Если в начале 2024-го имелись проблемы со сроками выдачи градостроительных документов, то уже к концу года и в 2025-м не было ни одной просрочки. Таков результат оцифровки данных и автоматизации: процедура получения информации занимает 15 минут. О том, как работает градостроительная вертикаль и почему Казань на особом положении, когда устранят перекосы финансирования между стройкой дорог и общественным транспортом, — во второй части стенограммы интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» директора Института пространственного развития РТ Олега Григорьева.
Олег Григорьев: «Когда город имеет сильную профессиональную команду, неизбежно возникает некая конкуренция»
«По Казани — отдельный разговор… Это город с очень сильным управлением архитектуры»
— Олег Дмитриевич, в Татарстане свершилась градостроительная революция — почти все полномочия местных властей в части выдачи разрешений на строительство, других документов теперь в минстрое РТ. Зачем это нужно?
— Произошла централизация. В свое время «Татинвестгражданпроект» централизовал все промышленное и гражданское проектирование, а сегодня произошла централизация градостроительного проектирования.
Разработка генеральных планов, схем, проектов планировки территорий поручены Институту пространственного планирования РТ. Создание такого института — это решение Рустама Нургалиевича (Минниханова, раиса РТ, — прим. ред.). Институт как подведомственное учреждение министерства строительства¸ архитектуры и ЖКХ РТ плотно работает и с минстроем, и со всеми муниципалитетами, поскольку одна из серьезных наших задач — разработка мастер-планов, генеральных планов городов и прочих населенных пунктов — невозможна без контакта с муниципалитетами.
Олег Дмитриевич Григорьев родился 6 ноября 1957 года в селе Изгары Татарской АССР.
В 1980-м окончил Казанский инженерно-строительный институт. Работать начал архитектором в проектном институте «Казгражданпроект». Затем занимал должность главного специалиста отдела градостроительства Госкомархстроя ТАССР, а после директора республиканского научно-методического и проектного центра архитектуры и градостроительства Госкомархстроя Татарстана.
В начале нулевых возглавлял проектную мастерскую, которая проектировала массовую жилую застройку для строительных компаний Казани, среди которых «Сити строй», «Унистрой», «Фон».
С 2011 года работал первым заместителем директора ГАУ «Институт генплана Москвы». Под его руководством разрабатывали генеральные планы нескольких городов России, он возглавлял разработку нового генплана Казани до 2040-го.
С 2022 года возглавляет Институт пространственного планирования РТ.
— С муниципалитетами общий язык быстро находите? Все-таки это была их функция, а теперь им приходится выполнять решения вашего института.
— Проблем по взаимопониманию с муниципалитетами никаких нет. Тем более что мы разгрузили муниципалитеты от большой части тех задач, на решение которых нужны профильные специалисты. Например, для согласования и утверждения генерального плана нужен специалист, который может прочесть этот документ. Для внесения изменений в правила землепользования и застройки тоже необходима профессиональная оценка тех или иных действий. Есть же еще ответственность за принятые решения!
Поэтому многие главы муниципалитетов с большим облегчением передали этот функционал на уровень республики. Вместе с тем не произошло какого-то разрыва, поскольку мы плотно общаемся. Недопонимания нет вообще!
«В этом смысл передачи градостроительных полномочий: муниципалитет уже не сможет самостоятельно принять решение. Застройщик должен получить разрешение на строительство в министерстве строительства»
— «Что будет с теми главами муниципалитетов и застройщиками, которые нарушат „предписания“ ИПП РТ по плану агломерации?» (Юнусов Тагир) Какие у вашего института полномочия на сей счет?
— Вот именно в этом смысл передачи градостроительных полномочий: муниципалитет уже не сможет самостоятельно принять решение. Застройщик должен получить разрешение на строительство в министерстве строительства.
Сегодня все бразды правления в минстрое и кабинете министров. А наш институт — проектная организация, наша задача — сделать проект, предложить варианты развития территорий.

— В том числе и с Казанью?
— По Казани — отдельный разговор… Это город с очень сильным управлением архитектуры. И есть традиционная конкуренция между центром агломерации, которым является Казань, и периферией, полномочиями которой занимается наш институт.
Любой крупный город — Москва, Петербург — имеет расхождения во взгляде на то, как должна развиваться периферия. Когда город имеет сильную профессиональную команду, неизбежно возникает некая конкуренция.
«Направлений работы у института много. Первое — разработка схем территориального планирования, мастер-планов, генеральных планов, правил землепользования и застройки, проектов планировки»
Когда появится «цифровой двойник» Татарстана
— Институту пространственного планирования — три года. Институт состоялся?
— Институт состоялся, мы набрали почти весь штат: сегодня у нас работают 150 человек при штате 179. Полный штат мы не наберем, пока структуру института не поменяем. Когда я в 2022 году предлагал структуру, ориентировался на свой московский опыт. А когда мы начали работать, стало понятно, что объемы задач совершенно разные. Если в Москве больше половины всех задач — это вопросы транспорта и дорог, то в Татарстане больше планировочных вопросов. Надеюсь, в ближайшее время нам удастся поменять структуру института и до конца укомплектовать штат.
— Можете ли подвести итоги за три года работы?
— Направлений работы у института много. Первое — разработка схем территориального планирования, мастер-планов, генеральных планов, правил землепользования и застройки (ПЗЗ), проектов планировки. И здесь мы продвинулись хорошо: несколько раз сделали поправки в схему территориального планирования (СТП), завершили и утвердили мастер-план Казанской агломерации, сделали план Камской агломерации и планируем его утвердить в текущем году. Сегодня у нас в работе Альметьевская агломерация, ее завершим в этом году.
Кроме того, мы разрабатываем долгосрочные планы развития сельских территорий, которые не вошли в агломерации. В прошлом году сделали план Сабинского района, в этом году занимались Кукморским.
Решения по агломерации затем детализируются и закрепляются в генеральных планах и ПЗЗ населенных пунктов, расположенных в ближнем поясе к Казани, в прошлом году практически завершили этот процесс. Мастер-план агломерации — это общее решение по транспорту, инженерным сетям, распределению населения в жилой застройке. Все это затем ложится в генплан — в конкретное функциональное зонирование, дороги, сети и правила землепользования и застройки.
«Предварительно работаем с муниципалитетом, населением и спорные вопросы отрабатываем. Конечно, бывают вопросы, которые мы либо учитываем, либо объясняем, почему так надо. На публичные слушания выносим готовый документ»
— Ближний пояс — это сколько поселений?
— В Лаишевском районе — 6 сельских поселений, в Высокогорском — 4, в Пестречинском — 2, в Зеленодольском — 4. По ним готов и частично утвержден весь пакет документов. К сожалению, утверждение, включая министерство юстиции, идет очень долго
— Общественные слушания по этим документам предусмотрены?
— Конечно.
— И никто не возражал против ваших предложений?
— Мы предварительно работаем с муниципалитетом, с населением и спорные вопросы отрабатываем. Конечно, бывают вопросы, которые мы либо учитываем, либо объясняем, почему так надо. На публичные слушания выносим готовый документ.
— Каковы другие направления работы вашего института?
— Второе направление — методическое и регламентационное: разработка требований и стандартов градостроительной документации. В республике генпланы и ПЗЗ делает ряд компаний. Но их надо делать так, как диктуют нормы и необходимость размещения в ГИСОГД. Есть требования к составу документов, слоям, электронной модели и так далее. Это тоже огромная работа, поскольку мы не просто сами все это писали, а предварительно собирали ведущих проектировщиков, специалистов УАиГ Казани и обсуждали с ними. После всего эти требования были утверждены приказом минстроя РТ. Это требуется не только для соблюдения нормативных требований, но и для того, чтобы все загрузить в общую информационную систему.
И это третье направление нашей работы — государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности (ГИСОГД). Информация по всем утвержденным документам территориального планирования размещается в этой информационной системе. А чтобы система работала корректно, документы надо сделать по одной схеме — одинаково по составу, слоям. Эта информация становится доступной и удобной в использовании для всех участников строительного процесса.
Кроме того, это дает возможность автоматизировать работу министерства строительства. Есть ряд госуслуг по предоставлению и согласованию документов, в том числе градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ). Когда этот документ готовится, необходимо открыть все карты и документы, чтобы понять, что с этим участком. Открыть документы по зонам с особыми условиями: а вдруг там санитарно-защитная зона. Только после этого министерством строительства выдается ГПЗУ. И таких документов — тысячи! ГИСОГД позволяет автоматизировать эту работу: процедура выдачи документа на территории Казанской агломерации сегодня занимает 15 минут. Вводишь кадастровый номер участка — и система выдает все данные.
Поэтому, если в начале 2024 года были проблемы со сроками, то уже к его концу и в 2025-м не было ни одной просрочки по выдаче документов.

При этом, что очень важно, это работает и на потребителя таких услуг, неважно — строительная компания это или частное лицо со своим земельным участком. Заявитель на услугу получения ГПЗУ или выписки из ГИСОГД получает ее максимально быстро и качественно с учетом полных данных.
— Эта система работает по всей республике?
— Это по всей республике. ПЗЗ по республике размещено в ГИСОГД на 78 процентов, в том числе по Казанской агломерации такая цифровизация документов на 100 процентов, по Камской — на 52 процента, по Альметьевской — на 77 процентов.
К концу 2025 года мы выйдем на 100 процентов оцифровки. Документы есть все на 100 процентов, но определенную часть еще надо оцифровать.
— Где-то еще в стране эта работа сделана?
— В Москве и Московской области уже давно. В Казани тоже давно, но ей было проще стартовать, потому что генеральный план Казани и ПЗЗ мы делали сразу в «цифре». В регионах по-разному. В Питере и Ленинградской области тоже все хорошо
— Какие еще есть у вас направления работы?
— После передачи градостроительных полномочий муниципалитетов добавился огромный блок работы по экспертизе документации. Поступает масса запросов по всему, начиная с заявлений на продажу земельных участков, заканчивая заявками на выполнение работ по проекту планировки, по переводу земель из категории в категорию. Все, что есть в республике по работе с территориальными документами, включая все проекты документации территориального планирования — проекты планировки, ПЗЗ сельских поселений, генеральные планы и так далее, направляется в минстрой и затем нам на экспертизу. В прошлом году мы рассмотрели почти 3 тысячи документов.
— А раньше эту работу делали исполкомы муниципалитетов?
— Да, но там было мало компетентных специалистов и не выполнялась систематизация тех документов, которые были утверждены ранее.
«Территория разбивается на ряд небольших расчетных районов — в Казани их 240, по Казанской агломерации — около 500. Для каждого расчетного района задаются свои параметры, и модель выдает перспективные характеристики территории»
— Четыре направления работы вы назвали — объем огромный. Есть еще что-то?
— Пятое направление — создание цифровой модели территорий. Это «цифровой двойник» каждого города и республики в целом.
Казанская агломерация представлена в нескольких моделях. Первая — транспортная: мы моделируем транспортную ситуацию и прогнозируем развитие. Если есть предложения по развитию, мы тестируем на модели, что из этого получится в плане пропускной способности дорог. В мастер-плане мы до 2050 года разложили по этапам развитие территории, дали свои рекомендации по этапности строительства и реконструкции улично-дорожной сети.
Вторая модель — так называемая балансовая, направленная на оптимизацию размещения жилья и мест приложения труда. Проще говоря, где и сколько можно строить жилья, где и сколько нужно строить промпредприятий и других мест работы и при каких условиях это можно сделать. Например, здесь можно построить жилье, но не раньше, чем появятся определенные улично-дорожная и инженерная сети.
«Цифровой двойник» мы сделали с рядом московских специалистов, в том числе с нами работал ведущий теоретик градостроительства Высшей школы экономики Олег Артемович Баевский. Мы с ним раньше вместе работали в Институте генплана Москвы.
— Модель по размещению социальных объектов тоже есть?
— Сейчас работаем и в данном направлении. Это очень подробное и обоснованное планирование развития территорий по всем направлениям — жилье, места приложения труда, дороги, дорожные и коммунальные сети, социальные объекты и так далее. Думаю, к концу 2026 года мы завершим эту работу, возможно, используя и искусственный интеллект.
— Как работает цифровая модель?
— Территория разбивается на ряд небольших расчетных районов — в Казани их 240, по Казанской агломерации — около 500. Для каждого расчетного района задаются свои параметры, и модель выдает перспективные характеристики территории: сколько на ней можно построить жилья, сколько потребуется мест приложения труда, социальных объектов, каким должен быть здесь участок улично-дорожной сети для обеспечения пропускной способности, какая потребуется инженерная сеть для обеспечения коммунальными услугами.
По Казанской агломерации у нас на выходе схемы с расчетными районами и конкретные таблицы со всеми расчетными районами: для каждого дана характеристика, что здесь можно и при каких условиях.
«Любое здание строится с расчетом фундамента и его давления, у нас есть вся информация по зонам с карстовой опасностью и подземными источниками воды. Мы учитываем все факторы опасностей»
«25 этажей — это неразумно, предел — 9–14»
— «Интенсивная застройка городскими территориями, в том числе высотными домами, густая прокладка инженерных сетей могут ускорить развитие опасных геодинамических процессов, что в свою очередь может вызвать непредвиденные аварии. Как в плане развития Казанской агломерации учтены такие моменты?» (Владимир)
— В масштабе агломерации про геодинамические процессы не совсем правильная постановка вопроса. Любое здание строится с расчетом фундамента и его давления, у нас есть вся информация по зонам с карстовой опасностью и подземными источниками воды. Мы учитываем все факторы опасностей.
— «На утверждении план застройки территории ЖК „Яблоневые сады“ — 25-этажки рядом с частным сектором и кладбищем. Почему город постоянно норовит ухудшить положение частного сектора?» (Ирина)
— Сейчас наша работа по проектированию 29-го проезда сопряжена с расчетом объемов жилой застройки, которые могут быть размещены в данной зоне. Это дорога полукольцом в восточной части города между проспектом Победы и М7, основная магистраль, на которой будет собираться будущая застройка так называемой «Восточной дуги». Для каждой территории мы считаем предельные нагрузки, в том числе для ЖК «Яблоневые сады».
— Это объем застройки, а этажность вами рекомендуется?
— Территория «Яблоневых садов» — это территория Казани, не пригород.
— Поэтому строят, сколько хотят?
— Не сколько хотят, а в пределах разумного.
— 25 этажей — это разумно?
— Неразумно. Я вообще не сторонник многоэтажного жилищного строительства, особенно на периферии города.
— Максимум сколько этажей должно быть?
— Предел — 9–14.
— В Москве 40 этажей давно стало стандартом.
— Это нечеловеческий масштаб. Сильно в этом плане Москву продвинула программа реновации, но такие жилые комплексы столицу, с моей точки зрения, не красят.
«Это не будет типичный общепит. Посетители смогут, например, подоить корову, посмотреть, как несутся куры, понаблюдать за пасущимися овцами и, конечно, познакомиться с народной культурой, ремеслом, кулинарией»
Этнопарк в Адмиралтейке: откуда идея и в чем суть
— Помимо мастер-планов, ПЗЗ, градостроительной документации районов, вам поручают и знаковые проекты республиканского уровня. Например, многофункциональный центр, который вы предложили в Адмиралтейской слободе. Расскажите об этом проекте.
— Правильное название этого проекта — этнопарк. С нашей точки зрения, пойма старицы Казанки идеально подходит под этнопарк, где можно будет познакомиться с деревенской культурой и бытом. Идею привез Рустам Нургалиевич из китайского городка Чэнду.
— Это же будет второй «Туган авылым», нет?
— Да, но немножко в другом формате. Видится этнографическая деревня с домиками и другими объектами, отражающими деревенский быт, где можно познакомиться с культурой народов РТ. Идея состоит в создании фрагментов деревни, в которой улицы будут представлять народы, проживающие в республике. Это не будет типичный общепит. Посетители смогут, например, подоить корову, посмотреть, как несутся куры, понаблюдать за пасущимися овцами и, конечно, познакомиться с народной культурой, ремеслом, кулинарией. На проект предлагается выделить около 50 гектаров, которые будут представлять из себя не сплошную плотную застройку, а парковую территорию с павильонным размещением объектов этнографической деревни. Ближайший аналог — туристический объект Мандроги на реке Свирь.
— Почему вашему институту это поручили? Совсем не ваш профиль…
— Я не могу комментировать решение раиса Республики Татарстан.
— На каком этапе реализации находится этнопарк?
— Рустам Нургалиевич поручил отработать с мэрией Казани. Главный архитектор города Ильсияр Тухватуллина не одобрила размещение этнопарка в Адмиралтейской слободе, предложив место вблизи Храма всех религий. С нашей точки зрения, это место не совсем подходит, так как находится довольно далеко от центра Казани. От Храма всех религий, к которому предлагает планировочно привязать площадку Тухватуллина, она отделена железнодорожными путями и находится высоко по рельефу. Кроме того, это частная территория.
— Насколько далеко предлагаемая вами территория от планируемой Соборной мечети?
— Будущая мечеть будет располагаться на берегу Волги, а предлагаемая территория под этнопарк — чуть выше, в пойме старицы Казанки, но в пешеходной доступности от планируемой Соборной мечети. Также здесь вдоль старицы Казанки до сих пор актуален музей кораблестроения.
«В Москве на некоторых улицах в центре проезжую часть сводили к одной полосе и расширяли тротуар, делали велодорожки. И в Казани это надо делать в определенном объеме»
«В этом году на дорожное строительство выделено 79 миллиардов рублей, но в этой сумме не учтен общественный транспорт»
— «Многие европейские города давно ушли от концепции „Город для машин“ к концепции „Город для людей“. Больше дорог — больше машин. Разорвать этот замкнутый круг можно, отдав приоритет средствам индивидуальной мобильности и общественному транспорту. В том числе нужна полная городская сеть велодорожек. Человек на велосипеде/самокате — это экономия для города. Почему такой аргумент не принимается во внимание? Почему не принимается во внимание фактор экологии, выхлопов от автомобилей?» (Альберт)
— Мы в Москве этим занимались — на некоторых улицах в центре проезжую часть сводили к одной полосе и расширяли тротуар, делали велодорожки.
И в Казани это надо делать в определенном объеме, но дело в том, что система дорожной сети состоит из разного уровня и назначения дорог. Есть магистрали, такие как проспект Универсиады, чтобы можно было быстро до центра города добраться. Вылетные магистрали, такие как Горьковское шоссе, Вознесенский, Мамадышский и Оренбургский тракты, связывают центр города с периферией. Есть внутриквартальные проезды, которые «капиллярную» сеть представляют. Разные задачи для каждого типа дорог сетей. И все они важны. При этом магистрали не должны превращать город в хайвей, скоростную автодорогу.
— Но не будете же закрывать или сужать имеющиеся дороги!
— Не будем, но и развивать скоростные магистрали в существующей плотной застройке тоже не предлагаем. Они не должны задевать жилье. Отчасти поэтому предлагаем дублер Оренбургского тракта увести от жилых районов.
«Сейчас прорабатываем вопрос затрат на организацию нормальной работы общественного транспорта»
— Как будет развиваться общественный транспорт в Казани и Казанской агломерации?
— Есть прекрасный пример бразильского города Куритиба, где полностью решен вопрос с общественным транспортом — выделены под метробусы полосы, располагающиеся как центральная полоса на проезжей части.
Мы подготовили большую аналитику и предложения Рустаму Нургалиевичу, чтобы купировать эти 90 тысяч человек, которые въезжают в Казань утром. Рустам Нургалиевич поручил проработать вопрос с миндортрансом РТ и комитетом по транспорту исполкома Казани, в том числе по вопросу единого оператора общественного транспорта. Нужно кусочки рваных общественных полос соединять в общую систему и добавлять камеры видеонаблюдения. Мы сейчас совместно с коллегами из профильных ведомств докручиваем этот вопрос. Думаю, это займет 1–1,5 года.
— У нас же еще гигантское недофинансирование общественного транспорта. Как это решить?
— В этом году на дорожное строительство выделено 79 миллиардов рублей, но в этой сумме не учтен общественный транспорт. Мы сейчас прорабатываем вопрос затрат на организацию нормальной работы общественного транспорта.
Другой альтернативы нет. Все понимают, что стройкой дорог мы не догоним никогда увеличивающийся объем личного транспорта. Сейчас у нас 43 процента личного транспорта и 57 — общественного. А нужно, чтобы общественного транспорта хотя бы 68–70 процентов было. В Москве, например, 85 процентов общественного транспорта.
«Начали делать полную ревизию и оцифровку всех существующих сетей, работа рассчитана на пять лет»
Образ будущего: точки роста — по всему Татарстану
— Как эксперт оцените потенциал территории республики. Где еще у нас есть резервы, куда двигаться, на каком этапе мы находимся?
— Потенциал территории огромный как в развитии инфраструктуры, так и в рекреационном и промышленном отношении. Трасса М12 абсолютно поменяла координаты развития территории. Точки роста есть везде, у нас недоиспользование ресурсов республики. Возьмите, например, заволжскую часть Казанской агломерации, которая задействована очень мало.
— «Насколько вовлечены в ваши работы профильные ведомства республики? Например, как и с кем рождаются планы объектов инфраструктуры: очистные сооружения, водозаборы, полигоны отходов, котельные? Вы рассматриваете узловые объекты инфраструктуры при планировании территорий или ваша работа — это широкие мазки градостроителя (художника)?» (Руслан Сергеевич)
— Градостроительные работы ни разу не художественные и не архитектурные! Это ближе к проектной бухгалтерии. Что касается инженерных сетей, то на уровне агломерации мы сделали принципиальные схемы по всем инженерным системам водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения. Решения по водоснабжению объединяют всю территорию казанского полукольца — от водозабора на севере Волги и до Столбищенского подземного водохранилища. Далее в генпланах есть схемы инженерных сетей на конкретный населенный пункт, а на их основе делается программа комплексного развития инженерной инфраструктуры, где все конкретно расписывается — до диаметра труб, отдельных сооружений, тарифов и прочего. Это разрабатывается в плотном контакте с профильными ведомствами и ресурсоснабжающими организациями. Но проектно-сметная документация не наша зона ответственности.
Сейчас мы начали делать полную ревизию и оцифровку всех существующих сетей, работа рассчитана на пять лет.
— Наверное, сложность и в том, что какие-то объекты не приняты на баланс ресурсника?
— Как это должно быть на самом деле: после реализации проекта должна быть выполнена исполнительная съемка сетей и данные переданы в муниципалитет. Ничего этого не делалось в полном объеме, часто утеряно. Поэтому наша задача — восстанавливать данные по инженерным сетям всей республики и делать комплексный план подземных сооружений.
— Каков образ будущего вашей работы? Когда вы все распланируете, в чем будет заключаться работа?
— Сделать документы и разместить их в информационной системе — это только половина работы. Дальше идет мониторинг реализации. Это еще одно направление нашей работы — мониторинг градостроительной деятельности.
В начале 2024 года по нашей инициативе подписали специальное постановление кабмина РТ о мониторинге, согласно которому нам должны поставлять данные по текущей ситуации и изменениям за определенный период. Какие-то данные должны предоставлять ежеквартально, какие-то ежегодно. На основе этого постановления мы заключили договоры об информационном взаимодействии с ключевыми игроками, например с ресурсоснабжающими организациями: АО «Сетевая компания», ООО «Газпром трансгаз Казань». Но это не контроль, а мониторинг для аналитики, куда мы идем в плане территориального развития.
— Олег Дмитриевич, спасибо за содержательный разговор. Успехов вам и всей вашей команде!
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 62
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.