1. Пока культурный Татарстан ждет в стенах нового здания театра им. Камала громких премьер, которые произведут фурор в масштабах страны и не только, «ледяная глыба» продолжает принимать крупные федеральные мероприятия. Но на этот раз событие непосредственно касалось театра — впервые за пределами Москвы состоялось вручение национальной премии «Золотая маска». Впрочем, узнаваемые российские актеры и режиссеры в кулуарах замечены практически не были. Во-первых, в номинантах сплошь региональные театры. Во-вторых, все это следствие недавних реформ «Золотой маски», за нее теперь отвечает СТД РФ, а не независимая дирекция, которая при всех недостатках существовавшей системы все же была ближе к реальному процессу. Поэтому, пока театралы обсуждают «Холопов» Андрея Могучего в БДТ или «Собачье сердце» Антона Федорова в МТЮЗе, за «Маску» сражаются театры из Владимира и Стерлитамака.

  2. Впрочем, гостей церемонии, кажется, это мало волновало. Они начали собираться еще за час до начала мероприятия. Разглядывая национальные орнаменты на стенах холла, участники оживленно беседовали и наслаждались светским раутом.

  3. Мужчины, как полагается, были в смокингах… Импозантной внешностью выделялся Вячеслав Стародубцев (справа) — главный режиссер Новосибирского театра оперы и балета, кстати, близкий родственник покойного члена ГКЧП Василия Стародубцева.

  4. Дамы тоже были в black tie.

  5. Вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов пришел на вечер с супругой Ольгой. «Мы очень любим театр. К сожалению, не всегда часто удастся выбираться, но стараемся на знаковых мероприятиях быть. Большая честь оказана и „Маске“, и республике тем, что сегодня это событие проходит в таком замечательном и феноменальном театре, которому вполне может позавидовать и самый необычный в мире театр в Сиднее», — признался он в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

  6. Своим присутствием украсила вечер и соучредитель фонда поддержки современного искусства «Живой город» Диана Сафарова — дочь руководителя аппарата раиса РТ Асгата Сафарова. И в целом отсутствие федеральных VIP’ов компенсировали татарстанские деятели культуры.

  7. Неожиданным гостем стал народный артист РТ Раиль Садриев, который с мая прошлого года находится под уголовным преследованием по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями. По его словам, дело передано в суд, с него сняли ограничения, по которым ему нельзя было покидать место жительства по ночам. Но посещать родной Буинский драмтеатр, где он был директором и худруком, пока не может. Интересно, что Садриев в один момент успел пообщаться с худруком КАРБДТ им. Качалова Александром Славутским, единственным из руководителей татарстанских театров, не подписавших в свое время письмо в поддержку коллеги.

  8. «Настоящий храм искусства!» — так «ледяной цветок» охарактеризовала министр культуры Башкортостана Амина Шафикова (на фото слева). Гостья отметила, что театральные коллективы соседних республик очень дружны, и пожелала удачи новому пространству, после чего с воодушевлением поделилась успехами родного Башкортостана, чьи театры прошли на 17 номинаций. «Впервые в истории такое количество. Мы очень волнуемся, конечно, очень надеемся, что сегодня что-то получим», — поделилась министр в разговоре с нашим изданием.

  9. «То, что мы находимся в Казани, еще раз подчеркивает общенациональный характер нашей премии. Нам уже поступают предложения от других регионов (на сегодняшний день предложения поступили от четырех регионов), чтобы провести премию у них. Это непростое дело — привезти такое количество номинантов», — поделился с журналистами глава СТД РФ Владимир Машков.

  10. «Для нас это очень большие возможности продемонстрировать свою культуру, готовность принимать события самого разного уровня. Но я считаю, что самая большая ценность даже не для региона, а для всей страны. Это лишнее доказательство того, что наша культура и наше культурное пространство едины и не делятся по принципу столичных регионов и региональных практик», — говорила министр культуры республики Ирада Аюпова.

  11. На церемонию глава Татарстана Рустам Минниханов пришел с супругой Гульсиной Ахатовной.

  12. Мэр Казани Ильсур Метшин: «Более 10 лет назад, когда под руководством Рустама Нургалиевича мы рассматривали Стратегию устойчивого развития Казани до 2030 года, я выступал с инициативой о развитии города как постиндустриальной столицы, где наряду с промышленным потенциалом СИБУРа и КАПО имени Горбунова появляются новые элементы креативной индустрии. Моя мечта — чтобы у нас активно развивались креативные индустрии... Это совершенно новый виток в развитии города, и для такого есть все необходимые условия. Я надеюсь, что „Золотая маска“ в том числе подтолкнет и даст красивые волны тому, что креативный кластер станет расти, в Казани будет больше желающих творить, удивлять и креативить. Если ранее у нас наблюдался спортивный крен на международные события (Универсиада-2013, чемпионат мира по футболу – 2018 и так далее) и такие серьезные политические события, как саммит БРИКС, то в культуре „Золотая маска“ в звездопаде проходящих в столице Татарстана событий — это яркая и красивая звезда».

  13. Наконец, прозвенел третий звонок, и гости, немного плутая по пространству Камаловского, направились в большой зал. Церемония началась с концертной программы, которой организаторы «Маски» традиционно украсили награждение.

  14. Рустам Нургалиевич поприветствовал гостей на татарском языке и поблагодарил президента фестиваля за оказанное доверие. Машков следом напомнил, что «Золотая маска» впервые проходит за пределами столицы, «в новейшем театре, хотя и с богатейшей историей», и в ответ выразил признательность за поддержку. «Без вас мы бы не смогли совершить вот такое путешествие. Еще хочу поблагодарить всех, кто приехал в это непростое время, кто добрался. И хочу поблагодарить ребят, защитников нашей Родины, которые нас оберегают и дают возможность нам заниматься любимым делом», — заметил народный артист России.

  15. А вот и сама госпожа «Золотая маска».

  16. Лучшим драматическим спектаклем XXXI национальной театральной премии в большой форме стали «Черные доски» Владимирского областного драмтеатра, а его режиссер Владимир Кузнецов также забрал персональную награду. Правда, найти какую-то развернутую рецензию на спектакль в интернете оказалось делом непростым. Впрочем, известно, что создан он по произведениям писателя Владимира Солоухина, уроженца этих мест, и приурочен к его 100-летию.

  17. А первенство среди постановок в малой форме — у драмы «Любой ценой» Свердловского драмтеатра.

  18. Премия, вопреки обычаю растягивать торжественную часть, шла динамично. Для соблюдения регламента даже придумали персонажа в костюме песочных часов, который демонстративно выбегал на сцену с тикающим звуком, если кто-то слишком долго держал слово. А клоуны Так себе комик, Тот еще трагик и Очаровательный злодей отыгрывали микросценки задорно и живо, не скупившись на актуальные шутки. «Сам решу. Я сам решу-у-у», — лукаво протянул артист с отсылкой на завирусившуюся фразу сына главной свахи страны Розы Сябитовой Дениса Сябитова.

  19. Театрализованные номера, дополненные спецэффектами, добавляли церемонии особого шарма. Со сцены звучала каватина Фигаро из оперы «Севильский цирюльник», артисты кружились на воздушных полотнах, а на мультимедийном экране фигура девушки в знаменитой маске пыталась выбраться к зрителям.

  20. «Слушайте, ну это невероятно! Получить приз за лучшую женскую роль, сыграв мужскую роль!» — смеялась актриса челябинского молодежного театра Ольга Теплякова, которая в спектакле «Петербургские повести» сыграла… Акакия Акакиевича Башмачкина.

  21. Главной интригой для татарстанских зрителей была номинация на лучшую мужскую роль, поскольку на нее претендовал единственный номинант от республики — актер КАРБДТ им. Качалова Илья Славутский с ролью Клавдия в «Гамлете», однако ее получил Юрий Малашин из Удмуртии за роль в спектакле «Папа».

  22. Но без наград татарский театр все равно не оставили — председатель жюри режиссер Александр Коручеков вручил Славутскому спецприз от жюри за яркое исполнение роли Клавдия. Выйдя на сцену, актер «подарил» награду всему коллективу Качаловского, ссылаясь на то, что театр — коллективное искусство. «Это приз моей замечательной семье (в прямом смысле) и моей большой театральной семье. Но я думаю, что самая главная наша награда в том, что мы имеем возможность заниматься любимым делом каждый день. За это спасибо нашей стране, нашему государству, нашей великой многонациональной России. Давайте мы будем делать свое дело хорошо — хорошо играть свои роли и продолжать ставить замечательные спектакли», — объявил он.

  23. Кроме того, можно было порадоваться за соседний Башкортостан. Опера «В ночь лунного затмения» Башкирского академического театра оперы и балета была удостоена «Маски» сразу в пяти номинациях: лучшая работа дирижера (Валерий Платонов), лучшая мужская роль (Василий Ефимов), лучшая женская роль (Любовь Буторина), лучшая работа художника-постановщика и художника по костюмам (Екатерина Малинина). А Сергея Бикбулатова признали лучшим в балете («Рахманинов. Симфония длиною в жизнь»). Также ранее спецпремию «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства» получил артист театра кукол Айрат Ахметшин. Всего башкирские театралы увезли к себе 6 «Масок».

  24. Экстравагантная Буторина, кажется, уже не сомневалась, что станет лауреатом премии. И впрямь имя актрисы Башкирского театра оперы и балета прозвучало в номинации «Лучшая женская роль в опере», и конкурентов у нее не оказалось. Честно говоря, удивительно, что «Маска» на всю страну обнаружила только одного претендента на премию. «То, что я номинирована, — это уже здорово… И я счастлива, что попала в последний вагон», — прокомментировала она в беседе в «БИЗНЕС Online» до начала церемонии, имея в виду изменения правил «Маски» в будущем году.

  25. Дело в том, что по итогам следующего театрального сезона «Маска» будет присуждаться только спектаклю, а персональным номинациям — «финита ля комедия». Получается, для многих в этом году действительно был последний шанс получить заветную награду лично.

  26. Сергей Коробков из Воркутинского драматического театра им. Мордвинова, победивший в номинации «Лучшая работа драматурга», оказался известным столичным театроведом, одним из «придворных» критиков театра им. Джалиля, регулярно приезжающих в Казань. Чтобы получить «Маску» как драматургу, ему пришлось «забраться» далеко на север. Кстати, Коробков решил проложить мостик к новому формату премии. «Дайте сделать великий почин, который объявлен с будущего года, и отдать эту награду Воркутинскому драматическому театра имени Мордвинова и его директору Елене Пекарь, которая сказала, что надо поставить спектакль в память об артистах 1943 года Воркутлага (Воркутинский исправительно-трудовой лагерьприм. ред.), которые под конвоем ходили репетировать „Сильву“ [Имре] Кальмана», — торжественно объявил со сцены оратор.

  27. В некоторых номинациях жюри решило не присуждать премии. Так, например, не оказалось лучшего спектакля в категориях «Современный танец» и «Эксперимент».

  28. В основном лауреаты со сцены обращались к своему театральному коллективу и руководителям, но нашлись и те, кто отдал дань уважения хозяевам нынешней церемонии, поблагодарив Татарстан за организацию события. Обладательница премии за лучшую женскую роль в балете Мария Кузьмина из Якутска даже сказала «бик зур рәхмәт» после своей речи.

  29. А вот спецпремия президента фестиваля «За мужество и преданность профессии!» ушла Хабаровскому музыкальному театру. Дело в том, что в октябре прошлого года в учреждении случился пожар. «Во время ремонтных работ полностью сгорела главная сцена города, на которой шла подготовка к 100-летнему юбилею. Артисты оказались перед сложным выбором — пойти работать в другие коллективы или остаться верным своему театру. И они сделали свой выбор — не сдались и продолжили работать, сохраняя душу и единство коллектива», — отметил Машков.

  30. Так завершилась официальная часть церемонии.

  31. А после начался банкет, где шампанское лилось рекой и на десерт подавали чак-чак. На вечеринку пришел и Машков, который поздравил лауреатов, и все дружно подняли бокалы и угощались кыстыбыем с лососем. «Как-то так теперь. Наверное, приятно тем, кто получил, но в целом, надо признать, все дальше от реального процесса», — подвел итоги церемонии один из анонимных театральных телеграм-каналов.