«Для нашей страны, для нашей республики, города, наших жителей синонимом слова «белорус» всегда было и будет слово «близкий друг», — говорил сегодня мэр Казани Ильсур Метшин на открытии бизнес-форума «Минск и Казань: побратимство — новый драйвер развития». Мероприятие проходит в рамках Дней Минска в столице РТ. Здесь собрались более сотни представителей бизнес-сообщества. В частности, представители МАЗа рекламировали новые электробусы и мусоровозы, чиновники от туризма говорили об обоюдном стимулировании турпотока, а власти города — о желании учиться у Минска образцовому ведению городского хозяйства. Подробнее — в материале «БИЗНЕС Online».
«Для нашей страны, для нашей республики, города, наших жителей синонимом слова «белорус» всегда было и будет слово «близкий друг», — открыл пленарную сессию Ильсур Метшин
«Минск является примером образцового ведения городского хозяйства»
Казань и Минск стали городами-побратимами в декабре 2024 года. Тогда делегация во главе с мэром Ильсуром Метшиным посетила столицу Беларуси, где казанский градоначальник и председатель исполкома Минска Владимир Кухарев подписали соответствующее соглашение. А уже сегодня стороны встретились в столице Татарстана, где 9–10 июня проходят Дни Минска. Одним из главных мероприятий стал бизнес-форум «Минск и Казань: побратимство — новый драйвер развития».
С самого утра в Казанскую ратушу подтягивались представители бизнес-сообщества и органов власти. Как сообщает пресс-служба мэрии Казани, в общем форум собрал более 100 участников. С белорусской стороны приехали представители Минского автомобильного завода (МАЗ), Минского завода шестерен, Мотовелозавода и других предприятий.
«Мы жадные в хорошем смысле слова до всего нового. Минск является примером образцового ведения городского хозяйства не только на просторах бывшего Советского Союза, но и за его пределами. <…> Поэтому нам есть чему поучиться у Минска и перенимать опыт. Мы о конкретных шагах договариваемся», — отметил в разговоре с журналистами Метшин перед пленарной сессией форума.
Кухарев в свою очередь выразил уверенность, что форум даст импульс развитию новых направлений сотрудничества. Тем более что бизнес всегда рад находить возможности для развития. «Мы видим, что сегодня очень много новых направлений, которые за последние годы открылись, и они очень важны, взаимовыгодны. Мы работаем в самых различных сферах, и сегодня, я думаю, после проведения форума это будет лакмусовой бумажкой по сверке часов и дальнейшему развитию тех взаимоотношений, которые завяжутся даже в тех отраслях, где мы не совсем активно работали», — сказал мэр Минска.
И если в декабре стороны заключили рамочное соглашение, то сегодня главы двух городов подписали комплексную программу развития межмуниципального сотрудничества. Она охватывает экономику, промышленность, торговлю, туризм, здравоохранение, образование, молодежную политику и городское хозяйство.
Казань и Минск стали городами-побратимами в декабре 2024 года. И если в декабре стороны заключили рамочное соглашение, то сегодня главы двух городов подписали уже комплексную программу развития межмуниципального сотрудничества
«Мы менее суток находимся в Казани, но чувствуем себя как дома»
«Для нашей страны, для нашей республики, города, наших жителей синонимом слова „белорус“ всегда было и будет слово „близкий друг“», — открыл пленарную сессию Метшин.
Отдельно он обратил внимание на сотрудничество городов в сфере транспорта. Казанские автотранспортные предприятия приобрели у Минского автобусного завода почти 500 автобусов, у «Белкоммунмаша» — 40 трамвайных вагонов. А совсем недавно МАЗ поставил в Казань 64 новых троллейбусов последнего поколения.
«Наш город стал первым, куда были поставлены новые модели. Владимир Евгеньевич, спасибо вам. Мне сказали, что даже вперед Минска поставили новую продукцию. Это настоящее братское отношение», — отметил Ильсур Раисович, обращаясь к мэру Минска.
«Мы менее суток находимся в Казани, но чувствуем себя как дома», — отреагировал Кухарев.
В соглашении о побратимстве между Минском и Казанью предусмотрен обмен опытом и знаниями в экономике, городском планировании, транспортной инфраструктуре, жилищном хозяйстве, образовании, культуре, здравоохранении, охране окружающей среды, спорте и туризме. Соглашение также предусматривает обмен официальными делегациями и специалистами в различных областях и туристическими группами. Белорусские СМИ отмечали, что особый акцент в сотрудничестве будет сделан на создании совместных производств, особенно в сфере машиностроения.
«В Минске накоплен богатый опыт хорошего управления городским хозяйством, и мы хотим его изучить. Помимо этого, жители Казани ездят на общественном транспорте, произведенном в Беларуси. Нас также интересует сотрудничество в социальной сфере. Кроме того, существует хорошее поле для взаимодействия в образовании, в том числе через студенческие обмены», — очертил тогда поле интересов Метшин.
Тогда же, кстати, главы городов договорились о проведении Дней Казани в Минске и Дней Минска в Казани.
А вообще, история официальных отношений между Казанью и Минском началась задолго до этого, еще в 1997 году. Тогда между городами было заключено соглашение о сотрудничестве, а стороны заложили фундамент для совместного развития. Документ охватывал множество сфер и вопросов. Например, чиновникам предписывалось наладить обмен делегациями школьников и студентов, проводить ярмарки, выставки и даже обмен опытом с минскими правоохранительными органами.
«Наше соглашение, заключенное с Минском в 1997 году, не потеряло своей актуальности. Например, Казань и Минский автомобильный завод связывает долгосрочное сотрудничество по развитию городской транспортной инфраструктуры», — рассказывала два года назад заместитель главы Казани Евгения Лодвигова участникам круглого стола представителей исполкомов двух городов.
Тогда же было высказано и намерение стать городами-побратимами. Очевидно, взаимодействия в рамках документа, подписанного почти 30 лет назад, стало мало. Тем более между Казанью и городами Беларуси до этого в принципе не заключались подобные соглашения.
В 2011 году в столице Татарстана открылось отделение посольства Беларуси в России. В компетенцию филиала входят вопросы торгово-экономического сотрудничества с 6 регионами Поволжья — Татарстаном, Марий Эл, Чувашией, Ульяновской, Саратовской и Кировской областями. При этом отделение не занимается визовыми вопросами.
Сегодня Казань активно взаимодействует со столицей Беларуси. С 2006 года Казань закупает автобусы, трамваи и троллейбусы минского производства, а предприятия благоустройства — спецтехнику. Казанский технопарк «Идея» взаимодействует с Минским городским технопарком. Были достигнуты соглашения о поддержке белорусских компаний при выходе на российский рынок, предоставлении информационной помощи и поиске партнеров в России. Также подписано соглашение о сотрудничестве в реализации совместных научно-технических проектов и программ.
Дальше спикеры с обеих сторон в небольших презентациях рассказывали о своих предприятиях и возможных направлениях сотрудничества. Так, гендиректор технопарка «Химград» Айрат Гиззатуллин заманивал белорусов «благоприятными» условиями для резидентов и опытом международного сотрудничества. В «Химграде» производится высокотехнологичная продукция, а с 2018 года он работает еще и за пределами России. Два технопарка — «Джизак» и «Чирчик» — с тремя десятками предприятий из 10 стран открыто в Узбекистане, еще один строится в Азербайджане. Его планируют запустить осенью.
Казанская компания «Эйдос» в 2023 году оснастила и запустила в Минске республиканский центр профессиональной аттестации и симуляционного обучения. Центр занимает порядка 4 тыс. кв. м и может ежегодно обучать до 28 тыс. медицинских специалистов и фармацевтических работников, рассказал исполнительный директор «Эйдоса» Николай Тихонов. С каждым годом центр «набирает обороты», в первый год он выпустил 7 тыс. специалистов. Как сообщалось ранее, стоимость центра составила 38 млн белорусских рублей, в пересчете на российские рубли — более 900 миллионов.
В свое время Минский автомобильный завод (МАЗ) поставил в Казань более 700 автобусов, а самый крупный контракт — на 180 единиц — был перед чемпионатом мира по футболу в 2018 году. Сейчас Минск везет в столицу Татарстана троллейбусы нового поколения, поставлено 64 машины, рассказала заместитель директора по маркетингу — начальник департамента маркетинга ОАО «МАЗ» Оксана Михеева. Особенность машин в том, что они могут пройти часть маршрута на автономном ходу, провода не нужны.
Михеева также представила новую технику 2025 года, в том числе «полностью стопроцентно союзный» электробус, созданный вместе с российскими производителями компонентов. Заднюю ось для нового мусоровоза поставляет челнинское предприятие «Ростар». Завод может предложить не только технику, но и выгодные условия покупки, добавила замдиректора по маркетингу.
В прошлом году столица РТ приняла рекордное количество гостей — 4,5 млн человек, напомнила директор комитета по развитию туризма Казани Дарья Санникова
«В Казани ждут еще больше туристов из Беларуси»
Отдельное внимание уделили туризму. В прошлом году столица РТ приняла рекордное количество гостей — 4,5 млн человек, напомнила директор комитета по развитию туризма Казани Дарья Санникова. В городе, поделилась она, функционирует 3 тыс. мест общественного питания и 235 средств размещения, а средняя загрузка отелей в прошлом году составила 62%. Наблюдается и рост числа иностранных туристов — около 260 тыс. человек приехали в Татарстан из-за рубежа. Бо́льшая часть из них из Китая, Индии, Ирана. А из Беларуси Казань посетили порядка 11 тыс. человек.
В сфере туризма с Минском Казань сотрудничает уже более 10 лет. Стороны регулярно участвуют в совместных мероприятиях. Большим подспорьем служит прямое авиасообщение между городами. Самолеты летают 2 раза в неделю, рейсы выполняет авиакомпания Belavia. Текущего авиационного и железнодорожного сообщения в принципе пока достаточно для обслуживания туристов, позже в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» призналась Санникова. Кроме того, добавила она, многие добираются до белорусской столицы на автомобиле — сначала по М12 до Москвы, а дальше по трассе М1 «Беларусь».
«В Казани ждут еще больше туристов из Беларуси. Я думаю, в самое ближайшее время это количество будет расти», — также выразила надежду директор комитета. Специально для этого на форуме собрались белорусские туроператоры, которым покажут достопримечательности и инфраструктуру Казани. А самым ближайшим результатом сотрудничества может стать участие белорусов в фестивале «Вкусная Казань», который пройдет 12 и 13 июля на площадке у центра семьи «Казань». «Через вкусы лучше и быстрее познается культура того или иного народа. Мы в этом направлении будем вести сейчас активную работу», — поделилась Санникова.
«В Казани ждут еще больше туристов из Беларуси. Я думаю, в самое ближайшее время это количество будет расти», — также выразила надежду Санникова
На форуме директор комитета по развитию туризма Казани подписала меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве с замначальника главного управления – начальником отдела физкультурно-оздоровительной работы и туризма главного управления спорта и туризма мингорисполкома Олесей Мостовой. Что касается других соглашений, то, например, челнинская компания «Наиком Экстрим» договорилась с белорусской компанией о намерениях по совместной разработке кроссового мотоцикла Minsk.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 17
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.