«Начат большой путь. И это не просто ремонт музея, это на самом деле целый мир, который мы должны подсвечивать», — говорила накануне помощник раиса РТ Олеся Балтусова на выездной пресс-конференции, посвященной реконструкции дома-музея художника Константина Васильева. Почти вековое здание не видело капремонта уже 30 лет — с тех пор просел пол, рушатся стены и перегородки, течет обветшалая крыша. Чтобы собрать средства на восстановление музея, в Татарстане объявили благотворительную акцию — каждый житель республики может помочь сохранить наследие художника. О том, какие экспонаты хранит деревянная одноэтажка в поселке под Казанью и как будет выглядеть новый дом после ремонта, — в материале «БИЗНЕС Online».
«Константин Васильев — это наша великая Россия»
В поселке Васильево в Зеленодольском районе стоит почерневший вековой дом с обветшалой крышей и деревянной табличкой «Мемориальный музей Константина Васильева». Здание, пришедшее в негодность за десятки лет без ремонта, теряется в красоте ухоженного дворика с небольшим садом, где цветут портулаки в горшочках, кусты белых роз и ароматный жасмин. Однако есть все шансы превратить дом, в котором вырос знаменитый художник Константин Васильев, в целый музейный комплекс.
Накануне в Татарстане стартовала благотворительная акция — неравнодушных призывают внести вклад в сохранение памяти о художнике и его творчестве. На первом этапе необходимо собрать 20 млн рублей, реквизиты фонда социально-экономического развития Зеленодольского района, который ведет сбор средств, опубликованы на сайте администрации муниципалитета. Всего на восстановление требуется 56 млн рублей.
В Татарстане стартовала благотворительная акция — неравнодушных призывают внести вклад в сохранение памяти о художнике и его творчестве
«Дешево и сердито мы не обойдемся. Дом художника должен быть соответствующим образом обставлен», — заметила помощник раиса РТ Олеся Балтусова на выездной пресс-конференции, посвященной реконструкции дома-музея. В настоящее время одноэтажное деревянное здание барачного типа находится в плачевном состоянии, оседая из-за отсутствия должного фундамента. Деревянная постройка стала домом для грызунов, грибков и плесени, разрушающих конструкции, стены и перегородки рушатся, а полы начинают проваливаться.
«Сейчас Васильев очень нужен людям — он дает воодушевление. Это не просто художник, который на пленэре рисует пейзажи (это тоже все нужно и прекрасно), он именно вдохновляет людей на жизнь, на подвиги»
«Начат большой путь. И это не просто ремонт музея, а на самом деле целый мир, который мы должны подсвечивать», — торжественно объявила Балтусова. Ее мысль подхватил глава Зеленодольского района Михаил Афанасьев, подчеркнув, что помочь в восстановлении здания может не только государство, но и простые жители. «Нам бы хотелось, чтобы действительно проект был народным. Также мы надеемся, что поддержка будет и от государства, но наша задача — обратиться к меценатам, людям, к тем, кто любит Константина Васильева», — объяснил он.
«Сейчас время Васильева, особенно в условиях специальной военной операции, — констатировал давний друг и соратник художника Геннадий Пронин, отсылая к его патриотическим работам. — Сейчас Васильев очень нужен людям — он дает воодушевление. Это не просто художник, который на пленэре рисует пейзажи (это тоже все нужно и прекрасно), он именно вдохновляет людей на жизнь, на подвиги». Следом Пронин настоятельно призвал обратить внимание на творчество художника и пропагандировать его по всей стране, например выезжать с выставками в другие города.
Балтусова же заметила, что в последнее время имя Васильева ушло в тень, несмотря на то что в самом центре Казани, на улице Баумана, также работает музей имени художника. «Мы его перестали слышать, видеть, мало выставок сейчас идет, — подчеркнула помощник раиса Татарстана. — Но мы смотрим на культурный контекст и видим, что о Васильеве сегодня нужно говорить больше. Он очень современный и актуальный для наших дней и для того периода истории, в котором сейчас наша страна оказалась».
Заведующая мемориальным музеем Васильева Марина Антонова в свою очередь обратила внимание на то, что художник воплощает всю Россию в своем творчестве
Заведующая мемориальным музеем Васильева Марина Антонова в свою очередь обратила внимание на то, что художник воплощает всю Россию в своем творчестве. «Нельзя сказать, в чем именно заключается творчество Васильева, — настолько он разноплановый! Константин Васильев — это наша великая Россия», — уверена она.
В ходе встречи с журналистами участники заметили, что стоит поторапливаться, нужно успеть восстановить здание к плеяде памятных дат: в 2026-м дому исполнится 100 лет, самому музею — 30 лет, а со дня смерти Васильева прошло уже почти 50 лет — он погиб 29 октября 1976 года. «Михаил Павлович, и вам 55 лет», — шутливо напомнил глава поселения Вячеслав Матвеев. «Ну если уж магия цифр, значит, срочно надо готовиться», — со смехом подтвердили спикеры.
Одноэтажное здание барачного типа, где расположен музей, было рассчитано на четыре семьи
Как будет выглядеть новый дом-музей после ремонта?
Одноэтажное здание барачного типа, где расположен музей, было рассчитано на четыре семьи. До 2002-го музей находился только в мемориальной квартире Васильевых — одной из четырех квартир барака. Дело в том, что коллекция памятных предметов постоянно пополнялась, возникла необходимость в расширении площадей, и сотрудники музея обратились к местным властям с просьбой помочь в этом.
Балтусова напомнила, что 14 лет назад власти Татарстана выделили средства на расселение жильцов, благодаря чему работы живописца расположились еще и в соседней квартире. С 2002 года экспозиционное пространство музея в результате реконструкции состоит из двух частей: мемориальной и биографической. Две последние квартиры, находящиеся в том же бараке, расселили в 2023-м. Они сейчас пустуют, именно там и появятся новые залы согласно дизайн-проекту и научной концепции, которую разрабатывала дизайн-студия «Айбат».
ИНН: 1648053928
КПП: 164801001
Расчетный счет: 40703810800000000351
Корреспондирующий счет: 30101810500000000703
БИК: 049205703
Банк: АО «ТАТСОЦБАНК»
Почтовый адрес: 422550, Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Первомайская, дом 20
Телефон: приемная (84371) 4-17-91, 8 9518980990, 8 906111805
Руководитель: Беляева Альфира Гумаровна
Есть два варианта реновации мемориального здания — с пристроем в левой части (там может расположиться мастерская) и без него. «Мы детально подошли к разработке проекта. К примеру, Васильев любил сидеть на завалинке дома. Планируем ее реконструировать, более того, „посадить“ на нее скульптуру художника. У нас уже есть эскиз этой скульптуры, вылепленной из пластилина», — раскрыл детали внутреннего убранства после обновления дома-музея Васильева директор «Айбата» Сергей Насекин в разговоре с «БИЗНЕС Online».
Эскиз обновления дома-музея Васильева
После того как посетители пройдут в левую часть здания мимо скульптуры, они, по задумке авторов, попадают в раздевалку и зону для временных выставок. При входе в следующий зал гостей будет встречать копия автопортрета Васильева на красном фоне, который он написал буквально за месяц до своей гибели. В зале перед мемориальной частью установят двухуровневый свет — это художественная идея, которая визуально сделает потолки в здании выше.
Эскиз обновления дома-музея Васильева
Помощник раиса РТ на пресс-конференции уточнила, что сама мемориальная квартира будет изменена только частично, скорее окажется «дополнена правильными экспонатами». Например, будет отреставрирована печь. «Это редкий случай, когда мемориальные квартиры являются не фейковыми, а настоящими», — подтвердил Насекин.
Эскиз обновления дома-музея Васильева
Следующий зал — краеведческий, в котором расскажут об истории поселка Васильево, о семье художника, связанной с этим населенным пунктом. Здесь расположится подлинник картины «Чужак», мультимедийная стена видеомаппинга, манекен-скульптура ушкуйника-рыбака, визуальный образ которого построен по образу портрета, написанного Васильевым.
Эскиз обновления дома-музея Васильева
В биографическом зале планируется установить стеклянную оптическую композицию, созданную на основе работы «Прометей» Васильева в период его увлечения модернизмом, а именно цветомузыкой. Из периода увлечения абстракцией сохранилась пара снимков, из которых художник «слепил» скульптурную форму. Ее создатели проекта хотят повторить и установить во дворе дома-музея слева от входа. Кроме того, в этом зале портретные снимки семьи Васильевых и его друзей, ранние работы, графика, сделанная им в том числе во время учебы в московской школе им. Сурикова, консольная витрина по периметру зала с фотографиями, эскизами, документами, инфоматы, а также тактильный экспонат для слабовидящих посетителей, разделенный на несколько планов гипсовый барельеф картины «У колодца».
Эскиз обновления дома-музея Васильева
«Будет административное здание, ресепшен, раздевалка и временные залы. Мы все восстанавливаем, будут интересные вещи. У нас есть мольберт Васильева с его работой, на который скрытый проектор будет проецироваться. 56 миллионов рублей по нынешнем меркам совершенно разумные деньги для такого проекта. Это вместе с ремонтом, экспозицией и мультимедиа», — констатирует Насекин.
В доме Васильев прожил 20 лет, с 1956 по 1976 год
Дом все еще хранит живой дух художника
«БИЗНЕС Online» также побывал на экскурсии в доме-музее, в котором Васильев прожил 20 лет, с 1956-го по 1976-й. В год его посещают около 5 тыс. человек, в основном это туристы-одиночки, дачники либо отдыхающие из близлежащих санаториев, хотя бывают и организованные посетители из Казани, рассказали в самом музее. Всего здесь работают три человека: научный сотрудник Екатерина Щеглова, заведующая мемориальным музеем Антонова и директор Резеда Данилова.
В сам поселок семья живописца переехала в 1949-м, но жила сначала по другому адресу. В деревянной одноэтажке по адресу ул. Ленина, 61 Васильевы поселились в 1956-м. Сейчас в доме, несмотря на жару (в день экскурсии на улице было под плюс 30 градусов), ощутимо прохладно. Просевший пол, трещины на стенах бросаются в глаза. Несмотря на это, здание хранит живой дух художника и его семьи, показывая, как жили советские люди в 1960–1970 годы. Все комнаты сохранили изначальное убранство.
Семья Васильевых
Первым делом посетитель попадает в биографический зал, семья Васильевых в нем не проживала. Он открыт в 2002-м к 65-летию со дня рождения живописца. В витринах зала различные предметы членов семьи: резак, справочники, фотографии, карточки, трогательные открытки, написанные младшей сестрой художника Людмилой матери, иконы, вышивки. Рисунки размером с открытку, которые Васильев создал во время учебы в Московской художественной школе им. Сурикова (1954–1957 годы), медали, которые он выкупал на «Мосфильме» и т. д. Под стеклом хранится снимок актрисы Марины Влади, живописец влюбился в ее героиню в фильме «Колдунья» 1956 года, который посмотрел 15 раз! Зная это, тетя Васильева подарила ему фото жены Владимира Высоцкого.
После окончания Казанского худучилища Константин Алексеевич работал на стекольном заводе, рисовал агитационные плакаты, афиши, транспаранты на производственную тему. Все это можно увидеть в музее. В 1960-е он иллюстрировал книгу Рустема Кутуя «Идти за облаками», работал в 1963–1965-х в юмористическом журнале «Чаян», под стеклом хранится кусочек издания с иллюстрацией Васильева. В биографическом зале также висят копии картин живописца. Например, на тему Великой Отечественной войны («Маршал Жуков», автопортрет Васильева в гимнастерке и т. д.), а бо́льшая часть оригиналов на эту тему находится в московском «Манеже».
В витринах зала различные предметы членов семьи
В 1970-е живописец увлекается былинами, в музее можно увидеть наброски и эскизы знаменитых полотен «Вольга», «Дар Святогора», 6 вариантов «Рождения Дуная», «Поединок Пересвета с Челубеем». Сами картины находятся в музее на улице Баумана. В экспозиции здесь есть коготь и лапа птиц — трофеи от отца-охотника Алексея Васильева, он скончался в 1961 году.
В небольшой кухне четы Васильевых в углу стоит печь, которую они топили (печь немного видоизменилась, раньше это была голландка), на столе белая скатерть с вышивкой
В этом же зале снимки Васильева, сделанные на фотоаппарат ФЭД. Он фотографировал лес, по которому любил гулять, волжские просторы. Впоследствии снимки «ожили» в больших масляных полотнах, оригиналы которых находятся в мемориальной части музея. Рядом с фотографиями карандашная зарисовка знаменитейшего полотна художника «Человек с филином» — последняя работа Васильева. Провожает гостей из зала копия последнего автопортрета Константина Алексеевича 1976 года. Оригинал он написал за месяц до смерти, на котором изобразил себя «под Достоевского» (один из его любимых писателей). Рядом под стеклом афиша 1977-го, приглашающая на выставку Васильева. Ее создали по настоянию мамы художника спустя год после его смерти специально для выездной экспозиции.
«Комната юности» художника, где он жил с 7 до 12 лет. Сохранился дубовый стол, за которым он сидел, на столе — шахматы. Здесь же снимок его первой любви и музы Людмилы Чугуновой, которую встретил в 18 лет
Мастерская, в которой рождались шедевры Васильева
Из биографической части попадаем в небольшую кухню четы Васильевых. В углу печь, которую они топили (печь немного видоизменилась, раньше это была голландка), на столе белая скатерть с вышивкой. Рядом со столом старинный буфет с посудой. Все это удалось сохранить потому, что в 1982 году во время переезда семья все раздала соседям. А когда открывался музей, все собрали снова.
После расставания с Людмилой Чугуновой художник переписал стихотворение «Размолвка» Бориса Пастернака и вручил бывшей возлюбленной, оно находится в биографической части зала, слева фото актрисы Марины Влади
Далее «комната юности» художника, где он жил с 7 до 12 лет. Сохранился дубовый стол, за которым он сидел, на столе — шахматы. Здесь же снимок его первой любви и музы Людмилы Чугуновой, которую встретил в 18 лет. К слову, она по-прежнему проживает в Васильево. Когда они расстались, художник переписал стихотворение «Размолвка» Бориса Пастернака и вручил бывшей возлюбленной, оно находится в биографической части зала. Васильев много рисовал и фотографировал Чугунову, но большинство снимков порвал после расставания. Все это таится в крошечной комнате возле кухни. Здесь же лежат маски Афродиты и Нерона, которые он купил, учась в Казани в худучилище. Пластинки, театральный грим, которым Людмила замазывала синяки Васильеву, которого избили за то, что он ее проводил, радио «Балтика» (говорят, оно работает). Все эти вещи принадлежали художнику.
В 12 лет Васильев уехал в Москву, но вернулся, т. к. у него заболел отец. Тогда ему выделили основную комнату, ставшую для него мастерской. Здесь он обитал до конца своих дней. Как рассказала экскурсовод, творил художник ночью, надев наушники и слушая музыку. На столе кисти, краски, его любимая палитра, эскизы, наброски, а рядом мольберт с портретом красивой женщины. Ее звали Светлана Тарасова, с ней художник работал в казанском худфонде, где она была секретарем. По просьбе Тарасовой Васильев нарисовал ее, но картина даме не понравилась, она ее даже не забрала. Изначально это была работа большая, но живописец ее обрезал и перегрунтовал.
Мастерская Константина Васильева
Над столом висит работа «Чужак», найденная у местного художника Родионова. Васильев приходил к нему в гости и нарисовал эту картину на задней стенке шкафа. Шкаф задвинули, о работе забыли. Но рисунок всплыл и был подарен музею. Рядом со столом магнитола «Днепр», с помощью которой Васильев записывал пение птиц, скрип дверей, половиц и прочего — экспериментировал со звуком. «Картин в доме немного. Люди в основном приезжают посмотреть на то, как жил художник, на его быт», — говорит научный сотрудник музея.
Картина «Чужак»
В мастерской также хранятся книги, доставшиеся Васильеву от отца (Ницше, Платон, былины), небольшой этюдник, который он брал на природу рисовать, два графических рисунка по знаменитому оперному циклу Вагнера «Кольцо Нибелунга» (им творец увлекся в 1970-е). Карандашные портреты рок-певицы Дженис Джоплин и актрисы Джины Лоллобриджиды. Один из главных экспонатов — синий пиджак Васильева, собственноручно им разукрашенный после того, как он его испачкал.
Один из главных экспонатов — синий пиджак Васильева, собственноручно им разукрашенный после того, как он его испачкал
Последний зал в экскурсионной программе — комната мамы художника Клавдии Васильевой. Она родилась в Саратовской области, перебравшись в Татарстан, работала секретарем-машинисткой (в комнате можно увидеть ее печатную машинку) в лесотехническом техникуме, который когда-то существовал в Васильево. Мама была рукодельницей, о чем говорят искусно вышитые гладью подушки на диване в комнате и скатерть на кухне. На стене висит маленький рисунок с сюжетом из сказки «Иван-царевич и Серый Волк», нарисованный младшей дочерью Людмилой в детстве. На манекене в углу наряд, который носила Клавдия Парменовна: платье, шляпка и сумка. Здесь же работающий граммофон, из него звучит песня в исполнении Леонида Утесова. Мама Константина Васильева скончалась в 1994 году в Коломне, там она и похоронена. Ей было 78 лет.
Комната мамы художника Клавдии Васильевой
«Мы можем не пережить предстоящую зиму»
К сожалению, наследие художника и его семьи исчезнет, сгниет, если не начать реконструкцию дома, в котором жил и творил наш земляк. Как мы видим, жизнь подсказывает, что звезда Васильева должна засиять. Особенно на фоне патриотической повестки.
«Мы можем не пережить предстоящую зиму. Дом — все, течет крыша, — бьют тревогу сотрудники мемориального музея. — Просел пол, окна, нужно отремонтировать скрипящие полы. Все стучит, трещит и дребезжит. Зимой очень холодно бывает, всего 9 градусов тепла. Отопление у нас индивидуальное, оно нас не спасает. Промерзает канализация, вода. Власти как могут нас спасают».
«Мы можем не пережить предстоящую зиму. Дом — все, течет крыша, — бьют тревогу сотрудники мемориального музея. — Просел пол, окна, нужно отремонтировать скрипящие полы. Все стучит, трещит и дребезжит»
99-летний одноэтажный деревянный барак площадью 261,2 кв. м единственный дом такого типа, сохранившийся в поселке. Подобные строили во второй половине 1920-х – начале 1930-х для рабочих лесокомбината. После того как семья живописца покинула дом, его хотели снести, но друзья художника встали на защиту. Пронин на пресс-конференции рассказал, что в 1994 году дом уже был в аварийном состоянии. «Когда мы об этом узнали, скорее сюда приехали. Уже бульдозер подъезжал с таким огромным „ножом“ — вот-вот сейчас снесет этот дом. Мы тогда ему [водителю] дали 5 рублей на две бутылки водки. Говорим: „На два дня исчезни, а мы за это время попробуем спасти дом“. И действительно все-таки остановили снос», — вспоминал соратник художника.
В этом году сотрудники сделали навигацию, чтобы попасть к могиле художника, который захоронен недалеко от поселка
В том же 1994-м вышло постановление открыть здесь музей, рассказала «БИЗНЕС Online» Антонова. Часть денег собирали друзья, часть выделил район. 10 января 1996 года музей открыли, а капремонта здания не было с 1995-го.
Напомним, что в прошлом году дом, где Васильев прожил 20 лет, решили не включать в реестр ОКН из-за утраты статуса историко-культурного значения. Здание внесли в перечень выявленных объектов культурного наследия еще в 2016-м. До этого музей как учреждение культуры передали в ведение муниципалитета и лишили статуса филиала Нацмузея РТ. С 2011 года мемориальный музей входит в состав музейного объединения Зеленодольского района. В этом году сотрудники сделали навигацию, чтобы попасть к могиле художника, который захоронен недалеко от поселка.
Реквизиты фонда социально-экономического развития Зеленодольского района
- ИНН: 1648053928
- КПП: 164801001
- Расчетный счет: 40703810800000000351
- Корреспондирующий счет: 30101810500000000703
- БИК: 049205703
- Банк: АО «ТАТСОЦБАНК»







































Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.