После года громких судебных баталий между бывшим владельцем авиакомпании «Тулпар Эйр» Азатом Хакимом и нынешним собственником — ТАИФом — стороны заключили мировое соглашение. Детали сделки оппоненты предпочли сохранить в тайне, но на судебном заседании стало известно: долги авиакомпании превышают 1,5 млрд рублей, а главной причиной кризиса в ТАИФе продолжают считать выплату Хакиму 419 млн рублей за его долю. При этом иск на четверть миллиарда убытков к самому авиатору и его сыну, похоже, «испарится» вместе с прекращением дела о банкротстве. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Развязка конфликта между бывшим владельцем компании Азатом Хакимом и новым учредителем — ТАИФом — оказалась не столь яркой, как его кульминация
Миру мир
Кажется, громкая судебная эпопея вокруг ООО «Авиакомпания „Тулпар Эйр“», длившаяся чуть больше года, подошла к завершению. Развязка конфликта между бывшим владельцем компании Азатом Хакимом и новым учредителем — ТАИФом — оказалась не столь яркой, как его кульминация. Накануне в Арбитражном суде Татарстана в рамках дела о банкротстве авиакомпании стороны пожали руки и утвердили мировое соглашение, детали которого решили оставить в тайне. «Нам запрещено давать комментарии, по соглашению о конфиденциальности предусмотрены огромные штрафы», — пояснил гендиректор компании «Татюринформ» Марат Камалов, представляющий интересы Хакима.
Вместе с тем из выступления временного управляющего «Тулпар Эйр» Романа Маврина все же удалось узнать некоторые детали «мировушки». Он отметил, что на данный момент в реестр требований кредиторов (РТК) должника включено четыре кредитора, общая сумма требований составляет 1,5 млрд рублей. Вероятнее всего, полтора миллиарда — это общая долговая нагрузка, поскольку, согласно данным сервиса Casebook, требования четырех официальных кредиторов составляют всего порядка 335 млн рублей:
- ТАИФ включен в реестр требований кредиторов с долгом в 194 млн рублей,
- ООО «Вулкан» — 84 млн рублей,
- ООО «ЭР-ЭС-ЭЙЧ ГРУПП» — 56 млн рублей,
- ООО «Корсар» — 62 тыс. рублей.
Как выяснилось, заключить мировое с этими кредиторами предложил гендиректор «Тулпар Эйра» Антон Сидоркин, после чего, 19 июня 2025 года, управляющим Мавриным было созвано собрание кредиторов должника. На собрании, куда пришли все включенные в реестр кредиторы, было принято единогласное решение о заключении мирового соглашения.
«Обоснованность заключения мирового соглашения обусловлена ежегодной прибылью от ведения хозяйственной деятельности должника», — завершил свое выступление Маврин.
Представители Хакима и ТАИФа поддержали ходатайство о заключении мирового соглашения, в прениях не участвовали. Судья татарстанского арбитража Энже Сунеева, выслушав пояснения управляющего и убедившись в том, что «противников» нет, дело о банкротстве авиакомпании прекратила, а заявление об утверждении мирового соглашения утвердила.
Из выступления временного управляющего «Тулпар Эйр» Романа Маврина удалось понять, что Хаким «на дату проведения собрания кредиторов отказался от исковых требований» и теперь «причина неплатежеспособности отсутствует»
«Ухудшение финансового состояния было вызвано единовременной выплатой стоимости доли Хакиму»
По словам управляющего, с момента введения в отношении «Тулпар Эйр» процедуры наблюдения (в конце марта этого года) он еще не успел провести инвентаризацию имущества должника и организовать его оценку, но установил «его фактическое наличие». Зато успел запросить у гендиректора общества все учредительные и правоустанавливающие документы, в ознакомлении с информацией никто ему препятствий не чинил, «все сведения были получены».
Благодаря этому Маврин смог сформировать экономическое обоснование заключения мирового соглашения, и вот в чем оно заключается. «Существенное ухудшение финансового состояния должника было вызвано единовременной выплатой стоимости доли бывшему участнику „Тулпар Эйр“ Хакиму Азату Муртазовичу в размере 419 млн рублей в 2023 году. Для выплаты указанных сумм авиакомпания „Тулпар Эйр“ была вынуждена взять кредит в банке „Аверс“, поскольку собственных средств на выплату действительной стоимости доли не хватало», — начал арбитражник.
По его словам, это обстоятельство привело к ухудшению финансового состояния «Тулпар Эйр» и увеличению кредитной нагрузки общества. Далее он указал на то, что Хаким вдобавок обратился в арбитраж Татарстана с иском к авиакомпании о взыскании около 900 млн рублей (810 млн рублей долга и 80 млн рублей процентов) с дальнейшим начислением процентов по день фактической оплаты. Суд частично удовлетворил эти требования, и у «Тулпар Эйр» появилось новое обязательство перед бывшим владельцем на полмиллиарда рублей.
Это еще больше подкосило финансовое состояние компании, продолжал Маврин, правда, каким образом это произошло, конечно, непонятно, ведь выплата фактически осуществлена не была. Этот довод не нов — еще при рассмотрении заявления о самобанкротстве авиакомпании ее представители настаивали на том, что при выплате дополнительных средств, присужденных Хакиму, общество не сможет отвечать по остальным долгам, что и стало причиной для признания «Тулпар Эйр» банкротом.
Однако из выступления Маврина удалось понять, что Хаким «на дату проведения собрания кредиторов отказался от исковых требований» и теперь «причина неплатежеспособности отсутствует».
«Должник может обслуживать оставшиеся долговые обязательства — как имеющиеся, так и возможные в будущем. Данное обстоятельство подтверждается технико-экономическим обоснованием, приложенным к материалам дела. На последнюю отчетную дату — 31 декабря 2024 года — активы должника составляли 3,1 миллиарда рублей. Пассивы — 1,6 миллиардов рублей», — заключил временный управляющий компании.
«Тулпар Эйр» успело предъявить к Хакиму иск о возмещении убытков на 250 млн рублей
А что со взысканием с Хакима четверти миллиарда убытков?
В рамках дела о банкротстве «Тулпар Эйр» успело предъявить к Хакиму иск о возмещении убытков на 250 млн рублей. Помимо Хакима, среди ответчиков числились экс-гендиректора общества Сергей Трифонов и Олег Захаров, а также ООО УК «Тулпар Аэро Групп», которым на 80% владеет сам Хаким, а еще 20% принадлежит его сыну Айдару Хакиму. Сумма убытков была поделена на 66 млн и 185 млн рублей, поскольку речь идет о двух периодах деятельности авиакомпании. В один период действовали три ответчика, а в другой — четыре, поэтому по каждой группе было заявлено требование о взыскании определенной суммы убытков в солидарном порядке за соответствующий период деятельности.
Суть иска заключалась в том, что авиакомпания якобы могла получить большую прибыль в период, когда ею руководили ответчики, но именно по их вине она эту прибыль не получила (так называемая упущенная выгода). Юристы отмечали, что при обычном исковом производстве взыскать упущенную выгоду непросто, а в банкротных делах существует презумпция причинения убытков действиями контролирующих должника лиц (КДЛ) — этим и воспользовалась авиакомпания.
Хаким в беседе «БИЗНЕС Online» тогда делился планами о том, что представит суду доказательства «голословности и надуманности обвинений в наличии убытков». Но замыслам, видимо, не было суждено сбыться. Заседание, которое было запланировано спустя 6 часов после заключения мирового соглашения, имело скорее формальный характер. Рассмотрение иска было прекращено.
Тут стоит отметить, что, подав иск о взыскании убытков, «Тулпар Эйр» также успел попросить суд о наложении на Хакима (и остальных ответчиков) обеспечительных мер в виде наложения ареста на денежные средства и иное имущество. Суд данноое ходатайство удовлетворил, ограничив обеспечение суммой в 60 млн рублей. На суде по утверждению мирового соглашения юрист Хакима попросил судью отдельно отметить в определении на факт снятия обеспечительных мер с ответчика, Сунеева пообещала обратить на это внимание.
В марте 2023 года Азат Хаким покинул основанную им в 1991-м компанию, отказавшись от 49-процентной доли в обществе
Бодрое сопротивление сменилось отказом от всех исков
Напомним, как развивались события. «Тулпар Эйр» полностью перешел в собственность ТАИФа в марте 2023 года, когда известный в Татарстане авиатор покинул основанную им в 1991-м компанию, отказавшись от 49-процентной доли в обществе. За нее Хаким получил от авиакомпании 419 млн рублей. Остальным 51% компании холдинг владел еще с 2008 года. (По словам Хакима, в то время контрольный пакет был выкуплен ТАИФом за 112 млн рублей.)
Однако позже он переосмыслил свой вклад в компанию и подал иск в Арбитражный суд РТ. Азат Муртазович оценил свою долю в «Тулпар Эйр» в 1,2 млрд рублей, с процентами сумма достигала 1,3 миллиарда. Суду был представлен отчет независимого оценщика, обосновывающий данную стоимость. После долгих разбирательств и повторной экспертизы Хаким в декабре 2024 года выиграл в данном судебном споре. Бывшему учредителю присудили «добавку» в 451 млн рублей и 61 млн рублей процентов (к ранее уже выплаченным 419 млн рублей). Выходит, что «тело» доли суд оценил в 870 млн рублей. Да, это меньше, чем хотел Хаким, но после оглашения решения суда авиатор охарактеризовал его как «торжество справедливости».
Однако позже это, казалось бы, соломоново решение арбитража Татарстана не понравилось ни одной из сторон. В канун Нового года (27 декабря 2024 года) первым жалобу подал Хаким. Авиатор тогда объяснил свой шаг тем, что до последнего надеялся прийти к консенсусу в переговорах с ТАИФом, но результат оказался прямо противоположным. Позднее апелляционное заявление на декабрьское решение поступило в арбитражный суд уже от «Тулпар Эйр». Представители авиакомпании, напомним, в суде настаивали на стоимости доли Хакима всего в 435 млн рублей.
А что сейчас? На фоне заключения мирового соглашения в рамках дела о банкротстве обе стороны отказались не только от апелляционных жалоб, а вовсе от первоначальных требований. Т. е. то самое решение о взыскании в пользу Хакима чуть более полумиллиарда рублей теперь полностью «обнулено». Судебный акт отменен Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом (город Самара) по желанию авиатора.
Также Хакимом была совершена попытка оспорить введение процедуры наблюдения в отношении «Тулпар Эйр», поскольку он считал, что все долги созданы искусственно и бо́льшая часть компаний-кредиторов — подконтрольные ТАИФу компании. Но и это заявление он отозвал, суд второй инстанции прекратил рассмотрение апелляционной жалобы от 17 июня 2025 года.
***
Стороны отказались от комментариев в связи с режимом конфиденциальности мирового соглашения. С учетом того, что конечный результат произошел полностью в логике ТАИФа, а Азат Хаким ничего не добился ни на йоту от первоначальных условий выхода из совместного бизнеса (и которыми он было категорически недоволен), остается только догадываться, какой «болевой прием» был применен в рамках юридических и экономических околосудебных воздействий, раз последний согласился на публичное молчание. Оно как раз и было ему невыгодным…
Однако наши источники говорят, что Хаким завершил борьбу, поскольку «разочаровался в судебной системе». Судя по статусам в соцсетях, набираться новых сил после утомительного судебного процесса авиатор отправился на Алтай, который славится своими мараловыми ваннами (поклонником которых, как говорят, является авиатор-бизнесмен). Любопытно, что ТАИФ, судя по информации от наших спикеров, якобы был готов бороться до конца — банкротить «Тулпар Эйр» со всеми вытекающими. В том числе репутационными издержками, которых в конечном итоге стороны в сухом остатке и получили. А могли бы просто договориться на берегу и не бить горшки…
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 5
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.