Накануне состоялась премьера первого татарского циркового шоу «Мирас». По задумке, спектакль-фэнтези рассказывает о наследии татарского народа, но постановку сложно назвать именно национальной: вычурные костюмы больше напоминают маскарад, а одних народных песен и слова «исәнмесез» недостаточно. О том, какого колорита недостает шоу, как артисты показывали на премьере напряженный генпрогон, почему один номер едва не обернулся трагедией и на что вообще ушло 100 млн рублей, рассказывает корреспондент «БИЗНЕС Online».

-
Казанский цирк поздравил жителей и туристов столицы Татарстана с Днем России, представив главную премьеру 135-го циркового сезона — национальный татарский спектакль-фэнтези «Мирас» («Наследие»). Шоу анонсировали как отражение богатой культуры татарского народа — его наследия, праздников, мифов и легенд.
-
Зрители с нетерпением ждали начала представления.
-
Неожиданно первым на манеже появился первый замминистра труда, занятости и соцзащиты РТ Рустем Валиуллов. «Мы огромная страна с богатой историей, уникальной культурой и традициями. И вы, ребята, наше будущее, продолжатели славных традиций. Вы должны понять и впитать в себя все наше наследие», — обратился он прежде всего к юным зрителям.
-
Свет упал на кресло-качалку в центре манежа. С криками «Бабушка, расскажи нам еще что-нибудь интересное!» к нему подбежали двое детей, и под татарскую колыбельную әби начали собираться персонажи мифов и легенд.
-
Первым номером стал парад с участием артистов и учеников детской цирковой школы Казанского цирка. На несколько минут манеж превратился в красочное сновидение с волшебными и порой даже пугающими героями.
-
В апреле 2024 года цирк уже презентовал первое татарское шоу — к 138-летию поэта Габдуллы Тукая, причем тоже спектакль-фэнтези. В постановке «На сенном базаре» ожили Шурале, Су анасы, Кара-Ахмет и многие другие персонажи из произведений поэта. Режиссером-постановщиком выступил ныне худрук театра им. Камала Ильгиз Зайниев, роль стихотворца исполнял хореограф и танцовщик Нурбек Батулла, а музу поэта сыграла народная артистка РТ Эльмира Калимуллина. Так что же считать первым татарским шоу?
-
Директор цирка Эльмира Булатова объяснила «БИЗНЕС Online», что «На сенном базаре» — это больше театрализованная постановка, где нет «чистого цирка», а формата татарского циркового шоу на манеже еще не было.
-
Впрочем, о татарском шоу говорить вряд ли приходится. Вот звучит татарская песня, а сразу за ней — Someday My Prince Will Come «Белоснежки и 7 гномов» Уолта Диснея и другая иностранная музыка. «Исәнмесез», «рәхмәт» и «алга» от клоунессы Ксении Зубовой в роли татарской свахи, но с обликом скомороха, звучали довольно странно.
-
Возможно, дело в том, что постановкой почти полностью руководила московская команда — главреж Московского цирка на Цветном бульваре Евгений Шевцов, главный балетмейстер Ольга Полтарак, режиссер-постановщик клоунады и театральных номеров, а также знаменитый клоун из дуэта «Мик и Мак» Андрей Шарнин и художник-постановщик Надежда Русс. Впрочем, они консультировались с татарстанскими специалистами. Например, Зайниев рекомендовал основные символы, и Шевцов был намерен расширить национальную тему.
-
Дрессированные овечки то ли отсылали к недавно прошедшему Курбан-байраму, то ли просто представляли рогатый скот на деревне.
-
Публику покорил талантливый медведь. Дрессировщица Алия Такшантова обучила его ходить на задних лапах, играть на трубе и губной гармошке и пританцовывать под народные мотивы. Единственный промах — косолапый уронил собачку…
-
Почему медведь стал одним из символов татарского шоу, не до конца понятно, хотя в местных лесах зверь действительно водится.
-
Больше всего смущали вычурные, слишком яркие костюмы, часть из которых сложно было отнести к татарским.
-
Татарский Сабантуй в неоновых цветах…
-
«Надежда Русс (художник по костюмам — прим. ред.) даже спорила с консультантами из Татарстана по поводу применимости того или иного узора, — рассказала Булатова. — Она была погружена в это и вообще вся команда тщательно готовилась. Да, слишком помпезно, слишком ярко. Это правда. Но нас так видят люди, пусть будет так». Она добавила, что к тому же сейчас, в летний сезон, 50% зрителей — туристы, поэтому было важно показать им красочное шоу: «Они приходят в цирк за эмоциями. Для этого приобретались экраны, для этого были тонны света — чтобы люди вышли отсюда очарованными, влюбленными. И не забывайте, что шоу планируется гастрольным. Словом, чем ярче, тем лучше».
-
Оправдана «помпезность» или нет, но в нее вложены приличные деньги. На презентации цирковой программы 135-го сезона говорили, что новое татарское шоу обойдется минимум в 100 млн рублей, а самые дорогие составляющие — оборудование, экраны, свет и звук. По словам Булатовой, в запланированную сумму уложиться не удалось, вышло «чуть больше».
-
В «Мирасе» впервые в России использован спецэффект «Огненная стена» — Казанский цирк закупил соответствующее оборудование. Огненные барьеры встают во время номера, посвященного Зиланту.
-
По залу разместили 10 экранов. Язык постановки — татарский, с синхронным переводом на русский на больших экранах. Однако особой необходимости в нем не было — артисты разговаривали преимущественно на русском, а на экранах буйствовали световые эффекты.
-
Как бы то ни было, зрителям, понравилось. «Большой восторг! У меня слезы на глазах. Костюмы шикарные и музыка в самое сердце. Это большое достижение нашего цирка, просто новый уровень», — поделилась впечатлениями блогер Ксения Хакимова.
-
Особенно запомнился номер воздушных гимнастов на ремнях Алины Ивачевой и Ивана Гребенкина «Зәңгәр шәл» («Голубая шаль»). Зал завороженно наблюдал за артистами, которые под самым куполом выполняли сложнейшие поддержки.
-
Гребенкин же завершил постановку эквилибром — он исполнил роль Габдуллы Тукая.
-
Шевцов признался, что премьера была генпрогоном: «Проект получился очень большой, сложный и в очень короткие сроки. Просто физически не смогли сделать раньше, поэтому нервно, но реакция зрителя мне понравилась». Постановщик не исключает, что над деталями еще придется поработать.
-
Это объясняет некоторое напряжение артистов на манеже. А в номере с лошадьми едва не произошел несчастный случай — одна из наездниц упала на ходу и могла попасть под копыта, но всадник успел вовремя среагировать.
-
Тем не менее номер джигитов, сделанный совместно с Белорусским государственным цирком, произвел впечатление. Не зря на манеж потратили 20 млн рублей.
-
«Мирас» будет идти до конца августа, а затем отправится на гастроли. Станет ли шоу визитной карточкой Татарстана, как обещает цирк, или канет в Лету, как «На сенном базаре», пока неизвестно, но за смелость и пропаганду татарской культуры команда Булатовой достойна уважения.































































Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.