«Мы не просто адаптируемся — мы развиваемся: наращиваем производство, выпускаем новые препараты, выходим на новые рынки — это и новые регионы России, и зарубежные страны», — говорит коммерческий менеджер «Татхимфармпрепараты» Руслан Тагиров. Один из ведущих производителей лекарственных средств России стал генеральным партнером конференции «Зеленый Крест», где обсуждали насущные проблемы фармрынка — от экспансии федеральных аптечных сетей и логистических затрат производителей до новых отечественных лекарств и научных достижений. Как фармкомпании наращивают производство в условиях санкций и станет ли e-com угрозой для традиционных аптек — в нашем репортаже.
В торговом центре «Корстон» прошла фармацевтическая конференция «Зеленый Крест», собравшая около 400 делегатов — от Калининграда до Дальнего Востока
Татарстанский производитель лекарств — один из крупнейших в России
На три дня столица Татарстана объединила руководителей аптечных сетей, дистрибьюторов и ведущих производителей лекарственных препаратов со всей России. В торговом центре «Корстон» прошла фармацевтическая конференция «Зеленый Крест», собравшая около 400 делегатов — от Калининграда до Дальнего Востока. Такой широкий охват позволил участникам детально обсудить актуальные вызовы отрасли, включая вопросы логистики, маркетинга, регуляторной политики и развития отечественного производства. Впервые за 18 лет конференция прошла в Казани. Как отметил организатор мероприятия и директор компании «Зеленый Крест» Гарик Тадевосян, выбор города не был случайным.
«Россия огромна, и каждый регион по-своему интересен. Летом, несмотря на отпускной сезон, у нас есть возможность собрать экспертов. Раньше мы чаще выбирали Санкт-Петербург, но в этот раз решили приехать сюда — Казань сильно изменилась за последние годы. Кроме того, здесь базируется „Татхимфармпрепараты“ — один из лидеров российского фармпроизводства», — отметил Гарик Тадевосян.
Компания «Татхимфармпрепараты», чье производство базируется в Казани, выступила генеральным партнером конференции. По словам коммерческого менеджера Руслана Тагирова, это уникальная возможность обмена опытом с коллегами. В нынешних условиях, когда логистика и перемещения затруднены, покупательная способность населения снижается, подобные встречи становятся особенно ценными.
«Главный вопрос, который волнует всех, — это, конечно, импортозамещение. Поставки субстанций из недружественных стран осложнены, и нам приходится искать альтернативы. Но мы не просто адаптируемся — мы развиваемся: наращиваем производство, выпускаем новые препараты, выходим на новые рынки — это и новые регионы России, и зарубежные страны. Наш приоритет — обеспечить население доступными и качественными лекарствами, поэтому социальная направленность остается ключевой в нашей работе», — говорит Руслан Тагиров.
В продуктовом портфеле «Татхимфармпрепараты» сегодня насчитывается более 150 наименований лекарственных препаратов в виде таблеток, мазей и гелей для наружного применения, глазных мазей, гелей и капель, сиропов, растворов, основных фармако-терапевтических направлений: кардиология, неврология, офтальмология, инфекционные заболевания, педиатрия, онкология, хирургия, а также шовные хирургические материалы. По данным аналитической компании RNC Pharma, предприятие является одним из крупнейших производителей лекарственных средств, а также одним из лидеров среди производителей глазных мазей в России. Объемы производства растут. Так, в прошлом году рост производства составил 9,4% по сравнению с 2023-м до 5,24 млрд рублей.
В нынешних условиях, когда логистика и перемещения затруднены, покупательная способность населения снижается, подобные встречи становятся особенно ценными
Предприятие выпускает как оригинальные, так и воспроизведенные лекарственные средства. Около 60% выпускаемой продукции — импортозамещающая. По производству шовного хирургического материала кетгута, к примеру, «Татхимфармпрепараты» является единственным производителем полного цикла в России и странах СНГ.
Сейчас предприятие находится на этапе масштабных инвестиционных проектов по созданию высокотехнологичной производственной базы в рамках государственной стратегии развития фармацевтической отрасли до 2030 года. Таблеточное производство и производства глазных стерильных лекарственных форм и наружных мазей и гелей соответствуют требованиям правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза.
Главным приоритетом своей деятельности АО «Татхимфармпрепараты» считает заботу о здоровье потребителей, поэтому компания ведет строгий контроль за качеством и безопасностью своей продукции. Испытательная лаборатория компании оснащена современным аналитическим оборудованием. Система менеджмента качества в соответствии с требованиями международных стандартов серии ISO 9000, которую предприятие внедрило первым из российских фармацевтических производителей, еще в версии 2001 года, обеспечивает высокое качество продукции и эффективность производственного процесса.
По словам коммерческого менеджера «Татхимфармпрепараты» Руслана Тагирова, сегодня продукция компании представлена более чем в 80 тыс. аптек страны
Глазные гели, противовирусные, и чем еще удивляли на выставке
На выставке в рамках конференции компании представили новейшие достижения отечественной фармацевтики. В тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими институтами ведутся разработки инновационных препаратов и совершенствуются технологии производства. Пример успешного взаимодействия — партнерство «Татхимфармпрепараты» с Институтом органической и физической химии им. А.Е. Арбузова. Совместные исследования позволяют оптимизировать производственные процессы, разрабатывать новые методы химического анализа, расширять ассортимент и внедрять современные лекарственные формы. Уже сегодня в производстве — оригинальные препараты, созданные казанскими учеными и врачами в ключевых направлениях медицины: неврология, офтальмология, онкология, хирургия.
Среди популярных безрецептурных средств — проверенные и новые решения в линейке противопростудных препаратов, такие как «Афлюдол®» (профилактика и лечение гриппа и ОРВИ у взрослых и детей старше трех лет), «Мукалтин», «Цитрамон П», «Таблетки от кашля», «Фурацилин» и другие безрецептурные лекарства. Отдельного внимания заслуживает глазной гель «Декспантель®» с действующим веществом декспантенол, разработанный в рамках программы импортозамещения, который защищает и восстанавливает роговицу глаза. Подходит он в качестве вспомогательной терапии при лечении инфекционных поражений роговицы бактериального, вирусного или грибкового происхождения, восстанавливает роговицу при ношении контактных линз, также гель рекомендуют в качестве вспомогательной терапии для стимуляции процесса заживления роговицы и конъюнктивы при их травмах и ожогах (химических и термических).
В условиях импортозамещения аптечные сети делают стратегический выбор в пользу отечественных фармпроизводителей
По словам коммерческого менеджера «Татхимфармпрепараты» Руслана Тагирова, сегодня продукция компании представлена более чем в 80 тыс. аптек страны. А по оригинальным препаратам медицинские представители производителя есть во многих регионах. Они работают с врачебным сообществом и проводят обучения сотрудников в аптечных сетях.
В условиях импортозамещения аптечные сети делают стратегический выбор в пользу отечественных фармпроизводителей, отмечает директор сети аптек «Диалог» Тамерлан Салиев. «Мы сотрудничаем с татарстанским производителем уже давно, ценим их за качество, надежность и отзывчивость как партнера. Это проверенный производитель, и мы продолжаем расширять наше взаимодействие», — говорит он.
Часть препаратов «Татхимфармпрепараты» уже доступна на маркетплейсах и в онлайн-аптеках («Вита», «Аптека.ру» и др.). Для производителя это дополнительные каналы сбыта в условиях меняющегося рынка
Электронная коммерция: угроза или возможность?
Сейчас аптеки среднего формата переживают непростые времена, отмечает организатор конференции «Зеленый Крест» Гарик Тадевосян. По его словам, мероприятие призвано в том числе помочь им адаптироваться: обучать, информировать, раскрывать новые аспекты работы, чтобы бизнес оставался на плаву. Основное давление исходит от экспансии федеральных сетей. Ситуацию усугубляют снижение платежеспособности населения, ужесточение налогового бремени и изменения в законодательстве. Мелкие и средние игроки страдают сильнее всего — в отличие от крупных сетей, у них нет достаточного запаса прочности.
«Для розницы ключевые проблемы — это растущая конкуренция, увеличение затрат на персонал и его дефицит, — говорит операционный директор аптечной сети „Максавит“ (Нижний Новгород) Вадим Тупяков. — Крупные сети уже давно работают в условиях кадрового голода: аптек открывается больше, чем вузы выпускают специалистов. Выход — оптимизация процессов: сокращение числа фармацевтов на точку, внедрение автоматизации и технологий для повышения эффективности при меньшем штате».
Еще один вызов — рост онлайн-продаж и маркетплейсов. «В фармацевтике классического онлайна почти нет. Чаще это e-com — заказ через интернет с последующим получением в аптеке. В некоторых регионах такие продажи уже занимают 10–20 процентов», — поясняет Гарик Тадевосян.
Для аптек это способ удержать клиентов, но маркетплейсы, предлагающие низкие цены за счет экономии на аренде и персонале, становятся серьезными конкурентами.
«Мы воспринимаем e-com как объективную реальность, которую нужно использовать себе во благо, — говорит директор сети аптек „Диалог“ Тамерлан Салиев. — Отрицать прогресс бессмысленно. Потребитель меняется, и мы должны трансформироваться вместе с ним, находя в технологиях новые возможности».
Так, часть препаратов «Татхимфармпрепараты» уже доступна на маркетплейсах и в онлайн-аптеках («Вита», «Аптека.ру» и др.). Для производителя это дополнительные каналы сбыта в условиях меняющегося рынка.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.