Накануне Госдума в первом чтении одобрила законопроект о продлении эксперимента по исламским финансам на три год Накануне Госдума в первом чтении одобрила законопроект о продлении эксперимента по исламским финансам на три год Фото: rais.tatarstan.ru

4 млрд рублей за два года — выхлоп эксперимента по исламским финансам

«По вашему приказанию продлим! Даже скажу, может, сразу на пять лет, а не на три года», — на недавнем исламском форуме в Казани обещал раису РТ Рустаму Минниханову глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Речь шла об эксперименте по исламскому финансированию. Он стартовал в четырех регионах, включая Татарстан, 1 сентября 2023 года и был изначально рассчитан на два года. Не раз звучало публично, что пока результат от эксперимента не тот, который хотелось бы. За два года новый механизм помог привлечь в экономику около 4 млрд рублей, это «очень мало», подтверждал Аксаков в конце мая в беседе с нашим изданием.

Данное раису Татарстана обещание исполнено, но не совсем. Накануне Госдума в первом чтении одобрила законопроект о продлении эксперимента. Но все-таки не на пять лет, а на три года — до 1 сентября 2028-го. Возможно, более длинный срок закрепят дальше, во втором чтении. Но в первом единогласного одобрения не получилось.

Инициативу рассматривали на сессии уже ближе к завершению работы, после четырех часов вечера. К тому времени депутаты уже несколько подустали, обсудив другие, более привлекающие внимание законопроекты — например, изменения в бюджет на 2025-й и поправки, призванные защитить религиозные символы на изображениях. Казалось бы, продление эксперимента не вызовет вопросов. Но нет.

Из 406 депутатов, которые присутствовали на заседании, 387 проголосовали за, а 19 выступили против. Это были члены фракции «Справедливая Россия – За правду», недовольство которой довольно ярко выразил с трибуны экономист, заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин. Об этом далее.

От регионов, где эксперимент уже действует, поступают просьбы его продлить, отметил в своем выступлении Аксаков. Он признал, что в начале с экспериментом «может быть, медленно раскачивались». «Кроме одного субъекта федерации — Татарстана, где зарегистрировано 14 организаций [в сфере исламского банкинга]», — оговорился докладчик. В Башкортостане пять таких организаций, в Чечне и Дагестане — по одной. Видимо, для «веса» Аксаков еще привел данные по Москве, которая в эксперименте не участвует, но где есть еще 10 организаций.

Анатолий Аксаков признал, что в начале с экспериментом «может быть, медленно раскачивались» Анатолий Аксаков признал, что в начале с экспериментом «может быть, медленно раскачивались» Фото: «БИЗНЕС Online»

Несмотря на долгую раскачку (в том числе из-за долгой проработки подзаконных актов), на второй год «процесс пошел довольно быстро». Если продлить эксперимент еще на три года, процесс «будет развиваться еще более успешно», не сомневался парламентарий. «Более того, я уверен, что через три года мы закрепим нормы, которые есть в законе (может быть, добавим новые), чтобы эксперимент работал на постоянной основе и давал плюсы нашей экономике», — отметил депутат. Впрочем, пока плюсы скромные. Причина в том, что регионы и организации слишком поздно «включились в процесс».

Но потенциал рынка, по оценкам специалистов, не менее 1 трлн рублей, это средства из исламских стран, подчеркнул докладчик. На всякий он случай проговорил для депутатов, что такое партнерское финансирование, и добавил, что Чувашия и Крым просят тоже поучаствовать в эксперименте.

Кстати, помимо продления эксперимента, законопроектом также расширяется перечень разрешенных операций. Речь идет о страховании, открытии и ведении банковских счетов, проведении переводов денежных средств. В общем, все, что не касается процентов. Документ предусматривает и расширение оснований для отказа во внесении в реестр участников эксперимента и исключения из него, например, при наличии признаков финансовой неустойчивости.

Потенциал рынка, по оценкам специалистов, не менее 1 трлн рублей, это средства из исламских стран Потенциал рынка, по оценкам специалистов, не менее 1 трлн рублей, это средства из исламских стран Фото: «БИЗНЕС Online»

«За полтора года 4 миллиарда рублей, привлеченных извне. Просто сравните с оттоком денег, который осуществляют мигранты»

Дальше последовали вопросы из зала. Если ранее в законе говорилось о критериях эффективности и результативности эксперимента, то теперь появились некие «индикаторы», заметил депутат Анатолий Выборный. Что это за индикаторы? Главным является количество средств, вложенных в экономику за счет исламских финансов, отреагировал Аксаков. Он призвал прописать нормы, которые «будут оценивать вложение средств». Позже прозвучало, что индикаторы эффективности эксперимента установит правительство РФ, а оценит специальная экспертная группа.

Насколько российский эксперимент «синхронизирован» с требованиями к исламским финансам, которые есть за рубежом, интересовался депутат Андрей Альшевских. Закон прописан так, чтобы арабские страны и те, у кого есть средства, могли их вложить, ответил Аксаков. На недавнем форуме в Казани многие партнеры проявляли большой интерес к законопроекту, изъявляли готовность инвестировать, подчеркнул глава комитета Госдумы по финансовому рынку.

Для выступления сначала записался только один депутат — Делягин. Он отметил, что партия, «к сожалению», не сможет поддержать законопроект. Нашлось два аргумента. Во-первых, отметил парламентарий, закон не нужен, потому что партнерство и так есть. «С сугубо экономической точки зрения и без этого закона, и без этого эксперимента финансово-инвестиционное партнерство в России разрешено. Этот эксперимент для развития финансового партнерства <…> не нужен, потому что это есть и так», — сказал Делягин.

«Нам говорили прямо и открыто, что <…> нам нужно привлечь очень специфическую категорию денег из исламских инвестиционных фондов. <…> Но выяснилась маленькая деталь, что в исламских фондах сидят люди, которые умеют читать. И они знают, что могут работать в России и без этого закона», — указал депутат.

Второй аргумент депутата был в том, что экономической мотивации в продлении эксперимента нет, только политическая. «Прямо и открыто говорилось, что благодаря принятию этого закона мы сможем изменить фундамент некоторых религий. Что исламские инвестиционные банки благодаря этому закону будут предоставлять деньги представителям других вероисповеданий — и православным, и протестантам, и католикам, и иудеям, и буддистам, и даже атеистам, наверное. И всем остальным, кого я забыл. Наверное, это действительно имеет место. У нас нет оснований сомневаться в этой аргументации, — набирал обороты Делягин. — Но второе, что было сказано, что этот закон… И дальше было потрясающе, дальше была полная калька из бреда и сказок 90-х годов! В 90-х либералы рассказывали о Западе, что на нас польется поток иностранных инвестиций, который решит все наши проблемы и нам даже не особо нужно будет напрягаться. Вот эти сказки мы услышали и здесь. Эти сказки мы читали в документах. Только теперь это не о Западе, а об исламском банкинге».

Эксперимент Делягин назвал «блестящим», но, разумеется, в этом слове была издевка. Как отметил депутат, с экономической точки зрения новация «провалилась полностью, в дым и в труху». «Потому что за два с половиной года (окей, год на разработку документов), за полтора года 4 миллиарда рублей, привлеченных извне. Ну просто сравните с оттоком денег, который осуществляют мигранты. В одну Киргизию [уходит] миллиард долларов за четыре месяца. Это даже не статистическая погрешность», — сокрушался депутат.

Эксперимент Делягин назвал «блестящим», но, разумеется, в этом слове была издевка. Как отметил депутат, с экономической точки зрения новация «провалилась полностью, в дым и в труху» Эксперимент Делягин назвал «блестящим», но, разумеется, в этом слове была издевка. Как отметил депутат, с экономической точки зрения новация «провалилась полностью, в дым и в труху» Фото: «БИЗНЕС Online»

А дальше выступающий сделал вывод: мотивация законопроекта не экономическая, а политическая, идеологическая. Тут Делягин напомнил, что Россия находится под серьезным давлением Запада, который всеми силами разжигает межрелигиозную рознь. «Когда мы предоставляем исключительные экономические условия представителям одной из религий, мы тем самым тоже, с моей точки зрения, разжигаем межконфессиональную рознь», — лихо завернул депутат.

Завершил он тем, что ни одному другому зарубежному парламенту не пришла в голову идея защищать российские фонды за рубежом. «К сожалению, этот законопроект не про экономику, а про политику, которую вряд ли можно назвать соответствующей интересам Российской Федерации», — сказал докладчик.

Тут защищать инициативу вышел к трибуне член комитета ГД по финансовому рынку, представитель «Единой России» Владимир Сенин, хотя вроде бы не записывался. Да, пока результаты не впечатляющие, но «ход эксперимента выявил потребность в уточнении ряда действующих положений федерального закона». Так что нынешняя инициатива призвана обеспечить корректное и единообразное применение правил партнерского финансирования, повысить привлекательность и эффективность инструментов. Правда, как именно законопроект повысит интерес зарубежных (и не только) инвесторов, докладчик не уточнил, но проговорил, что «все равно» законопроект надо принимать.

Заключительное слово Аксакова получилось кратким. «Не выступал бы, но когда услышал слово „бред“, „бредятина“… Честно говоря, когда фактически в бредятине обвиняют главу Татарстана, Крыма, Чувашии… Естественно, это вызывает возмущение. Вышел для того, чтобы сказать, [что] так нельзя», — сказал депутат и призвал вести себя прилично. Зал отреагировал жидкими, но аплодисментами. В итоге законопроект приняли в первом чтении.

Айрат Фаррахов: «Эксперимент показал, что сегодня это очень важная и абсолютно всеми принятая часть финансового рынка. Если мы хотим развивать финансовый рынок, рынок капитала, то необходимо создавать механизмы, которые сегодня показали успех во всем мире» Айрат Фаррахов: «Эксперимент показал, что сегодня это очень важная и абсолютно всеми принятая часть финансового рынка. Если мы хотим развивать финансовый рынок, рынок капитала, то необходимо создавать механизмы, которые сегодня показали успех во всем мире» Фото предоставлено Айратом Фарраховым

Фаррахов: «На парадоксальном голосовании отдельных фракций сегодня зачастую сказывается предвыборное время»

В числе авторов законопроекта в том числе депутаты Госдумы от Татарстана — Айрат Фаррахов и Максим Топилин. «Эксперимент показал, что сегодня это очень важная и абсолютно всеми принятая часть финансового рынка. Если мы хотим развивать финансовый рынок, рынок капитала, то необходимо создавать механизмы, которые сегодня показали успех во всем мире. Мы говорим о том, что Великобритания ради 5 миллионов мусульман изменила все свое законодательство. Сингапур, абсолютно не мусульманская страна, с 2004 года приняла эти изменения только для того, чтобы максимально создать позитивные условия для исламских фондов. И мы в течение 13 лет на KazanForum говорили о том, что нам необходимо менять законодательство. Рустам Нургалиевич стоял во главе этой работы», — отметил Фаррахов в беседе с «БИЗНЕС Online».

По мнению депутата, Банк России и рынок ждут «более решительных действий» для того, чтобы российское законодательство «соответствовало законодательству в тех странах, в которых исламский банкинг превалирует». «Это не только удовлетворит потребности 20-миллионой уммы мусульман Российской Федерации, но и создаст хорошие условия для инвестиций из исламских фондов. Мы все видим, как опережающими темпами растут сегодня страны Залива, исламские страны. Почему? Потому что эти изменения основаны на этических принципах. Эти изменения основаны на партнерстве. Здесь не бывает банкротств. И именно это сегодня является основой того, что партнерское финансирование, или исламский банкинг, развивается более быстрыми темпами, чем традиционное финансирование», — подчеркнул Фаррахов.

Голосование против фракции «Справедливая Россия» лидер депутатов Госдумы, представляющих Татарстан, связал с приближением выборов в нижнюю палату парламента. «На мой взгляд, на парадоксальном голосовании отдельных фракций сегодня зачастую сказывается предвыборное время, которое будет через год. И я думаю, что голосов сегодня вполне достаточно для продления этого эксперимента. И ко второму чтению мы обязательно доработаем законопроект так, чтобы учесть многие предложения рынка», — добавил Фаррахов.

Эксперимент по внедрению исламского банкинга стартовал в России в сентябре 2023 года в Татарстане, Башкортостане, Дагестане и Чечне. Глава Банка России Эльвира Набиуллина тогда говорила: «Эксперимент идет, но, может, не столь активно, как многие ожидали» Эксперимент по внедрению исламского банкинга стартовал в России в сентябре 2023 года в Татарстане, Башкортостане, Дагестане и Чечне. Глава Банка России Эльвира Набиуллина тогда говорила: «Эксперимент идет, но, может, не столь активно, как многие ожидали» Фото: «БИЗНЕС Online»

Три года эксперимента со скрипом

Эксперимент по внедрению исламского банкинга стартовал в России в сентябре 2023 года в Татарстане, Башкортостане, Дагестане и Чечне и, пожалуй, не раз сталкивался с критикой и непониманием. С начала Госдума затянула с принятием долгожданного законопроекта, хотя партнерское финансирование планировали запустить еще в феврале 2023-го. В мае об этом открыто говорил Минниханов на саммите «Россия – исламский мир: KazanForum 2023». «Весь мир сегодня этим пользуется. К сожалению, мы пока… Но вроде бы [теперь] убедили», — отмечал он.

Среди доводов «за» власти Чечни, например, приводили то, что регионы с преимущественно мусульманским населением уже давно живут исламскими принципами. Там часть населения не пользуется услугами обычных банков из-за своих вероубеждений, а новый закон не только откроет новые возможности таким гражданам, но и привлечет страны Ближнего Востока.

После начала эксперимента дело пошло, мягко говоря, небыстро. Так, спустя три месяца после запуска в специальный реестр участников эксперимента вошли всего четыре организации — это татарстанские Ак Барс Банк (АББ) и «Ак Барс Капитал», Сбербанк и «Домклик». «Мы просим все регионы, которые проводят эксперимент, общаться с бизнес-сообществом, малым бизнесом и просить их, чтобы они легализовали свою деятельность. Нам нужно оценить эффективность. Очень сложно оценивать серые зоны, надо смотреть на легальных участников. А их пока катастрофически мало», — призывал первый зампредседателя ЦБ Владимир Чистюхин.

О судьбе эксперимента начали тревожиться. Два года его реализации пройдут быстро, и, если за это время не показать хороший результат, эксперимент может быть признан неудачным, и тогда ни о каком масштабировании на всю Россию не будет идти и речи. «Это очень страшно, не хотелось бы ситуацию до такого доводить. Потому нам сейчас нужно активизироваться», — говорила руководитель агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина.

Спустя год в реестре ЦБ зарегистрировались только 15 организаций, в основном из Татарстана. Глава Банка России Эльвира Набиуллина тогда признала: «Эксперимент идет, но, может, не столь активно, как многие ожидали». Она предложила проанализировать: «Может быть, что-то есть, чтобы поднастроить». Но настроек не случилось.

«Очень маленькие цифры…»: на KazanForum подвели итоги эксперимента с исламским банкингом

В итоге к концу первой части эксперимента в соответствующем реестре ЦБ всего 32 организации, причем 14 — из Татарстана. «Это очень маленькие цифры… Спасибо Татарстану за то, что они стимулируют активность на этом рынке», — оценивал результаты Аксаков на одной из сессий в рамках KazanForum 2025. Причем стоит держать в уме, что это просто количество зарегистрированных организаций. Какую деятельность они ведут, ведут ли все и насколько она успешна — это вопросы открытые.

Другой рассматриваемый вариант — закончить эксперимент и сразу внедрить закон на всю Россию. Но об этом, судя по всему, речи сейчас не идет Другой рассматриваемый вариант — закончить эксперимент и сразу внедрить закон на всю Россию. Но об этом, судя по всему, речи сейчас не идет Фото: «БИЗНЕС Online»

На той встрече, кстати, обсуждали и то, что могло бы помочь исламским финансам в России. Например, следует привести к нормам шариата сервисы по аренде жилья и каршеринга. Конечно же, настаивал Аксаков, необходимо расширять число регионов – участников эксперимента. Тем более что интерес проявляет «с десяток» субъектов, включая Ингушетию, Крым и Чувашию. «Ингушетия сама напрашивается. Они ревниво отнеслись к тому, что их не включили, а Чечня работает с этими инструментами», — заявлял Аксаков.

Другой рассматриваемый вариант — закончить эксперимент и сразу внедрить закон на всю Россию. Но об этом, судя по всему, речи сейчас не идет. Как отметил в разговоре с «БИЗНЕС Online» Фаррахов, ко второму чтению документ планируют доработать, в том числе по расширению количества участников эксперимента. «Сегодня это только четыре субъекта, но еще целый ряд субъектов выразили желание принять участие в этом эксперименте», — сказал он.