Константин Васильев, выросший в поселке Васильево под Казанью и оставивший после себя огромное наследие в виде военных полотен, русских былин, пейзажей и мирного неба над головой, в эпоху СВО и патриотической повестки мог бы стать еще одним брендом Татарстана Константин Васильев, выросший в поселке Васильево под Казанью и оставивший после себя огромное наследие в виде военных полотен, русских былин, пейзажей и мирного неба над головой, в эпоху СВО и патриотической повестки мог бы стать еще одним брендом Татарстана

«Васильев прошел путь, который прошла Россия за последние 30 лет»

Татарстан всегда выделяется среди регионов нашей страны тем, что поступательно развивает свою национальную культуру и готов поддержать своих — татарских певцов, актеров, танцоров и др. Но как обстоят дела с содействием русским талантливым выходцам из республики? Например, художникам, среди которых есть непревзойденные имена, чья звезда славы еще не поднялась так высоко, как она того заслуживает.

Речь о художнике Константине Васильеве (1942–1976), чье имя всплывает в татарстанской культурной повестке несправедливо редко. Между тем живописец, выросший в поселке Васильево (фамилия и название поселка — совпадение) под Казанью и оставивший после себя огромное наследие в виде военных полотен, русских былин, пейзажей и мирного неба над головой, в эпоху СВО и патриотической повестки мог бы стать еще одним брендом Татарстана! «Идеологическим знаменем» не банального, не квасного патриотизма из Татарстана, которого Русский мир взял бы себе на знамя. Все это не просто громкие слова. Галеристы, музейщики, коллекционеры, даже представители власти и друзья нашего земляка в разговоре с «БИЗНЕС Online» выразили уверенность, что «кампания по Васильеву» возвысила бы нашу республику на культурной карте России. Показала баланс, который хорошо и правильно соблюдают власти региона между татарской и русской культурой, также это был бы серьезный вклад в развитие русского искусства края.

«Васильев прожил в Татарстане всю свою сознательную жизнь, это его творческая родина. Что это значит? Что республика его вдохновила. Как известно, среда определяет человека и его сознание. Неизвестно, кем и каким бы он стал, проживая в другом месте», — подчеркивает основатель музея славянской культуры им. Васильева в Москве Анатолий Доронин.

При чем здесь спецоперация? Внешне (только внешне) тематика картин Васильева вполне соответствует идее мифостроительства Русского мира, и те, кто осуществляет культурное кураторство по линии СВО, с удовольствием бы водрузили его на знамя. рассуждает московский галерист Ильдар Галеев, у которого в коллекции есть уникальная малоизвестная картина казанского мастера.

Топ-55 художников в истории Татарстана: от лесов Шишкина к «казанскому Ван Гогу»

«Константин Васильев — это истинный глубинный русский патриот, который это своим творчеством отражал. Причем тогда, когда это было немодно, неактуально, более того, наказуемо, — говорит директор казанской дизайн-студии „Айбат“ Сергей Насекин. — Он прошел путь, который прошла Россия за последние 30 лет. Условно, от восхищения и преклонения перед западной культурой, идеологией, мировоззрением до отрезвления от этого всего и возвращения к корням. То же происходило и с Василием во времена его увлечения абстракционизмом, концептуализмом и другими модными „-измами“».

Музей Васильева в Казани Музей Константина Васильева в Казани

«У него известность абсолютно точно всероссийская»

Любопытно, но часть спикеров «БИЗНЕС Online» сходятся во мнении, что бренд Васильева негласно и неформально уже существует. Потому его следует не формировать заново, а напомнить о нем. «Васильев уже бренд, — уверена искусствовед, главный научный сотрудник ГМИИ РТ Дина Ахметова. — Сколько я бывала на конференциях в той же Москве, Константин Васильев и Николай Фешин — два единственных художника из Татарстана, которых знают в искусствоведческой среде. У него известность абсолютно точно всероссийская».

«Брендирование» Васильева случилось в конце 1970-х – начале 1980-х, уже после смерти. Его семья, соратники, среди которых основатель галереи им. Васильева Геннадий Пронин, Доронин, философ Анатолий Кузнец и др., не дали пропасть творчеству «поэта от живописи» и провели выставки его работ. Сначала в Москве и Ленинграде, а потом по всему Советскому Союзу. Настолько ошеломительной оказалась экспозиция, что одну из первых выставок посетили Владимир Высоцкий и Никита Михалков.

«В 1978-м режиссер Никита Михалков и Владимир Высоцкий пришли на Васильева, который выставлялся в зале на улице Варварка в Москве. Они долго стояли возле картины „Ожидание“, дискутировали, такие эмоции выражали! Оба остались под впечатлением. Никита Сергеевич очень серьезно к его творчеству относится», — поделился воспоминаниями Доронин. Собеседник отметил, что в те годы было рискованно организовывать выставку неизвестного художника в Советском Союзе, однако произошло чудо. «Буквально через несколько дней Москва взорвалась, и все подтянулись к этому художнику. Пошла молва, которая разбудила столицу, и появились заявки на то, чтобы провести выставку сначала в научных городках под Москвой, а потом и в больших городах по всей стране», — добавил основатель столичного музея славянской культуры им. Васильева.

О художнике из Казани заговорили, начали писать газеты, даже сняли фильм. Для тогдашнего информационно не насыщенного советского периода достаточно было увидеть простому человеку 1–2 картины Васильева, чтобы они надолго врезались в память и соединились с «корневыми веленьями души русского человека», говорят эксперты. Благодаря толпам людей, которые ходили тогда на выставки, а не за счет пиар-акций и кампаний, Васильев неформально стал брендом.

Надо отдать должное тогдашним властям Татарстана, которые пусть и с небольшим опозданием, но дали добро открыть музей Васильева в Казани. «Музей Константина Васильева был первым в Казани персональным музеем одного художника, причем русского, а не татарского. Это потом появились музеи Баки Урманче, Ильдара Зарипова, — вспоминает в разговоре с нашим корреспондентом давний друг Васильева Пронин. — В 1996 году, когда мы организовывали музей, в Казани был только Музей изобразительных искусств и зал союза художников, где их по очереди выставляли. Власти республики не думали тогда, что надо обязательно сделать первый музей татарского художника, нет. Раз автор вышел на первое место по любви народа, прогремел по всей стране как важный художник, значит, ему и быть первыми. Неважно было, что Васильев — русский, имеет значение, что он стал знаменем того периода оттепели».

Известен Васильев сейчас в основном в искусствоведческой профессиональной среде или среди коносьеров (собирателей) произведений искусства. Массовый зритель его почти не знает Известен Васильев сейчас в основном в искусствоведческой профессиональной среде или среди коносьеров (собирателей) произведений искусства. Массовый зритель его почти не знает

Как сделать из Васильева бренд?

При всех перечисленных заслугах, признают собеседники «БИЗНЕС Online», известен Васильев сейчас в основном в искусствоведческой профессиональной среде или среди коносьеров (собирателей) произведений искусства. Массовый зритель его почти не знает. «Сейчас, конечно, стоит о Васильеве напомнить. Но в контексте того, что это не археологический объект, который мы откопали в земле, от песка и пыли освободили. Нет пыли и песка. Просто пришло время напомнить, — делится Насекин. — Татарстан — национальная республика, чем, собственно, мы и гордимся. Здесь два начала — русскоязычное и татарское — сочетаются и живут в гармонии и мире».

В Екатеринбурге носятся с уральскими художниками, сохраняют их наследие, а мы к своим никак не относимся, они как будто нам не нужны, сетует искусствовед Ахметова. «Раз уж у нас есть такой брендовый художник, как Константин Васильев, его нужно культивировать, знакомить с его творчеством», — уверена спикер.

Дом художника в поселке Васильево в Зеленодольском районе, что в 40 минутах езды от Казани Дом художника в поселке Васильево в Зеленодольском районе, что в 40 минутах езды от Казани

С чего начать это знакомство? Как минимум, солидарны эксперты, с ремонта мемориального дома художника в поселке Васильево в Зеленодольском районе, что в 40 минутах езды от Казани. Там хранятся его личные вещи, предметы быта, рисунки, сохранен интерьер, в котором жила семья художника. Сейчас дом разрушается и требует срочного восстановления.

Необходимы конференции, открытые площадки для дискуссий и обсуждения творчества Васильева с привлечением профессионального сообщества, музейного, искусствоведческого, историков, чтобы сделать наконец вывод, «чей он и за кого пишется». «Почему бы не сделать конференцию, где соберутся люди со всей страны и будут рассуждать о вкладе Васильева в искусство и историю, обсуждать его биографические сюжеты? Васильев — имя незатасканное, заметное, привлекает к себе внимание. Всегда найдутся какие-нибудь специалисты, которые сделают доклады по нему», — предлагает московский галерист Галеев.

Спикер добавил, что требуются научные доклады, которые бы «шлифовали» образ художника для потомков. Без подобных мероприятий сложно простому человеку разобраться, к какому «роду и племени» относится Васильев. С Галеевым согласна и Ахметова. «В Казани конференции проводятся, ими занимается давний соратник художника Пронин. Однако к ним надо привлекать искусствоведов, музейщиков со всей страны, не ограничиваться местными кадрами», — озвучила она свою мысль.

Еще один пункт: вполне возможно, что Татарстану стоит инициировать большой художественный проект в Москве, в рамках которого будут проходить выставки, лекции о Васильеве, исследовательские проекты, арт-интервенции и т. д. «Нужно делать все возможное для культивирования образа художника, рассказывать, что он интересовался историей русского народа, мифологией, легендами, говорить, что он продолжатель традиций Виктора Васнецова, например», — рассуждает Галеев. Часть экспертов предлагает скупать работы Васильева из частных рук, чтобы пополнять коллекцию, принадлежащую Татарстану. И конечно, «гастролировать» с этой коллекцией по российским галереям и музеям. Те, кто увидит его работы впервые, уверены собеседники, больше не забудут имя Васильева.

«Говорил, что его смогут понять через тысячу лет»: вспоминая Константина Васильева

Есть среди искусствоведов и противники творчества Васильева, которые называют его китчем, а военную тематику его полотен воспринимают похожей на искусство тоталитарной Германии. Это не так, уверена Ахметова. «Есть мнение, что соцреализм похож на искусство тоталитарной Германии. Нет, не надо связывать с этим Васильева. Мы понимаем, что он был патриотом. Это просто совпадение стилистического характера. По его мнению, война должна была выглядеть как фотография. Для него военные сюжеты как документ, они не могли быть стилистически искаженными. В беспредметном, стилизованном виде он это не видел. Потому он начал создавать работы в гиперреалистичном стиле», — объяснила искусствовед.

После войны семья обосновалась в поселке Васильево, где отцу художника поручили налаживать производство на стекольном заводе. Воспитанием детей занималась мать, которая собрала дома библиотеку и познакомила их с шедеврами мировой культуры После войны семья обосновалась в поселке Васильево, где отцу художника поручили налаживать производство на стекольном заводе. Воспитанием детей занималась мать, которая собрала дома библиотеку и познакомила их с шедеврами мировой культуры

Мечтал о службе, был постоянным гостем Третьяковки и зачитывался Ницше

Автопортрет Васильева 1968 года. На холсте высокий молодой человек в военной гимнастерке, позади — статуя римского бога войны Марса на фоне красного знамени. Это первый из трех автопортретов казанского живописца, который был написан им в 26 лет. Васильев изображает себя воином с листом бумаги в руках вместо оружия. Он очень хотел пойти в армию, но один глаз у него плохо видел, на службу его не взяли. Гимнастерку для своего портрета он взял у Пронина, который учился в КАИ на военной кафедре.

Военная тематика лейтмотивом тянется сквозь все творчество художника. Он родился 3 сентября 1942 года в Майкопе во время оккупации немцами. Отец Алексей Васильев был главным инженером одного из заводов, а во время Великой Отечественной войны — активным участником партизанского движения. Мать Клавдия Васильева, в девичестве Шишкина, — дальняя родственница известного пейзажиста Ивана Шишкина. Во время вражеского захвата она не смогла эвакуироваться, т. к. ждала первенца и попала в руки фашистов вместе с ребенком. Но уже в 1943 году Майкоп был освобожден Советской армией от захватчиков. В дальнейшем, отмечают спикеры, это не могло не отразиться на мировосприятии Васильева.

После войны семья переехала сначала в Краснодар, а в 1949 году обосновалась в поселке Васильево под Казанью, где отцу художника поручили налаживать производство на Васильевском стекольном заводе. Воспитанием детей (Константина и его двух сестер) занималась мать, которая собрала дома библиотеку и познакомила их с шедеврами мировой культуры. Константин рано начал увлекаться творчеством и рисовал везде, где только можно. Его младшая сестра Валентина Васильева в интервью нашему изданию рассказывала, что в доме была разрисована мебель, а в шифоньере красной ручкой был изображен Чапаев.

Приемная дочь Лида, которую семья Васильевых взяла на воспитание после войны, однажды, вместо того чтобы купить себе еду, преподнесла брату ценный подарок. «Время голодным было, по карточкам жили. Лида свой хлеб сдала и на эти деньги купила пачку цветных карандашей „Радуга“. Костя с такой радостью подарок принял, он их себе даже под подушку клал. Для него этот художественный инструментарий был главным», — отметил Доронин в разговоре с «БИЗНЕС Online».

Первая картина юного художника называлась «Три богатыря», Васильев нарисовал ее в 11 лет и подарил на день рождения отцу. В том же возрасте родители отправили рисунки сына в московскую среднюю художественную школу-интернат при Государственном художественном институте им. Сурикова. Одаренный ребенок поступил туда сразу. Затем перевелся в Казанское художественное училище, которое окончил с отличием, получив специальность театрального декоратора.

В семье Васильевых прививали любовь к музыке: они ходили на спектакли, по радио слушали передачу «Театр у микрофона», где транслировали пьесы, оперы и оперетты. Когда Константин поступил в художественную школу, то в первую очередь приобрел пластинки с фрагментами опер Бизе, Чайковского, Глинки В семье Васильевых прививали любовь к музыке: они ходили на спектакли, по радио слушали передачу «Театр у микрофона», где транслировали пьесы, оперы и оперетты. Когда Константин поступил в художественную школу, то в первую очередь приобрел пластинки с фрагментами опер Бизе, Чайковского, Глинки

Несмотря на бедность послевоенных лет, Васильев-старший часто пополнял домашнюю библиотеку книгами и каждый вечер после работы читал детям Пушкина, Чехова, Гоголя. Впоследствии Константин увлекся немецкой литературой и искал труды Ницше и Шопенгауэра в букинистике. Помимо литературы, в семье Васильевых прививали любовь к музыке: они ходили на спектакли, по радио слушали передачу «Театр у микрофона», где транслировали пьесы, оперы и оперетты. Когда Константин поступил в художественную школу, то в первую очередь приобрел пластинки с фрагментами опер Бизе, Чайковского, Глинки. Слушал Прокофьева, Шостаковича, Стравинского, затем увлекся Вагнером — дома все время звучали «Ковка мечей» и «Полет валькирий». Каждое лето он ездил в Москву и покупал пластинки фирмы «Мелодия», которые было сложно достать из-за малой тиражности.

О живописи юный художник не забывал ни на мгновение. Он собирал вырезки из журнала «Огонек» с репродукциями картин русских и западных мастеров, во время учебы в художественной школе смотрел альбомы в букинистических магазинах и был постоянным гостем Третьяковки. Ему нравились изображения Мадонны с младенцем и одухотворенные лица, созданные такими художниками, как Рафаэль Санти, Сандро Боттичелли, Леонардо да Винчи.

Сам он активно экспериментировал, оставив после себя богатое творческое наследие — картины, графику, этюды, иллюстрации, эскизы росписи церкви в Омске. Произведения начала 1960-х годов отмечены влиянием сюрреализма и абстрактного экспрессионизма. В конце десятилетия художник отказался от формалистических поисков и работал в реалистической манере. Отдельное место в творчестве занимали пейзажи и портреты. Например, художник написал портрет младшей сестры Людмилы с овчаркой, который закончил уже после ее смерти — девушка долго болела и ушла из жизни в 16 лет.

Васильев обращался также к народному искусству — русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, эддической поэзии. Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпоса Васильев обращался также к народному искусству — русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, эддической поэзии. Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпоса

Васильев обращался также к народному искусству — русским песням, былинам, сказкам, скандинавским и ирландским сагам, эддической поэзии. Создал произведения на мифологические сюжеты, героические темы славянского и скандинавского эпоса. На его полотнах появляются такие персонажи, как Святогор, Илья Муромец, Алеша Попович, Настасья Микулишна. К слову, именно благодаря Васильеву появились и другие художники-славянисты. «Не было раньше такой направленности в живописи. Мы в музее собираем таких художников, у нас их уже около десятка. Есть вообще известные, раскрученные художники — Всеволод Иванов, Александр Угланов, которые именно на Васильеве начали увлекаться этой темой и себя в ней проявили. Таких много», — утверждает Доронин.

«Подполковник КГБ всех испугал»: как на самом деле погиб Константин Васильев

Особое внимание художник уделял сюжетам о Великой Отечественной войне, не раз изображал маршала Георгия Жукова. Военная серия картин была подарена московскому «Манежу». В 1960-е Васильев подрабатывал в журнале «Чаян» и участвовал в выставке казанских карикатуристов в Москве. Работал также художником-оформителем и несколько лет преподавал в общеобразовательной школе рисование и черчение, хотя это скорее было просто заработком — свое призвание молодой автор нашел в искусстве.

Кроме того, Васильев первым поднял тему цветомузыки в искусстве. В 1962 году вместе со студентами КАИ Прониным и Олегом Шорниковым художник организовал исполнение симфонической «Поэмы огня» («Прометей») Александра Скрябина цветомузыкальным оркестром. В честь произведения было названо и их сообщество — известный НИИ «Прометей», к которому впоследствии присоединился физик Булат Галеев.

Васильев трагически погиб 29 октября 1976-го — был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде поездом. Ему было всего 34 года Васильев трагически погиб 29 октября 1976-го — был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде поездом. Ему было всего 34 года

Но гению из Татарстана было отпущено немного лет в этом мире: Васильев трагически погиб 29 октября 1976-го — был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде поездом. Ему было всего 34 года. Его внезапная смерть породила множество слухов и теорий. Согласно предположению, определенную роль в этой истории сыграл сын офицера КГБ, увлеченный философией Гегеля.