мусульман РФ Равиль Гайнутдин попросил обязательно бывать на казанских религиозно-национальных праздниках одного из своих замов для обмена опытом. «Это показывает всем нашим московским татарам, что мы едины. Потому что мало людей за последние пять лет у нас. Мы поставили задачу, чтобы было наполнение [мероприятий] нашими этническими татарами и башкирами», — поделился Фарисов.
-
Уже днем продолжился праздник на набережной Казанки — там прямо у Национальной библиотеки РТ проходил «Курбан-фест». Для ярмарки разбили белые шатры, для музыки (сегодня под завершение праздника здесь выступит татарский певец Салават Фатхетдинов) и лектория установили сцены. Погода благоволила, а потому было много семей с детьми, последние из которых стремились поплескаться в фонтане парка «Елмай».
-
А неподалеку встали и фуд-траки для желающих подкрепиться как национальными блюдами, например треугольниками за 110 рублей, так и интернациональными.
-
Ярмарка вовсю работала. Тут можно было встретить столы, заставленные казылыком, благовониями, красками и кисточками, разнообразными вещицами, сделанными руками наших земляков.
-
Корреспондент «БИЗНЕС Online» наткнулся на торговцев мылом из Комсомольского района РТ — Рушанию и Гульнару. Они участвуют в фесте второй год, но технологию мыловарения изучают с 2004 года. Все это выросло из школьного проекта с детьми (обе до сих пор преподают в школе). «Это как в древности мыло варили, мы воссоздать хотели процесс. И скотина своя, и травки свои… Все натуральное! — рассказывают они. — Мыло делаем и на гусином, и на бараньем, и на конском жире. Не нужны ни крем, ни шампунь, ни гель — достаточно куска этого мыла. Мы много лет его просто дарили, а потом сравнили его с греческим на оливковом масле, с арабским и сирийским. И пришли к выводу, что конский жир лучше, чем масла. Наше мыло ближе к алеппскому, но только лучше!» Цена за кусок мыла начинается от 300 рублей.
-
Праздник отмечают сегодня и бойцы татарстанского батальона «Батыр». «С утра провел намаз в батальоне, потом был в одном подразделении 90-й дивизии. Тоже мы провели намаз. Завтра, Иншалла, будем резать курбан, барашка в батальоне у себя», — рассказал нашему изданию полковой имам ДУМ РТ батальона «Батыр» Мухаммад хазрат Хайруллаев.






















































Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.