«Пропустив срок подачи международной заявки на патент, компания лишается патентной монополии за рубежом. Местные игроки начинают производить аналогичные продукты и часто просто выталкивают иностранный бизнес с рынка», — предупреждает управляющий партнер юридической фирмы «Хусаинов, Хомяков и Партнеры» Рамзан Хусаинов. Компаниям-экспортерам недостаточно зарегистрировать свои бренды, технологии и дизайн в России. Эту работу надо провести во всех регионах экспорта. Как отстоять свои интеллектуальные права за границей, не нарушая чужие, и почему защита интеллектуальной собственности — это еще и плюс к инвестиционной привлекательности компании — в интервью.
Рамзан Хусаинов: «Почему-то распространено мнение, что регистрация патентов или товарных знаков в России по умолчанию распространяется на другие страны. Это не так»
Как ошибка в защите интеллектуальной собственности может стоить бизнеса за рубежом
— Рамзан, зачем экспортерам дополнительно защищать свои интеллектуальные активы за рубежом и всем ли компаниям это необходимо?
— Защищать интеллектуальную собственность (IP) при выходе на зарубежные рынки жизненно необходимо большинству компаний. Особенно тем, кто создает уникальный продукт или конструктив, ведет свои научные разработки, использует оригинальную упаковку или фирменный стиль или хочет уберечь от копирования свой бренд. Мы сталкиваемся с самыми разными задачами в этой сфере. В одном из кейсов мы помогали татарстанскому стартапу, который создавал велосипедное крепление, — обеспечили защиту его конструкции и дизайна для экспорта.
«Хусаинов, Хомяков и Партнеры» — юридический бутик в сфере интеллектуальной собственности с международной экспертизой. Команда практикует в области IP с 2009 года. Специализация компании — защита прав на товарные знаки, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ и авторские права как в России, так и на зарубежных рынках.
Фирма предоставляет полный цикл юридических услуг в области IP: подача и сопровождение заявок, обжалование отказов, включение в ТРОИС, пресечение нарушений в интернете и на маркетплейсах, защита в судах и административных органах. Входит в рейтинг ПРАВО-300 в категории «Интеллектуальная собственность».
Среди клиентов — технологические компании, производственные и торговые предприятия, экспортеры и стартапы.
Почему-то распространено мнение, что регистрация патентов или товарных знаков в России по умолчанию распространяется на другие страны. Это не так. Интеллектуальные права на промышленную собственность строго территориальны. Если не подумать заранее об их защите, экспорт превращается в зону риска и последствия могут быть колоссальные — от многомиллионных штрафов до потери бизнеса в зарубежной юрисдикции.
— Можете привести пример из практики?
— Один из наших клиентов — известный российский производитель товаров для дома — подал заявку на товарный знак в Китае. Но выяснилось, что китайские «тролли» уже давно зарегистрировали на себя этот бренд и производят продукцию под тем же названием в такой же упаковке. И даже активно поставляют ее в страны Центральной Азии.
Бизнес, который годами инвестировал в бренд и репутацию, оказывается в положении догоняющего — импорт заблокирован и вместо расширения приходится бороться за возврат контроля над собственным брендом. Поэтому лучше не откладывать регистрацию до момента выхода на зарубежный рынок, а сделать это заранее.
«Часто локальные игроки просто выталкивают импортера с рынка, так как лучше знают предпочтения потребителей, каналы сбыта, могут экономить на издержках»
— Какие еще ошибки допускают будущие экспортеры?
— Во-первых, часто пропускают момент, когда нужно оформить международную заявку на изобретение или промышленный образец, чтобы сохранить приоритет и возможность защиты за рубежом. Пропустив срок, компания лишается патентной монополии за рубежом, и местные производители могут начать производить аналогичные продукты. Часто локальные игроки просто выталкивают импортера с рынка, так как лучше знают предпочтения потребителей, каналы сбыта, могут экономить на издержках.
Во-вторых, используют слабый товарный знак, который не позволяет четко идентифицировать продукт, а потому его сложнее защитить. Иногда выбирают названия, которые в других странах звучат двусмысленно или вызывают нежелательные ассоциации из-за культурных и языковых различий. Такие знаки вызывают трудности не только при регистрации, но и при их дальнейшем продвижении на зарубежном рынке.
В-третьих, не закрепляют IP в договорах с дистрибьюторами, а потом удивляются, что дистрибьютор зарегистрировал товарный знак на себя.
В-четвертых, не проводят предварительные поиски на патентную чистоту (FTO) в целевой стране. Это особенно актуально для производителей товаров с новизной или сложных технических решений, где много компонентов. Например, в нашей практике был случай, когда мы проводили такое исследование в отношении интерьера частного самолета. Если вы используете в своем продукте чужое решение, запатентованное в местной юрисдикции, это влечет за собой иски, конфискации и штрафы, в среднем в двукратном размере стоимости продукции.
— Что делать, если научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы компания ведет в России, а серийное производство находится, скажем, в Узбекистане?
— Защищать IP в обеих юрисдикциях. В России — потому что здесь создаются разработки, вытекают права на патенты и ноу-хау. В Узбекистане — потому что на производстве есть риск утечки, копирования, клонирования дизайна или упаковки.
«Наша задача — обеспечить охрану прав на экспортный продукт, учитывая новизну, рынок и перспективы коммерциализации»
Стратегия от аудита до борьбы с «троллями» и оживление иностранных компаний в России
— Как ваша компания помогает экспортерам выстроить грамотную стратегию защиты интеллектуальной собственности?
— Мы начинаем с экспресс-аудита IP-позиций клиента: что уже защищено, где и чего не хватает. Затем формируем стратегию: где подать заявки, какие соглашения оформить с местными дистрибьюторами и лицензиатами, что включить в таможенные реестры. А в случае нарушений помогаем отстоять права, аннулировать незаконные товарные знаки и так далее.
Востребованный формат — проверка по FTO: мы изучаем, не нарушает ли продукция действующие патенты в выбранной стране, и готовим заключения, чтобы снизить риски судебных претензий и блокировок поставок.
У нас есть сеть локальных партнеров – патентных поверенных в Китае, Турции, странах СНГ, Европы, ОАЭ и других приоритетных регионах российского экспорта. Через них мы координируем действия в нужной стране. А еще у нас есть офис в Стамбуле — это важный мост между Россией, СНГ, Европой и Ближним Востоком, который помогает поддерживать контакты с международными коллегами.
— Патентами занимаетесь?
— Да, сопровождаем подачу заявок на изобретения и полезные модели от подачи российской заявки к международной, а затем к национальным фазам. Работаем через Роспатент, систему PCT и Евразийскую патентную организацию (ЕАПО).
Типичные для нас сферы: машиностроение, упаковка, медицинские изделия, электроника, химия, агротехника, программно-аппаратные решения.
Наша задача — обеспечить охрану прав на экспортный продукт, учитывая новизну, рынок и перспективы коммерциализации. Это не только юридическая защита, но и фактор инвестиционной привлекательности: зарегистрированные права делают бизнес понятным для инвестора, снижают риски вложений и повышают доверие.
— С защитой своих интеллектуальных прав за рубежом алгоритм понятен. А как обезопасить себя от обратной ситуации, когда вашу продукцию подделывают и импортируют в домашнюю страну сторонние производители, например из Китая?
— На помощь приходит таможенная защита. Если товарный знак зарегистрирован и включен в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС), российская таможня сможет задержать такую поставку на границе, а правообладатель — инициировать дело о конфискации и последующем уничтожении товара.
Этот инструмент защищает не только бренд и деловую репутацию компании, но и потребителя от контрафакта.
«Конечно, объем новых заявок от компаний из Европы и США после 2022-го сократился. Но большинство компаний по-прежнему поддерживают свои патенты и товарные знаки в России»
— Насколько усложняют торговлю «патентные тролли»?
— «Патентные тролли» никуда не исчезли и становятся все изобретательнее. Это создает проблемы для рынка, но одновременно способствует развитию практики: из споров с такими игроками формируются важные судебные прецеденты, которые позволяют точнее трактовать добросовестность в сфере IP.
Один из типичных сценариев «троллинга» — на маркетплейсах. Например, есть популярный товар, который закупают из-за рубежа и перепродают десятки продавцов. И вдруг один из них подает патентную заявку на конструктив или дизайн. Получает охрану, начинает массово рассылать претензии конкурентам и блокировать их карточки.
На первый взгляд хитрый ход. Но если решение было раскрыто ранее, оно не считается новым, а значит, патент можно аннулировать. Более того, с владельца такого патента могут быть взысканы понесенные расходы — пошлины, оплата услуг экспертов, патентных поверенных и адвокатов.
— Вы защищаете не только IP российских компаний за рубежом, но и, наоборот, интересы иностранных компаний в России и СНГ. Как они ведут себя в IP-сфере после 2022 года?
— Конечно, объем новых заявок от компаний из Европы и США после 2022-го сократился. Но большинство компаний по-прежнему поддерживают свои патенты и товарные знаки в России. Более того, в последний год видим оживление по международным заявкам, где западные компании указывают Россию в качестве страны получения охраны. Это сигнал, что защита IP в нашей стране остается для них стратегическим активом независимо от политической повестки.
— Что посоветуете компаниям, которые пока только задумываются о защите IP?
— Начать с простого вопроса: «Где мы хотим зарабатывать в ближайшие три года?» На эти рынки должна «выйти» и ваша интеллектуальная собственность: товарные знаки, патенты, дизайн. Лучше зарегистрировать их заранее, чем потом вести изнурительную борьбу за восстановление контроля над своими правами.
Важно не откладывать системную работу с IP, особенно если компания уже экспортирует, ищет зарубежных партнеров или выходит на маркетплейсы. Опыт показывает: те, кто думает на опережение, защищают не только права, но и перспективы своего бизнеса.
Юридический бутик «Хусаинов, Хомяков и Партнеры»
Сайт: khp.legal
Телеграм-канал: t.me/khp_legal
Адрес: Казань, ул. Островского, 27, оф. 1.
Телефон: 8 (800) 23 45 935, 8 (843) 215-00-55
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.