Золотой Орды не существует почти 6 веков, но эта тема, как золотая жила для дискуссий, до сих пор будоражит ученых и политологов, а порой сильно триггерит интеллектуаловФото: «БИЗНЕС Online»

Как Орда повлияла на становление Российской империи

Золотой Орды не существует почти 6 веков, но эта тема, как золотая жила для дискуссий, до сих пор будоражит ученых и политологов, а порой сильно триггерит интеллектуалов. Вспомнить хотя бы развернувшийся спор относительно того, можно ли считать Россию правопреемником Орды. Так, первый зампредседателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов указал на то, что Хазарский каганат и Золотая Орда являются частью истории России, за что получил жесткую критику со стороны православной патриотической общественности во главе с известным публицистом Егором Холмогоровым, по словам которого Дамир хазрат «объявил историческую войну славянам и русским». А после слов известного политолога Сергея Караганова о том, что россияне являются гордыми наследниками двух великих цивилизаций — монгольской и византийской, последовали нападки со стороны отечественных политических телеграм-каналов.

Тем не менее в Татарстане Орда изучается на официальном уровне, что подтверждает проходящий в эти дни VIII международный золотоордынский форум «Pax Tatarica: средневековые источники и исторический контекст». 10 и 11 июня более 100 ученых из Ирана, Казахстана, Канады, Китая, России, Турции, Франции, Японии и других стран на базе Института истории им. Марджани обсуждали вопросы истории Улуса Джучи и татарских ханств, а 9 июня мероприятие открылось пленарным заседанием в Болгаре.

Как отметил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» председатель международной ассоциации исследователей Золотой Орды и руководитель центра истории народов России и межэтнических отношений Института российской истории РАН Илья Зайцев, от ордынского наследия никогда особо не открещивались, просто были разные оценки вклада этого периода в историю России. Например, в 20–30-е годы прошлого столетия в среде русской эмиграции родилось понятие «евразийство» и ученые призывали к более положительному взгляду на Орду, на сложение Российской империи как продолжение золотоордынской линии.

«Оценки меняются, несмотря на то что по-прежнему российская историческая наука от этих негативных оценок целиком не ушла. Но сейчас оценки, как мне кажется, поменялись на более взвешенные, позитивные. Потому что источники говорят о том, что, несмотря на разорение в ходе монгольского нашествия Восточной Европы, части восточноевропейских земель, того же Болгара или русских княжеств, жизнь продолжалась, государственная традиция не прерывалась в русских княжествах, золотоордынская традиция в конечном счете немало способствовала объединению русских земель и созданию мощнейшего государства — Российской Федерации», — считает доктор исторических наук.

Со слов Ильи Владимировича, можно долго спорить о том, как золотоордынские институты повлияли на сложение нашей страны. Но с тем, что «эта мощная государственная имперская традиция была привита и заложена именно в то время», вряд ли кто-то поспорит. Другое дело, как эта традиция обогатилась. Если изначально монгольская имперская традиция не была связана с исламом и христианством, то Московское княжество складывалось как государство, где обе религии повлияли на сложение державы.

«Поэтому эта часть истории нашей большой страны и Евразии в целом, а не только история Татарстана и Казахстана. Растаскивать ее по национальным квартирам бессмысленно и бесперспективно, потому что изучать ее нужно только совокупно», — уверен Зайцев.

«Международная торговля давала гораздо больше денег Золотой Орде, чем дань с территорий, которые были населены оседлыми народами» «Международная торговля давала гораздо больше денег Золотой Орде, чем дань с территорий, которые были населены оседлыми народами» Фото: Sayf al-Vâhidî. Hérât. Afghanistan, commons.wikimedia.org (общественное достояние)

Чья Орда — казахская или татарская?

К слову, на полях форума состоялось закрытое совещание совместной рабочей группы российских и казахстанских историков. Стоит напомнить, что в кулуарах ранее татарстанские ученые выражали обеспокоенность столь пристальным вниманием Казахстана к теме Орды, что могло говорить о его намерениях присвоить себе право называться центром Золотой Орды. Такие же умыслы усматривали и со стороны Китая. Однако, как уверял в интервью «БИЗНЕС Online» директор института им. Марджани Радик Салихов, с Казахстаном найдены точки соприкосновения и вряд ли ситуация приведет к дележу или приватизации наследия. Поскольку государство серьезно вкладывается в эту тему, например создали научный институт изучения Улуса Джучи, то не смогут обойтись без Татарстана, т. к. здесь находится одна из лучших мировых школ ордыноведения и весь столичный домен улуса расположен на территории России, как тот же Болгар, который, предположительно, играл роль одного из столичных городов и управлялся одним из Чингисидов. Однако, со слов источника газеты, при всей амбициозной заявке на закрытом заседании острые темы обошли стороной, сосредоточившись на изучении отношений между двумя государствами.

Радик Салихов: «Территория, на которой существовала Золотая Орда, называется Татарстаном»

В разговоре с корреспондентом нашего издания директор упомянутого выше института изучения Улуса Джучи Жаксылык Сабитов подтвердил, что казахи считают себя правопреемниками Орды, но их ученые не борются за старшинство, а считают это общим наследием народов.

Что касается дискуссии о том, унаследовали ли русские «лучшие черты империи Чингисхана», Жаксылык Сабитов считает это спором активистов, которые двигают свою картину мира, но к науке это отношения не имеет Что касается дискуссии о том, унаследовали ли русские «лучшие черты империи Чингисхана», Жаксылык Сабитов считает это спором активистов, которые двигают свою картину мира, но к науке это отношения не имеет Фото: автор неизвестен, wikimedia.org, общественное достояние

«Если мы будем изучать вместе [наследие], то это даст большой коммуникативный эффект. Разделиться по национальным палатам, как это делалось в советское время, можно легко. Но это контрпродуктивно, ненаучно и вредит дружбе народов. Например, мы с нашими коллегами, когда изучаем эпос „Едиге“, привлекаем казахские версии, татарские, башкирские, ногайские, крымские, сибирские, чтобы появилось одно понимание, какой была наша история. Поэтому претендовать на первенство — вопрос к политикам. Но на научном уровне у казахских и казанских коллег есть четкий консенсус, что это наше общее прошлое, которое надо изучать», — прокомментировал историк.

А что касается дискуссии о том, унаследовали ли русские «лучшие черты империи Чингисхана», казахстанский ученый считает это спором активистов, которые двигают свою картину мира, но к науке это отношения не имеет.

«Ученые хорошо понимают, в чем глубина истории Золотой Орды, а активисты не знают, что происходило, насколько были глубоки эти процессы. Они считают что дань, которую платили русские княжества, была настолько разорительна. Хотя мы знаем, что, например, итальянская фактория в Азаке приносила в 10 раз больше денег, чем эта дань. То есть международная торговля давала гораздо больше денег Золотой Орде, чем дань с территорий, которые были населены оседлыми народами», — резюмировал Сабитов.

Депутат мажилиса парламента Казахстана Еркин Абиль считает, что историю татарского и казахского народов сложно разделить, т. к. они были интегрированы и развивались в пределах единых политических систем и структур. И одним из ярких эпизодов общей истории является как раз Золотая Орда, в рамках которой формировались современные этнокультурные маркеры, характерные для казахского, татарского, башкирского, ногайского, каракалпакского и других тюркских народов. И долгое время этот этнокультурный ареал говорил на одном литературном языке с небольшими региональными отличиями, почитал одни и те же святыни.

Айрат Ситдиков: «Вся история Евразии находится в слоях Болгара»

Для чего и кого строили Болгар по монгольским имперским традициям

Уже на пленарке президент Академии наук РТ Рифкат Минниханов обозначил, что форум проводится в Болгаре неслучайно: город считается первой столицей Улуса Джучи и символом богатого историко-культурного наследия Золотой Орды.

«Мы запустили новую долгосрочную программу по изучению истории и культуры народов Степной Евразии. Крайне важно определить роль татар и тюркских народов, а также роль России в целом в формировании евразийского этнокультурного ландшафта. Мы надеемся на благотворное сотрудничество с партнерами из стран Востока и Азии», — отметил академик.

Болгар считается первой столицей Улуса Джучи и символом богатого историко-культурного наследия Золотой Орды Болгар считается первой столицей Улуса Джучи и символом богатого историко-культурного наследия Золотой Орды Фото: «БИЗНЕС Online»

Ведущий научный сотрудник центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. Усманова Института истории им.  Марджани Искандер Измайлов подтвердил, что в Болгаре зарождалась государственность не только Волжской Булгарии, но и Золотой Орды. Именно поэтому говорим о Болгаре в 40–60-х годах XIII века как о первой столице Золотой Орды, начал доктор исторических наук. «Есть много дискуссий относительно того, насколько была подчинена Волжская Булгария власти монгольских правителей. Очень долго в отечественной традиции существовала точка зрения, что Булгария была вассальным государством и сохраняла внешнюю автономию. Судя по исследованиям, Волжская Булгария вошла в состав монгольской империи без какой-либо автономии, это была просто часть монгольского государства», — отметил спикер.

Со слов историка, после монгольского завоевания на месте города был построен совершенно новый имперский центр по монгольским имперским традициям. С тех пор почти 200 лет он не только был самым крупным городом Среднего Поволжья, но и несколько десятков лет являлся столицей данного государства. Подтверждают это и некоторые поздние письменные источники. К примеру, в персидском сочинении XVI века «Ферхег-намэ» Болгар известен как место «Золотого трона» («Алтын тахт») ханов Улуса Джучи. Также есть сведения, по которым можно предполагать, что Болгар был сезонной (летней) столицей Бату-хана, о чем рассказывали братья венецианского путешественника Марко Поло, находившиеся в Улусе Джучи в 1250 году: «Прибыли к Барка-хану (т. е. хану Берке), что татарами владел и жил в Болгаре да в Сарае».

«Есть определенные материальные свидетельства того, где находился дворец. Учитывая то, что домонгольский город был полностью срыт, тот город, который мы видим сейчас, — это только часть. Основная часть находилась в подгорной ныне затопленной части. Именно там располагались посады, основные жилые постройки и ремесленные мастерские. Дворцовый комплекс, изученный раскопками 2010 года, показывает, что он находился на юге этого поселения и южнее никаких объектов уже не было. Но потом город стал разрастаться и, очевидно, ставка и дворец были перенесены на самый город в местечко, которое называется „Малый городок“. Долгое время его считали недостроенным караван-сараем, но это дворцовый комплекс имперской столицы», — полагает Измайлов.

Искандер Измайлов подтвердил, что в Болгаре зарождалась не только государственность Волжской Булгарии, но и Золотой Орды Искандер Измайлов подтвердил, что в Болгаре зарождалась государственность не только Волжской Булгарии, но и Золотой Орды Фото: «БИЗНЕС Online»

Кроме того, именно в Болгаре в 40-х годах XIII века начинается чеканка золотоордынских монет (на 30 лет раньше, чем начал чеканить деньги Сарай), что свидетельствует о роли Болгара в середине XIII века как экономического и политического центра государства Джучидов. Первые монеты несли имя уже умершего багдадского халифа Ан-Насира лид-Дина, следующие монеты с 1250-х выпускались с именами монгольских каанов Менгу и Ариг-Буги. «Чеканка монет является политическим вызовом монгольской империи в силу желания правителей Золотой Орды добиться независимости, в том числе и в идеологическом плане, опираясь на ислам», — считает Искандер Лерунович. Об этом свидетельствует построенная в начале XIV века Джами-мечеть.

Со слов ректора Болгарской исламской академии (БИА) Фархата Хуснутдинова, исторически Болгар был местом пересечения торговых путей, где различные народы на протяжении многих веков выстраивали взаимовыгодные коммуникации и обогащали культуру друг друга: здесь пролегал Великий шелковый путь, ходили торговые караваны, был крупнейший базар, работали медресе и пр. А сейчас городище имеет сакральное значение для уммы страны, т. к. сюда приезжают мусульмане и пилигримы почтить память предков. Всемирное культурное значение Болгара прекрасно осознавали величайшие правители Российской империи Петр I и Екатерина II, заявил Хуснутдинов. Так, первый император России в 1722 году, посетив руины Болгара, поручил казанскому губернатору Алексею Салтыкову приступить к его реставрации.

Со слов Фархата Хуснутдинова, исторически Болгар был местом пересечения торговых путей, где различные народы на протяжении многих веков выстраивали взаимовыгодные коммуникации и обогащали культуру друг друга Со слов Фархата Хуснутдинова, исторически Болгар был местом пересечения торговых путей, где различные народы на протяжении многих веков выстраивали взаимовыгодные коммуникации и обогащали культуру друг друга Фото: «БИЗНЕС Online»

«Сегодня благодаря деятельности Болгарской исламской академии, созданной при поддержке президента РФ Владимира Путина и развивающейся при раисе РТ Рустаме Минниханове, Болгар вернул себе статус одного из центров ислама в России. В 2013 году во время выступления перед мусульманскими лидерами страны Владимир Владимирович отмечал, что российский ислам имеет все возможности, опираясь на многовековой отечественный опыт в системе религиозного образования и богатейшее богословское наследие. Поэтому одна из важнейших задач — воссоздание собственной исламской богословской школы, которая обеспечит суверенитет духовного пространства и будет признана большинством мусульманского духовного мира. Выполнение данной задачи требует тесной координации исламских образовательных организаций. Поэтому сегодняшнее мероприятие, помимо прочего, будет способствовать реализации целей Болгарской исламской академии», — резюмировал спикер.

В целом пленарка, как и научная конференция под названием «Золотая Орда: исторические источники и новые подходы к их изучению», завершилась без особых обсуждений и дискуссий.