В Казани продолжается реконструкция ЦУМа — фасады уже разобраны, остался только скелет. Пришло время обновления В Казани продолжается реконструкция ЦУМа — фасады уже разобраны, остался только скелет. Пришло время обновления Фото: Андрей Титов

ЦУМ 2.0: национальная айдентика декора и новый пристрой

В Казани продолжается реконструкция ЦУМа — фасады уже разобраны, остался только скелет, пришло время для обновления. На этом фоне в начале июня на межведомственной комиссии по застройке в историческом центре под председательством раиса РТ Рустама Минниханова представили облик будущего ЦУМа 2.0.

Проект разрабатывает «Татинвестгражданпроект» (ТИГП). Его деталями с «БИЗНЕС Online» поделилась главный архитектор ТИГП Елена Валеева. Изначально конфигурацию здания ЦУМа, его габариты менять не планировали (хотя, откровенно говоря, идеи были разные). Конструктивная схема бывшего торгового центра предполагала деление свободных площадей на различные отделы, поэтому и приспособление существующего объема под новые функции могло иметь достаточно много вариаций.

«Наша компания — это компания с традициями, и мы очень трепетно относимся к работе наших коллег-предшественников, — отмечает главный архитектор „Татинвестгражданпроекта“ Елена Валеева. — Когда мы увидели и изучили сохранившиеся архивные материалы, без всяких сомнений и единогласно поняли, что облик ЦУМа должен быть именно таким, каким его задумали в 1969 году».

ЦУМ — достаточно характерный образец архитектуры своего времени. С 60-х годов XX века на территории СССР появлялись подобные отдельно стоящие универмаги, и в основном это были доработанные типовые проекты.

В случае с Казанским ЦУМом история такая же. Типовой проект был доработан архитекторами «Татаргражданпроекта» (ныне ТИГП). Авторский коллектив значится в штампах чертежей: главный архитектор Генннадий Пичуев, начальник мастерской Валентина Панова; авторы-архитекторы: Павел Саначин, Георгий Солдатов, Светлана Галанина, Николай Ефремов.

Тогда минималистичный вариант фасада не был принят главным архитектором Казани Муниром Агишевым. По воспоминаниям заслуженного архитектора РФ и РТ Германа Бакулина, Агишев счел его скучным и попросил добавить акцентов. И тогда Светлана и Иван Галанины акцентировали входы геометрическими элементами. В то время вчерашние студенты — молодые архитекторы, среди которых был и Бакулин, — узрели в этих элементах схожесть с греческой буквой омега. А омега — это единица измерения электрического сопротивления, т. е. Ом. Так что между собой шутливо они эти элементы прозвали «Омы». Такой ЦУМ Казань и получила в 1977 году.

«Скорее всего, горожане помнят Центральный универмаг, обновленный в постперестроечный период, когда „Омы“ — акценты входов — были закрыты синим тонированным стеклом. Но все-таки я уверена, что образ здания в памяти людей сформирован его четкой геометрией, лаконичными линиями и характерными угловатыми ребрами», — говорит Валеева. Кстати, этот прием был популярен в архитектуре того времени (например, здание пятого корпуса КАИ).

Однако минималистичные фасады 1969 года были по достоинству оценены главным архитектором Казани Ильсияр Тухватуллиной — уже в 2025-м.

«Основная концепция в части архитектуры здания состоит в сохранении и аутентичном воспроизведении фасадов со всеми задуманными авторами элементами и согласно архивным чертежам 1969 года. В этих решениях цепляет их лаконичность, цельность объема, мне очень импонирует отсутствие акцентов на входах, — рассказала Валеева. — Идея восстановления „исторической справедливости“ была поддержана коллегами-архитекторами на градостроительном совете».

Эскиз фасада со стороны улицы Кирова (ныне Московской), выполненный в 1969 году Эскиз фасада со стороны улицы Кирова (ныне Московской), выполненный в 1969 году Предоставлен «Татинвестгражданпроектом»

Самое главное изменение — появление нового объема: ЦУМ прирастает площадями с 32,7 тыс. до 52,8 тыс. кв. метров. Новое строение «садится» слева от центрального входа в ЦУМ. Когда-то там была площадь — это знают и помнят очень многие, пояснила Валеева. Но не все знают, что под данной площадью находился целый этаж. Здесь были складские помещения и сквозной проезд для машин, которые привозили и выгружали товары.

«Сначала на территории дебаркадера мы планировали разместить новые помещения центра ремесел, но в связи с отсутствием освещения и небольшой высотой этажа это оказалось крайне затруднительно. Таким образом, было принято решение о демонтаже дебаркадера в пользу нового строительства. Я не называю здание пристроем — рассматриваю новое строение и реконструируемый ЦУМ как единый комплекс, — говорит главный архитектор ТИГП. — Если посмотреть по плану, то новое здание занимает ровно пятно демонтированного дебаркадера. И на нижнем этаже, как и планировалось, будет продолжение центра народных промыслов, но уже с достойной высотой и естественным освещением».

Самое главное изменение — появление нового объема: ЦУМ прирастает площадями с 32,7 тыс. до 52,8 тыс. кв. метров Самое главное изменение — появление нового объема: ЦУМ прирастает площадями с 32,7 тыс. до 52,8 тыс. кв. метров Эскиз предоставлен «Татинвестгражданпроектом»

Имея возможность вынести новое здание вперед в продолжение линии застройки улицы Московской, архитекторы делать этого не стали. Кроме самого здания, важен и «воздух» вокруг него, так что предпочтения были отданы рекреационной части, пояснила Валеева. Высотность здесь ограничена 24 м, и по проекту здание будет 23-метровым, чтобы «подружиться» высотой с автосалоном и гостиницей «Мираж». Чтобы новое строение было достаточно нейтральным, принято решение использовать стекло «в максимальных дозах». В деталировке фасадов станет применяться татарский орнамент: национальная айдентика, как отмечает Валеева, уместна здесь в связи с основным назначением.

Проект выносили на градсовет. Как пояснил «БИЗНЕС Online» заслуженный архитектор России и Татарстана, главный архитектор проектов ТИГП Герман Бакулин, авторы учли, что рядом находятся кварталы исторической застройки. Архитектурное решение учитывает масштаб прилегающей застройки и в то же время дает современную трактовку архитектурного облика ЦУМа, так что на градсовете согласились с тем, что решение вполне подходит для данного места.

Главный архитектор ТИГП Елена Валеева: «Если посмотреть по плану, то новое здание занимает ровно пятно демонтированного дебаркадера. И на нижнем этаже, как и планировалось, будет продолжение центра народных промыслов» Главный архитектор ТИГП Елена Валеева: «Если посмотреть по плану, то новое здание занимает ровно пятно демонтированного дебаркадера. И на нижнем этаже, как и планировалось, будет продолжение центра народных промыслов» Фото: Марина Матвеева

Сохранить название: «Центр уникальных мастеров»

«Кстати, когда сохраняли фасады ЦУМа, очень хотелось, чтобы название „ЦУМ“ тоже осталось, поэтому мы придумали название „Центр уникальных мастеров“», — добавила главный архитектор ТИГП.

Было очень много желающих сделать современное здание ЦУМа, но архитекторы ТИГП боролись за исторический фасад — это у них получилось отлично. Елена Валеева даже предложила слоган «Центр уникальных мастеров», который позволяет нам оставить надпись «ЦУМ» на фасаде.
Олеся Балтусова Помощник раиса Татарстана
Олеся Балтусова помощник раиса Татарстана

Теперь — к фасадам «старого» ЦУМа. Комментируя выбор материалов, в ТИГП отмечают, что все фасады комплекса имеют статус «главного». Палитра лаконична: родные для здания ЦУМа штукатурка, металл и стекло. Отличаться будет фасад на улице Коротченко — здесь применят кирпич на первом этаже. Данный фасад приобретет значимость не только в связи с тем, что вдоль него планируется сквер, но еще и потому, что на стилобате ЦУМа планируются сезонные ярмарки народных промыслов, поэтому его решили оттенить таким образом.

Крыша здания не будет эксплуатироваться, но на кровлю пристроя будет частичный доступ Крыша здания не будет эксплуатироваться, но на кровлю пристроя будет частичный доступ Эскиз предоставлен «Татинвестгражданпроектом»

Входы будут обрамлены татарскими орнаментами, вырезанными в камне. Фундаменты остались прежними — и, чтобы не увеличивать нагрузку на них, крыша здания не станет эксплуатироваться, но на кровлю пристроя будет частичный доступ.

«Советский модернизм очень хрупкий. По всей России его бездарно закатывают в металл и стекло или вовсе сносят. Нашлось очень много желающих сделать современное здание ЦУМа, но архитекторы „Татинвестгражданпроекта“ боролись за исторический фасад — это у них получилось отлично», — оценивает результат помощник раиса РТ Олеся Балтусова.

Входы будут обрамлены татарскими орнаментами, вырезанными в камне Входы будут обрамлены татарскими орнаментами, вырезанными в камне Эскиз предоставлен «Татинвестгражданпроектом»

Судьба фонтанов: быть или не быть?

В ходе заседания межведомственной комиссии встал и вопрос о прилегающей территории и парке, где в числе предложений были фонтаны. Когда-то они здесь действительно существовали, но теперь судьба их неясна. Минниханов предложил обсудить соответствующие вопросы с выездом на место, отмечают в пресс-службе раиса РТ.

По словам Валеевой, система фонтанов в конце 60-х предложена неслучайно.

«Это не просто фонтаны, они участвовали в системе охлаждения воздуха, то есть это было частью системы кондиционирования. Иными словами, это был предок чиллера», — пояснила она.

В архивных чертежах есть и план благоустройства прилегающей территории, причем по нему был задуман сквер с улицы Саид-Галеева до Булака. А в целом, как рассказывал Бакулин, здесь задуман деловой квартал и даже театр. Кстати, со стороны улицы Коротченко тоже запроектирован сквер.

ТИГП не разрабатывал благоустройство на этих территориях, но Институт развития Казани занимается разработкой концепции бульваров с фонтанами. Как отмечает главный архитектор столицы РТ Ильсияр Тухватуллина, исторически с южной стороны ЦУМа был бульвар — и есть предложение воссоздать его. В результате получается красивая пешеходная связь от железнодорожного вокзала мимо ЦУМа и «Пирамиды» к Кремлю и обратно.

Эскиз видов на фонтаны у ЦУМа Эскиз видов на фонтаны у ЦУМа Эскиз предоставлен «Татинвестгражданпроектом»

«Очень важно, на мой взгляд, сохранить эту историческую ось, воссоздать исторический мост через Булак, — считает Тухватуллина. — Это обеспечит активную пешеходную связь от вокзала Казань-1 до площади около Кремля. Да, новому ЦУМу тоже нужны парковочные места — и мы предлагаем сформировать их со стороны улицы Коротченко. Мое мнение — все же не забивать парковкой замечательный вид от Кремля до вокзала, а благоустроить территорию, воссоздав композицию фонтанов. Что касается архитектуры ЦУМа, то она, конечно, должна сохранить исторический контекст. У здания очень большая плоская кровля — с нее тоже открываются виды на Кремль, и было бы неплохо сделать ее эксплуатируемой. Но все зависит от технических возможностей! И если это нереально, то [можно] реализовать эту идею на новом пристрое».

Рустам Минниханов: «Это моя идея — выкупить ЦУМ! И там сделать центры для ремесленников» Рустам Минниханов: «Это моя идея — выкупить ЦУМ! И там сделать центры для ремесленников» Фото: rais.tatarstan.ru

«Начинка» мультифункционального промышленного этнопарка

Архитектурная часть тесно увязывается с внутренним наполнением комплекса. Напомним, с соответствующей идеей выступил Минниханов. «Это моя идея — выкупить ЦУМ! И там сделать центры для ремесленников», — заявил он на заседании совета по культуре в марте 2023-го. В сентябре того года появилась и оценка здания — собственники попросили 1,3 млрд рублей. Рабочую группу проекта возглавила вице-премьер РТ Лейла Фазлеева.

«Для реализации этой идеи было проведено много стратегических сессий совместно с командами Лейлы Ринатовны и Ирады Хафизяновны (Аюповой — министра культуры Татарстана прим. ред.), а также ряд встреч с мастерами нашей республики, — вспоминает Валеева. — Проект, в котором задействовано много структур, разрабатывается под патронажем кабинета министров РТ. А учитывая главное направление деятельности центра — сохранение и развитие народных художественных промыслов и декоративно-прикладного искусства, мощную работу ведет министерство культуры Татарстана. В течение примерно полутора лет проходили встречи и обсуждения с потенциальными резидентами центра, консультации с экспертами мирового уровня».

Республика получит инструмент для создания условий трансляции культурного кода за счет сохранения, развития и популяризации традиционных народных художественных промыслов и ремесел.
Ирада Аюпова Министр культуры Татарстана
Ирада Аюпова министр культуры Татарстана

«Не могу не сказать о поддержке и участии моего руководителя Аделя Хуснутдинова (гендиректора ТИГПприм. ред.), который порой в достаточно категоричной форме высказывает свое неожиданное мнение», — добавляет Валеева. Проект рождается не за «закрытыми дверями» проектного института — проведено более 100 встреч с юными и опытными мастерами, состоялись встречи с преподавателями, жителями, экспертами. Суть идеи — в том, чтобы лучшие мастера, выступая в качестве резидентов, могли не только производить, показывать, продавать, но и делиться навыками.

По мнению Елены Валеевой, центр станет не только местом притяжения туристов. Она уверена, что это будет место выходного дня и семейного досуга, ведь здесь и для детей планируют сделать очень много всего интересного По мнению Елены Валеевой, центр станет не только местом притяжения туристов. Она уверена, что это будет место выходного дня и семейного досуга, ведь здесь и для детей планируют сделать очень много всего интересного Фото: «БИЗНЕС Online»

«Главное — здесь будет возможность поучаствовать в процессе, обучиться какому-то ремеслу. Планируется большой образовательный кластер: в центре будут находиться те образовательные центры, которые смогут производить уникальную продукцию», — считает Валеева.

По ее мнению, центр станет не только местом притяжения туристов. Она уверена, что это будет место выходного дня и семейного досуга, ведь здесь и для детей планируют сделать очень много всего интересного. При этом пространство под каждое ремесло организуют согласно его логике и с учетом основной задачи — обозреваемости процесса и возможности проведения мастер-классов. С одной стороны, это некий промышленный этнопарк (здесь будут находиться производства), а с другой — мультифункциональный этноцентр досуга.

При такой концентрации лучших мастеров, при такой популяризации их деятельности промыслы получат мощный толчок к развитию, а посетители приобщатся к уникальным технологиям, многие из которых передаются из поколения в поколения и имеют глубокие корни.
Елена Валеева Главный архитектор ТИГП
Елена Валеева главный архитектор ТИГП

Образовательная, экспозиционная, музейная деятельность — это далеко не весь перечень функций нового центра. Еще одна задумка — возможность для увлеченных каким-то делом людей воспользоваться мастерскими для своего творчества. Скажем, есть желание своими руками сделать что-нибудь из кожи, но нужен и пресс, и промышленная швейная машина. Или требуется муфельная печь для фьюзинга. Такое оборудование дома никто не держит.

Работы мастеров народных промыслов Работы мастеров народных промыслов Фото предоставлено Нури Мустафаевым

Как дополняют в министерстве культуры, на данный момент на размещение в качестве резидентов подано 75 заявок от мастеров. Предполагается, что площадку оценят не только татарстанские ремесленники. Она может привлечь также мастеров из регионов России, Азербайджана, Таджикистана, Киргизии, Казахстана, Турции и других стран, в том числе объединения БРИКС (им предоставят гостевые мастерские).

Список ремесленников может меняться — кто-то захочет присоединиться к проекту, кто-то может уйти, но пока выглядит примерно так:

  • художественное ткачество;
  • войлоковаляние;
  • изготовление кукол;
  • деревообработка;
  • художественная керамика;
  • лозоплетение;
  • художественная обработка кожи;
  • изготовление музыкальных инструментов;
  • пошив национальной одежды;
  • роспись и аппликация по ткани;
  • изготовление ювелирный изделий;
  • гончарное дело;
  • вышивка;
  • ковроделие;
  • кружевоплетение;
  • пуховязальный промысел;
  • каллиграфия;
  • генеалогические исследования;
  • реставрация книг;
  • производство сувенирной продукции;
  • стеклодувное дело;
  • студия звукозаписи и т. д.

Кроме того, не обойтись в этом проекте без национальной кухни, причем у посетителей будет возможность самим научиться лепить эчпочмак и шинковать токмач (лапшу) на мастер-классах.

«Ну разумеется, здесь будет только национальная еда! — говорит Валеева. — Проектом предусматриваем зоны питания в самом сердце здания. Здесь планируется сделать зоны чаепития, перекуса и полноценной еды. Здесь будет все то, без чего мы не можем жить, — губадия, чак-чак, эчпочмак и так далее. Именно здесь планируется влюблять посетителей в татарскую кухню, а также знакомить с процессом приготовления. В зоне питания тоже будут проходить мастер-классы, да и кухня планируется за стеклом, чтобы наблюдать за процессом. А еще здесь станут подавать классический коктейль из яблочного сока и пломбира, потому что многие помнят этот коктейль, который был в кафетерии ЦУМа под лестницей».

«Ну разумеется, здесь будет только национальная еда! — говорит Валеева. — Здесь будет все то, без чего мы не можем жить, — губадия, чак-чак, эчпочмак и так далее» «Ну разумеется, здесь будет только национальная еда! — говорит Валеева. — Здесь будет все то, без чего мы не можем жить, — губадия, чак-чак, эчпочмак и так далее» Фото: «БИЗНЕС Online»

В общем, центр народных промыслов задумывается как место проведения мероприятий разного уровня — от мастер-классов до масштабных событий в сфере творческой индустрии.

Что со сроками: задача сдать ко Дню республики не стоит, но часть фасадов могут сделать осенью

В ходе послания Госсовету РТ в сентябре 2024 года раис республики отметил, что индустриальный парк татарстанских ремесленников в ЦУМе должен открыться в 2025 году. По словам источников «БИЗНЕС Online», была идея сделать это ко Дню Республики (30 августа), однако пока точной даты открытия нет. Так, глава минкульта РТ Ирада Аюпова в январе 2025-го в ходе интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» говорила: «Очень надеюсь, что ЦУМ заработает в этом году». Но сейчас поговаривают и о переносе сроков на 2026-й.

В последние пять лет вокруг ЦУМа витали разные варианты кардинальных изменений.

В декабре 2020-го УК Lynks Property Management заключила договор по управлению ЦУМом, из которого планировалось сделать большой фуд-корт. В 2022-м анонсировали открытие первого в Татарстане халяль-центра на 1,4 тыс. «квадратов», но в итоге дело ограничилось молельными комнатами для мусульман.

2022 год ЦУМ закрыл с убытком в 1,25 миллиона. Помимо выручки, снизились поступления от сдачи имущества в аренду и деятельности общепита. 

Тогда идею поселить в ЦУМе мастеров художественного и народного промысла и предложил Минниханов. Намерение приобрести универмаг он озвучивал еще в марте 2023-го, а летом акционерам торгового дома предложили выкупить их акции. Уже в сентябре ЦУМ закрыли на реконструкцию. Рустам Нургалиевич поручил строителям определить полезные площади для использования под мастерские и производственные точки, предусмотреть зоны питания и заменить электрику и вентиляцию.

В принципе строители могут в начале осени закончить реконструкцию внешних фасадов нынешнего ЦУМа (для этого практически все уже подготовлено) и затем работать над пристроем и внутри комплекса. С какой скоростью могут строить в Татарстане, объяснять никому не нужно. В тендере на ремонт и реставрацию здания за 4 млрд рублей победило ООО «Евростройхолдинг+» Владимира Казилова. Так что пока с учетом затрат на выкуп ЦУМа общая стоимость проекта может быть оценена в 5,3 млрд рублей.

Строители могут в начале осени закончить реконструкцию внешних фасадов нынешнего ЦУМа (для этого практически все уже подготовлено) и затем работать над пристроем и внутри комплекса Строители могут в начале осени закончить реконструкцию внешних фасадов нынешнего ЦУМа (для этого практически все уже подготовлено) и затем работать над пристроем и внутри комплекса Фото: Андрей Титов

Над идеологической частью концепции, помимо команды Фазлеевой, ТИГП и подведомственного минкульту «Таткультресурсцентра», работал и фонд «Институт развития городов РТ», который возглавляет Наиля Зиннатуллина, и другие организации. Сейчас фонд не занимается этим проектом, отработав поручения на стадии осмысления внутреннего наполнения комплекса. В ответ на запрос «БИЗНЕС Online» в самом Институте развития городов РТ сообщили, что перед ним стояла задача изучения международного и российского опыта реализации подобных объектов, там проводили исследования состояния промыслов и ремесел в Татарстане и инструментов, которые необходимы для их развития.

«Этот проект разрабатывается большой командой республики, непосредственно проектной стадией занимается „Татинвестгражданпроект“, учитывая запросы мастеров», — заключили в фонде.

Новые фасады сохраняют исторический контекст проекта, разработанного в 1969 году Новые фасады сохраняют исторический контекст проекта, разработанного в 1969 году Эскиз предоставлен «Татинвестгражданпроектом»

«Хотелки» ремесленников: оборудованные мастерские, четкие права и обязанности резидентов

Будущим резидентам уже озвучили условия работы. Во-первых, это бесплатная аренда на три года. Во-вторых, это график работы: с 10:00 до 22:00 с одним выходным в неделю. В-третьих, доступен лизинг под оборудование. В-четвертых, мастер-классы для желающих должны проходить бесплатно. Так что окупаемость проекта, скорее всего, возлагается как раз на новое здание: если это будет бизнес-центр, то арендная ставка там станет соответствовать офисам класса А. Может, и выше — с учетом локации около Кремля.

«Этот комплекс сам себя должен содержать»: пристанище ремесленников в ЦУМе показали Минниханову

Напомним, среди будущих резидентов уже 75 специалистов. Но некоторые известные мастера пока скептически настроены относительно открывающихся перспектив. Так, по словам председателя правления союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ Ирины Купряхиной, у ремесленников возникает резонный вопрос: за чей счет банкет? Если первые три года арендной платы нет, то в дальнейшем она появится? Неудобства могут и создать предлагаемые условия работы.

«Вроде бы хорошая идея: центр города и туристические потоки, и я прекрасно понимаю отношение к данному [проекту] руководства города и республики. Но как дальше это будет развиваться? Потому что на многие вопросы пока нет ответов. Кто будет за объект платить — за электричество, уборку помещений и другие вещи? Это же не государство будет платить… Я бы хотела, чтобы все это продумали от начала до конца, чтобы люди, которым предлагают быть там, понимали, с чем они связываются, что они за это будут иметь и что должны делать, чтобы были ясны их права и обязанности. Все это должно быть решено на берегу», — рассуждает Куприяхина.

Некоторые известные мастера пока скептически настроены относительно открывающихся перспектив Некоторые известные мастера пока скептически настроены относительно открывающихся перспектив Фото: «БИЗНЕС Online»

Соглашается с ней мастер художественной резьбы по дереву Александр Гаврилов. Аренда даже в 10–15 тыс. рублей отпугнет резидентов, считает он. Но самый волнующий вопрос для него — реализация продукции. Собрать-то мастеров можно, а как продавать их изделия, насколько они востребованы на рынке, спрашивает собеседник. К тому же ручной труд не может стоить дешево.

«Вот мне предлагают взять мастерскую. Я резчик по дереву. Значит, мне нужна циркулярка, фуганок, [склад] для хранения дерева, пылесос. Мне только помещение предоставят или же оборудованную мастерскую? Мы-то хотим, чтобы все было готово, чтобы мастер мог прийти и работать. Он же свои станки и оборудование не повезет туда! У меня, например, станок стоит полмиллиона рублей, в новый центр я его не повезу. Считаю, что если вы предоставляете мастерскую, то она должна быть полностью оборудована. И другие мастера придерживаются такого же мнения, я со многими разговаривал».

Некоторые ремесленники отказались комментировать ситуацию, ссылаясь на то, что они не нуждаются в подобных площадках, т. к. уже продают продукцию через маркетплейсы. Мастер по изготовлению сувениров из камня Раиль Аслямов и вовсе сомневается в концепции и реализации проекта. «Я думаю, что они ничего не смогут возродить. Развалили же уже все. Если промыслы разрушены, как их можно опять восстановить? Нам раньше не надо было платить аренду, у нас был свой центр, созданный Нури Мустафаевым (палата ремесел РТ ликвидированаприм. ред.). Его развалили, — сокрушается он. — Мы производим сувениры из камня, у нас даже конкурентов нет».

Мустафаев в разговоре с «БИЗНЕС Online» заявил, что сейчас настоящих мастеров народных промыслов практически не осталось: «В 2018–2019 годах в Татарстане было свыше 450 мастеров, а сейчас и 30 нет» Мустафаев в разговоре с «БИЗНЕС Online» заявил, что сейчас настоящих мастеров народных промыслов практически не осталось: «В 2018–2019 годах в Татарстане было свыше 450 мастеров, а сейчас и 30 нет» Фото: «БИЗНЕС Online»

Сам Нури Мустафаев в разговоре с «БИЗНЕС Online» заявил, что сейчас настоящих мастеров народных промыслов практически не осталось. «В 2018–2019 годах в Татарстане было свыше 450 мастеров, а сейчас и 30 нет, — заметил он. — Работают одни „штамповщики“… А ведь нам нужно было всего 70 миллионов рублей для выкупа здания, которое мы отремонтировали, где сделали кабинеты-мастерские, кузню. Но палату ремесел РТ решили уничтожить, зато сейчас тратим другие деньги на то же самое», — резюмировал он.

В минкульте республики сообщили, что вопрос обеспечения оборудованием для мастерских резидентов центра находится в стадии проработки. Ведутся необходимые расчеты, обсуждаются конкретные условия с каждым резидентом.

«Качественное воспроизводство ремесленных традиций и навыков является основой, создающей уникальную ценность изделий. Именно эта ценность позволяет устанавливать справедливую цену и находить своего покупателя. Успешные продажи в свою очередь обеспечивают экономическую устойчивость мастеров и сообщества, создавая ресурсы для сохранения, развития и передачи ремесла будущим поколениям. Рассматривать модели, основанные исключительно на производстве без сбыта или только на продажах без глубины воспроизводства, неправильно. Первый путь ведет к маргинализации ремесла и утрате навыков, второй — к потере аутентичности, качества, „сувениризации“ и отрыву от традиций», — считают в минкульте РТ.

Непонятно пока, кто именно будет управлять комплексом, однако известно, что планируется создать управляющую компанию.