Днем состоялось годовое собрание акционеров КАМАЗа, причем впервые за пять лет в очном формате Днем состоялось годовое собрание акционеров КАМАЗа, причем впервые за пять лет в очном формате

Дивидендов не ждем?

Днем прошло годовое собрание акционеров КАМАЗа, причем впервые за пять лет в очном формате. На собрании в театре «Мастеровые» утвердили годовой отчет за 2024 год, устав в новой редакции и другие документы, состав совета директоров. Ожидаемо было предложено не платить финальные дивиденды за прошлый год. В конце мая такую рекомендацию дал совет директоров.

«В связи с отсутствием чистой прибыли ПАО „КАМАЗ“ по результатам деятельности за 2024 год распределение прибыли не производить, дивиденды по акциям ПАО „КАМАЗ“ за 2024 год не выплачивать», — сказано в проекте решения совета директоров. Результаты голосования опубликуют позже, но это скорее формальность, интриги нет.

Напомним, в прошлом году КАМАЗ выплатил акционерам 3,2 млрд рублей в виде дивидендов за 2023 год, владельцы бумаг получили 4,49 рубля на акцию. Но если в 2023-м компания получила прибыль в размере 11,9 млрд рублей, то 2024-й закончила с убытком по РСБУ в 3,3 миллиарда. Чистая прибыль по МСФО за прошлый год упала в 28 раз до 731 млн рублей. В обращении к акционерам сегодня Чемезов описал прошлый год для завода как «непростой», но подчеркнул, что компания «справилась с рисками».

Въехал в миллиардные долги: за счет чего КАМАЗ «потерял» всю свою прибыль

Также рассмотрели вопрос о вознаграждении за работу в совете директоров. По словам источника «БИЗНЕС Online», его получат только три независимых члена совета директоров. Все остальные либо отказались от выплат, либо не могут получить их в соответствии со статусом госслужащего. «Деньги получили только те, для кого это основной источник дохода. Остальные без выплат, поскольку прибыли нет», — пояснил наш собеседник. Прессу на собрание акционеров не пригласили, но скрывать было нечего: приехавшие в Челны гости сегодня рассказывали скорее об успехах и достижениях, чем о вызовах.

За год компания продала больше 47 тыс. машин, выручка составила 394 млрд рублей, плюс 6% к 2023 году За год компания продала больше 47 тыс. машин, выручка составила 394 млрд рублей, плюс 6% к 2023 году

Чемезов и Минниханов хвалили, а Когогин задумал в Челнах профильный лицей

КАМАЗ по итогам года остался главным игроком на российском рынке грузовиков, а машины нового поколения К5 выпускаются на «новой санкционно устойчивой компонентной базе», заметил в своей речи для акционеров генеральный директор «Ростеха» Сергей Чемезов. Один из приоритетов для компании — наращивать производство К5 и расширять модельный ряд, сказал глава «Ростеха». Он также обратил внимание на «большие успехи» завода на российском рынке пассажирского транспорта. Доля завода в электробусах в прошлом году составила 63%. Кстати, с высокой долей вероятности, КАМАЗ скоро получит новый мегаконтракт от Москвы на поставку 700 автобусов за 53 млрд рублей.

Шеф завода Сергей Когогин на собрании отметил, что в 2024 году завод вывел на рынок седельный тягач для региональных перевозок, по свой инициативе и в краткие сроки разработал спецавтомобили с защищенными кабинами для нужд минобороны, а существующие оснастил средствами радиоэлектронного подавления и тепловизионными системами вождения. Упомянул он и о развитии «дочки» Natcar, которая занимается коммерческими перевозками на тягачах «КАМАЗ». В ее парке 785 машин К5, из которых 18 беспилотные, до конца года и в начале следующего «приедут» еще 600 автомобилей на сжиженном природном газе. У компании уже больше 500 клиентов, подчеркнул гендиректор компании.

За год компания продала больше 47 тыс. машин, выручка составила 394 млрд рублей, плюс 6% к 2023 году. Но на доходность компании повлияла жесткая политика ЦБ, обслуживать кредитный портфель стало дороже, пояснил Когогин. В «социальной» части речи гендиректор отметил, что КАМАЗу удалось «изменить тренд по текучести». «В прошлом году этот показатель составил всего 9,1 процента, что на 2,5 процентных пункта ниже показателя прошлого года и существенно ниже отраслевых бенчмарков», — отметил докладчик.

Еще Когогин, по нашим данным, попросил Минниханова передать школу «Центр образования №16» в Челнах в ведение КФУ. Почему? Вместе с университетом компания занимается проектом передовой инженерной школы «КиберАвтоТех». Теперь КАМАЗ планирует создать единую систему подготовки кадров по модели «школа – университет и ПИШ – завод», и ее частью должна стать челнинская школа. Мэр Челнов и ректор КФУ идею поддерживают.

Сам же Минниханов напомнил, что в 2026 году предстоит на федеральном уровне отметить 400-летие города Набережные Челны и 50-летие со дня выпуска первого автомобиля «КАМАЗ». Готов план, направленный на создание комфортных условий для жителей города и работников завода. План юбилея надо дополнить «знаковыми проектами», привлечь для них федеральное финансирование, отметил Минниханов. Как выяснилось, тема затрагивалась на первом заседании оргкомитета праздника, которое в мае провел в Челнах первый вице-премьер РФ Денис Мантуров. Сегодня же раис РТ с трибуны поручил кабмину республики, мэрии города и руководству КАМАЗа проработать вопрос с федеральным центром, чтобы в общем плане появились «мероприятия», которые хотела бы видеть там республика. «Сергей Викторович, без вашей поддержки не обойдется. Придется включать и ваши возможности в данном вопросе!» — посмотрел Минниханов на сидевшего в президиуме Чемезова.

КАМАЗу нужно восстановить свою долю на рынке крупнотоннажных грузовых автомобилей, «активнее включаться в работу», также подчеркнул раис республики.

После собрания акционеров делегация проследовала в визит-центр КАМАЗа После собрания акционеров делегация проследовала в визит-центр КАМАЗа

Делегацию встретил военный «Напарник»

После собрания акционеров делегация проследовала в визит-центр КАМАЗа. Благо идти недалеко, он расположился прямо напротив генеральной дирекции автогиганта. Здание представляет собой большой серо-черный куб с панорамными окнами. Визит-центр хотели представить еще 13 декабря прошлого года к 55-летию со дня основания компании, но сроки постоянно сдвигались вправо. Думали открыть в апреле, но в итоге решили довести объект до идеала и пригласить первых гостей в июне.

Как объяснил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев, вскоре знакомство с заводом будет начинаться именно с визит-центра. В рамках профориентации все экскурсии проводятся бесплатно, но для обычных посетителей посещение платное. Стоимость билета заводу еще предстоит обсудить с «Ростехом». «Но цены будут доступными. Сейчас экскурсия на завод начинается от 600 рублей», — заметил он.

Как объяснил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев, вскоре знакомство с заводом будет начинаться именно с визит-центра Как объяснил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы КАМАЗа Олег Афанасьев, вскоре знакомство с заводом будет начинаться именно с визит-центра

Делегацию во главе с Чемезовым, Миннихановым и Когогиным с собрания акционеров встретил директор визит-центра Эрик Хайруллин, в прошлом пресс-атташе «КАМАЗ-Мастера». Сразу же при входе в здание им показали зону временных экспозиций. Сейчас там разместили автомобиль, который военные называют «Напарник», машину «Ремдизеля». Завтра экспонат покажут на праздновании Дня молодежи в Челнах, такой же представят и в Казани.

«Очень важно, что все агрегаты в этом автомобиле российского производства. „Ремдизель“ завершил программу импортозамещения, и сейчас все „Ахматы“, „Тайфуны“, „Титаны“, „Фениксы“ имеют серийные компоненты бренда „КАМАЗ“», — сказала «экскурсовод». Пока шел рассказ, Минниханов присел и посмотрел, что находится под «Напарником», техническую начинку.

«Весь модельный ряд испытывается в горных районах на высоте 4,5 тысячи метров в температурных режимах минус 50 и плюс 50 градусов Цельсия», — вещала девушка. Раис республики в это время увлеченно что-то показывал рукой Чемезову. С 2022 года производственные площади «Ремдизеля» увеличились вдвое, а объем производства увеличился в 10 раз. В 1,5 раза увеличился коллектив завода, отметила куратор.

На втором этаже гостей ждали интерактивные выставки. Экспонаты есть возможность посмотреть без экскурсовода! Например, на одной из инсталляций можно увидеть, из чего состоит «КАМАЗ», узнать его технические характеристики, систему работы, изучить кабину автомобиля На втором этаже гостей ждали интерактивные выставки. Экспонаты есть возможность посмотреть без экскурсовода! Например, на одной из инсталляций можно увидеть, из чего состоит «КАМАЗ», узнать его технические характеристики, систему работы, изучить кабину автомобиля

Продолжением визит-центра станет парк-музей имени Льва Васильева

Далее делегации показали основную экспозицию визит-центра. Здесь в том числе самый первый КАМАЗ и 2-миллионный грузовик, на котором фломастером оставил автограф президент России Владимир Путин. С подписью первого человека страны в визит-центре стоит даже два грузовика. На втором, модели «КАМАЗ-54901», он расписался в 2019 году, в год 50-летия КАМАЗа.

А на втором этаже гостей ждали интерактивные выставки. Экспонаты можно посмотреть без экскурсовода! Например, на одной из инсталляций есть возможность увидеть, из чего состоит «КАМАЗ», узнать его технические характеристики, систему работы, изучить кабину автомобиля.

В визит-центре есть блок инсталляций о руководителях автогиганта. Отдельная стена выделена для Когогина. Под его руководством было разработано три поколения грузовиков, рассказала ведущий специалист по промышленному туризму КАМАЗа Анна Чиркина. В центре зала выставлены награды и ордена компании. Один из них — орден Ленина, которым КАМАЗ был награжден за трудовые достижения. В визит-центре также есть конференц-зал и магазин брендированных товаров.

Визит-центр будет назван именем первого гендиректора завода Льва Васильева Визит-центр будет назван именем первого гендиректора завода Льва Васильева

Визит-центр будет назван именем первого гендиректора завода Льва Васильева. А продолжением проекта станет парк. Схему благоустройства тоже показали сегодня. «Мы хотим сделать это место отправной точкой туристических маршрутов», — добавила Чиркина.

В парке-музее будет три акцентных места: сам визит-центр, малая архитектурная форма «куб» с историей КАМАЗа и арт-объект «Дружная тройка» — световые инсталляции, которые символизируют единение России, Татарстана и КАМАЗа.

Сергей Чемезов: «По сути такой центр — это витрина любого предприятия» Сергей Чемезов: «По сути, такой центр — это витрина любого предприятия»

«Недавно большинство молодежи шло учиться на экономистов, юристов. У нас их столько наплодилось! А инженеров-то фактически нет!»

Первым взял слово Чемезов, который напутствовал камазовцев и всех присутствующих на протяжении пяти минут. «Я рад присутствовать здесь, на открытии визит-центра нашего родного КАМАЗа, — начал он свою речь генеральный директор „Ростеха“. — Я не ошибся. Я сказал „родного“, потому что для нас КАМАЗ давно стал родным. Уже многие годы мы являемся акционерами и работаем совместно с коллективом КАМАЗа».

Вообще же создание такого визит-центра — это «хорошая идея», отметил он. Этот опыт нужно транслировать и на другие крупные предприятия, чтобы популяризировать профессию инженера, конструктора. «По сути, такой центр — это витрина любого предприятия. Сюда придешь, и можно увидеть, как производится автомобиль или какая-то техника. В частности, здесь, на КАМАЗе, это прежде всего автомобиль», — рассуждал гость. По имеющимся макетам завода можно оценить и весь масштаб предприятия.

Другая практичная и немаловажная функция визит-центра — промышленный туризм, подчеркнул Чемезов. Идея развивать такое направление возникла уже достаточно давно, признался он. «Мы стараемся провести подобные мероприятия на всех наших предприятиях крупных, с тем чтобы максимально познакомить наших людей и прежде всего молодежь с нашим производством». И такие центры помогут заинтересовать молодое поколение инженерными профессиями, сделал вывод Чемезов.

И самим «Ростехом» ведется «большая работа» по профориентации, рассказал присутствующим глава госкорпорации. Гендиректор корпорации вспомнил, как на одном из заседаний Госсовета РФ предложил объявить Год инженера, поскольку важно максимально рассказать об этой профессии. «Потому что еще совсем недавно большинство молодежи шло учиться на экономистов, юристов. У нас их столько наплодилось! А инженеров-то фактически нет!» — констатировал гость. И предприятия сейчас сталкиваются с проблемой в подборе кадров. К примеру, у корпораций «Ростеха» до 2028-го возникает потребность в 130 тыс. специалистов и 30 тыс. инженеров. «А взять-то их особо негде», — признал Чемезов.

Рустам Минниханов: «Люди, которые сегодня производят автомобили, двигатели, — это уникальные специальности! Мы должны мотивировать наших школьников, чтобы они выбирали точные науки» Рустам Минниханов: «Люди, которые сегодня производят автомобили, двигатели, — это уникальные специальности! Мы должны мотивировать наших школьников, чтобы они выбирали точные науки»

«Нам нужно всем вместе благодаря подобным центрам привлекать молодежь в наши промышленные вузы, в инженерные вузы. Поэтому то, что вы создали такой центр, — это здорово! Я желаю вам удачи, успехов, развиваться как можно шире. Может быть, на улице какие-то экспонаты поставить побольше. Молодежь пойдет с большим удовольствием», — наставлял федеральный гость и в заключение призвал совместными усилиями сделать так, чтобы как можно больше школьников для сдачи ЕГЭ выбрали инженерные предметы.

За ним слово взял Минниханов, который похвалил содержательное наполнение визит-центра. Он также добавил, что люди, которые сейчас производят автомобили и двигатели, уникальны. «Сергей Викторович правильно сказал — мы должны поднимать престиж рабочей профессии. Люди, которые сегодня производят автомобили, двигатели, — это уникальные специальности! Мы должны мотивировать наших школьников, чтобы они выбирали точные науки», — сказал раис РТ.

Сергей Когогин: «Мы очень хотели сделать такой объект. Потому что любой город, где мы работаем, должен иметь частичку КАМАЗа» Сергей Когогин: «Мы очень хотели сделать такой объект. Потому что любой город, где мы работаем, должен иметь частичку КАМАЗа»

Когогин выступил последним и был краток. «Мы очень хотели сделать такой объект. Потому что любой город, где мы работаем, должен иметь частичку КАМАЗа. Набережные Челны для нас — особый город, здесь расположена наша штаб-квартира. Город связан с нашим именем. Как Наиль Гамбарович говорит: „КАМАЗ — это город! Город — это КАМАЗ“», — сказал гендиректор завода. Стоявший рядом на сцене мэр Челнов Наиль Магдеев довольно улыбнулся.