«У нас не сказка, не фэнтези. У нас мир, в который можно поверить, история, которая может произойти с любым человеком», — рассказывает режиссер Алина Насибуллина, которая сняла в Татарстане свой дебют в полнометражном фильме «Шурале», сценарий которого разворачивается вокруг воспетого татарским поэтом Габдуллой Тукаем лесного духа Шурале. Каст мистического триллера интригует — роли исполнят Максим Матвеев, Рузиль Минекаев и рэпер Хаски. О том, в чем главный конфликт картины, в каких локациях проходили съемки, почему звезда сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте» не прошел на главную роль и что связывает Насибуллину, уроженку Новосибирска, с Татарстаном, — в интервью «БИЗНЕС Online».
Режиссером фильма «Шурале» выступила дебютантка в полном метре Алина Насибуллина
О чем фильм «Шурале» и кто в главных ролях
В апреле стало известно, что кинокомпания Bosfor Pictures, которая в 2023 году выпустила татарское кино Байбулата Батуллы «Бери да помни», и кинопрокатная компания «Вольга» снимут полнометражный фильм «Шурале», сценарий которого частично основан на легенде о лесном духе из тюркской мифологии Шурале. По сюжету у главной героини Айши пропадает брат Тимур (Геннадий Блинов), для его поисков она возвращается в родную деревню, где сталкивается не только с собственным прошлым, но и с тайной, хранящейся в глубинах леса.
Режиссером выступила дебютантка в полном метре Алина Насибуллина, известная широкой публике как героиня фестивальных хитов «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», «Хрусталь» и автор клипа нашумевшей песни «Пыяла» дуэта «Аигел». Она также соавтор сценария и исполнительница главной роли. У уроженки Новосибирска с Татарстаном тесные связи — дедушка по отцовской линии родом из Альметьевска, а бабушка — из Бавлинского района РТ.
«Как режиссер я уже работала над проектами в коротком метре, но эта история — особенная, поскольку она личная и сложная. Я начала работать над ней около пяти лет назад, но долго не могла подступиться, искала нужный ключ. Им стал Шурале — персонаж из татарских мифов. Он появился здесь вместе с лесом — таинственным миром, который меня впечатляет и тревожит одновременно еще с детства», — комментировала режиссер-постановщик.
Съемки проходили в Московской области и в Татарстане в двух локациях. Жениха Айши играет известный российский артист Максим Матвеев, также в картине задействован супруг Насибуллиной — рэпер Хаски (Дмитрий Кузнецов) — и два уроженца Татарстана: хореограф и танцовщик Нурбек Батулла и Рузиль Минекаев.
«БИЗНЕС Online» поговорил с Насибуллиной и генпродюсером картины Иваном Яковенко о создании проекта, основном конфликте истории и кастинге на главные роли.
Алина Насибуллина: «Уже не секрет, что я достаточно долго работаю над проектом, и главная сложность в том, что не всегда все получается сразу»
«Я долго сомневалась, играть мне эту роль самой или нет»
— Алина, фильм «Шурале» — ваш режиссерский дебют в полном метре. Как долго шли к этой работе и с какими сложностями столкнулись?
Алина Насибуллина (А. Н.): Где-то легко и органично все шло, где-то — долго и сложно. Наверное, как и на пути любого человека. Уже не секрет, что я достаточно долго работаю над проектом, и главная сложность в том, что не всегда все получается сразу. Порой нужно ждать годы, чтобы встретить человека, который поверит в тебя и с которым ты поймешь, что в одну сторону смотришь. Многое зависит от продюсера.
— Как произошел коннект с генпродюсером картины Иваном Яковенко?
А. Н.: Мы с Ваней достаточно давно знакомы, и я даже не помню, как договорились о съемках.
Иван Яковенко (И. Я.): Алина снималась в небольшом эпизоде в фильме «Бери да помни» Байбулата Батуллина, который я продюсировал. С того момента, по-моему, мы начали обсуждать эту историю. Предыстория Алины длилась годами, а в нашем случае мы как-то очень быстро за год реализовались. Сценарий начали писать в прошлом году, в начале этого — подготовку к съемкам и вот уже близимся к завершению. Спасибо кинокомпании «Вольга», которая в эту историю поверила так же, как и мы в Bosfor Pictures, — и подключилась еще на этапе производства.
А. Н: Я приступила к написанию сценария давно и писала его практически одна, а кинокомпания Bosfor Pictures помогла превратить его в полноценный проект. Например, девелопмент-продюсера Владу Лахину я бы назвала одним из моих соавторов, потому что она очень точно чувствовала историю и помогла мне вывести ее к нужной точке. Кино — коллективная работа, и сложно найти своих людей, на это нужно время.
— Вы и режиссер, и сценарист, и главная героиня. Не сложно ли все это совмещать? Почему решили главную роль исполнить сами?
А. Н.: Совмещать получается благодаря команде, которая меня поддерживает. Я долго сомневалась, играть мне эту роль самой или нет. Сначала писала ее под себя, подумала: ну кто еще так для меня напишет материал и сможет сыграть? Продюсеры по-разному на это реагировали, и я сама все время сомневалась. Не потому что сомневалась в себе, а скорее задавалась вопросом, полезно ли будет фильму. Не хотелось, чтобы это было просто вопросом амбиций. И Ваня взял на себя эту ответственность, потому что для продюсеров тоже очень волнительно, когда человек берет на себя все, еще и дебютант. Это вопрос риска, но кто не рискует, тот не пьет шампанское.
И. Я.: Когда мы увидели тизер, в котором Алина сама снималась и сама его срежиссировала, у нас в целом это волнение отпало. Появилась уверенность, что для этой истории в главной роли нужна именно она.
А. Н.: Ты мне об этом не рассказывал (смеется). Когда были длительные многочисленные пробы, я начала чувствовать уверенность и понимание, что это очень правильный путь. Потому что, когда ты еще и как актриса пробуешь персонажа, можешь понять, что здесь работает, а что нет. Это оказалось очень удобным для кинопроизводства отчасти за счет экономии времени и сил. У тебя всегда есть актриса под рукой, на которой ты можешь проверить что-либо. И сценарий только выигрывает, потому что ты его чувствуешь, переписываешь, адаптируешь под себя.
«Фильм не то чтобы о Шурале. О нем уже замечательно написал Габдулла Тукай»
«Шурале — настолько неоднозначный персонаж даже в мифологии, и для каждого он свой»
— Какова главная идея «Шурале», о чем фильм?
А. Н.: Основной конфликт — в противостоянии между природным и навязанным внутри человека, а также нашего мира в целом. Как современный человек ищет истину в себе и вовне.
— Сценарий частично основан на легенде о лесном духе из тюркской мифологии. Есть ли у вас консультанты?
А. Н.: Мы сами исследовали тюркские мифы. Фильм не то чтобы о Шурале. О нем уже замечательно написал Габдулла Тукай. Но мне очень помогла писательница Ольга Птицева. Я как-то озвучивала спектакль и увидела ее книгу «Брат болотного края». Тогда я как раз была в ступоре и не могла понять, что делать дальше со сценарием. Я связалась с Олей, оказалось, она изучает поволжские мифы. И мы вместе погрузились в этот мир как можно глубже.
И. Я.: История реалистичная. Мне кажется, Шурале настолько неоднозначный персонаж даже в мифологии, и для каждого он свой. Очень интересно, как зритель воспримет это.
А. Н: Да, у нас не сказка, не фэнтези. У нас мир, в который можно поверить, история, которая может произойти с любым человеком. Для меня важно, чтобы зритель мог допустить, что это происходит на самом деле.
— А были ли какие-то референсы?
А. Н: Наверное, они всегда есть, мы все-таки живем в мире, в котором уже столько всего снято, написано и сделано. Даже когда о чем-то разговариваем, мы все равно говорим этими референсами, чтобы просто понять друг друга. Но в итоге у нас получилось что-то очевидно уникальное и нескучное.
И. Я.: Однозначного не было. Мы долго обсуждали эту историю, но все же родилось что-то уникальное. Атмосфера похожая была, но, мне кажется, это все равно референсы. Мы не пытались какие-то элементы скопировать. История сама дала путь, а дальше в зрительном зале будет видно, на что это похоже.
«Ролей много, героев много, и каких-то людей я бы сама в жизни никогда не нашла. Удалось еще и по-новому на кого-то посмотреть»
«Рузиль [Минекаев] пришел на пробы на главную роль, но не подошел по возрасту»
— Проводился ли кастинг? Насколько я знаю, вы дружны со многими актерами, кто исполнил роль в фильме.
А. Н.: Одно другого не исключает. Кастинг ведь проводится не только чтобы актер согласился, он должен подойти, каким бы другом он мне ни был. На некоторые роли мы очень долго искали героев. У нас замечательный кастинг-директор Владимир Голов. Ролей много, героев много, и каких-то людей я бы сама в жизни никогда не нашла. Удалось еще и по-новому на кого-то посмотреть.
И. Я: Но, мне кажется, у нас собрался прекрасный ансамбль дружеского формата. Алина действительно со многими была знакома. Мы больше полугода этот кастинг проводили, закончили практически перед самыми съемками.
— Какую роль исполняет Максим Матвеев?
А. Н.: Он жених моей героини. На эту роль мы перепробовали очень много людей, но Максим вне конкуренции.
— А как «нашелся» Рузиль Минекаев?
А.Н.: На самом деле мы не были знакомы. Рузиль пришел на пробы на главную роль, но не подошел по возрасту. После этого он сказал, что готов играть любую роль, просто потому что влюбился в эту историю. Он был впечатлен фильмом «Бери да помни» и очень хотел поработать в том числе с кинокомпанией Bosfor Pictures. Но больше всего для него было важно стать частью вселенной «Шурале» и показать свою принадлежность к татарской культуре. Он из тех людей, кто не про главные роли, а про кино и поддержку. Таких актеров очень мало, и я очень благодарна ему за это. Рузиль очень органично вписался в историю. Мне кажется, в будущем он еще удивит.
Еще у нас хореограф и танцор Нурбек Батулла снимался, сыграл отца главной героини. Мы с ним связались сами. Я знакома с ним со съемок фильма «Бери да помни», где мы играли мужа с женой. Раз уже однажды играли в семью, то решили продолжить эту традицию (смеется). Я большой фанат его творчества. Он даже нас консультировал по некоторым вопросам, привнеся важную часть в историю. Еще мне помогала поэтесса Миляуша Гафурова — она нам переводила тексты, искала песни для фильма, консультировала.
«Рузиль пришел на пробы на главную роль, но не подошел по возрасту. После этого он сказал, что готов играть любую роль, просто потому что влюбился в эту историю»
— Алина, вы сами родом из Новосибирска, но тесно связаны с татарской культурой и несете в массы «татарскость», можно сказать. Как, находясь в другом регионе, вам удалось сохранить любовь к татарской культуре?
А. Н: Это совсем не чужой мне регион, просто так вышло, что я родилась и выросла в Новосибирске, потому что мои родители там познакомились и моя мама оттуда. Дедушка по папиной линии родом из Альметьевска, а бабушка — из Бавлинского района, где сейчас как раз живут родители. Я каждый год приезжала в Татарстан, лето проводила здесь. В Новосибирске тоже есть родные места, но здесь как-то больше отзывается. Может быть, из-за природы, может, очень много родственников здесь, и они все дружны. Мы всегда в походы за ягодами выбирались, отмечали праздники, и семья ощущается скорее здесь.
Сейчас моим домом стала Москва. Но второй дом точно в Татарстане, так как здесь мои родители, мне сюда хочется приезжать. В деревне у меня есть мое дерево, моя поляна. Когда я закрываю глаза во время медитации, то представляю себя там, потому что это мое место силы, моя земля, мои корни. Больше нигде в мире такого нет — ни в Москве, ни в Новосибирске, а только в этой деревне.
— Получается, съемки проходили там?
А. Н: К сожалению, реалии киноиндустрии не позволяют проводить съемки там, где ты чувствуешь единение с природой. Туда добраться сложно, и не факт, что это место вообще подходит. Это лично мое место. Но мы проделали большую экспедицию, несколько раз приезжали в Татарстан и искали локации, где должны пройти съемки. Мы искали удивительные места. Одно из них — деревня Степановка в Рыбно-Слободском районе, где расположен экопарк «Дикая ферма». Я благодарна его хозяйке за то, что она разрешила нам провести съемки. Туда я точно вернусь еще не раз, как минимум просто поиграть с оленями. Это удивительный опыт — ты стоишь, и 200 голов вокруг тебя бегают. Чувствуешь себя маленьким Симбой.
Вторая локация — остров-град Свияжск. Мы снимали там на дебаркадере. И это тоже удивительное место как с точки зрения истории, так и природы.
И. Я.: Часть съемок в Подмосковье происходила, потому что главная героиня уезжает из большого города в лес.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.