1. Казанский цирк поздравил жителей и туристов столицы Татарстана с Днем России, представив главную премьеру 135-го циркового сезона — национальный татарский спектакль-фэнтези «Мирас» («Наследие»). Шоу анонсировали как отражение богатой культуры татарского народа — его наследия, праздников, мифов и легенд.

  2. Зрители с нетерпением ждали начала представления.

  3. Неожиданно первым на манеже появился первый замминистра труда, занятости и соцзащиты РТ Рустем Валиуллов. «Мы огромная страна с богатой историей, уникальной культурой и традициями. И вы, ребята, наше будущее, продолжатели славных традиций. Вы должны понять и впитать в себя все наше наследие», — обратился он прежде всего к юным зрителям.

  4. Свет упал на кресло-качалку в центре манежа. С криками «Бабушка, расскажи нам еще что-нибудь интересное!» к нему подбежали двое детей, и под татарскую колыбельную әби начали собираться персонажи мифов и легенд.

  5. Первым номером стал парад с участием артистов и учеников детской цирковой школы Казанского цирка. На несколько минут манеж превратился в красочное сновидение с волшебными и порой даже пугающими героями.

  6. В апреле 2024 года цирк уже презентовал первое татарское шоу — к 138-летию поэта Габдуллы Тукая, причем тоже спектакль-фэнтези. В постановке «На сенном базаре» ожили Шурале, Су анасы, Кара-Ахмет и многие другие персонажи из произведений поэта. Режиссером-постановщиком выступил ныне худрук театра им. Камала Ильгиз Зайниев, роль стихотворца исполнял хореограф и танцовщик Нурбек Батулла, а музу поэта сыграла народная артистка РТ Эльмира Калимуллина. Так что же считать первым татарским шоу?

  7. Директор цирка Эльмира Булатова объяснила «БИЗНЕС Online», что «На сенном базаре» — это больше театрализованная постановка, где нет «чистого цирка», а формата татарского циркового шоу на манеже еще не было.

  8. Впрочем, о татарском шоу говорить вряд ли приходится. Вот звучит татарская песня, а сразу за ней — Someday My Prince Will Come «Белоснежки и 7 гномов» Уолта Диснея и другая иностранная музыка. «Исәнмесез», «рәхмәт» и «алга» от клоунессы Ксении Зубовой в роли татарской свахи, но с обликом скомороха, звучали довольно странно.

  9. Возможно, дело в том, что постановкой почти полностью руководила московская команда — главреж Московского цирка на Цветном бульваре Евгений Шевцов, главный балетмейстер Ольга Полтарак, режиссер-постановщик клоунады и театральных номеров, а также знаменитый клоун из дуэта «Мик и Мак» Андрей Шарнин и художник-постановщик Надежда Русс. Впрочем, они консультировались с татарстанскими специалистами. Например, Зайниев рекомендовал основные символы, и Шевцов был намерен расширить национальную тему.

  10. Дрессированные овечки то ли отсылали к недавно прошедшему Курбан-байраму, то ли просто представляли рогатый скот на деревне.

  11. Публику покорил талантливый медведь. Дрессировщица Алия Такшантова обучила его ходить на задних лапах, играть на трубе и губной гармошке и пританцовывать под народные мотивы. Единственный промах — косолапый уронил собачку…

  12. Почему медведь стал одним из символов татарского шоу, не до конца понятно, хотя в местных лесах зверь действительно водится.

  13. Больше всего смущали вычурные, слишком яркие костюмы, часть из которых сложно было отнести к татарским.

  14. Татарский Сабантуй в неоновых цветах…

  15. «Надежда Русс (художник по костюмамприм. ред.) даже спорила с консультантами из Татарстана по поводу применимости того или иного узора, — рассказала Булатова. — Она была погружена в это и вообще вся команда тщательно готовилась. Да, слишком помпезно, слишком ярко. Это правда. Но нас так видят люди, пусть будет так». Она добавила, что к тому же сейчас, в летний сезон, 50% зрителей — туристы, поэтому было важно показать им красочное шоу: «Они приходят в цирк за эмоциями. Для этого приобретались экраны, для этого были тонны света — чтобы люди вышли отсюда очарованными, влюбленными. И не забывайте, что шоу планируется гастрольным. Словом, чем ярче, тем лучше».

  16. Оправдана «помпезность» или нет, но в нее вложены приличные деньги. На презентации цирковой программы 135-го сезона говорили, что новое татарское шоу обойдется минимум в 100 млн рублей, а самые дорогие составляющие — оборудование, экраны, свет и звук. По словам Булатовой, в запланированную сумму уложиться не удалось, вышло «чуть больше».

  17. В «Мирасе» впервые в России использован спецэффект «Огненная стена» — Казанский цирк закупил соответствующее оборудование. Огненные барьеры встают во время номера, посвященного Зиланту.

  18. По залу разместили 10 экранов. Язык постановки — татарский, с синхронным переводом на русский на больших экранах. Однако особой необходимости в нем не было — артисты разговаривали преимущественно на русском, а на экранах буйствовали световые эффекты.

  19. Как бы то ни было, зрителям, понравилось. «Большой восторг! У меня слезы на глазах. Костюмы шикарные и музыка в самое сердце. Это большое достижение нашего цирка, просто новый уровень», — поделилась впечатлениями блогер Ксения Хакимова.

  20. Особенно запомнился номер воздушных гимнастов на ремнях Алины Ивачевой и Ивана Гребенкина «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль»). Зал завороженно наблюдал за артистами, которые под самым куполом выполняли сложнейшие поддержки.

  21. Гребенкин же завершил постановку эквилибром — он исполнил роль Габдуллы Тукая.

  22. Шевцов признался, что премьера была генпрогоном: «Проект получился очень большой, сложный и в очень короткие сроки. Просто физически не смогли сделать раньше, поэтому нервно, но реакция зрителя мне понравилась». Постановщик не исключает, что над деталями еще придется поработать.

  23. Это объясняет некоторое напряжение артистов на манеже. А в номере с лошадьми едва не произошел несчастный случай — одна из наездниц упала на ходу и могла попасть под копыта, но всадник успел вовремя среагировать.

  24. Тем не менее номер джигитов, сделанный совместно с Белорусским государственным цирком, произвел впечатление. Не зря на манеж потратили 20 млн рублей.

  25. «Мирас» будет идти до конца августа, а затем отправится на гастроли. Станет ли шоу визитной карточкой Татарстана, как обещает цирк, или канет в Лету, как «На сенном базаре», пока неизвестно, но за смелость и пропаганду татарской культуры команда Булатовой достойна уважения.