«Сегодня у нас непаханое поле работы с обществом, где нужна искренняя мотивация, заинтересованность в помощи человеку, и вполне себе светская реализация. Мусульман много, но зачастую мы заняты носками, бородами, обсуждением каких-то средневековых богословских дискуссий, которые не имеют ничего общего с реальностью. В этом ключе социальное служение, конечно, приземляет нас. Оно показывает нам наше место как мусульман в этом мире — чего ты стоишь, какая от тебя польза окружающему миру», — говорит председатель Совета общенационального фонда «Ярдам-Помощь» Илдар Баязитов. О развитии ислама в России, социальном служении вне зависимости от религиозных воззрений и почему светское государство — отличная среда для верующего — в нашем интервью.
Илдар Баязитов: «Важно ценить, что даровал нам Всевышний Аллах, и работать над совершенствованием своих душевных качеств»
«Все начинается именно с социального служения»
— Илдар хазрат, весна 2025 года выдалась богатой на мусульманские события: священной месяц Рамадан, великий праздник Курбан-байрам. И одно из главных экономических событий в мусульманском мире — международный экономический форум «Россия – Исламский мир». В связи с этим вопрос: каким вы видите развитие ислама в России?
— Отвечать на такого рода вопросы, конечно, нужно не мне, а нашим признанным уммой и обществом муфтиям. Я лишь могу выдвинуть ряд идей, которые мне видны, исходя из моей 20-летней практики имама, общественного деятеля.
Давайте оговоримся сразу: развитие ислама в России — это ни в коем случае не исламизация окружающего пространства. Для меня развитие ислама в России — это развитие качества мусульман. Наш достопочтимый пророк Мухаммад (мир ему) говорил по этому поводу: «Вас будет много, но вы будете подобны морской пене, которая плывет по течению». Не хочу быть пессимистом, но некоторые аналогии вполне уместны сегодня.
В целом я убежден, что все начинается именно с социального служения. Это именно та сфера, выправив которую, мы можем получить стратегический результат на долгие годы вперед.
«Именно ориентация на социальное служение во многом могла бы стать драйвером развития уммы»
— То есть необходимо повсеместно открывать благотворительные фонды при мечетях?
— Речь абсолютно не про это. Более того, я, как советник муфтия Республики Татарстан по социальной политике, уверен: нельзя всю деятельность религиозных организаций сужать лишь только до благотворительности — это невозможно и не нужно. Вот только на примере нашего муфтията могу подчеркнуть: издаются современные тафсиры, работает телевидение, федеральные медиа порталы, образование — от порога мечети до академии! Поддерживать и развивать нужно все. Но ведь на все это нужны средства. Так вот, именно ориентация на социальное служение во многом могла бы стать драйвером развития уммы.
— Вы говорите о вакфе?
— Всевышний Аллах ничего не упустил в нашей религии. Вакф, закят и иные формы материальной поддержки являются инструментами. Но что толку, если мы не понимаем их сути? В одном только закяте море глубинных смыслов. Во-первых, приближение к Аллаху, очищение своего имущества, восстановление прав неимущих и тому подобное. А вакф — так это и вовсе та самая «нефтяная вышка» ажр-саваба, переоценить которую верующему едва ли возможно.
— Но ведь информации об этом достаточно в интернете. Все это известно и не особо влияет на мусульман.
— Информации на самом деле более чем достаточно. И вы правы в том, что это не более чем лишь только информация. Но мы же должны показать, как эти заповеди Всевышнего работают на практике — и они работают так же четко, как восходит солнце по утрам. Пост в интернете не более чем набор знаков, прочитав которые, человек не может почувствовать полного спектра эмоций, ощущений бараката жертвующего на пути Аллаха. И создавать условия для этого — одна из целей социального служения.
Важно отметить, что социальное служение — это не игра в одни ворота. Здесь выигрывают все — как благотворитель, так и благополучатель. За мои 20 лет работы сколько было историй, когда бизнесмен на грани краха отдавал последние средства садака, а через какое-то время восстает как птица Феникс из своих проблем.
«Социальное служение показывает нам наше место как мусульман в этом мире — чего ты стоишь, какая от тебя польза окружающему миру. Я думаю, это серьезный вопрос для каждого из нас лично»
«Сегодня у нас непаханое поле работы с обществом»
— И все же хотелось уточнить: развитие социального служения — это развитие благотворительности при мечетях?
— Все не могут этим заниматься в силу естественных причин. Кто-то ученый, кто-то оратор, кто-то менеджер-организатор. Все как один не могут заниматься социальным служением. Но осознание важности этого направления деятельности, понимание его должно быть у всех.
Ну вот та же мечеть, имамы поймут. Самая большая боль — закрыть «коммуналку», ремонт, текущие хозяйственные вопросы. Или же, например, преподаватели медресе — не самая, знаете ли, высокооплачиваемая работа. О каком качестве религиозного обучения мы можем говорить, что требовать от религиозных деятелей, которые финансируются по остаточному принципу?
— То есть речь о внутриконфессиональных проблемах?
— Абсолютно нет. Формат нерелигиозного благотворительного фонда позволяет мне предположить, что социальное служение мусульман сегодня — это уже даже не прозелитизм (или дагват, призыв к исламу), это скорее преодоление стереотипов. Да-да, тех самых о религиозном терроризме. Особенно сегодня, когда наша Отчизна нуждается в совместном преодолении этих общественно социальных и геополитических вызовов.
Сегодня у нас непаханое поле работы с обществом, где нужна искренняя мотивация, заинтересованность в помощи человеку и вполне себе светская реализация: помощь семьям СВО, одиноким старикам, сиротам, работа с молодежью, патриотическое воспитание. Даже та же экология: востребовано все. Мусульман много, но зачастую мы заняты носками, бородами, обсуждением каких-то средневековых богословских дискуссий, которые не имеют ничего общего с реальностью. В этом ключе социальное служение, конечно, приземляет нас. Оно показывает нам наше место как мусульман в этом мире — чего ты стоишь, какая от тебя польза окружающему миру. Я думаю, это серьезный вопрос для каждого из нас лично.
«В нашем фонде мы это видим едва ли не каждый день — приходят волонтеры и помогают безвозмездно вне зависимости от их религиозных воззрений»
Современному мусульманину в России я бы пожелал адекватности
— В ваших словах проскакивает некий намек на идеологию…
— Нам не нужно ничего придумывать — все уже давно известно. Вот, к примеру, все тот же вопрос об объединении уммы. Давайте будем реалистами и понимать, что абсолютное единение — это утопия. Но все-таки найти общие точки соприкосновения вполне возможно, если сотрудничать в благих делах. Едва ли не в каждой суре Корана Всевышний или призывает, или упоминает о важности благих деяний. И потом — общее благое дело, каким бы оно ни было, даже стирает межконфессиональные границы. В нашем фонде мы это видим едва ли не каждый день — приходят волонтеры и помогают безвозмездно вне зависимости от их религиозных воззрений. Если стремление к добру есть у человека, который не установил связь со своим Творцом, то почему мы, как мусульмане, не можем взять это для себя в качестве объединяющего фактора?
И все же, говоря об идеологии, немного расширяя термин социального служения с точки зрения имамов, руководителей приходов, я бы сюда также добавил некоторой доли клиентоориентированности, если можно так сказать. Даже если взять владельцев предприятий. Молва о них среди простых людей складывается не из финансовых показателей их бизнеса, а из отношения к людям. Из степени заботы о сотрудниках своей компании, предприятия. Более чуткая ориентированность наших имамов на нужды и чаяния простых верующих, конечно, могли бы значительно повысить степень развития ислама в нашей стране.
Больше заботы вовлеченности в дела верующих. Вот что их беспокоит. В качество образования. Качество проповедей. В удобства мечетей. Поделюсь личным лайфхаком: разбитый на территории фонда «Ярдам-Помощь» цветочный сад притягивает множество не только мусульман, но и обычных прохожих. Люди заходят, делают селфи, просто отдыхают. Это тоже форма взаимодействия с людьми: преображать окружающую среду.
Важно понимать, что недовольные всегда будут — это норма. Необходимо работать над снижением их числа. А для этого создавать все больше сфер как теоретической, так и практической реализации потенциала верующих.
«Результатом правильного понимания ислама, правильной «акыды», если хотите, является неминуемое преображение окружающего мира. Пусть хотя бы в чем-то одном — чистом подъезде, помощи бабушке или улыбке близким»
— Но ведь многие ориентируются на иностранных проповедников, фактически избирая их себе в имамы — наставники…
— Знаете, у меня, как имама в Казани, девушка, идущая по улице в черном никабе, вызывает опасение. Я понимаю, на чем основывается ее такой внешний вид, но это как минимум неуместно, как максимум может привести к неприятным ситуациям. Это я к чему — многие из нас играют в ислам. Они превратили его в ристалище своих амбиций, иллюзий. Это не здоровая история. Кто виноват? Может быть, мы — что не донесли до нее адекватный ислам, может быть, ее психологические особенности. Конечно же, есть мусульмане, ориентирующиеся на каких-то иностранных шейхов. Но, уверяю вас, их далеко не большинство. Как правило это люди с протестной жизненной позицией, и ислам — одна из форм их противодействия окружающему миру.
Современному мусульманину в России я бы пожелал адекватности. Так как именно светское государство — отличная среда для верующего, потому что здесь нет лицемерия. Хочешь — иди в мечеть или храм, хочешь — в ночной клуб, дело твое. Поэтому важно ценить, что даровал нам Всевышний Аллах, и работать над совершенствованием своих душевных качеств. Ведь результатом правильного понимания ислама, правильной «акыды», если хотите, является неминуемое преображение окружающего мира. Пусть хотя бы в чем-то одном — чистом подъезде, помощи бабушке или улыбке близким.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.