Сергей Насекин: «Что касается концепции, она задумана как кино, это будет такой „киномузей“» Сергей Насекин: «Что касается концепции, она задумана как кино, это будет такой «киномузей» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы собираемся восстановить музыкальные проигрыватели, которые принадлежали Васильеву»

— Сергей, расскажите подробнее о концепции мемориального музея Константина Васильева, которую разработала ваша студия. Каким будет дом художника после реновации?

— Проектом мы начали заниматься в феврале прошлого года, а закончили в июле. Я очень погрузился в творчество, в жизнь Константина Алексеевича Васильева. Даже ездил в Москву, в музей славянской культуры его имени, где пообщался с основателем музея Анатолием Дорониным. Проникся дружбой художника и его близких товарищей Геннадия Пронина и Анатолия Кузнецова, которые не дали пропасть наследию нашего земляка и на своих плечах все эти годы несут его знамя.

Что касается концепции, она задумана как кино, это будет такой «киномузей». Посетитель погружается в него, чтобы узнать, как жил и творил Константин Васильев. Гость бродит по залам дома-музея, по квартире художника и его семьи, а потом выходит на улицу и видит его сидящим на завалинке возле дома. Напомню, что Константин Алексеевич жил в доме барачного типа в поселке Васильево Зеленодольского района. В нем четыре квартиры, к каждой из которых отдельный вход. Крайняя справа квартира, если мы смотрим на дом с улицы, принадлежала семье Васильева — это мемориальная часть музея. Одну квартиру несколько лет назад передали музею, в ней располагается биографический зал. После реновации площадь дома-музея увеличится в 2 раза за счет двух оставшихся квартир. Итак, как мы их заполним?

«Главное достоинство музея — трехкомнатная квартира с реальными вещами, мебелью, альбомами, рисунками, снимками и так далее, которая принадлежала художнику и его семье» «Главное достоинство музея — трехкомнатная квартира с реальными вещами, мебелью, альбомами, рисунками, снимками и так далее, которая принадлежала художнику и его семье» Фото: «БИЗНЕС Online»

Главное достоинство музея — трехкомнатная квартира с реальными вещами, мебелью, альбомами, рисунками, снимками и так далее, которая принадлежала художнику и его семье. Там все настоящее. Эти предметы помнят Васильева, его руки. Мы ее оставим фактически без изменений. На эскизах эта часть выделена розовым цветом. Квартира, кстати, совсем небольшая, около 45 квадратных метров. Это как современная однушка или двухкомнатная хрущевка.

«Это наша великая Россия»: как спасти мемориальный музей Константина Васильева?

На кухне изначально была дровяная печь (сейчас там ее неверный муляж), на ней готовили, у нее были две конфорки. Одна из наших целей в ходе реконструкции — восстановить ее. У нас есть рисунок сестры художника Валентины Васильевой, по которому мы ее воспроизведем. И не просто восстановим, в ней будет скрыт, так скажем, «медианаворот». Мы восстановим остов печи, который выходил в комнату-мастерскую (зал) Васильева. Остов будет полым, чтобы туда можно было поместить проектор, который станет проецировать на стену печи живописные работы Васильева. Это такой эффект обратной проекции. На кухне у входа была стена, образовывавшая коридор, через нее попадали в зал. Мы долго думали, стоит ли ее вернуть, но пришли к выводу, что не надо, поскольку передвигаться посетителям будет тесно. Но мы обозначим стену графикой на полу и потолке.

«Там все настоящее. Эти предметы помнят Васильева, его руки. Мы ее оставим фактически без изменений» «Там все настоящее. Эти предметы помнят Васильева, его руки. Мы оставим квартиру фактически без изменений» Фото: «БИЗНЕС Online»

Константин Алексеевич очень любил музыку, даже работал под нее. Причем любил именно классику: Вагнера, Прокофьева, Рахманинова, Моцарта. Хотя в 1960–1970 годы молодежь — а Васильев был тогда молодежью — повально увлекалась поп- и рок-музыкой, The Beatles, The Rolling Stones. В музее, например, хранится карандашная работа Васильева — портрет американской рок-певицы Дженис Джоплин. Но эту музыку он не ставил высоко, считая проходящей, неглубокой. Мы собираемся восстановить проигрыватели, которые есть в музее: радио «Балтика», виниловый проигрыватель, катушечный магнитофон «Днепр». Все это мы уже показали специалистам, которые подтвердили, что все возможно починить. Поэтому в музее везде будет звучать музыка. В его маленькой комнате, где он жил, будучи ребенком, можно будет в рамках экскурсии поставить одну из его пластинок.

— В музее большое количество графических работ Васильева, эскизы знаменитых полотен, как вы будете работать с ними?

— В музее действительно имеется уникальная коллекция графики, из которой родились шедевры Васильева: «Северный орел», «Нечаянная встреча», «Человек с филином» и так далее. Все это нужно оцифровать, графику нельзя долго хранить в открытом виде. Мы ее оцифруем, поместим в инфоматы, которые будут в музее. Подходишь к инфомату, выбираешь картину и наблюдаешь, как она рождалась из эскизов.

«Сначала посетитель попадает в краеведческую часть, посвященную истории поселка и семье художника, которая тесно связана с поселком» «Сначала посетитель попадает в краеведческую часть, посвященную истории поселка и семье художника, которая тесно связана с поселком» Эскиз предоставлен дизайн-студией «Айбат»

Чем будут заполнять «новые» «квадраты»

— После увеличения музея как планируете занять появившиеся квадратные метры?

— Вход в здание, если мы опять же смотрим на главный фасад с улицы, окажется слева. Первая квартира будет отдана под административные помещения, дальше — входная часть с возможностью временных выставок. При входе в помещения музея, если повернуть голову направо, гости увидят в перспективе копию автопортрета Константина Васильева, который он написал за месяц до гибели. Полотно будет висеть в конце третьего зала, но его будет видно уже на входе. Это такой классический экспозиционный ход. К примеру, в Лувре, когда поднимаешься по лестницу, видишь вдалеке Нику Самофракийскую. Постепенно, продвигаясь в глубь экспозиции, ты к ней приближаешься и в конце встречаешься лицом к лицу. Такой же ход применяем и мы: сначала люди знакомятся с двумя залами экспозиции, постепенно приближаются к автопортрету и затем переходят в мемориальную часть музея, где увидят, как жил наш гениальный земляк.

— Не обсуждалась идея взять оригинал автопортрета из музея Константина Васильева на улице Баумана, раз уж затеялась такая масштабная реновация мемориального музея?

— Я думаю, необходимости в этом нет, не будем пугать казанский музей (смеется). Мы сделаем хорошую живописную копию.

«Плавно подходим к биографическому залу. Здесь будут висеть автопортреты Васильева» «Плавно подходим к биографическому залу. Здесь будут висеть автопортреты Васильева» Эскиз предоставлен дизайн-студией «Айбат»

— Что ждет гостей дома-музея после первого зала?

— Сначала посетитель попадает в краеведческую часть, посвященную истории поселка и семье художника, которая тесно связана с поселком. При входе в зал будет манекен Василия — ушкуйника или рыбака, основателя поселка. У Васильева есть портрет седовласого старца, образ его мы берем за основу для манекена. Художник писал этот образ с деда своего друга Анатолия Кузнецова.

На пол краеведческого зала «ляжет» карта окрестностей поселка конца XIX века: Сибирский тракт — старинный сухопутный маршрут из европейской части России через Сибирь на восток, Волга, нижний приток Волги Сумки. До появления железной дороги в поселке была переправа через Волгу. Напомню, когда семья Васильевых переехала в поселок, еще не было никакого Куйбышевского водохранилища, дамбы и поселок и его окрестности выглядели совершенно иначе.

Чтобы увеличить, нажмите (эскиз предоставлен дизайн-студией «Айбат»)

Также в этой части музея расскажем о Великой Отечественной войне, для чего появится экран. Этот период проиллюстрируем полотнами Васильева, посвященными ВОВ (15 работ). У нас даже есть тизер фильма, в котором документальные кадры, военная хроника перемежаются с картинами художника. Например, советские штурмовики Ил-2 атакуют Берлин — и тут же появляется работа Васильева на эту тему или наши солдаты 7 ноября 1941 года идут по заснеженной Красной площади в бой под Москвой — здесь появится другая картина Константина Алексеевича на этот же сюжет.

Дальше переходим к окрестностям поселка, рассказываем о его природе и тоже иллюстрируем это живописными и графическими работами Васильева. В конце экспозиции краеведческого зала говорится об отце художника.

Если бы Русский мир взял его себе на знамя: как Татарстану сделать бренд из Константина Васильева?

Плавно подходим к биографическому залу. Здесь будут висеть автопортреты Васильева. Например, самый ранний его автопортрет, написанный им в детстве, когда он учился в московской школе-интернате имени Сурикова. Мне очень нравится эта работа, она напоминает мне работы Дюрера (немецкий художник XVXVI веков, мастер ксилографииприм. ред.). Затем еще два автопортрета, на последнем из которых Васильев изображен на красном фоне, о нем мы говорили в начале беседы. По периметру зала установят витрины с меняющейся графикой, снимки и рисунки членов семьи художника.

Чтобы увеличить, нажмите (эскиз предоставлен дизайн-студией «Айбат»)

Кстати, в предыдущих залах высота потолков такая же, как сейчас, а в биографическом потолков не будет — установим стропила и второй свет. За счет этого воздуха в помещении станет больше. Такой экспозиционный ход показывает, что в поселке Васильево появляется гений, творец — Константин Васильев. Для этого зала мы создадим оптическую инсталляцию на основе работы художника «Прометей». Это стеклянная инсталляция, подвешенная к стропилам, на которую будет падать свет из окна в потолке, создавая десятки солнечных зайчиков, бегающих по всему биографическому залу. Для слабовидящих установят тактильный экспонат, разделенный на несколько планов гипсовый барельеф картины «У колодца». В биографическом же зале будет показан фильм о Васильеве, который мы уже снимаем. Это серия интервью с его близкими, родными. Ну а после мы попадаем в мемориальную часть, о которой я рассказал.

«В биографическом же зале будет показан фильм о Васильеве, который мы уже снимаем» «В биографическом же зале будет показан фильм о Васильеве, который мы уже снимаем» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Фильм снимается специально для музея?

— В 1990-е о Васильеве сняли фильм, его озвучил Василий Лановой, есть интервью с родными, но полноценного фильма нет. Планируем, что будет две версии — развернутая и короткая, минут на 15. Короткий фильм в рамках экспозиции станет демонстрироваться постоянно, а в развернутой версии будут художественные вставки: маленький Васильев, подросток, юноша. Эту часть мы планируем снимать с режиссером Владом Петровым. Он несколько лет назад снял короткометражку «Пувырга», за которую получил Гран-при на фестивале «Киношок» в Анапе. Очень рекомендую посмотреть, хорошее и тонкое кино. Влад — мой друг и отличный человек, прекрасный режиссер. Мы с ним решили, что вставки нужно снимать на советскую пленку. Он уже нашел человека в Москве, который даст камеру для этой пленки. Снимать будем на 8-миллиметровую пленку, на 16-миллиметровую и, возможно, на 35-миллиметровую, чтобы у фильма была разная фактура. Я вообще считаю, что жизнь Васильева достойна художественного фильма.

«Я читал комментарии под текстами о Васильеве, мол, на эти деньги можно пять таких домов построить. Поясню, это деньги не только на ремонт, в сумму входит полная работа над музеем, включая экспозиционные решения» «Я читал комментарии под текстами о Васильеве, мол, на эти деньги можно пять таких домов построить. Поясню, это деньги не только на ремонт — в сумму входит полная работа над музеем, включая экспозиционные решения» Эскиз предоставлен дизайн-студией «Айбат»

На что пойдут 56 миллионов?

— Появится ли мерч, связанный с художником?

— Само собой. Его творчество настолько богато, что мерч автоматически просится. Можно делать посуду, ювелирку, не говоря уже о футболках, на которых отлично смотрятся живописные работы Васильева. Не так давно я был в Москве, посетил выставку Бориса Кустодиева, которая проходит в старом здании Третьяковской галереи. Там подготовлен очень хороший мерч. Скажем, есть тарелки, стаканы с его купчихами, я себе купил наволочку, украшенную кустодиевскими художественными декоративными элементами, что-то подобное и даже больше нужно для музея Васильева.

Чтобы увеличить, нажмите (эскиз предоставлен дизайн-студией «Айбат»)

— Может, стоит сделать каталог работ Константина Васильева и для обновленного дома-музея?

— Альбомов довольно много, в том же музее Васильева на Баумана он есть. Неплохой. Прекрасно, что он вообще есть, но это неполноценный альбом. В нем нет искусствоведческих статей, нет воспоминаний о Васильеве, которыми бы поделились его близкие. Кроме того, в нем собраны далеко не все работы художника. В Татарстане их около 80 процентов. Значит, нужно провести серьезную искусствоведческую и поисковую работу, чтобы собрать все работы в один полноценный альбом. Пока публикуется одно и то же из года в год.

Во-вторых, нет искусствоведческих статей, осмысляющих жизнь художника, четкой, структурированной биографии. Все это нужно сделать. Есть и другие альбомы, но не все устраивают по качеству. В общем, необходимо качественное академическое издание о художнике. Да, некоторые его считают выскочкой и так далее, хотя он был абсолютно не такой, он просто творил. Причем у него полноценное художественное образование. Есть, наверное, технические несовершенства в письме Васильева, но это не главное для художника.

— Мы поговорили о внутреннем наполнении музея, а как он будет выглядеть снаружи?

— При входе в музей планируется разместить скульптуру из металла, которую Васильев придумал во время увлечения абстракционизмом. Ее мы воссоздадим по единственной сохранившейся фотографии. А при выходе из мемориальной части музея гостей будет встречать Васильев, а точнее, его скульптура сидящего на лавочке. Есть фотография, где он сидит на завалинке вместе с мамой. Мы решили изваять только его, а посетители смогут сесть с ним рядом и сфотографироваться.

1 июня стартовала народная акция по сбору средств на капремонт дома-музея Константина Васильева 1 июня стартовала народная акция по сбору средств на капремонт дома-музея Константина Васильева Фото: «БИЗНЕС Online»

— На все эти идеи хватит заявленных на реновацию 56 миллионов рублей?

— Смета, которую мы составили, это все предполагает. Конечно, проект стоит бóльших денег, но тут уже нам самим интересно уложиться в данную сумму и сделать так, как мы задумали. Это для нас сверхзадача. Я читал комментарии под текстами о Васильеве, мол, на эти деньги можно пять таких домов построить. Поясню, это деньги не только на ремонт — в сумму входит полная работа над музеем, включая экспозиционные решения. Мы будем оцифровывать графические работы художника, восстанавливать аппаратуру, начали снимать фильм.

— После такой масштабной реновации не возникнет у посетителей ощущения, что это новодел и что-то неживое, ненастоящее?

— Это не первый и не второй мемориальный музей, который мы делаем. Например, мы спроектировали и реализовали музей очень интересного и самобытного художника Геннадия Архиреева (1949–2007) в Свияжске и музей выдающегося сибирского писателя Валентина Распутина в Иркутске. Так что у нас есть опыт «состаривания». Наведем патину времени, что называется. Я бы хотел отметить, реконструкция дома-музея Васильева — это украшение туристического маршрута Казань – Раифа – Зеленодольск: из Зеленодольска отправляемся в Васильево, из Васильево — в обсерваторию Энгельгардта, объект ЮНЕСКО, и отсюда в Свияжск. Отличный променад на два дня для гостей Татарстана.

Напомним, 1 июня стартовала народная акция по сбору средств на капремонт дома-музея Константина Васильева. Из внебюджетных источников на научную концепцию и дизайн-проект музея уже выделено 1,8 млн рублей. Средства собирает фонд социально-экономического развития Зеленодольского района.

Реквизиты фонда социально-экономического развития Зеленодольского района