Проект «Школьные биолаборатории» под патронатом «Татнефти» действует с 2019 года. За это время компания создала 9 биологических лабораторий, теплицы и кабинеты биологии, на старте открытия — десятая лаборатория в лицее им. Тагирова нефтеграда. Сегодня можно с уверенностью сказать, что проект «выстрелил» — в экологический процесс вовлечены более 300 школьников юго-востока Татарстана, учениками выращено более полумиллиона растений, из которых 300 тысяч высажены в общественных пространствах и лесных массивах. Образовательная программа школьных биолабораторий стала частью масштабного инновационного экологического проекта нефтяной компании. Подробности — в нашем материале.
Более 20 видов растений сегодня выращивают в школьных биолабораториях «Татнефти»
Полный научно-производственный экологический цикл
Программа «Школьные биолаборатории» была запущена компанией «Татнефть» в 2019 году — это образовательная часть глобального инновационного проекта «Татнефти» в области экологии. В компании считают сохранение и восстановление благоприятной окружающей среды в регионах своей деятельности одним из ключевых приоритетов. И один из главных аспектов в этой деятельности — формирование экологического мышления с детского возраста, со школьной скамьи. Первым решением стало оборудовать в школах нефтяного региона кабинеты биологии с лабораториями, где ученики могли бы заниматься исследовательской и практической деятельностью, а именно — выращиванием лесных саженцев путем вегетативного размножения in vitro*. Современные классы биологии с лабораториями появились уже в начале учебного 2020 года в восьми школах Альметьевского и Азнакаевского районов. В них ученики выращивали растения, выведенные методом микроклонирования. Выращенные ребятами саженцы «Татнефть» выкупает и использует как посадочный материал для программ по озеленению — получается полный научно-производственный экологический цикл в синергии учебных заведений и нефтяной компании.
Более 20 видов растений сегодня выращивают в школьных биолабораториях «Татнефти»: сирень, декоративные кустарники, смородину, клубнику, голубику, ежевику, розы, гортензии, хризантемы и очень редкую и красивую красную березу. Но основная специализация — триплоидная осина. Достоинства ее, особенно в нефтедобывающем регионе, трудно переоценить. Это уникальное растение, которое не подвержено гнили, быстро растет, поглощает в 2,5 раза больше углекислого газа, живет около 40 лет и дает поросль, которая в общей сумме может жить более 150 лет. Так что для будущих потомков это хороший экологический задел. Каждая лаборатория — это царство науки, творчества и вдохновения. Современные теплицы, оборудованные всем необходимым инвентарем, в которых ребята с удовольствием и пользой проводят время, микроскопы, где можно наблюдать за чудом рождения и развития новой жизни растения, — в общем, все, что нужно для проведения экспериментов. Ребята учатся не только выращивать и клонировать растения, но даже выделять ДНК. За время существования проекта «Школьные биолаборатории» выращено более полумиллиона растений, из них 300 тысяч высажены в открытый грунт. Участниками проекта стали 30 педагогов и более 300 школьников. В 2025 году «Татнефть» откроет третью теплицу на базе Лениногорского детского дома и запустит десятую биолабораторию — в лицее №1 им. Тагирова.
Ребята показали, какой сложный путь проходит черенок для того, чтобы стать деревом или другим растением
Дети понимают, что могут влиять на экологию, и будут заботиться о природе всю свою жизнь
«Мы создаем условия для всестороннего образования каждого ребенка независимо от того, в каком городе или поселке нефтяного региона он живет. У ребят есть возможность уже со школьной скамьи обучаться востребованным профессиям. И мы обязательно будем расширять этот проект», — отметили в руководстве «Татнефти». Программа получила большую популярность. И уже спустя два года после ее запуска в кампусе Высшей школы нефти в Альметьевске состоялись первый слет участников проекта «Школьные биолаборатории» и конференция «Перспективы биотехнологий в нефтяном регионе Республики Татарстан», где о своих разработках в области биотехнологий ребятам рассказали молодые ученые, магистранты АГНИ. Тогда же было представлено и дальнейшее видение компании развития программы: руководство «Татнефти» объявило о грантовой поддержке выпускников школ, которые активно занимаются в школьных биолабораториях и планируют в дальнейшем связать свое будущее с развитием биотехнологий. Грантовые средства молодые люди могут использовать для получения высшего образования в вузах – партнерах «Татнефти» по направлению «Биотехнологии» бакалавриата — заманчивые перспективы в востребованном профессиональном направлении с поддержкой нефтяной компании. Отметим, что «Татнефть» сотрудничает с 13 институтами по 20 проектам в сфере биотехнологий.
По словам педагога программы «Школьные биолаборатории» Зульфии Хайбуллиной, ценность проекта и в том, что он вызывает неподдельный исследовательский интерес у ребят. «Наши школьники не сидят постоянно в телефонах, а бегут к нам на занятия, чтобы посмотреть в микроскоп, „пощупать“ этот мир. У нас растут настоящие маленькие исследователи, имеющие навыки работы в лаборатории, — это, безусловно, большой плюс в копилку ребят, их будущей карьеры», — говорит педагог. Она убеждена, что дети в таком юном возрасте понимают, что могут влиять на экологию, и будут заботиться о природе всю свою жизнь.
«У ребят есть возможность уже со школьной скамьи обучаться востребованным профессиям»
«Волшебный ксерокс» для растений и «супчик» из агар-агара
Заглянем на занятия в одну из таких биолабораторий — 1-й гимназии им. Р. Фахретдина. Ребята показали, какой сложный путь проходит черенок для того, чтобы стать деревом или другим растением. Итак, сначала растения клонируются в специальном ламинарном боксе.
«Мы берем маленькую часть растения — черенок — и в специальных условиях выращиваем из него новое абсолютно идентичное растение. Это похоже на то, как если бы у вас был „волшебный ксерокс“ для растений», — рассказывает ученица 6-го класса Аиша Галеева.
Далее шестиклассница Рианна Хайбуллина показывает процесс подготовки и стерилизации баночек для микроклонирования, а также питательной среды, на профессиональном сленге — «супчика» для черенков из агар-агара, а также макро- и микроэлементов. А затем производит операцию по микроклонированию гвоздики, при этом получая сразу четыре черенка вместо одного исходного. Затем растение помещают в световую комнату, где за ним наблюдают в течение двух недель. Следующий этап новой жизни проходит в теплицах: их в проекте две — в селе Мальбагуш и 1-й гимназии. Подросшие и окрепшие растения высаживают в теплицы. Но этот процесс также не прост и требует тщательной подготовки, внимания и заботы к растениям. Об этом рассказали восьмиклассники Рузаль Шамсиев и Айдар Каримов — ребята занимаются адаптацией растений в теплицах. Предварительно промыв корни растений специальным составом для дезинфекции, их сначала высаживают в кассеты во влажную почву, кассеты помещают в парник с постоянной температурой + 25–27 и системой автополива. И вот когда растение достаточно окрепло, оно отправляется на закаливание в природную среду на адаптационную площадку в Мальбагуше. Как видно, процесс выращивания растений долгий и кропотливый, но, по словам юных биологов, безумно интересный и увлекательный. И масштабный: ежегодно школьными лабораториями для посадки подготавливаются порядка 100–120 тысяч саженцев для озеленения общественных пространств и компенсационной высадки лесов.
Проект развивается, растет, юные исследователи уже не только занимаются в предложенных программой направлениях, но и сами становятся разработчиками новых научно-исследовательских проектов
На ВДНХ выстроилась очередь, чтобы посмотреть мастер-класс татарстанских школьников
Достижения проекта «Школьные биолаборатории» были продемонстрированы на международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ в Москве. Так, в День экологии на стенде компании школьники провели мастер-класс по адаптации микроклонированных растений, который вызвал фурор среди посетителей выставки: порядка 300 человек приняли участие в мастер-классе. Гости не только с интересом послушали, как пересадить растение, адаптировать его и вырастить, но и еще забрали с собой отростки разных растений, любезно представленные им юными биологами из Татарстана. Как рассказал руководитель проекта «Школьные биолаборатории» Ринат Якупов, очередь из желающих поучаствовать в мастер-классе была длинная, все хотели посмотреть на плоды реализации проекта компании: «Всем посетителям понравилось, что у „Татнефти“ есть такой образовательный проект, к реализации которого привлекаются школьники», — поделился он.
Проект развивается, растет, юные исследователи уже не только занимаются в предложенных программой направлениях, но и сами становятся разработчиками новых научно-исследовательских проектов. Как отметил Ринат Якупов, проект получит и серьезную научную поддержку — сотрудничество с научными институтами республики.
* In vitro — метод исследований, которые проводятся вне живого организма в контролируемой среде
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.