Ильсур Метшин поручил разработать проект реконструкции сквера в Старо-Татарской слободе на пересечении улиц Татарстан и Габдуллы Тукая и концепцию будущего памятника Саре Садыковой (на фото слева: дочь Садыковой — прима-балерина театра им. Джалиля Альфия Айдарская) Ильсур Метшин поручил разработать проект реконструкции сквера в Старо-Татарской слободе на пересечении улиц Татарстан и Габдуллы Тукая и концепцию будущего памятника Саре Садыковой (на фото слева: дочь Садыковой — прима-балерина театра им. Джалиля Альфия Айдарская) Фото: kzn.ru

Вопрос, который не решается с 1997 года

Тема памятника первой татарке – профессиональному композитору Саре Садыковой (1906–1986) тянется с прошлого века, а точнее, с 1997 года. С тех пор сменилось пять министров культуры РТ, но вопрос так и остался нерешенным. Почти 10 лет ушло на создание памятника, а потом никак не могли окончательно определиться с местом для него.

Снова эта тема всплыла на прошлой неделе в разговоре дочери Садыковой — некогда примы-балерина театра им. Джалиля — Альфии Айдарской и мэра Казани Ильсура Метшина, когда тот поздравлял ее с 100-летием. В своем почтенном возрасте Альфия Газизовна остается верна профессии, участвуя в музыкальных конкурсах и фестивалях, а также ведет общественную работу по увековечиванию творческого наследия своих родителей — Садыковой и одного из основоположников татарского театра Газиза Айдарского.

Альфия Айдарская: «Станиславский предсказал маме большое будущее»

Метшин, не откладывая, поручил провести выездное совещание. Пригласил на него и Айдарскую. На месте он дал задание разработать проект реконструкции сквера на пересечении улиц Татарстан и Габдуллы Тукая в Старо-Татарской слободе в расчете на установку здесь будущего памятника.

«Место видное и соответствует статусу великого композитора» Сара Садыкова будет запечатлена сидящей за роялем в татарском костюме
Эскиз предоставлен мэрией Казани

«Мы согласовали вариант для установки памятника — сквер в Старо-Татарской слободе. С этим районом связана бо́льшая часть жизни Сары Садыковой. Место видное и соответствует статусу великого композитора. На перекрестке Новой и Старой Казани необходимо создать красивое и достойное пространство, которое позволит почтить память Сары Садыковой», — отметил градоначальник.

Выбор места обусловлен исторической связью актрисы с этим районом: она родилась неподалеку, на улице Парижской Коммуны, работала в театре им. Камала на ул. Татарстан и долгие годы проживала на ул. Тинчурина, а сейчас ее имя носит улица, параллельная Тукая.

Выбор места обусловлен исторической связью актрисы с этим районом: она родилась неподалеку, на улице Парижской Коммуны, работала в театре им. Камала на ул. Татарстан и долгие годы проживала на ул. Тинчурина, а сейчас ее имя носит улица, параллельная Тукая Выбор места обусловлен исторической связью актрисы с этим районом: она родилась неподалеку, на улице Парижской Коммуны, работала в театре им. Камала на ул. Татарстан и долгие годы проживала на ул. Тинчурина, а сейчас ее имя носит улица, параллельная Тукая Фото: kzn.ru

При этом нужно понимать, что в одиночку город не потянет установку памятника. Без министерства культуры РТ и помощи властей республики не обойтись.

Сара Гарифовна Садыкова — актриса, певица и композитор. Родилась 1 ноября 1906 года в Казани. При рождении получила имя Бибисара.

Садыкова после обучения в гимназии Аитовых поступила в Казанский педагогический техникум, где преподавал композитор Султан Габаши. Обратив внимание на ее прекрасный голос, он предложил ей петь в хоре. Важным этапом в ее жизни стал спектакль «Буз егет» (1921), поставленный силами студентов под руководством Габаши, где Садыкова исполнила роль Сахипжамал. Ее исполнение произвело сильное впечатление, и в 1922 году комиссариат народного образования ТАССР направил ее учиться в Московскую консерваторию. После она некоторое время работала в татарском академическом театре, исполняя ведущие партии.

В 1934 году Садыкова решила усовершенствовать свои вокальные навыки у известных мастеров Москвы (студия татарской оперы) и вернулась в Казань уже как солистка татарского театра оперы и балета (с 1939-го), где исполняла ведущие роли порядка 10 лет.

После войны она перешла в своем творчестве к созданию популярных песен. Первой композицией стала «Кетәм сине» на стихи А. Ерикеева, созданная во время войны и ставшая символом ностальгии по мирной жизни. Этот успех вдохновил ее на дальнейшую работу как композитора, и песни Садыковой стали неотъемлемой частью татарской музыкальной культуры ХХ века.

Ее композиции отличаются мелодичностью, доступностью и вокальной выразительностью — все это связано с ее профессиональным вокальным мастерством и тонким знанием народного пения. Она успешно сочетала традиционные татарские мотивы с ритмами западноевропейских танцевальных жанров, создавая свежие и искренние композиции с яркими красками. Особенно удачно ей удалось соединить ритмы танго с татарской пентатоникой, что придало ее музыке особую выразительность и непосредственность. Кроме того, она занималась музыкальным оформлением спектаклей театра им. Камала, а также писала музыку для музыкальных комедий «Женихи» и «Песня любви» совместно с Р. Губайдуллиным.

За свою многолетнюю деятельность она была удостоена звания народной артистки ТАССР (1977), заслуженного деятеля искусств РСФСР (1984) и стала лауреатом Госпремии РТ им. Тукая.

Важно заметить, что 1 ноября 2026 года исполнится 120 лет со дня рождения Садыковой — уникальной личности среди композиторов Татарстана. Не сразу к ней пришло признание в профессиональной среде, зато народ тут же полюбил ее песни. Было бы важно установить памятник к этой дате, тогда есть шанс, что и ее дочь, много сделавшая для сохранения памяти о своей матери, дождется столь знаменательного события.

Нужно понимать, что в одиночку город не потянет установку памятника. Без министерства культуры РТ и помощи властей республики не обойтись Фото: kzn.ru

История проблемного памятника

Напомним, что памятник Садыковой должен был появиться в Казани еще во второй половине 1990-х. По словам Айдарской, постановление кабинета министров РТ об установке архитектурного объекта вышел 13 марта 1997 года, а решение вопроса было возложено на минкульт РТ и администрацию Казани.

Скульптурный ансамбль был изготовлен в 2007-м первой в Татарстане женщиной-скульптором Радой Нигматуллиной, но камнем преткновения стал вопрос по его размещению. В 2004 году кабмин РТ определил для объекта место в историческом центре города — на Юнусовской площади. Однако решение поменялось (Айдарская считала, что место должно быть более видное), и под скульптуру предложили двор между двумя домами на бывшей улице Нариманова (сейчас один из ее участков носит имя Сары Садыковой). Тогда уже категорически отказалась скульптор Нигматуллина, ссылаясь на то, что общий вид ансамбля потеряется в тесноте сооружений, и забрала «залог» в виде гипсовой маски, без которой памятник нельзя считать завершенным.

В 2014 году эта история вновь всплыла: на заседании республиканского парламента тогда еще министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин рассказал о совещании по поводу памятника, которому никак не получается найти место. И выразил надежду, что в этом же году монумент будет установлен. Тогда же Рустам Минниханов во время традиционной пешей прогулки по исторической части Казани объявил, что памятник установят на ул. Сары Садыковой, в сквере, который будет разбит в течение года. В апреле 2015-го правительство Татарстана приняло решение установить его несколько дальше — на пересечении улиц Габдуллы Тукая и Сабира Ахтямова. «Место хорошее, мне понравилось, но только и здесь подвижек нет», — сетовала Айдарская в разговоре с нашим изданием на пороге своего 95-летия.

Сара Садыкова потеряла лицо

Какое-то время новых подробностей не появлялось. Лишь в 2019 году министр культуры РТ Ирада Аюпова в беседе с журналистами заметила, что в Казани совсем нет женских памятников. «У нас долгоиграющий вопрос по памятнику Саре Садыковой. Эта тема давно витает в обществе. Мы рассматриваем один из новых вариантов размещения, есть понимание с городом. Сейчас юридически решается вопрос о будущем месте для памятника татарскому композитору, актрисе и певице», — говорила глава минкульта. Через пару месяцев не стало Нигматуллиной, и дело снова затянулось. Наконец, последнее упоминание прозвучало на интернет-конференции с Аюповой в 2022 году. «И памятник Саре Садыковой тоже появится — на перекрестке улиц Татарстан и Тукая», — называла она новую локацию.

Памятник должен быть изготовлен по проекту Нигматуллиной от 2007 года. Однако планам не было суждено сбыться, а мастера не стало в 2019-м. Теперь же ее дело готов завершить московский скульптор Рим Акчурин Памятник должен быть изготовлен по проекту Нигматуллиной от 2007 года. Однако планам не было суждено сбыться, а мастера не стало в 2019-м. Теперь же ее дело готов завершить московский скульптор Рим Акчурин
Фото: kzn.ru

Нынешний вариант памятника народной артистке ТАССР должны изготовить по тому самому проекту Нигматуллиной. Он был разработан еще в 2007 году, однако планам не было суждено сбыться, а мастера не стало в 2019-м. Теперь же ее дело готов завершить московский скульптор Рим Акчурин, известный как автор памятника экс-депутату Госдумы РФ Фатиху Сибагатуллину, который установлен на его могиле в селе Апазово Арского района.

В концепции 3-метрового памятника Садыкова запечатлена сидящей за роялем в татарском костюме. Мэр порекомендовал вернуться к замыслу Нигматуллиной, где композитора окружают фигуры 7 девушек-водоносчиц как отсылка к ее песне «Жидегән чишмә» («Семь ключей»). Сквер же должен быть оформлен в единой стилистике с памятником: идея основана на музыкальной тематике и отражает плавность мелодий через криволинейные дорожки и цветущие растения.

Но случится ли это все? «Проект памятника скульптора Рима Акчурина (сформированного с учетом работы Рады Нигматуллиной) утвержден комиссией по монументальному искусству, прошел несколько раз экспертизу в ГИСУ РТ, сейчас определяются источники финансирования», — прокомментировали «БИЗНЕС Online» в министерстве культуры Татарстана.

«Она [Сара Садыкова] еще долго будет жить в памяти татарского народа. Может быть, пройдут века и уже забудется, чье это произведение, но как фольклорная музыка она однозначно останется в памяти народа» «Она [Сара Садыкова] еще долго будет жить в памяти татарского народа. Может быть, пройдут века и уже забудется, чье это произведение, но как фольклорная музыка она однозначно останется в памяти народа» Фото: Владимир Зотов

«Ее творчество озарено добротой и татарским мелодизмом, именно в ее песнях можно использовать татарскую мелизматику»

В беседе с «БИЗНЕС Online» эксперты высказались о необходимости увековечить память Садыковой и о том, где может быть установлена скульптура.

Айдар Файзрахманов — художественный руководитель Татарской государственной филармонии им. Тукая:

— Когда я учился в консерватории, мой преподаватель зарубежной музыки Георгий Кантор как-то спросил: «Как ты думаешь, кто останется в памяти у народа — Назиб Жиганов или Сара Садыкова?» Я не стал ни принижать Назиба Гаязовича, ни возвышать Сару Садыкову, но скажу одно: она своими песнями была очень близка к основной массе народа в то время. Назиб Гаязович, конечно, великолепный композитор, который создавал симфонии, но это именно профессиональный уровень. А вот Сара Садыкова в одно и то же время охватывала большую массу людей, и ее признавали музыканты-профессионалы.

Она ведь когда-то была певицей в оперном театре. К сожалению, я не застал это время. Но однажды в Кремлевском зале в Москве я спел ее песню «Чит җирләргә китсәң» («Если ты уйдешь в чужие края») под свой аккомпанемент, под баян. Зал принял на ура. Это был 1985 год, кажется. Когда пришел в театр на следующий день, меня вдруг с репетиции вызвали, сказали, что звонит Сара-апа. Для меня было настолько поразительно, что сама Сара Садыкова вдруг меня вызывает! Ей рассказали, что молодой парень Айдар Файзрахманов в Кремлевском дворце спел ее песню. Потом она мне сказала: «Айдар, зайди ко мне, я тебе покажу свои песни, давай будем сотрудничать». Тогда у меня состоялась первое близкое знакомство с Сарой Садыковой.

Меня поражало, что она играла на рояле и сама пела, была такой настоящей! Я с ней еще выезжал на гастроли. Она была стержнем всей труппы — всегда очень-очень мягко подходила к молодым артистам, оберегала от критики в наш адрес. Думаю, поэтому ее песни до сих пор живут — ее творчество озарено добротой и татарским мелодизмом, именно в ее песнях можно использовать татарскую мелизматику. Я думаю, она еще долго будет жить в памяти татарского народа. Может быть, пройдут века и уже забудется, чье это произведение, но как фольклорная музыка она однозначно останется в памяти народа.

Естественно, памятник Саре Садыковой не должен быть где-то на окраине нашего города, потому что она дорога для нас. У нас есть прекрасный сад возле Дома актеров; площадь, где стоит памятник Салиху Сайдашеву; может, где-то на Булаке и прочее. Я думаю, памятник — это очень достойно, потому что ее очень многие знают, ценят и любят до сих пор.


Резеда Ахиярова — композитор, народная артистка РТ:

— Считаю, вопрос установки памятника Саре Садыковой назрел давно. Об этом говорилось уже, по-моему, не одно десятилетие. И она, безусловно, заслуживает такого внимания со стороны города и музыкальной общественности. Садыкова — первый татарский композитор, наша знаменитая песенница. Я сижу в жюри на очень многих конкурсах, и практически всегда исполняются ее песни на стихи татарских поэтов. Очень часто они звучат на концертах: и студенты консерватории, и сложившиеся певцы всегда исполняют их с любовью. Кроме того, она работала в оперном театре, пела оперные партии.

Где ей разумно и уместно поставить памятник? Я так сразу не решусь сказать. Очень удачное место было подобрано для памятника Рашиду Вагапову около филармонии. Но, безусловно, этот памятник должен быть где-то в центре, об ином и речи быть не может.


Венера Ганиева — оперная певица, народная артистка РФ и РТ:

— Сара Садыкова — это достояние татарского народа, великий композитор, который написал огромное количество песен, и эти песни завоевали сердца многих людей. И они согревают душу и сердце до сегодняшнего дня. В репертуаре практически каждого вокалиста есть ее песни.

Считаю, что установление памятника Саре-ханум было бы большим и знаменательным событием в жизни нашего народа и нашей культуры. Все-таки она внесла большой вклад в развитие татарской песни. Очень важен ее мелодизм. Она истинно татарский композитор! Очень здорово, что Ильсур Раисович выдвинул эту идею на всеобщее обсуждение. А памятник должен быть установлен в центре города. На улице Баумана, а может, где-то около театра имени Камала.