«Летом разница не так чувствительна, но зимой водители сразу чувствуют преимущество этой объездной дороги. Я понимаю, что копейка ценна, но жизнь дороже», — комментирует собеседник «БИЗНЕС Online» планы ввести платный проезд на обходе Набережных Челнов и Нижнекамска. На новой трассе, которую запустили в конце прошлого года, появились аншлаги о том, что дорогу передадут госкомпании «Автодор», а эксплуатация станет платной. Вопрос будет решен к концу года. Стоимость проезда по участку протяженностью 81 км пока неясна, но, если грубо прикинуть, выходит, что водителю легковушки сэкономленные час-полтора будут стоить около 1 тыс. рублей. Детали — в нашем материале.
В «Автодоре» подтвердили нашему изданию, что до конца года примут «на баланс» новую трассу
Обход Челнов и Нижнекамска станет платным
О том, что обход Набережных Челнов и Нижнекамска станет платным, не посвященная в детали публика узнала сегодня фактически случайно. В социальных сетях появился снимок аншлага, установленного на трассе. Объявление предупреждает: «Участок автодороги М7 „Волга“ км 987 – км 1068 в 2025 году запланирован к передаче в оперативное управление ГК „Автодор“ с эксплуатацией на платной основе». Говоря проще, с Нового года проехать бесплатно уже не получится.
Речь в объявлении идет об участке протяженностью 81 км, который был запущен в декабре 2024-го. В пресс-службе ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» (заказчик дороги) сегодня подтвердили «БИЗНЕС Online», что до конца года передадут обход в управление госкомпании «Автодор». Основание — это распоряжение правительства РФ от ноября 2023-го. Документ предусматривает, что строящаяся автодорога М12 «Восток» Москва – Казань – Екатеринбург – Тюмень должна быть передана в доверительное управление «Автодору» в срок до 31 декабря 2025 года. Указанное распоряжение — это, по сути, список платных автодорог России.
В «Автодоре» подтвердили нашему изданию, что до конца года примут «на баланс» новую трассу. «Получение участка в доверительное управление госкомпании „Автодор“ планируется к концу этого года. Процедура идет в установленном порядке», — отметили в компании. Напомним, что «Автодор» занимается эксплуатацией платных трасс в стране, в том числе М4 «Дон», М11 «Нева», Центральной кольцевой автомобильной дороги (ЦКАД) в Подмосковье.
Напомним, ранее водители ездили из Казани в тот же Мензелинск сквозь Набережные Челны по М7 «Волга», что, само собой, создавало пробки. Однако хуже обстояло дело с дорогой от Казани до Нижнекамска. Чтобы попасть в пункт назначения, нужно было доехать до Челнов, которые стоят дальше, а потом возвращаться в Нижнекамск. Такой крюк добавлял 70 км пути. С запуском обхода две эти проблемы исчезли. Но теперь выясняется, что в бочке меда все-таки скрывалась ложка дегтя.
Оговорка о том, что дорога войдет в состав скоростного маршрута, по сути, и была предупреждением, что на ней станут взимать плату
Постойте, но это разве не часть бесплатной М7 «Волга»?
Как выясняется, не совсем. Если насчет участка М12 от Москвы до Казани все сразу понимали, что дорога будет платной, то в случае с обходом Челнов и Нижнекамска о платности разговоров не было. На протяжении всего строительства дорогу часто называли частью федеральной дороги М7 «Волга».
Вот, например, сообщение правительства Татарстана от ноября 2024 года о том, что раис РТ Рустам Минниханов проверил ход строительства. «Новое направление трассы М7 „Волга“ возводят в рамках национального проекта „Безопасные качественные дороги“. Обход в дальнейшем войдет в состав скоростного маршрута Казань – Екатеринбург – Тюмень», — читаем в публикации.
Таким образом, оговорка о том, что дорога войдет в состав скоростного маршрута, по сути, и была предупреждением, что на ней станут взимать плату. И не сказать, что не предупреждали. По словам собеседника «БИЗНЕС Online», сейчас обход юридически действительно является частью М7 «Волга», но это только пока. В дальнейшем платный режим запустят на всем протяжении дороги от Казани и дальше до Екатеринбурга и Тюмени. Но это не значит, что вся дорога станет платной. Будут и платные участки, и бесплатные, оговаривается собеседник.
Почему же обход Челнов и Нижнекамска все-таки станет «коммерческим»? Судя по всему, потому что есть такая возможность. Законодательством установлено, что дорога может быть платной, если у нее есть бесплатная альтернатива. Например, бесплатный вариант для Вознесенского тракта — это Мамадышский тракт, а для М12 на участке от Москвы до Казани — М7 «Волга». В случае с обходом Челнов и Нижнекамска есть прежний, длинный путь.
И если машины «свернут» на него с новенького обхода, где введут плату, проблема загруженности Челнов может всплыть опять. «И снова все фуры поползут через город. И снова разбитая плотина и пробки на первой дороге. Смысл какой был в этой объездной тогда? М12 Казань – Москва… Много фур там ездит? 5 процентов от общего потока на Москву от силы!» — такой комментарий на новость о платном режиме обнаружили мы в сети.
Сколько будет стоить проезд, пока неясно. «Стоимость проезда будет известна после завершения передачи в доверительное управление», — заявили в «Автодоре». Можно предположить, что цена будет релевантной другим участкам М12 в Татарстане. Например, проезд на отрезке Большие Кайбицы – Казань стоит 729 рублей (около 10 рублей за км дороги протяженностью 72 км) для легковушки и 1,4 тыс. — для фуры (20 рублей за километр). Обход Нижнекамска и Челнов длиннее — 81 километр. Если взять эти цифры, выходит, что проезд по объезду будет в пределах 1 тыс. рублей для легковушки и в пределах 2 тыс. для фур. Но оговоримся, что это очень грубый подсчет.
Объезды выведут транзитные потоки из городов и поселков и сделают движение более безопасным, улучшат качество жизни людей и позитивно скажутся на экологическом благополучии, расписывал Путин
Дорога за 79 млрд рублей
Обход Набережных Челнов и Нижнекамска в Татарстане построили за три года. Работы начались в декабре 2021 года, а в декабре 2024-го трассу протяженностью 81,4 км открыл Владимир Путин, подключившись по видеосвязи. На церемонии президент России вспомнил о запуске участка дороги М12 от Москвы до Казани. «Как и планировали, будем и дальше развивать эту значимую магистраль в направлении Екатеринбурга, Тюмени и далее — на восток. Сегодня в ее составе в строй вводится 80-километровый обход Нижнекамска и Набережных Челнов…» — отметил Путин.
Таким образом, российский лидер тогда обозначил, что обход — это часть платной трассы. Объезды выведут транзитные потоки из городов и поселков и сделают движение более безопасным, улучшат качество жизни людей и позитивно скажутся на экологическом благополучии, расписывал Путин.
Задача обхода — улучшить транспортную доступность в республике и обеспечить возможность дальнейшего развития Камского кластера, рассказывали в ФКУ «Волго-Вятскуправтодор». Причем отмечалось, что в дальнейшем его включат в состав скоростного маршрута Казань – Екатеринбург – Тюмень. Появление дороги действительно облегчило жизнь автомобилистам. Например, время в пути от Нижнекамска до Казани сократилось на один час, а до Уфы — примерно на два.
Автодорога IБ-категории включает в себя 10 мостов, в том числе мост через Каму, 6 транспортных развязок, 11 путепроводов и пять пересечений в разных уровнях. Самый большой объем работ по строительству искусственных сооружений выполнили на мосту через реку Каму. Это самое протяженное искусственное сооружение всего транспортного коридора Казань – Екатеринбург. Протяженность русловой части моста — 792 м, а эстакадной — 510 м, всего 1,3 километра. Строительство велось в условиях обеспечения непрерывной судоходной навигации.
В возведении объекта участвовало пять подрядчиков (ООО «Каздорстрой», АО «ДиМ», ООО «Волгадорстрой», ООО «Алексеевскдорстрой», ООО «Самаратрансстрой»), два бетонных завода и 1,5 тыс. человек. Как рассказывал начальник ФКУ «Волго-Вятскуправтодор» Илдар Мингазов, стоимость обхода составила 79 млрд рублей, средства выделил федеральный бюджет.
«Летом разница не так чувствительна, но зимой водители сразу чувствуют преимущество этой объездной дороги. Я понимаю, что копейка ценна, но жизнь дороже»
«Первое время, может быть, дискомфорт будет, но люди начнут пользоваться»
В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты прокомментировали планы организовать платный проезд по обходу Челнов и Нижнекамска.
Сергей Сотников — директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ:
— Мое мнение неизменно — я против платности дорог в России. Я считаю, что пользы от этого нет. Есть только отрицательные моменты. Получается, что мы отрезаем граждан РФ от пользования инфраструктурой.
Насколько вообще этот [новый] обход востребован? У нас есть большой поток машин, которые идут там, и им не нужны ни Челны, ни Нижнекамск. Поэтому я двумя руками за то, чтобы был обход, но чтобы он не был платным. Я твердо стою на позиции, что дороги должны быть бесплатными, чтобы люди могли этими дорогами пользоваться. Пример — М12. Люди живут в близлежащих районах и пользоваться этой дорогой не могут. А если пользуются, то это бьет по бюджету граждан. Вознесенский тракт — тот же пример. Строили-строили, чтобы Мамадышский тракт разгрузить, и в итоге сделали для кого-то бизнес-проект. Люди пользоваться этой дорогой не могут. Это неправильно.
Как себя поведут водители, когда откроют платную объездную дорогу? Смотрите, сейчас, когда грузовики отправляются в рейс, на платную дорогу они выезжают только в том случае, если на бесплатной сильные заторы. К тому же все бесплатные дороги с развитой инфраструктурой. Питание, мотели, запчасти — там все есть. На платных дорогах этого нет и не предвидится. Поэтому отправлять машину по платным дорогам, таким как М12, большой риск. Если там что-то сломается, то это несет очень серьезные проблемы с точки зрения бизнеса.
Фоат Комаров — советник генерального директора АО «СМП-Нефтегаз», инициатор строительства платной магистрали Алексеевское – Альметьевск:
— Насколько будет востребован обход с учетом введения платы? Мне как-то оценку давать неудобно, потому что мы сами в концессионном соглашении участвуем. Нужно просто сравнить, проехать по старой дороге и по новому маршруту. К примеру, раньше из Казани в Мензелинск мои друзья около 4 часов ехали, теперь они едут 2 часа 40 минут. То есть существенная экономия получается, час времени гарантированно.
Сколько, по моему мнению, такая услуга может стоить? Я не знаю, потому что цены на платные дороги устанавливает государство. Думаю, что на уровне цен проезда по М12.
То, что дорога станет платной, для меня сюрпризом не стало, но и о таких планах не знал. Я думаю, что количество платных дорог будет возрастать. Я был лет 15 назад в Китае, и, когда там на платных дорогах видел сплошной поток транспорта, как на МКАД, я был в шоке, что на платной дороге в Китае такой поток транспорта. То есть люди пользуются. Тогда у них уровень зарплаты, наверное, как у нас был примерно. И люди ездили, пользовались платными дорогами массово.
Платный проезд по обходу не загрузит ли снова Челны? Первое время, может быть, дискомфорт будет, но люди начнут пользоваться. Летом разница не так чувствительна, но зимой водители сразу чувствуют преимущество этой объездной дороги. Я понимаю, что копейка ценна, но жизнь дороже. Поэтому то, что сегодня дороги сделаны в республике, — это огромное количество спасенных человеческих жизней и миллиарды сохраненных нервных клеток.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.