«Театральная зона» повторяет знакомые мотивы, но не перегибает палку «Театральная зона» повторяет знакомые мотивы, но не перегибает палку Фото: © Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

1. О чем сериал

Режиссер провинциального ТЮЗа Виталий Червонцев в кабинете главы города разглядывает новенькие дорогие часы и искренне благодарит господина Кабанина за поддержку театра в виде конверта с толстой пачкой пятитысячных купюр. Но за такую «помощь» режиссеру приходится согласиться сразу на две сомнительные авантюры — провести в театре корпоратив и поставить на главную роль неопытную дочь Кабанина. Примадонна ТЮЗа, своенравная актриса в летах Елена Аркадьевна, не хочет так просто отдавать роль Мальвины и прямо на премьере бьется за нее во всех смыслах этого слова, а корпоратив заканчивается фейерверком из настоящего огня, после чего все шишки достаются Червонцеву. За поджог театра его сажают в тюрьму. Азартный начальник колонии Юрий Вольнов планирует выиграть в конкурсе театральной самодеятельности и привлекает режиссера для постановки «Ромео и Джульетта» с заключенными и надзирателями в роли Монтекки и Капулетти. Для узника это единственный шанс выйти досрочно, но дается он ему нелегко.

2. Оригинальность и актуальность истории

С какими проектами только не сравнивали вышедшую премьеру. Самый очевидный референс — сериал «Камера Мотор» (2023) с Павлом Рассомахиным, герой которого воодушевленно создает на зоне свой «Голливуд». Комедия от ТНТ с Анной Михалковой «Исправление и наказание» (2021) о том, как наивная надзирательница перевоспитывает зэков с помощью песен и сказок, тоже подходит. Сюда же подтягивается недавно вышедший «Шеф» (2024) — по сюжету повар в женской исправительной колонии открывает ресторан высокой кухни.

Почему-то в российском кинематографе особенно любят жанр «тюремных комедий», в которых заключенные становятся добродушными юмористами, а охранники предстают карикатурными персонажами, собравшими все шаблонные недостатки. «Театральная зона» повторяет знакомые мотивы, но не перегибает палку. Главный герой сериала вовсе не святоша, осужденный по ошибке. Помимо поджога, ему можно было бы приписать взяточничество, кумовство и лицемерие, если говорить и о моральных нормах. До полного искупления остальных арестантов тоже далеко. «Театральная зона» скорее просто комедия без глубоких нравоучений и смысловых подтекстов, на которые она и не претендует. Разве что для показательности легонько щелкает режиссера Червонцева по носу, напоминая, до чего доводит жажда наживы.


3. Драматургия и диалоги

«Что есть любовь? Безумье от угара, игра огнем, ведущая к пожару», — писал Уильям Шекспир. Червонцев, следуя заветам великого английского классика, показывает всю силу любви к своему театру и сжигает его в пьяном угаре. После некоторых прений с начальником тюрьмы Вольновым главный герой соглашается поставить спектакль для конкурса и предлагает привычные своему уровню детские пьесы, но в итоге ему приходится работать над серьезной трагедией Шекспира «Ромео и Джульетта».

Несмотря на то что в первой серии Червонцев не производит впечатление человека, готового на все ради служению искусству, наставления Константина Станиславского он чтит и даже использует их в необычных для себя условиях. Ему удается поместить арестантов на сцену и сделать оригинальное исполнение культовой пьесы. Из своих собратьев по несчастью он делает «монзеков», а их противниками становятся «копылетти» от слова «копы». Репетиции ожидаемо превращаются в балаган, а два противоборствующих клана уже не по сценарию начинают строить друг другу козни. Сумеет ли режиссер удивить жюри и выйти на свободу — та еще интрига.

Вопреки тому, что сюжет довольно простой, а сцены иногда доходят до абсурда, создателям удается держать внимание зрителя благодаря бодрой динамике и юмористичным диалогам. Кое-где проскальзывает банальщина, хотя в контексте комедии вызывающей она не выглядит. В сценарий органично вписываются жаргонизмы — на контрасте с интеллигентным провинциальным режиссером его сокамерники явно изъясняются на другом языке, а со сцены звучит что-то вроде «творят мокруху — беспредел», «люблю ее — базара нет». Но с тюремным сленгом создатели все же стараются не перебарщивать — все-таки возрастная маркировка 16+. Песни короля русского шансона Михаила Круга на фоне тоже играют важную роль. Иронично звучит «Владимирский централ» или нет — без него комедия была бы не такой атмосферной.

Гевонд Андреасян Гевонд Андреасян Фото: © Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

4. Авторы сериала

Мастер комедий Ашот Кещян продолжает продлевать российскому зрителю жизнь забавными сюжетами — не зря состоял в команде КВН. К слову, после учебы на высших курсах сценаристов и режиссеров он защитил диплом с короткометражкой «Алхас и Джульетта». Возможно, выбор Шекспира в новом сериале в том числе связан и с ностальгией Кещяна по началу своей творческой карьеры, хотя стоит признать, что сюжет абхазской версии кардинально отличается от английского оригинала. Тем не менее его фильм получился удачным и даже попал во внеконкурсную программу короткометражных фильмов Каннского фестиваля в 2013-м. Также бывший кавээнщик режиссировал новеллу «Мама, положи деньги» в фильме «Мамы» (2012) и «Няньки» (2012) с братом Араратом Кещяном и звездой «Реальных пацанов» Николаем Наумовым в главных ролях. Не так давно на экраны телеканала «ТНТ» вышла его колоритная «Афродеревня».

Сериал снят при поддержке известных продюсеров — братьев Сарика и Гевонда Андреасяна, которые, несмотря на противоречивые отзывы, успешно заняли свою нишу в российском кинематографе. Сценарий для «Театральной зоны» написал Александр Лизунов, для которого картина стала первым крупным проектом с известными авторами и актерами.

Роль режиссера в опале исполнил Борис Дергачев Роль режиссера в опале исполнил Борис Дергачев Фото: © Екатерина Чеснокова, РИА «Новости»

5. Звезды каста

Роль режиссера в опале исполнил Борис Дергачев, знакомый по картинам «Короче» (2019), «Гуляй, Вася! Свидание на Бали» (2021), «Друг на час» (2022) и др. Многие расстроенно подмечают, что талантливый артист превращается в заложника одной роли — неуверенного рохли с отсутствующим взглядом щенячьих глаз. Даже его кудрявые взъерошенные волосы составляют неотъемлемую часть образа, который он практически не меняет из проекта в проект. Тем не менее здесь его амплуа подходит как нельзя кстати. Изворотливый, но слабовольный режиссер провинциального театра, который хочет удобной жизни, максимально выходит из зоны комфорта (точнее, просто попадает на зону) и вынужден ставить спектакль с зэками.

К его удивлению они оказываются вполне сообразительными и творческими ребятами. Мешают постановочному процессу разве что постоянные потасовки и издевки над самим театральным «гуру». Харизматичный заключенный Рома (Никита Кологривый) открывает в себе самые романтические черты характеры, по-своему раскрывая героя трагедии. Звезда «Слово пацана. Кровь на асфальте» примеряет на себя роль тюремного авторитета, невольно навевая ассоциации с его Кощеем. Еще из числа арестантов особо выделяются комичные персонажи Омара Алибутаева и Олега Верещагина. Интересны и сцены с суровым Виталием Хаевым в роли тюремного начальства.

6. Картинка

Художники постарались над образом главного героя, сделав из него стереотипного провинциального режиссера — элегантное пальто цвета охры, красный в белую полоску пиджак, модные шарфики, которые сменяются в зависимости от образа, очки с тяжелой черной оправой и небрежная прическа под «барашка». Тем забавнее выглядит Червонцев, отбывший три недели в карцере, — с густой бородой и в однотонной тюремной одежде. Костюмы «тюзовцев» в детском спектакле «Буратино», а потом и тюремных актеров в «Ромео и Джульетте» тоже привлекают пестротой и придают картине больше комедийности.

В общем, ненавязчивый визуал выполнен в теплых бежевых тонах, в которых чуть ярче выделяется новоиспеченная театральная труппа. Оператор Анатолий Симченко не злоупотребляет крупными планами, предпочитая помещать Червонцева в компанию других людей. Визуальных экспериментов от комедии ждать не стоит, но в целом повествование движется вполне динамично и не надоедает однотипными планами или долгими паузами.

7. Что говорит критика

Критика не отрицает наличие шаблонности и плоского юмора, но в общем позитивно наблюдает за хрониками тюремного театра. Леонид Кискарин («ВокругТВ») обращает внимание, что в последние годы в России вышло немало комедий и драмеди на тюремную тематику, так что придумать новые шутки на эту тему не так уж и просто, но создателям удается справиться с задачей. «Они не увлекаются обыгрыванием заезженных стереотипов о сидельцах и не уходят в излишнюю чернуху — скорее напротив, колония в „Театральной зоне“ больше напоминает санаторий, чем исправительное учреждение. В сериале Кещяна зона — это микромодель социума, и ее обитатели сталкиваются с теми же проблемами и вызовами, что и любые другие люди, но их конфликты острее и динамичнее, поскольку разворачиваются в замкнутом пространстве, без возможности отступить», — отмечает кинокритик.

«Постановщику Ашоту Кещяну удается очень многое уложить в интенсивный скетч-формат с сериями не более получаса. Здесь и социальная сатира о кумовстве и коррупции, и метаирония над тюремной жизнью, а также над приписываемой ей романтикой, и самая настоящая драма о том, как прийти к искуплению и прощению через волшебную силу искусства. Что касается юмора, то некоторые шутки, конечно, могут показаться примитивными и очевидными, учитывая популярную в отечественном кинематографе тематику. Однако по большей части креативная команда сериала уходит в приятный абсурд, который выглядит довольно свежо и современно», — хвалит София Маргацкая («КиноАфиша»).

«Унылый в силу предсказуемости сюжет (дочка мэра, конечно, поперек себя шире — и Мальвина из нее соответствующая) щедро удобрен бодрыми шутками. Которым, впрочем, не хватает подлинной отвязности, чтобы выйти за пределы будничной пошлости и претендовать на мемность», — критикует Сергей Ефимов («Комсомольская правда»). Впрочем, журналист добавляет, что «поиск сюжетов в тюремной эстетике — занятие в высшей степени похвальное». «Может, не сразу, но дойдут и у нас до смелых подтекстов и подлинного психологизма», — обнадеживает он.

8. Какому зрителю адресована картина

Новинка понравится любителям легких российских комедий, которые ни к чему не обязывают: хотите — смейтесь, хотите — игнорируйте тюремные шутки. Дергачев всегда поднимает настроение фирменным замешательством на лице, Кологривый своим появлением порадует фанатов «Слова пацана», а сцены репетиций заключенных и надзирателей вызывают добрую улыбку, даже несмотря на антураж.

9. Где смотреть сериал и какова его продолжительность

«Отбывать срок» вместе с режиссером можно в онлайн-кинотеатре KION — подписчикам доступны уже первые четыре серии. Остальные эпизоды будут выходить до 25 июля. Хронометраж небольшой — всего около 30 минут на каждую серию, так что «Театральная зона» подойдет для просмотра даже особенно нетерпеливым зрителям.

10. Оценка «БИЗНЕС Online»

7 баллов из 10 возможных. Хотя комедия не лишена простоты сюжета и юмора, унылой безвкусицей ее назвать сложно. Для того чтобы отвлечься или посмотреть фоном, это отличный вариант. Как минимум картину стоит посмотреть ради творческого подхода героя Дергачева и тюремного авторитета в лице Кологривого.