ФАДН опубликовало долгожданный проект Стратегии государственной национальной политики до 2036 года ФАДН опубликовало долгожданный проект Стратегии государственной национальной политики до 2036 года Фото: fadn.gov.ru

С новой редакцией стратегии затянули

Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН) опубликовало долгожданный проект Стратегии государственной национальной политики до 2036 года. Пока это только проект, который проходит общественное обсуждение и антикоррупционную экспертизу. Тем не менее появление стратегии в оформленном виде — это уже большое достижение, учитывая, что ныне действующая версия была принята еще в 2012 году и рассчитана до 2025-го, а первые изменения в нее были внесены в 2018-м.

Далее поручение о необходимости корректировки стратегии Владимир Путин давал правительству в 2023 году по итогам заседания совета по межнациональным отношениям в Пятигорске. Поскольку нынешняя версия Стратегии нацполитики действует до 2025-го, то предыдущий председатель комитета Госдумы по делам национальностей Геннадий Семигин ожидал, что новый документ начнут обсуждать публично заранее. В итоге в январе 2024 года были внесены лишь косметические правки в стратегию, в частности, предусматривающие, что правительство обязано представлять ежегодный доклад о состоянии нацполитики не только президенту, но и Федеральному Собранию.

Как отметил источник «БИЗНЕС Online» в Госдуме, проект стратегии должен был появиться еще полгода назад. Но первоначальная версия «вообще не понравилась» и была критически воспринята многими экспертами. В итоге, как утверждает наш собеседник, в нынешней редакции моменты, которые многих не устраивали, исключили.

«Эта новая редакция стратегии сделана не от того, что старая была плохой. Просто обязательно раз в пять лет надо обновлять документы стратегического планирования. В данном случае прошел срок даже более пяти лет. Так что в проекте отражены новые сюжеты, новая ситуация в стране», — пояснил в беседе с «БИЗНЕС Online» научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН Валерий Тишков, который принимал участие в разработке проекта. Получается, что с обновлением Стратегии нацполитики действительно затянули.

Игорь Баринов: «Стратегия государственной национальной политики взяла все лучшее от предыдущей, потому что те подходы, которые были продекларированы в ней, показали свою жизнеспособность» Игорь Баринов: «Стратегия государственной национальной политики взяла все лучшее от предыдущей, потому что те подходы, которые были продекларированы в ней, показали свою жизнеспособность» Фото: © Алексей Никольский, РИА «Новости»

Сохранить единство под внешним давлением врагов

Так чем же отличается новая версия от старой? «Стратегия государственной национальной политики взяла все лучшее от предыдущей, потому что те подходы, которые были продекларированы в ней, показали свою жизнеспособность, несмотря на то что оппоненты именно межнациональные отношения рассматривают как возможную слабость нашего государства, — заявил „БИЗНЕС Online“ глава ФАДН Игорь Баринов. — Именно туда направлены их основные усилия с точки зрения раскачивания общественно-политической ситуации, информационно-психологического воздействия именно на сферу межнациональных отношений. Мы все-таки выдерживаем этот удар, эти риски. И социология показывает, что у нас общероссийская гражданская идентичность остается на очень высоком уровне, свыше 90 процентов».

В первую очередь новая редакция стратегии лучше структурирована. Как пояснил Тишков, при написании ориентировались на указ президента от 2021 года об утверждении основ госполитики в сфере стратегического планирования. В нем четко указано, какие пункты должны содержать подобные документы. Поэтому если в стратегии 2012 года цель была размыта на 6 подпунктов, то в новом проекте она сформирована четче: «Укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации) при сохранении этнокультурного и языкового многообразия для обеспечения государственной и территориальной целостности страны, ее внутренней политической и социальной стабильности». Если короче — единство в многообразии.

«В нынешних условиях мы понимаем, что основные усилия должны быть направлены в сфере межнациональных отношений на укрепление единства, — объясняет Баринов. — Поэтому так и сформулирована новая цель — укрепление единства многонационального народа Российской Федерации, конечно же, с сохранением культурно-языкового многообразия для государственной, территориальной целостности нашей страны. То есть сразу обозначаем роль национальной политики в обеспечении безопасности нашей Родины».

К новым угрозам в документе отнесены следующие:

  • попытки недружественных государств дестабилизировать межнациональные отношения, расколоть российское общество и его внутреннее единство;
  • возникновение очагов межнациональной и межрелигиозной розни из-за переноса зарубежных конфликтов на территорию страны;
  • распространение идеологии терроризма, экстремизма, неонацизма и прочих радикальных идей, в том числе мигрантами, ставшими гражданами России;
  • изменение этнического состава некоторых регионов;
  • гиперболизация региональных и этнических интересов под внешним деструктивным воздействием;
  • формирование этнических анклавов;
  • размывание традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей за счет «насаждения чуждых нашей стране идеалов и ценностей»;
  • дискредитация русского языка и культуры, искажение исторической правды и уничтожение исторической памяти;
  • распространение антироссийской пропаганды на новых территориях;
  • противопоставление общероссийской гражданской и национальной идентичности и т. д.

Сформулирована новая цель — укрепление единства многонационального народа Российской Федерации, конечно же, с сохранением культурно-языкового многообразия для государственной, территориальной целостности нашей страны Сформулирована новая цель — укрепление единства многонационального народа Российской Федерации, конечно же, с сохранением культурно-языкового многообразия для государственной, территориальной целостности нашей страны Фото: «БИЗНЕС Online»

Два сценария и три ключевых направления

В итоге при реализации государственной нацполитики возможны два сценария — инерционный и целевой. В первом случае предполагается сохранение текущего состояния межнациональных и межрелигиозных отношений (а в документе результаты предыдущего периода оценены как высокоэффективные). Однако при «недостаточном реагировании» на вызовы и угрозы ожидается «негативное влияние на обеспечение внутренней стабильности страны», а межнациональные и межрелигиозные отношения могут носить «неустойчивый характер».

Поэтому авторы проекта Стратегии нацполитики предлагают обратиться к целевому сценарию, который ориентируется на достижение определенных показателей. Кстати, это тоже нововведение. В стратегии 2012 года конкретные цифровые показатели не были прописаны, теперь они конкретизированы (о них ниже).

«Наша сфера вообще сложная для того, чтобы ее померить и определить состояние, потому что основные показатели находятся в области все-таки социологии. Социология это сложная сфера, где от того, как ты задаешь вопрос, как ты его формулируешь, можешь получить абсолютно разные представления о той сфере деятельности, которую пытаешься померить», — сказал нашему корреспонденту Баринов. По его словам, из 7 целевых показателей четыре совершенно новых, которых не было в версии стратегии 2012 года.

В целом в стратегии выделены три ключевых направления, по которым предстоит концентрировать усилия и ресурсы.

Первое — уровень общероссийской гражданской идентичности. Как ожидают в ФАДН, к 2036 году он должен составлять не менее 95%. Отмечается, что показатель стабильно растет с 2018-го, когда он составлял 84%, а к 2024-му вырос до 92,6%. При этом общероссийская гражданская идентичность преобладает среди других форм — локальной, религиозной и национальной. Показатели по стране варьируются: самый низкий — 88,9% — зафиксирован в Северо-Кавказском федеральном округе, а самый высокий — 94% — в Дальневосточном.

Далее повышать уровень общероссийской гражданской идентичности предлагается за счет популяризации, развития русского языка, в том числе переводами на него произведений, написанных на языках народов России. Также достигать цели будут за счет формирования у детей и молодежи «гражданского самосознания», посещения ими исторических мест, утверждения идей патриотизма, служения Отечеству и ответственности за его судьбу, популяризации достоверных исторических знаний о значимых событиях истории России, противодействия ее фальсификации, а также за счет поддержки проектов, направленных на сохранение и укрепление традиционных духовно-нравственных ценностей и российской самобытности.

Как отмечается в стратегии, в стране проживают представители 190 национальностей, используется 300 языков, из которых 150 относятся к языкам народов России Как отмечается в стратегии, в стране проживают представители 190 национальностей, используется 300 языков, из которых 150 относятся к языкам народов России Фото: «БИЗНЕС Online»

Второе — сохранение и поддержка этнокультурного и языкового многообразия России, которое является «достоянием многонационального народа». Как отмечается в стратегии, в стране проживают представители 190 национальностей, используется 300 языков, из которых 150 относятся к языкам народов России. При этом подавляющее большинство (80,85%) составляют русские. Также к многочисленным народам относятся татары, чеченцы, башкиры, чуваши, аварцы, армяне, украинцы, даргинцы, казахи, кумыки, кабардинцы, ингуши, лезгины, осетины, мордва, якуты, азербайджанцы, буряты, марийцы. «Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации», — говорится в стратегии. При этом отмечается, что доля владеющих русским языком сохраняется на уровне 99,4%.

По этому направлению предлагается сосредоточиться на сохранении и развитии культуры русского народа как государствообразующего, а также этнокультурном и духовном развитии народов страны, сохранении самобытной культуры коренных малочисленных народов. Однако, согласно целевым показателям, доля мероприятий по популяризации русской культуры в общем количестве этнокультурных мероприятий к 2036 году будет составлять не менее 80%, а доля тех, кто удовлетворен обеспечением их этнокультурных потребностей, — не менее 78%.

Третье — обеспечение межнационального и межрелигиозного согласия. К 2036-му, как ожидается, доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных (межэтнических) отношений, должна быть не менее 84%. В последние годы, согласно социологическим опросам, показатель рос и в 2024-м составил 81,8%. При этом наиболее высокие значения зафиксированы в Северо-Кавказском федеральном округе (87,3%), а самые низкие — в Центральном (78,6%). Такая разница объясняется «объективными факторами исторического, экономического и социально-политического характера». В итоге к 2036 году доля граждан, отмечающих отсутствие в отношении себя дискриминации по признаку национальной и языковой принадлежности, должна быть не менее 81%.

Достигать поставленных целей планируется с помощью профилактики конфликтов, защиты общества от внешней идейно-ценностной экспансии, сохранения условий для свободного определения гражданами своей национальности. Отдельно в этом направлении выделена задача по адаптации мигрантов через освоение ими русского языка, норм поведения, приобщение их к традиционным российским ценностям.

Вообще, тема миграции непрофильная для ФАДН, поскольку агентство отвечает только за адаптацию иностранных граждан. В МВД разрабатывают Стратегию миграционной политики. Как заверил Баринов, свои предложения ФАДН уже направило.

При этом в целевых показателях стратегии обозначено, что к 2036 году количество иностранцев, охваченных мероприятиями по адаптации в РФ, должно составлять не менее 30%.

«Впервые в тексте стратегии будет отдельное направление по сохранению традиций, обычаев, культуры государствообразующего русского народа» «Впервые в тексте стратегии будет отдельное направление по сохранению традиций, обычаев, культуры государствообразующего русского народа» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Государствообразующий народ испытывает не меньшее, а может быть, даже большее давление»

«Впервые в тексте стратегии будет отдельное направление по сохранению традиций, обычаев, культуры государствообразующего русского народа, — указал „БИЗНЕС Online“ Баринов. — Мы почему-то раньше стеснялись об этом говорить, может быть, не уделяли должного внимания, считали, что эти вопросы будут решаться сами собой. Но, как показывает практика, государствообразующий народ испытывает не меньшее, а может быть, даже большее давление с точки зрения сохранения своих духовно-нравственных ценностей, развития русского языка, нашей истории, культуры. Мы выделили это отдельным направлением. Мы считаем, что от того, как будет ощущать себя русский народ, так же это будет распространяться на все большие и маленькие этносы, проживающие в нашей стране. Будет хорошо русским — будет хорошо всем!»

Профессор Тишков напомнил, что раньше национальную политику в основном рассматривали только как политику в отношении меньшинства. «А большинство было за скобками, хотя у него тоже есть свои проблемы, интересы. Поэтому необходимо было и это включить в стратегию. Хотя раньше концепция русской темы сводилась только к поддержке казачества, теперь в стратегии это прописано более широко», — уточнил научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН.

Председатель комиссии Общественной палаты РФ по межнациональным, межрелигиозным отношениям и миграции, последний министр по нацполитике Владимир Зорин тоже считает достоинством новой стратегии то, что особое внимание уделено сохранению и развитию культуры русского народа как «своеобразной скрепы гражданского общества».

Владимир Зорин тоже считает достоинством новой стратегии то, что особое внимание уделено сохранению и развитию культуры русского народа как «своеобразной скрепы гражданского общества» Владимир Зорин тоже считает достоинством новой стратегии то, что особое внимание уделено сохранению и развитию культуры русского народа как «своеобразной скрепы гражданского общества» Фото: «БИЗНЕС Online»

При этом Тишков в новом варианте стратегии не видит причин для потенциального недовольства национальных регионов, поскольку в документе «радикальной ревизии нет». Он считает, что как раз в республиках есть свои ресурсы на поддержку культуры, языков титульных народов. «Поскольку на федеральном уровне прописывается поддержка русских, русского языка и русской культуры, это тем самым дополняет тот недостаток, который у нас был, — уверен собеседник „БИЗНЕС Online“. — Все-таки было недостаточно внимания и поддержки государствообразующему народу. Если учесть, что делается в республиках для поддержки татарской культуры, татарского языка, или башкирской, или якутской, то мы увидим, что диспропорция, которая была, этой стратегией несколько исправляется. Надо побольше внимания обращать на основное население страны. Это же тоже национальная политика».

Особая ответственность регионов за нацполитику

Зато в стратегии прописана ответственность регионов за реализацию нацполитики, чего не было в прежней версии. Как отмечает в документе ФАДН, в субъектах есть проблемы, связанные с недостаточно высокой эффективностью межведомственной координации и взаимодействия органов власти, а также несвоевременное выявление и оперативное реагирование на конфликтные ситуации.

Поэтому выделены подходы, которым должны следовать регионы при реализации нацполитики. Среди них, например, такие:

  • учет исторического опыта взаимодействия народов, проживающих на их территории;
  • сохранение этнокультурной самобытности и защита прав народов;
  • принятие мер по сохранения и развитию этнокультурного многообразия, защите прав коренных малочисленных народов, национальных меньшинств, социальной и культурной адаптации иностранных граждан;
  • проведение мониторинга межнациональных (межэтнических) конфликтов, а в отдельных из них и территориальных конфликтов, оперативное реагирование и др.

Поэтому к 2036 году доля информационных поводов, выявленных системой мониторинга, на которые регионы оперативно отреагировали, должна быть не менее 95%. И это новый показатель, которого в прежней Стратегии нацполитики не было. «Когда мы начали заниматься созданием системы социологического мониторинга, то пришли к выводу, что человек может четко сказать только то, с чем сам сталкивается, и только этому может дать четкое оценочное суждение хорошо ему или плохо в связи с его национальностью, сталкивается ли он с проблемами на работе или в обычной жизни, как относятся к представителям других национальностей, благожелательно или с определенной настороженностью, и так далее», — поделился опытом Баринов.

Также отдельный пункт стратегии посвящен работе над положительным образом России за рубежом. «Это часть культурной дипломатии», — отметил Тишков Также отдельный пункт стратегии посвящен работе над положительным образом России за рубежом. «Это часть культурной дипломатии», — отметил Тишков Фото: «БИЗНЕС Online»

При этом отдельная глава посвящена нацполитике в новых регионах. Например, написано о защите русскоязычного населения Донбасса и Новороссии, освобождении его от «многолетней дискриминации и насилия на этнической и религиозной почве со стороны неофашистского руководства Украины». Поэтому приоритетная задача на этих территориях — достижение среднероссийских значений целевых показателей стратегии.

Также отдельный пункт стратегии посвящен работе над положительным образом России за рубежом. «Это часть культурной дипломатии», — отметил Тишков. Например, предлагается формировать отношение к стране как к демократическому государству, которое гарантирует равенство прав и свобод человека вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, убеждений. Также есть пункты о популяризации российской культуры, распространении русского языка, укреплении его позиций, развитии сети российских культурных центров, защите прав соотечественников и т. д.

Ильнар Гарифуллин указывает на «русскоцентризм» новой версии Стратегии нацполитики. «В том, что касается поддержки культурного многообразия, практически нет ни слова о сохранении и развитии родных языков» Ильнар Гарифуллин указывает на «русскоцентризм» новой версии Стратегии нацполитики. «В том, что касается поддержки культурного многообразия, практически нет ни слова о сохранении и развитии родных языков» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Нет ничего о языковом вопросе, который на сегодня является самым основным, волнующим народы РФ»

«В стратегии не указано о том, что необходимо поддерживать и создавать языковые центры крупных народов РФ. Для татар это очень важно, так как за рубежом проживают многочисленные диаспоры, — в связи с последним тезисом отмечает в разговоре с „БИЗНЕС Online“ историк, многолетний активист всемирного форума татарской молодежи Ильнар Гарифуллин. — Они тоже нуждаются в сохранении своей идентичности. Если бы эксперты ФАДН подошли серьезно, то они бы поняли, что поддержка нерусскоязычных соотечественников за рубежом — это такое же укрепление позиций России».

И в целом собеседник газеты указывает на «русскоцентризм» новой версии Стратегии нацполитики. «В том, что касается поддержки культурного многообразия, практически нет ни слова о сохранении и развитии родных языков, — продолжает Гарифуллин. — Все это подменено некими фразами о сохранениие самобытности, культурного многообразия. Складывается ощущение, что авторы везде под поддержкой народов России подразумевают только фольклорные вещи, поддержку музеев. Нет ничего о языковом вопросе, который на сегодня является самым основным, волнующим народы РФ».

Также, судя по тексту стратегии, говорит наш эксперт, получается, что единству России всерьез угрожают исключительно внешние враги. «В прежней стратегии не было и намека, что все проблемы из-за рубежа, а у нас в стране все хорошо. Складывается ощущение, что авторы заранее с себя снимают ответственность: если есть проблемы, то виноваты не мы, а внешние силы. На мой взгляд, это безответственно, потому что ФАДН создано для того, чтобы эти проблемы решать, а не заранее перекладывать ответственность на внешние силы», — считает Гарифуллин.

Так или иначе, пока это лишь проект Стратегии государственной национальной политики. Как отметил профессор Тишков, предложения от регионов внимательно изучат и «по возможности» учтут. «В целом документ нормальный. Он не должен вызывать у регионов каких-либо волнений», — заявил «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы от Татарстана Ильдар Гильмутдинов. По его словам, в республике специалисты пристально изучают проект стратегии и готовят свои предложения.

«Это документ высокой степени научной проработки и готовности. Конечно, неравнодушные граждане выскажут свои предложения по редакции отдельных положений проекта об инструментах и механизмах реализации нацполитики, уточнений формулировок, механизмов решения отмечаемых проблем», — считает Зорин.