Владимир Путин подписал закон о создании национального мессенджера Владимир Путин подписал закон о создании в России национального мессенджера — цифровой платформы для обмена данными, объединяющей функции мессенджера и госсервисов Фото: © Александр Казаков, РИА «Новости»

Путин подписал закон о создании национального супермессенджера. Что это такое?

В многолетних дискуссиях о появлении в России национального мессенджера сегодня поставил точку президент РФ Владимир Путин. Он подписал закон не просто об очередной платформе для переписки и де-факто контролируемой соцсети, но «О создании многофункционального сервиса обмена информацией». Под кодовым словом «мессенджер» в России теперь понимается разработка для:

  • оказания государственных услуг;
  • подписания документов с использованием электронных подписей различной степени защиты;
  • удостоверения личности (требовать в дополнение к сервису предоставление физического паспорта или другого удостоверяющего документа, за исключением отдельных случаев, будет запрещено);
  • подтверждения возраста, права на льготы, обучения в школах и колледжах, заселения в гостиницы и т. д.;
  • получения рассылок в соответствии со статьей 441 федерального закона «О связи» и т. д.

Мессенджер, скрещенный с «Госуслугами», будет предустановлен на смартфоны, планшеты и компьютеры, для этого подписано отдельное изменение в законе «О защите прав потребителей».

Закон вступает в силу сразу после публикации, а предустановку сервиса начнут с 1 сентября 2025 года.

Главная интрига — кто станет разработчиком того самого российского аналога WeChat, о котором так долго шла речь? Закон прямо его не называет, подчеркивается, что правительство должно выбрать для этих целей одну из российских компаний, которая должна отвечать двум критериям: аудитория сайта более 500 тыс. пользователей в сутки, а решения распространяются через предустановку.

Если посмотреть на информационное поле — гендиректор ВК Владимир Кириенко этой весной представил бета-версию мессенджера Max, в которой уже были интегрированы СБП, конструктор чат-ботов и мини-приложения, а в дальнейшем предполагалось «прикрутить» и «Госуслуги». «Цель одна — в удобном формате сделать платформу для бизнеса, для населения, которая активно войдет в жизнь», — говорил он. В мае глава минцифры РФ Максут Шадаев прямым текстом заявил, что ведомство рассматривает его на роль национального мессенджера. Если запустить Max, внутри обнаружится предустановленный модуль искусственного интеллекта от Сбера — GigaChat. Коллаборация двух главных техногигантов страны вполне тянет на национальный супермессенджер.

Пилотировать супермессенджер, по всей видимости, будут в Татарстане. Намеки были: Рустам Минниханов вместе с Хайруллиным встречался с Кириенко-младшим на ПМЭФФото: rais.tatarstan.ru

«Большая честь, что именно Татарстан выбрали пилотным регионом»

Сенсация №2: пилотировать супермессенджер, по всей видимости, будут в Татарстане. Это «БИЗНЕС Online» подтвердил министр цифрового развития РТ Айрат Хайруллин. «Когда президент страны Владимир Путин подписал закон о национальном мессенджере, могу сказать — началась новая страница в развитии нашей цифровой экономики. И для нас большая честь, что именно Татарстан выбрали пилотным регионом. Знаете, это не случайность. Мы уже несколько лет подряд лидируем в рейтинге цифровизации по России. Наша команда показала, что умеет внедрять инновации и делать это качественно», — подчеркнул он.

Намеки были: 19 июня раис РТ Рустам Минниханов вместе с Хайруллиным встретился с Кириенко-младшим на Петербургском экономическом форуме — министр подчеркивает, что это стало результатом долгой работы. «Мы не первый год выстраиваем отношения с ВК и теперь договорились не только о запуске VK Max у нас, но и о целом комплексе решений, — рассказал он. — Понимаете, национальный мессенджер — это не просто „наш ответ WhatsApp*“. Мы создаем совершенно новый формат общения граждан с государством и бизнесом. Представьте — вы открываете обычный чат, а там можете и к врачу записаться, и за „коммуналку“ заплатить, и документы получить через „Госуслуги“: все в одном месте». Главное отличие от обычных мессенджеров, по его словам, — полная интеграция с «Госуслугами». Получать справки и документы можно будет прямо в чате, используя электронную подпись.

По прогнозам Хайруллина, в ближайшее время прямо в мессенджере появится цифровой МФЦ, переводы через СБП, запись к врачам. «А дальше планируем целую экосистему мини-приложений — еду заказать, такси вызвать, билеты купить, отель забронировать. И все это без установки дополнительных приложений, — уверяет министр. — Особенно интересен ИИ-помощник — он будет консультировать, отвечать на вопросы о работе госорганов, рассказывать о мероприятиях и новостях. В итоге получится единое пространство для всех потребностей жителей республики».

Напомним, 12 июня первый замглавы минцифры РТ Илья Начвин анонсировал запуск сервиса «Услуги РТ 2.0», главным новшеством которого как раз был «Госконсьерж» — это татарстанское ноу-хау, позволяющее пообщаться с МФЦ по видеосвязи прямо в приложении: подавать заявления, получать консультации без визитов в офис. Похоже, теперь республиканская разработка в числе многих других будет расширена на всю страну.

«Мы понимаем ответственность — после реализации в Татарстане проект пойдет по всей стране. Готовы показать, как это будет работать, — подчеркнул Хайруллин. — А по поводу необходимости такого решения — это вопрос нашей технологической независимости и безопасности данных граждан. Мы создаем российскую экосистему, которая учитывает наши особенности и потребности. Поэтому Татарстан готов стать витриной отечественных IT-решений и показать всему миру, что мы можем делать цифровые продукты лучше зарубежных аналогов».

Не растворятся ли в новом суперсервисе уже работающие порталы и приложения госуслуг, включая татарстанские? «Национальный мессенджер является „цифровым каналом“. Поэтому платформа „Госуслуги РТ“ и „Услуги РТ 2.0“ останутся, так как внутри них будет обрабатываться информация», — отвечает министр.

На данный момент приложение запущено в бета-версии. А это значит, что его разработчикам еще только предстоит при помощи пользователей выявить ошибки, которые не заметила команда разработки, и проверить работу программы под реальной нагрузкой На данный момент приложение запущено в бета-версии. А это значит, что его разработчикам еще только предстоит при помощи пользователей выявить ошибки, которые не заметила команда разработки, и проверить работу программы под реальной нагрузкой Фото: © Григорий Сысоев, РИА «Новости»

Что известно о самом приложении Max?

Max — это российский мессенджер, разработанный командой VK при прямом кураторстве минцифры РФ. Подчеркивается, что министерство не финансировало разработку, но готово оказывать поддержку компании VK льготными кредитами при необходимости.

«В Max можно отправлять любые виды сообщений, видео, фотографии и файлы объемом до 4 ГБ совершенно бесплатно. Приложение поддерживает высокое качество голосовых и видеозвонков, которые работают даже на слабых устройствах и при низкой скорости интернета», — сообщают разработчики. Планируется, что в будущем Max интегрируется с порталом госуслуг. Предполагается, что пользователи платформы смогут создавать свой уникальный цифровой ID, который во многом сможет заменить паспорт, совершать различные финансовые операции: денежные переводы, оформление сделок купли-продажи и т. д. Также национальный мессенджер объединят с образовательной платформой «Сферум». Не выходя из Мах, ученики и родители получат доступ к электронным журналам и дневникам, а также при необходимости смогут обсудить насущные проблемы в родительских и ученических чатах.

Регистрация в приложении доступна только по номеру телефона, убедился корреспондент «БИЗНЕС Online». Сейчас там четыре действующие вкладки: «Контакты», «Звонки», «Чаты» и «Настройки». Сразу же после регистрации свою помощь в написании текстов, расшифровке аудио и создании изображений предлагает встроенная в Мах нейросеть GigaGhat.

На данный момент приложение запущено в бета-версии. А это значит, что его разработчикам еще только предстоит при помощи пользователей выявить ошибки, которые не заметила команда разработки, и проверить работу программы под реальной нагрузкой. Однако минцифры России уже рекомендовало чиновникам перенести рабочую переписку в Max. «В законопроекте нет [этой] нормы. Хотя мы, конечно, безусловно, рекомендуем его использовать чиновникам», — сказал Шадаев.

Уже сейчас среди пользователей Мах можно найти руководителя одного из ведомств Татарстана, а также некоторых депутатов Госсовета РТ. Не дожидаясь указаний сверху, на национальный мессенджер администрацию Краснодара перевел мэр города Евгений Наумов. «Решение принято из соображений безопасности. Мы видим, как часто пользователей на других платформах взламывают, персональные данные сливают в интернет, появляются фейковые рассылки и аккаунты», — объяснил он свое решение. Наумов на своем опыте убедился, что платформа «удобная и простая в использовании», а сам сервис работает стабильно. Начинание кубанского коллеги поддержал мэр Новосибирска Максим Кудрявцев. Он поручил департаменту связи и информатизации городской администрации с 23 июня перевести внутреннюю переписку сотрудников на Max. Это позволит обеспечить «безопасность и надежность служебных коммуникаций», уверен градоначальник.

В течение нескольких недель национальным мессенджером пользуется и глава Росмолодежи Григорий Гуров. «Сначала с опаской, потому что привык [к другим сервисам]. Но звонки проходят отлично и лучше — „Телеграм“ иногда тупит, а Max — нет. Как мессенджер — функционал один и тот же, поэтому я пока никакого дискомфорта не вижу», — отзывался о Мах Гуров.

В Госдуме заявляли, что власти не собираются отключать «Телеграм» и WhatsApp*, но при этом отмечают, что эти мессенджеры не выполняют требования российского законодательстваВ Госдуме заявляли, что власти не собираются отключать «Телеграм» и WhatsApp*, но при этом отмечают, что эти мессенджеры не выполняют требования российского законодательстваФото: «БИЗНЕС Online»

Мах — предвестник блокировки WhatsApp* и «Телеграма»?

Отзывы же пользователей в магазинах приложений оказались не всегда столь оптимистичными. Оценка мессенджера AppStore — уверенные 3,4 звезды, в Google Play результат и того ниже — всего 1,1 балла. Если верить статистике, на Android приложение загрузили уже более 100 тыс. пользователей. В отзывах «юзеры» «яблочных» телефонов отмечают явное сходство Мах с «Телеграмом»: «Сырая копия „Телеграма“, никому не нужно». А некоторые опасаются, что «все переписки видны государству». «Зная, какие утечки были у ВК, не советую, если не хотите, чтобы ваши данные попали недоброжелательным людям», — рекомендуют пользователи. С ними заочно соглашаются владельцы Android-устройств: «На данный момент можно считать, что оно максимально сырое <…> без поддержки от правительства быстро загнется». Но есть и те, кто нашел плюсы и отметил «дружелюбность» приложения к пользователю, а также наличие всех привычных функций (сообщения, звонки и видеозвонки), которые работают стабильно.

Стоит отметить, что некоторые считают появление национального мессенджера «предвестником» блокировки WhatsApp* и «Телеграма». Пока эта версия на официальном уровне отрицается. С осторожным опровержением выступил пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков: «Мне неизвестно о наличии таких планов вообще ничего». Глава комитета Госдумы по информационной политике Сергей Боярский тоже заявил, что власти не собираются отключать эти мессенджеры. Но при этом он отметил, что «Телеграм» и WhatsApp* не выполняют требования российского законодательства.

Первый зампред IT-комитета Госдумы Антон Горелкин тоже утверждает, что запуск российского национального мессенджера не приведет к блокировке «Телеграма»: «Многие спрашивают меня, означает ли запуск национального мессенджера скорую блокировку „Телеграма“. Думаю, что, если он будет стремиться к соблюдению законов страны, в которой так активно работает, до таких крайних мер дело не дойдет».

«Если действительно соберется все, что обещается, — интеграция с «Госуслугами», с банками и другое, чего будут лишены зарубежные мессенджеры, у нас просто не останется выбора, начинать им пользоваться или нет»«Если действительно соберется все, что обещается, — интеграция с «Госуслугами», с банками и другое, чего будут лишены зарубежные мессенджеры, у нас просто не останется выбора, начинать им пользоваться или нет»Фото: © Владимир Астапкович, РИА «Новости»

«Цифровой контроль и без этого тотальный»

«Технически Max наиболее подходящая сейчас из готовых историй, свободная от юридических обязательств ВК. Можно было бы взять, например, уже готовые решения, но у ВК есть много учредителей и акционеров, поэтому, я думаю, это будет отдельное юридическое лицо с разными учредителями», — рассуждает по просьбе «БИЗНЕС Online» Герман Клименко бывший советник президента РФ по интернету, руководитель компании LiveInternet.

Он сравнивает нынешний мессенджер с провалившимся госпоисковиком «Спутник» от «Ростелекома», который был запущен в мае 2014 года (по иронии судьбы на ПМЭФ) и в 2017-м признан неудачным. «„Спутник“ государство придумало, не посоветовавшись с индустрией, и государство же его и делало. В этой истории государство не делает [мессенджер], более того, сразу обговорено, что там будет монетизация, и предполагается, что владельцем будет коммерческая компания. Это резко меняет конструкцию с точки зрения программного обеспечения. Если действительно соберется все, что обещается, — интеграция с „Госуслугами“, банками и другое, чего будут лишены зарубежные мессенджеры, у нас просто не останется выбора, начинать им пользоваться или нет», — подчеркивает Клименко. А вот китайский WeChat, по его словам, более перспективная модель, где в одном сервисе «и кушают, и знакомятся, и разводятся, и покупают что-то».

«Цифровой контроль и без этого тотальный. То, что о нас знают банки и современные рекламные сети, вас уже напугает, если об этом хотя бы на секундочку задуматься. Они знают гораздо больше, чем ФСБ, — рассуждает спикер. — Тут другой вопрос: почему просто в „Госуслугах“ не сделать мессенджер? Мне кажется, специально выделен мессенджер в коммерческую структуру, потому что в условиях конкуренции он все-таки будет развиваться. У меня к „Госуслугам“ никаких претензий нет. Это один из лучших продуктов, который родило государство, но все-таки „Госуслуги“ в первую очередь достаточно консервативная часть. А если мы хотим видеть что-то динамично развивающееся, то вперед». Мощностей, по его словам, у ВК хватит: осталось переписать софт, чтобы он был оригинальный и не заимствовал технологии соцсети — мало ли какие впереди могут быть юридические разборки.

Но Клименко задается еще одним вопросом: как быть с русскоговорящими друзьями, которые разъехались по миру по разным причинам, — как они попадут в Мах без авторизации на «Госуслугах»? «Китай эти истории решает очень интересным способом: ко мне приехали два китайца. Я с одним рядом сел, и только тогда WeChat меня авторизовал. Но не знаю, как наши поступят в этом вопросе».

А вот Денис Кусков, генеральный директор агентства Telecom Daily, не торопится сравнивать новый суперсервис с китайским, «потому что в Китае вообще все по-другому работает». «Национальный мессенджер — это хорошо, но надо все-таки его делать таким, чтобы можно было раскрутить и на другие страны. Делать локальные продукты в век развития рынка телекоммуникаций не очень правильно. То же самое, как если бы „Телеграм“ был исключительно дубайским, а во всем мире им нельзя было бы пользоваться. Поэтому надо делать сервисы, которые будут интересны пользователям», — подчеркивает он. Этот интерес, по его словам, как раз обеспечивается фишками вроде банковских и «Госуслуг»: «Если бы это просто был мессенджер, каких сейчас достаточно, вряд ли можно было бы ожидать, что им начнет пользоваться львиная доля людей. Все равно они останутся пользоваться „Телеграмом“ и WhatsApp*».