Сессия о цифровых платформах и экосистемах собрала довольно представительный состав глав этих самых сервисов Сессия о цифровых платформах и экосистемах собрала довольно представительный состав глав этих самых сервисов Фото: © Арина Антонова, photo.roscongress.org

«Компании, которые работают через платформы, далеко не все «чистые»

Сессия о цифровых платформах и экосистемах, которыми ныне можно окрестить практически все крупные цифровые сервисы в России, собрала довольно представительный состав глав этих самых сервисов. VK, Wildberries, Ozon и даже МТС — все это теперь экосистемы, все расширяющие и расширяющие список услуг для клиентов — от онлайн-магазина до кинотеатров и сервиса по продаже недвижимости (такой недавно на своей платформе анонсировала глава Wildberries Татьяна Ким).

Оборот крупнейших цифровых платформ в России в прошлом году составил 13 трлн рублей, а вклад в ВВП приближается к 5%, рассказал гендиректор ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов. Это одна пятая часть от всего торгового оборота в стране. На крупнейших платформах в прошлом году было совершено 10 млрд сделок.

А по данным исследования ВШЭ, благодаря развитию платформенной экономики в прошлом году дополнительных товаров и услуг было создано на 6,3 трлн рублей. Не менее 80% продавцов — это малые и средние компании. Хотя бы раз на платформе работали от 13 млн до 15 млн человек (из них 3,7 млн заняты на платформе постоянно).

Причем росли все эти 20 лет платформы без специального регулирования, рассказал спикер, а все конфликты решались через диалог с пользователями. И вообще, Россия — одна из трех стран, которые имеют свои цифровые платформы (причем это воспринимается российскими пользователями как данность), поэтому нельзя допустить того, чтобы в порыве регулирования создалось больше проблем для национальных платформ, чем иностранных, указал спикер. Возможно, стоит создать некий совет рынка, организацию, которая смогла бы решить, например, вопросы с занятыми на платформах: «С точки зрения защиты их интересов, миграционных аспектов, правильного стимулирующего налогообложения».

Оборот крупнейших цифровых платформ в России в прошлом году составил 13 трлн рублей, а вклад в ВВП приближается к 5%, рассказал гендиректор ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов Оборот крупнейших цифровых платформ в России в прошлом году составил 13 трлн рублей, а вклад в ВВП приближается к 5%, рассказал гендиректор ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов Фото: © Арина Антонова, photo.roscongress.org

К слову, с налогами на цифровых платформах пока не все гладко. «Компании, которые работают через платформы, далеко не все „чистые“. Это факт», — заявил глава ФНС Даниил Егоров. «Можем ли мы с тем же успехом сказать, что маленькие игроки, которые работают не через платформы, „чище“, чем те игроки, которые работают через платформы? Да нет, наверное. Конечно, у нас проблемы могут быть и там и тут», — добавил он.

Но ведомство старается избегать жестких мер в отношении малых предпринимателей и влиять на них с помощью операторов платформ. «Наша практика показывает, что, если мы включаем вынужденно инструменты налогового контроля в отношении малого предприятия (это значит, что ты на упрощенной системе налогообложения, а мы говорим: „Нет, знаешь, ты раздробился или у тебя выручка другая и ты должен быть на общей системе налогообложения“), 99 процентов, что компания уйдет в банкротство. Такую разницу налоговой нагрузки доплатить за условные три года нереально. Это, скорее всего, погибшая компания», — пояснил Егоров.

В связи с этим ФНС выбрала более деликатный подход к работе с участниками маркетплейсов: «Учитывая, что есть прямой доступ к своим клиентам у платформ, мы пытаемся очень аккуратно найти способы, как достучаться до игроков, клиентов маркетплейсов. Ребят, поправьтесь, чтобы нам не включаться».

«Экосистемы решают задачи уже государственного уровня», — отметила Ким. Компания на ПМЭФ презентовала еще один проект — «РВБ Среда», где будущим предпринимателям смогут предоставлять площади для производства «Экосистемы решают задачи уже государственного уровня», — отметила Ким. Компания на ПМЭФ презентовала еще один проект — «РВБ Среда», где будущим предпринимателям смогут предоставлять площади для производства Фото: © Арина Антонова, photo.roscongress.org

«Экосистемы решают уже задачи государственного уровня»

Основательница Wildberries и глава РВБ (объединенная компания Wildberries & Russ) Ким на форуме активно продвигает отечественные бренды. На одной из сессий она угощала участников новомодным холодным нижегородским кофе в баночках. Одна досталась, например, вице-премьеру Александру Новаку. В этот раз угощения на сессию захватил уже модератор форума главный стратег ВЭБ.РФ Михаил Хомич. «Кофе обычно едят с конфетами. И я стал смотреть самые интересные кейсы продаж на ВБ. Нашел конфеты из Новгорода „Сливочные палочки“. У них ужасный дизайн. Извините ради бога, основатели. Посмотреть даже как-то стыдновато. Оказалось, раньше продавали 750 килограммов, теперь 5 тонн». И все это благодаря тому, что маркетплейс теперь продвигает товар через «Платформу роста». Попасть в проект могут компании, чье производство локализовано не менее чем на 60%, рассказала Ким. Выбирают бренды не случайным образом, а совместно с регионами. «Они бы на самом деле продали больше, чем 5 тонн, просто у них мощности закончились», — рассказала Ким об эффекте своего проекта.

«Экосистемы решают задачи уже государственного уровня», — отметила Ким. Компания на ПМЭФ презентовала еще один проект — «РВБ Среда», где будущим предпринимателям смогут предоставлять площади для производства. «Мы сначала создавали площадку для того, чтобы люди могли продавать через нас товары, а теперь мы создаем площадки для того, чтобы люди могли производить эти товары», — отметила Ким. Еще одна задача платформы — соединять производителей из разных регионов. Необходимость этого стала понятна из поездок по регионам, когда выяснилось, что производители, как правило, закупают сырье из разных уголков страны.

«У нас до этого тоже была встреча с одним из предпринимателей в Татарстане, который говорит, что у него в 23 регионах есть люди, которые собирают дикоросы, — рассказала Ким. — То есть получается уже история про то, что бизнесмен работает с простыми людьми. Да, возможно, они там должны быть тоже самозанятыми, это уже надо, чтобы наша налоговая подумала, как эти отношения оформлять, если человек выполняет какие-то задания, собирает ягоды те же самые и приносит в пункт сдачи. Любая цифровая платформа должна стать стратегическим партнером государства».

Основательница Wildberries анонсировала и дальнейшее расширение — компания запустит свои банковские карты, кафедры, приложение для чтения электронных книг (маркетплейс продает половину всех бумажных книг в стране) и премию для новых молодых авторов.

По словам Владимира Кириенко, VK будет строить открытую платформу и коллаборироваться с другими платформами По словам Владимира Кириенко, VK будет строить открытую платформу и коллаборироваться с другими платформами Фото: © Арина Антонова, photo.roscongress.org

«Кто только к нам ни подошел и ни рассказал, что он готов инвестировать в дронопорты»

Хомич из ВЭБ.РФ добавил, что цифровые платформы потихоньку становятся заменой социальным сетям — его дети, например, в VK не сидят, рассказал он. «Новое поколение не будет мыслить категорией замкнутых рамок. Оно не воспринимает отдельно e-com, отдельно социальную коммерцию», — отметил генеральный директор VK Владимир Кириенко. По его словам, VK будет строить открытую платформу и коллаборироваться с другими платформами. Так, соцсеть, например, переняла опыт социальной коммерции у Китая и интегрировала возможность покупки в видео совместно с Ozon. Активное продвижение начнется с осени, рассказал он. «Главное, мы верим, что в России много хороших технологических решений, и не собираемся конкурировать в той зоне, где считаем, что уже есть лидирующие позиции у других игроков», — отметил он. Еще, судя по всему, у VK пока нет амбиций развивать собственную LLM (большую языковую модель), поэтому в своем новом мессенджере Max, который, кстати говоря, может стать тем самым национальным мессенджером, интегрированным с «Госуслугами», они сделали коллаб с Giga-Chat Сбера.

Ozon тоже поддерживает местных производителей. На платформе, например, доступен поиск по субъектам, напомнил вице-президент по взаимодействию с органами государственной власти Дмитрий Ким. На маркетплейсе сейчас доступно 40 региональных витрин.

25 тыс. пунктов выдачи заказов Ozon расположены в малых населенных пунктах с населением менее 30 тыс. человек. Есть ряд пунктов, куда доезжают только выездные магазины или вообще не доезжают, и здесь может быть полезным формат домашних пунктов выдачи, который есть у платформы, отметил он. «Конечно, остается проблематика последнего дюйма, но опять-таки кто только к нам ни подошел и ни рассказал, что он готов инвестировать в дронопорты. Мы всем говорим: создавайте, мы точно будем этим пользоваться», — отметил он.

«Основной принцип платформы — это относительно легкий вход, для того чтобы человек зарабатывал. И достаточно быстрый выход из этой профессии или из вида деятельности, — отметил директор по корпоративным отношениям и связям с органами государственной власти „Яндекс.Такси“ Антон Петраков. — И я думаю, что этот опыт и наш, и коллег из других цифровых платформ можно распространять дальше на другие сферы, где есть занятость рабочих специальностей, синих воротничков. Мы видим эту тенденцию».

Из 1 млн таксистов в России половина работает как «подработчики», указал спикер. При этом они выполняют 20% всех заказов, работая порядка 20 часов в неделю и менее. Сам сервис оценил свой вклад в валовой внутренний продукт России в 0,5%. 0,2% включает заработок самой компании, водителей и партнеров, 0,3% составляют косвенные эффекты от работы цифровой платформы.