На то, чтобы «разобраться» с имуществом, записанным на родню экс-мэра Бугульмы Линара Закирова, у Высокогорского суда ушло почти 8 месяцев На то, чтобы «разобраться» с имуществом, записанным на родню экс-мэра Бугульмы Линара Закирова, у Высокогорского суда ушло почти 8 месяцев Фото: «БИЗНЕС Online»

Какое имущество нашли и как объяснялась защита

На то, чтобы «разобраться» с имуществом, записанным на родню экс-мэра Бугульмы Линара Закирова, у Высокогорского суда ушло почти 8 месяцев. За это время Закиров успел оставить кресло главы района. И если в начале процесса его защитники объясняли его отсутствие на судебном процессе занятостью на работе, то после отставки по этой логике у Закирова должно было появиться время для посещения процесса.

Тем не менее за все время разбирательства в суде он ни разу не появился (впрочем, это разрешает Гражданско-правовой кодекс). Более того, изначально лично участвовать в процессе планировала и его мама, Фатыма Закирова, по причине того, что она не могла добраться до суда из-за проблем со здоровьем, заседания откладывали дважды. Но мать экс-чиновника в суд тоже не пришла.

Весь процесс удар держали адвокаты. Но если интересы двоюродного брата от начала до конца представлял защитник Нияз Халитов, то у самого Закирова и его мамы адвокаты менялись из заседания в заседание. Изначально это была группа московских защитников (судья сообщал, что в деле было 9 ордеров от адвокатов), но в итоге на финише интересы бывшего мэра Бугульмы представлял казанский юрист Ленар Шакиров.

Иск не признал, часть поездок – служебные, ситуация – «надуманная»: как Закиров ответил Суяргулову?

Прокуратура в первоначальном иске требовала обратить в доход государства имущество чиновника на 60 млн рублей:

  • квартира площадью 66 кв. м и нежилое помещение на 7 кв. м в ЖК «Немецкий квартал» на улице Герцена в Бугульме;
  • квартира в 127 кв. м и нежилое помещение в 12 кв. м в ЖК «Дом на Кремлевской» на ул. Кави Наджми в Казани;
  • квартира в 74 кв. м в ЖК «Сердце столицы» на Шелепихинской набережной в Москве;
  • жилой дом площадью 213 кв. м и участок в 4 тыс. кв. м в деревне Берлек под Бугульмой.

Последний объект зарегистрирован на брата Закирова, а остальное имущество — на его мать.

У тестя – недвижимость в Сочи, у тещи – Porsche Cayenne: что еще Суяргулов нашел у семьи мэра Бугульмы?

Позже прокуратура удвоила требования к Закирову, попросив обратить в доход государства еще и имущество, записанное на его тестя Рашида Хамзина и тещу Резиду Хамзину:

  • квартира площадью 130,8 кв. м на ул. Перелетной, 13 в Сочи;
  • жилой дом с земельным участком на ул. Тимошевской, 12/1 в селе Молдовка в Сочи;
  • Porsche Cayenne.

За 8 месяцев суд выслушал больше десятка свидетелей, самым ярким из которых был, пожалуй, наследник владельца ЗАО «Кулон» Альберта Фахрутдинова. Булат Фахрутдинов рассказал, что был женат на двоюродной сестре Закирова и дарил экс-чиновнику на никах 5 млн рублей. А еще помогал деньгами, когда сын Закирова поступал учиться в Москву, — дал 17 млн рублей на покупку квартиры.

«Для нас незначительная сумма»: мэру Бугульмы помог сын экс-депутата Госсовета?

Адвокаты также настаивали, что у мамы Закирова были собственные накопления с пенсии, с продажи квартиры, а также деньги, оставшиеся от отца. Кроме того, они уверяли, что недвижимостью в Сочи реально владеют родители жены, и представляли в суд данные о том, что они в эти квартиры и дома ездят, а также оплачивают «коммуналку».


Последнее слово прокурора

И представитель прокуратуры Лилия Фаттахова, и адвокаты уже выступали в прениях на прошлом процессе, который состоялся еще в начале июня. Сегодня суд предоставил им право выступить с репликами, которые чуть не вылились во второй раунд прений.

Фаттахова ответила на заявления адвокатов, которые те сделали еще на прошлом процессе. Например, защитники указывали, что по закону о контроле над расходами госслужащих и их семей нельзя возлагать ответственность на семью жены. Прокурор с этим не согласилась. «Наряду со служащим несут ответственность его родственники и иные физические лица, которые могут иметь выгоду от получения им каких-либо коррупционных [нарушений]», — тоже сослалась на закон Фаттахова. Адвокат Шакиров с ней поспорил, заявив, что утверждает не голословно, а ссылается на обзор практики Верховного суда РФ. «Прокурор должен доказать, что эти лица являются формальными собственниками. В данном случае таких доказательств представлено не было. И, наоборот, были доказательства со стороны ответчика, что они приобретали это за счет собственных средств!» — отвечал адвокат.

«Вели роскошный образ жизни»: что заявила прокуратура в прениях по иску к экс-мэру Бугульмы?

Фаттахова, в свою очередь, посчитала несостоятельным довод защиты о том, что прокуратура не просила признать недействительными займы, которые Закирову предоставлял Фахрутдинов. «У нас спор об обращении имущества в доход РФ, а не требования заемщика к заимодавцу», — объяснила представитель истца.

Также прокурор посчитала, что защита все-таки не смогла обосновать, откуда у Закировой были накопления. «Вся пенсия, поступающая на счета Закировой, уходила на текущие нужды», — указала Фаттахова. Более того, продолжила она, мама экс-чиновника тратилась в 2013 году на покупку жилья на улице Вербной (помогала брату Закирова), а выручку от продажи отцовской квартиры она получила задолго до того, как покупались «оспариваемые» квартиры.

Также прокуратура полагает, что сделка по продаже квартиры на Абсалямова, доходы от которой просили учитывать адвокаты, была «мнимой». Но даже если сделка была и Закиров от нее получил, как заявляли его адвокаты, 6 млн рублей, которые вложил затем в покупку квартиры на улице Кави Наджми, эту квартиру все равно необходимо у него отобрать. По словам Фаттаховой, позиция Конституционного суда такова: даже если часть имущества куплена на законные доходы (а другая часть — на неподтвержденные), то имущество все равно изымается целиком.

«Мы доказали больше!»: на чем строится защита экс-мэра Бугульмы Линара Закирова

Ну и в конце прокурор «прошлась» по заграничным поездкам Закирова, которые, по подсчетам прокуратуры, с учетом покупок путевок обошлись в 43 млн рублей. Адвокаты уверяли, что все расходы по картам были «командировочными выплатами». «Указанные доводы абсолютно абсурдны», — отметила Фаттахова. В деле есть документы о командировочных перелетах Закирова в 6 стран, эти поездки — до 8 дней. «Указанные расхождения просто несопоставимы», — объяснила прокурор.

«Такие утверждения, как „абсурдно утверждать“, я, к сожалению, не употребляю в зале судебных заседаний, — начал было Шакиров, но после того, как судья его прервал, попытался изложить мысль покороче. — У Фатымы Нурлагатовны были накопления. По мнению прокурора, <…> за весь период жизни человек не может накопить на квартиру?!» Адвокат еще раз перечислил источники накоплений, уверяя, что на квартиру на улице Герцена, где живет мать Закирова, женщина накопила сама.

Два объекта недвижимости, заявленные в иске, суд отбирать у чиновника отказался Два объекта недвижимости, заявленные в иске, суд отбирать у чиновника отказался Фото: «БИЗНЕС Online»

Решение на 115 миллионов

Суд, выслушав мнения сторон, удалился в совещательную комнату, откуда вернулся меньше чем через минуту, и огласил вводно-резолютивную часть решения, которая уместилась на полутора листах.

Так, председательствующий по делу Раис Гаязов постановил обратить в доход государства недвижимость в Казани и Сочи:

  • Квартира и нежилое помещение в ЖК «Дом на Кремлевской» на улице Кави Наджми, по оценкам прокуратуры, их суммарная стоимость — 16,5 млн рублей. Куплены они были в 2016 году с участием помощника главы Бугульмы Кирилова.
  • Квартира в ЖК «Сердце столицы» на Шелепихинской набережной в Москве. В договоре купли-продажи указана цена в 17,5 млн рублей, однако прокуратура была уверена, что цена занижена, а реально квартира стоила не менее 38 млн рублей. Купили ее в 2022 году, квартира записана на мать Закирова.
  • Квартира на ул. Перелетной, 13 в Сочи. В договоре купли-продажи квартиры указана цена сделки в 5,5 млн рублей, хотя по результатам экспертиз ее реальная стоимость составляла не менее 21,6 млн рублей, заявляла прокуратура. Квартира приобретена  в начале 2021 года, записана она на тестя Закирова.
  • Жилой дом с участком на ул. Тимошевской, 12/1 в селе Молдовка в Сочи. По документам покупка обошлась в 7 млн рублей, хотя, по отчетам экспертов, имущество на момент сделки стоило не менее 32,6 млн рублей. Тоже оформлено на тестя.
  • Porsche Cayenne, купленный тещей Закирова в 2020 году за 6,6 млн рублей.

Сумма имущества, которое суд постановил обратить в доход государства, потянула на 115 млн рублей.

Два объекта недвижимости, заявленные в иске, суд отбирать у чиновника отказался. Так, матери Закирова останется квартира и нежилое помещение в ЖК «Немецкий квартал» на улице Герцена в Бугульме. Кроме того, суд постановил отказать в изъятии дома с участком в поселке Берлек под Бугульмой, записанного на брата Закирова.

Кроме того, с матери Закирова, а также с его тестя и тещи суд постановил взыскать госпошлину — по 3 тыс. рублей с каждого.

«У нас были свои расчеты и экспертизы, которые подтверждают, что имелись накопления. Сейчас оценить решение, не изучив его, невозможно», — отметил защитник Закирова. При этом он признался, что решение стало для него неожиданным. «Нет, не ожидал [такого решения]. Мы считаем, что наши доказательства были достаточно убедительны», — сказал он.

Решение еще не вступило в силу — у сторон есть целый месяц на его обжалование. Будут ли стороны его обжаловать, никто ответить не смог — сначала нужно получить полный текст решения суда.