Недавно народный артист Татарстана и Казахстана, многолетний главный дирижер театра им. Джалиля Ренат Салаватов на страницах «БИЗНЕС Online» в откровенном интервью рассказал о тех многочисленных творческих и организационных проблемах, которые предпочитает не замечать руководство ТАГТОиБ. По словам маэстро, ему продолжают писать и звонить коллеги, включая сотрудников самой Казанской оперы, выражая слова поддержки и согласия с теми тезисами, которые высказал Салаватов в этом разговоре. В продолжение темы лауреат Государственной премии РТ им. Тукая в статье, написанной для нашей газеты, размышляет о том, как жизнь театра им. Джалиля оторвана от современных реалий развития передовых культурных институций.
Ренат Салаватов: «Выпускники нашей консерватории продолжают ходить неприкаянные с высшим музыкальным образованием. Для чего же мы их готовим?»
Казань не занимается молодыми оперными певцами
На днях заинтересовала новость о том, что известный дирижер Теодор Курентзис совместно со своим оркестром musicAeterna и центром наследия Антона Рубинштейна объявил о создании академии для вокалистов на базе петербургского «Дома Радио». Те, кто пройдет отбор, будут учиться три года, причем бесплатно. И организаторы заявляют, что это будет не просто набор каких-то занятий, а такая огромная лаборатория с максимально индивидуальным подходом к вокалистам.
И я задумался, а ведь Курентзис (он, как и я, ученик великого Ильи Мусина) даже не руководит каким-то оперным театром. Зачем ему такие хлопоты по воспитанию оперных солистов? Но даже он, курсирующий между Зальцбургом и прочими главными музыкальными столицами Европы, с одной стороны, и выступлениями в России, с другой, понимает, как важна подготовка своих кадров.
Тем более, судя по всему, в его академии будет упор на ту же барочную музыку, требующую от вокалистов особой подготовки, знания и понимания. Зато ему и musicAeterna будет проще готовить подобные проекты, меньше необходимости искать хороших солистов за границей, а самому Курентзису будет еще больше почета и уважения за его педагогическую миссию.
«Татарский театр оперы и балета, конечно, должен заниматься молодыми певцами, для чего же тогда в городе существует консерватория имени Жиганова?»
К сожалению, в Казани за 22 года работы в театре им. Джалиля я ничего этого не дождался! Хотя татарский театр оперы и балета, конечно, должен заниматься молодыми певцами, для чего же тогда в городе существует консерватория им. Жиганова? Напомню, что в Большом и Мариинке также существуют свои академии молодых певцов. И я уверен, что у театра им. Джалиля финансовые возможности для этого есть.
Но эта тема была постоянно камнем преткновения в отношениях между многолетним ректором консерватории Рубином Абдуллиным и директором театра им. Джалиля. Последний не терпел ни малейшего вмешательства в свою работу и предпочитал заниматься эксплуатацией уже состоявшихся певцов, к развитию которых он не имел никакого отношения.
Ренат Салаватович Салаватов — советский, российский и казахстанский дирижер, пианист, композитор.
Родился 5 ноября 1949 года в Чимкенте.
Окончив в 1969-м московскую ЦМШ по классу виолончели, поступил на кафедру симфонического дирижирования Ленинградской консерватории. Еще на пятом курсе получил приглашение занять пост главного дирижера Камерного оркестра Радио Казахстана.
После службы в армии становится дирижером оперного театра в Алма-Ате.
В 1979 году окончил аспирантуру при Московской консерватории и приехал работать в Казань, где возглавил симфонический оркестр Татарской государственной филармонии.
1985–1989 — главный дирижер Казахского академического театра оперы и балета им. Абая, 1989–1990 — дирижер Мариинского театра.
С успехом гастролирует в Великобритании, Франции, Италии, Ирландии и Германии.
1991–1995 — дирижер Баварской государственной оперы (Мюнхен), а после этого в течение 6 лет он занимал пост дирижера Шведской Королевской оперы (Стокгольм).
В 2000 году в Мариинском театре в качестве приглашенного дирижера ставил балеты «Манон» Ж. Массне и «Петрушка» И. Стравинского, с которыми также выезжал за рубеж.
В 2001-м вновь занял пост главного дирижера Казахского оперного театра.
С 2003 года — главный дирижер Татарского театра оперы и балета.
С 2016-го — приглашенный дирижер Мариинского театра.
Народный артист Татарстана и Казахстана.
Заслуженный артист РФ, заслуженный деятель Казахстана.
Причем я знаю изнутри тему подготовки молодых вокалистов в Казани очень давно. Когда я работал в Госоркестре ТАССР с 1979 по 1985 год, сам Назиб Жиганов позвал меня в оперную студию, где спектакли ставил Нияз Даутов.
«Скажите мне, кому нужны «Паяцы» из Казани, когда есть записи великих певцов!»
А сегодня выпускники нашей консерватории продолжают ходить неприкаянные с высшим музыкальным образованием. Для чего же мы их готовим? Надеюсь, что рано или поздно власти Татарстана задумаются над этим вопросом. Хорошо хотя бы, что в итоге получаются Айгуль Хисматуллина, Рузиль Гатин, Ярамир Низамутдинов, которые учились и выросли в Казани, но поют в Метрополитен-опере, Ла Скала, Большом и Мариинке, но только не в театре им. Джалиля.
Вот, например, Казахский национальный театр оперы и балета им. Абая опять набрал молодую группу стажеров в оперную труппу и делает это регулярно.
«Чиновники отчитаются, что спектакли Татарской оперы показывают на канале «Культура». Но кто его смотрит?»
Есть ли зритель у канала «Культура»?
Еще один момент. Театр им. Джалиля записал для телеканала «Культура» итальянскую оперу «Паяцы», ее уже показывали по ТВ, теперь должны записать и французскую «Кармен». Хрестоматийные оперы, которые записывали Мария Каллас, Мирелла Френи, Рената Тибальди, Рената Скотто. Скажите мне, кому нужны «Паяцы» из Казани, когда есть записи великих певцов! А ведь на это тоже тратятся татарстанские деньги, которые приходят сверху.
Юрий Темирканов говорил, что очень осторожно относится к своим записям, потому что они могут стать разоблачительным документом для истории. Когда я работал в Стокгольме, у нас в театре был пианист-итальянец. Я его как-то спросил: «Ну и как тебе наши спектакли на итальянском языке?» Он ответил: «Слушай, это же ужасно, я не могу слушать!» Вот и я, когда иностранцы поют оперу на русском языке, не могу слушать, сразу переключаю. Знаю, что некоторые большие западные певцы, которые у себя пели, скажем, в «Евгении Онегине», отказывались от приглашений в Россию, потому что стеснялись петь перед нашей публикой, понимали, насколько несовершенен их русский.
И вот мы записываем для «Культуры» оперу Леонкавалло «Паяцы» с артистами, которые плохо поют на итальянском. И это останется в истории. Для кого, для чего? Ничего не имею против балета. Мы записывали «Корсара», который даже шел в кинотеатрах (правда, не видел записи, но у наших балетных были вопросы к конечному монтажу), я был за дирижерским пультом. Я не имею ничего против записи национального репертуара — это святое, здесь я даже считаю, что не стоит считать потраченных средств! На канале Mezzo мы показывали и «Сююмбике» Резеды Ахияровой, и «Джалиля» Жиганова. Заметьте, европейцев интересовала именно наша национальная татарская музыка, а не очередная заурядная версия великой «Травиаты», которая идет в Казани.
Но кому нужны «Паяцы» или «Кармен» из столицы РТ? Я лично привык слушать только лучших певцов и певиц, а русские оперы привык смотреть и слушать именно с нашими артистами.
Конечно, чиновники отчитаются, что спектакли Татарской оперы показывают на канале «Культура». Но кто его смотрит? Даже в лучшие времена рейтинг «Культуры» был 2%, а сейчас, наверное, 0,0000… Большой театр, Мариинский, Пермь, даже башкирский театр оперы и балета показывают спектакли на своих порталах, им не нужен никакой канал «Культура».
Я даже предлагал как-то помочь коллегам с одним клипом попасть на «Культуру». А они мне говорят: «Ренат, какая „Культура“, зачем она нам?! На YouTube зальем, и то больше зрителей у видео будет».
Вот «Культура» и показывает спектакли только тех театров, до которых может дотянуться. И тут подвернулась Казань. Там и спектакли, и передача о «жизни в искусстве» нашего директора, и рассказ о том, как он прекрасно управляет почти 50 лет. Благо что никто это не смотрит, но на подобное тратятся деньги театра, на такой бессмысленный пиар, только тешащий самолюбие руководителя Татарской оперы, который с радостью все это смотрит. Вот и ответ на вопрос «кто смотрит?» — сам герой этих передач.
Ренат Салаватов
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.