Вчера гендиректор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин отправился на Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) на беспилотном магистральном тягаче «КАМАЗ» (на модели «Маяк-2») по трассе М11 «Нева». В проезде также принял участие замминистра промышленности и торговли РФ, экс-глава минпромторга РТ Альберт Каримов. Он проехал по трассе на пассажирском сиденье автономного магистрального тягача первого поколения («Маяк-1»). Видео из поездки публикует телеграм-канал КАМАЗа.

«Мы проехали вместе с Сергеем Анатольевичем. Машина движется устойчиво, стабильно, уверенно, причем в разных, как вы видите, погодных условиях: и на сухой, и на скользкой дороге; и в средний, и в сильный дождь. Машина при этом чувствует себя уверенно. И сейчас доработана уже модель „Маяк-2“, которую мы испробовали, на санкционно устойчивой базе. <…> Все это показывает очень хороший и перспективный уровень этой разработки», — оценил Каримов эффективность беспилотного транспорта.

 Фото: ПАО «КАМАЗ»

Когогин в свою очередь оценил автомобиль «Маяк-2», проехав в кабине транспортного средства по участку от Солнечногорска в сторону Санкт-Петербурга. Под наблюдением предпринимателя высокоавтоматизированное транспортное средство успешно преодолело более 150 км в беспилотном режиме.

«Цель моя была — убедиться самому лично на достаточно большом расстоянии, что мы со второго уровня автоматизации перешли на третий. Все изменения, которые мы планировали, в машине внедрены. Конечно, это в значительной степени снижает нагрузку на водителя, повышает безопасность транспортного средства. Важный вопрос — это экономические показатели. Удельный расход топлива, когда я сидел за рулем, практически не превышал показатель 21 литр. Автопилот четко удерживает обороты, скорость не превышает, держит самый оптимальный режим», — поделился впечатлениями от поездки Когогин.

Напомним, гендиректор КАМАЗа вчера во время поездки в Петербург показал, как работает машина в автономном режиме. На кадрах видно, как транспорт держит полосу и совершает маневры, несколько раз перестраиваясь в ходе движения.

Накануне глава Татарстана Рустам Минниханов сказал Когогину, что планирует проехать по М12 на беспилотном транспорте, когда появится такая возможность. «Как на М12 будет беспилотный транспорт, я поеду», — сказал Минниханов.

Также Каримов заявил, что экспериментальный правовой режим для движения беспилотных грузовиков планируется расширить на трассу М12 уже осенью 2025-го.

В прошлом году Когогин также поехал на форум на беспилотной машине. Глава КАМАЗа назвал поездку скучной, поскольку в машине нечем заняться. «Первые впечатления — скучно ехать. Совсем скучно. Делать ничего не надо, машина едет сама. Я так понял, машина 7 обгонов сделала», — прокомментировал Когогин.

Грузовики запустили в рамках проекта «Беспилотные логистические коридоры». Первый его этап стартовал еще в июне 2023 года, когда тягачи без водителя проехались по трассе М11 «Нева». Позднее премьер-министр России Михаил Мишустин разрешил протестировать беспилотные грузовики на ЦКАД в Московской области и на трассе М12 «Восток». Как считает Когогин, запуск беспилотных машин позволит расширить возможности для транспортных компаний. Вскоре увеличится и общая протяженность дорог, по которым будут ездить беспилотные автомобили, объяснил он.

«Маяк-2» является модернизированной версией автомобиля «Маяк-1», в том числе в плане подбора компонентной базы. «Маяк-2» создавался уже на базе санкционно устойчивой версии автомобиля «КАМАЗ-54901». При этом вся компонентная база, которая отвечает за обеспечение автономного движения, в автомобиле «Маяк-2» тоже санкционно устойчивая. Машина доработана с учетом эксплуатации автомобиля первого поколения в реальных условиях.

В этом году компания планирует выпустить образцы беспилотных грузовиков «Маяк-2.5» — это улучшенная, дополненная версия грузовиков «Маяк-2». Еще через полтора-два года планируется выпустить «Маяк-3» — автомобиль, максимально близкий к серийному решению.