«От своих источников я знаю, что президенту недавно приносили доклад по ситуации в приграничных регионах. Касался он не только Курской области. Возможно, это стало одной из причин», — комментирует эксперт «БИЗНЕС Online» отставку министра транспорта РФ Романа Старовойта. В должности главы минтранса бывший губернатор Курской области успел проработать чуть больше года. Теперь, после серьезного повышения, Старовойт — первый уволенный министр из нового состава кабмина. Гадать по поводу сменщика не пришлось. Уже днем глава государства Владимир Путин принял в Кремле Андрея Никитина, который станет новым министром. О причинах отставки Старовойта и о том, что надо знать о новом главе минтранса РФ, — в нашем материале.
В Москву Старовойт переехал в мае 2024 года после переизбрания главы государства и с утверждением нового состава правительства. Назначение было довольно неожиданным
Проработал чуть больше года
Вчера утром Роман Старовойт еще трудился на посту министра транспорта РФ, принимал доклад о работе аэропортов страны в «период отмены и переноса рейсов». Известно, что работа складывается непросто. А сегодня утром Старовойт был отправлен в отставку указом президента России Владимира Путина. «Освободить Старовойта Романа Владимировича от должности министра транспорта Российской Федерации», — сказано в тексте документа. Причины отставки неясны, а Кремль по традиции не комментирует кадровые решения.
Отставка Старовойта примечательна не только потому, что в должности министра бывший губернатор Курской области успел поработать чуть больше года. Напомним, в Москву он переехал в мае 2024-го после переизбрания главы государства и с утверждением нового состава правительства. Назначение было довольно неожиданным. Но в 2012–2018 годах Старовойт руководил федеральным дорожным агентством (Росавтодор), готовил президиум Госсовета РФ по транспорту, знает отрасль изнутри и имеет большой политический и управленческий опыт, объясняли выбор в кабмине. Придя в Курскую область в октябре 2018 года, Старовойт вскоре предложил транспортную реформу в регионе.
Переезд Старовойта в Москву выглядел наглядным примером того, как выпускник «школы губернаторов», поработав «на земле», поднимается вверх по кадровой лестнице. Пожалуй, стоит упомянуть, что спустя два месяца после отъезда губернатора, в августе 2024 года, началось вторжение вооруженных сил Украины (ВСУ) в Курскую область. Сменщик Старовойта Алексей Смирнов, даже победив на губернаторских выборах, в итоге не удержался на посту из-за накопившихся вопросов. В апреле 2025 года Смирнова задержали по делу о хищении свыше 1 млрд рублей на возведение оборонительных сооружений, а позже в деле появились пункты о растрате бюджетных средств при возведении опорных сооружений для погранслужбы. По делу о мошенничестве был арестован Алексей Дедов, бывший заместитель Старовойта.
Сам Старовойт в итоге становится первым министром из нового правительства страны, который уходит в отставку и дальнейшие кадровые перспективы которого пока неясны. Главный куратор транспорта в составе правительства РФ — это профильный вице-премьер РФ Виталий Савельев. В его ведении госпрограмма «Развитие транспортной системы» и нацпроекты «Беспилотные авиационные системы» и «Эффективная транспортная система». Именно он на прошлой неделе докладывал Путину о ситуации со строительством высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург. Старовойт же отчитался о модернизации аэропортов. Путин переживал о том, чтобы проекты реконструкции воздушных гаваней не подорожали, ведь деньги уже выделены. Министр успокаивал, что инфляция учтена в расчетах. Не было ощущения, что через пять дней он покинет пост.
По мнению источника «БИЗНЕС Online», к увольнению Кремль мог подтолкнуть коллапс в аэропортах из-за атак украинских БПЛА. «Сигналы были, и организовывать эти вещи надо было еще месяц-два назад», — говорит собеседник. Вторая возможная причина в том, что к Старовойту могли возникнуть вопросы по работе на предыдущем месте, в Курской области, указал собеседник.
За время работы Старовойта в минтрансе РФ произошло несколько серьезных инцидентов в транспортной отрасли. Пожалуй, самым громким из них стало крушение танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239»
Крушение танкеров и запуск Горьковского шоссе: чем запомнится Старовойт
«Мастодонты, через кого получаем финансирование, как работали, так и работают. Например, глава Росавтодора Роман Новиков, — отреагировал на отставку министра транспорта РФ источник „БИЗНЕС Online“ в транспортной отрасли Татарстана. — Да, со Старовойтом приходилось сталкиваться по работе, но за год ничего не сделаешь. Бюджет пятилетний, все программы расписаны. Нам от этого ни холодно ни жарко».
Старовойт стал одним из пяти новых министров в сформированном после вступления в должность вновь избранного президента обновленном правительстве. Кандидатуру Старовойта предложил премьер-министр Михаил Мишустин. В Госдуме бывшего губернатора Курской области поддержали единогласно — за проголосовали 429 депутатов из 448, голосовавших против и воздержавшихся не было.
В начале своего пути в минтрансе Старовойт ставил перед собой амбициозные задачи: развитие опорной сети аэропортов и железных дорог, повышение доступности авиаперелетов на 50%. Предполагалось провести реконструкцию и строительство 75 аэродромов, а также обеспечить ввод в эксплуатацию новых отечественных воздушных судов. Были планы у новоиспеченного министра и по развитию инфраструктуры морских портов — к 2030 году их мощность должна была вырасти с 850 млн до 1 млрд тонн. Кроме того, планировалось создать национальную цифровую транспортно-логистическую платформу для обеспечения «бесшовности» и перевода в электронный вид взаимодействия при грузоперевозках.
Однако запомнится Роман Владимирович, скорее всего, не своими достижениями. За время работы Старовойта в минтрансе РФ произошло несколько серьезных инцидентов в транспортной отрасли. Пожалуй, самым громким из них стало крушение танкеров «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» в Керченском проливе в декабре 2024 года, повлекшее за собой экокатастрофу на черноморском побережье. В результате инцидента произошла утечка мазута, последствия которой устраняют по сей день. Часть черноморского побережья, в том числе пляжи Анапы, до сих пор считаются непригодными для отдыха. Ущерб экологии оценили в 84,9 млрд рублей. Как отчитывался сам Старовойт, причиной крушения стали нарушения со стороны капитанов и судовладельцев.
В феврале в порту Усть-Луга в Ленинградской области произошел взрыв в иностранном нефтяном танкере Koala, перевозившем 130 тыс. т мазута. Экипажу удалось эвакуироваться, а судно село на мель кормой. К счастью, грузовые резервуары судна повреждений не получили, благодаря чему утечки мазута избежать удалось.
Еще один инцидент зафиксирован накануне все в том же порту Усть-Луга. После серии взрывов на борту танкера Eco Wizard произошла утечка жидкого аммиака. Старовойт провел оперативное совещание минтранса. Ведомство охарактеризовало утечку как «незначительную», ликвидацией последствий занимаются аварийные службы терминала. Как сообщается, пострадавших нет.
На долю Старовойта выпали и многочисленные ограничения на полеты в российских аэропортах, повлекшие за собой транспортный коллапс. С 5 по 7 июля задерживались или отменялись сотни рейсов, пассажиры часами ждали в аэропортах вылета. А убытки авиакомпаний, по оценкам экспертов, достигли 20 млрд рублей.
В статусе министра транспорта РФ Старовойт приезжал в Татарстан на саммит «Россия – исламский мир: KazanForum». Тогда он подчеркивал, что необходимо приложить все усилия по дноуглублению мелеющего Каспийского моря, чтобы проложить маршрут по транспортному коридору «Север – Юг». В состав коридора «Север – Юг» входят три главных маршрута, в том числе Транскаспийский — по Волге к портам Астрахани, Оля, Махачкалы, далее в иранские и туркменские порты по Каспию.
В декабре Старовойт по ВКС принял участие в открытии движения по обновленному Горьковскому шоссе. Он отметил, что это знаковый день для транспортного блока страны, а реконструкция Горьковского шоссе позволит разгрузить сеть Казанской агломерации. Правда, реконструкция автодороги не совсем заслуга Старовойта: работы начались еще в 2022 году.
Уже в период работы Старовойта в Казани построили новый перрон, рассчитанный на прием 33 широкофюзеляжных самолетов. До этого казанский аэропорт мог поставить на стоянку только 12 широкофюзеляжных самолетов. Ввод перрона в эксплуатацию во время саммита БРИКС позволил принять делегации из 33 стран и параллельно выполнять регулярные рейсы.
По распоряжению теперь уже бывшего главы минтранса РФ татарстанский КАМАЗ вошел в рабочую группу по внедрению беспилотного транспорта на дорогах общего пользования. Рабочая группа будет готовить предложения по совершенствованию законодательства, включая технические требования и стандарты безопасности внедрения такого транспорта.
Почти сразу же после выхода президентского указа в прессе прозвучало имя человека, который станет новым министром транспорта РФ. Это Андрей Никитин, нынешний замминистра транспорта и бывший губернатор Новгородской области
Сменщик — бывший губернатор Новгородской области
Порассуждать о возможных сменщиках публика толком и не успела. Почти сразу же после выхода президентского указа в прессе прозвучало имя человека, который станет новым министром транспорта РФ. Это Андрей Никитин, нынешний замминистра транспорта и бывший губернатор Новгородской области. О том, что Никитин с наибольшей вероятностью займет пост, сообщили «Ведомости» со ссылкой на источники, знакомые с подготовкой кадровых решений. По их словам, кадровая перестановка готовилась несколько месяцев и назначение могло произойти еще перед Петербургским международным экономическим форумом (ПМЭФ). Но чуть повременили.
Назначение Никитина также подтвердили источники издания о железнодорожном транспорте, логистике и перевозках Vgudok. Они рассказали, что днем должна пройти встреча Никитина с президентом России. Один из собеседников «БИЗНЕС Online», хорошо знакомый с бывшим губернатором Новгородской области, в ответ на звонок редакции попросил перезвонить ему в 2 часа дня.
Вскоре Кремль официально сообщил о том, что Путин принял Никитина и предложил ему стать и. о. министра транспорта РФ. Пока не министром, потому что, согласно Конституции РФ, кандидатуру нового министра сначала должна утвердить Госдума. Но это выглядит формальностью. Интересно, что в минтранс Никитин пришел только в феврале.
На встрече с главой государства Никитин доложил, что в последние несколько месяцев занимался в минтрансе РФ цифровизацией и «бесшовным цифровым небом», единой системой идентификации транспорта. Путин предложил Никитину занять пост министра: «Надеюсь, что вы приложите все свои силы, знания, умения, организаторские способности для того, чтобы решать те задачи, важнейшие задачи, которые стоят в этой сфере». «Владимир Владимирович, это честь и ответственность для меня. <…> Готов работать с полной отдачей», — отреагировал губернатор.
Никитин родился 26 ноября 1979 года в Москве. В 2001-м окончил Государственный университет управления по специальности «государственное и муниципальное управление». Получил степень MBA Стокгольмской школы экономики в 2008 году, а через 10 лет защитил в РАНХиГС докторскую диссертацию по теме «Формирование и обеспечение эффективного функционирования региональных управленческих команд». Доктор экономических наук.
В 2000–2011 годах работал в бизнесе. В 2009-м стал гендиректором «Рускомпозита» (объединение производителей стекловолокна, композитов и геосинтетических материалов), а в июле 2011 года — генеральным директором АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ). 13 февраля 2017-го президентским указом был назначен временно исполняющим обязанности губернатора Новгородской области. В том же году как представитель «Единой России» победил на выборах с результатом 67,99%, а в сентябре 2022-го переизбрался на второй срок с результатом 77,03% (также выдвинулся от ЕР).
В Госсовете РФ Никитин возглавляет направление «Социальная политика». Член наблюдательного совета АСИ. Награжден орденом Александра Невского (2023), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» I, II степеней (2020, 2015). Имеет благодарность президента России (2014). Женат, воспитывает дочь и сына.
Не сказать, что у Татарстана тесные связи с Никитиным и Новгородской областью. В 2018 году тогда еще губернатор Новгородской области приезжал в Альметьевск на День работников нефтяной и газовой промышленности и регионы подписали ряд соглашений о сотрудничестве. В 2020-м ОЭЗ «Алабуга» подписала соглашение о сотрудничестве с Новгородской областью, которое предусматривало создание ОЭЗ «Новгородская».
В 2022 году Никитин посещал «Алабугу» и отмечал лидерство РТ по прорывным направлениям развития промышленности и образования. Раис РТ Рустам Минниханов высоко оценивал перспективы сотрудничества и говорил, что регионы стали сотрудничать теснее. «Мы имеем возможность поставлять машиностроительную и нефтехимическую продукцию. Есть большие планы по другим направлениям», — указывал раис республики. С тех пор встреч и визитов не было. В конце прошлого года Никитин докладывал Путину, что работа по ОЭЗ «Новгородская» идет с опережением графика на год.
«Ротенберги своего мальчика могут и не отбить»
Отставка министра может быть связана с транспортным коллапсом последних дней, который стал «последней каплей». Такое предположение выдвигают авторы телеграм-канала «Поднять перископ». В минувшие выходные из-за опасности атак БПЛА в российских аэропортах были отменены десятки рейсов, а сотни людей часами простояли в очередях на посадку в самолеты. «В общем, получается, Украина сняла Старовойта. Но это, конечно, слухи. В главном все уверены: стабильность есть и транспорт останется под Ротенбергами, видимо, путем назначения Никитина, бывшего губера Новгородской области, новым министром», — рассуждает политолог Сергей Марков в своем канале «Логика Маркова».
«Никитин — клиентела [министра обороны РФ] Андрея Белоусова и частично — [братьев Аркадия и Бориса] Ротенбергов. По слухам, Ротенберги заводили Никитина в минтранс для последующего перевода в РЖД (глава корпорации [Олег] Белозеров тоже сидит на птичьих правах), а Белоусов поддерживал перевод Никитина с целью сосредоточить у него программу развития беспилотников», — пишет «Незыгарь»*.
На значительную роль Никитина в развитии российской беспилотной отрасли ранее указывал политолог, генеральный директор научно-производственного центра (НПЦ) «Ушкуйник» Алексей Чадаев. В марте после переезда Никитина в Москву он писал в своем телеграм-канале, что экс-глава региона приложил руку к созданию отечественного БПЛА «Князь Вандал», проекту «Дронница» (главный всероссийский слет операторов боевых дронов), программам подготовки операторов. Что касается Старовойта, то его отставка, по мнению эксперта, ожидалась. «Фигурант уголовного дела в Курской области. Да и проблемы в отрасли растут, особенно в авиации. Минтранс и Росавиация не сумели выстроить антикризисную модель в части ремонта самолетов, отмены и задержки рейсов в аэропортах, растет кредиторская задолженность отрасли, проблемы с безопасностью в морских портах», — пишет Чадаев.
Политолог Марат Баширов в своем канале «Политджойстик» задается вопросом, последует ли за отставкой Старовойта уголовное дело. «Отставка министра может открыть для правоохранительных органов возможность задать теперь уже экс-министру несколько вопросов о расходах на строительство оборонных сооружений в Курской области», — добавляет «Поднять перископ».
«Оприходование» средств на сооружение укрепрайона в Курской области было слишком «наглым», считают «Свои да наши». «Ротенберги своего мальчика могут и не отбить», — пишут авторы канала. По их мнению, Никитину не будет легко на новом посту министра. «Где, блин, транспорт, а где Никитин? Хотя если кандидат педагогических наук Старовойт мог год одной из ключевых отраслей экономики руководить, Андрей Сергеевич точно справится не хуже», — иронизируют «Свои да наши».
Деталь в биографии экс-министра подмечает Win/Win. «Сначала у него были хорошие личные отношения с [основателем ЧВК Вагнера Евгением] Пригожиным. <…> Потом, когда случился знаменитый марш, он вдруг стал говорить, что в „Вагнере“ он был исключительно „с парнями“. Потом сказал, что „амбиции руководителя не должны перечеркивать прошлых заслуг рядовых бойцов“. Это он об амбициях дяди Жени. <…> То есть колбасило мужика не по-детски», — говорится в публикации. При этом Win/Win за дальнейшую судьбу чиновника не переживает. «Кандидат педагогических наук. В 2012 году в Московском университете МВД РФ защитил диссертацию „Инновационная методика подготовки спортсменов в зимнем полиатлоне“. Не пропадет», — уверены авторы канала.
«На своем посту министра транспорта он ничем особо не запомнился. Но на самом деле он пробыл там очень маленький срок»
«Видимо, какие-то причины были, может быть связанные с его прежней работой»
В разговоре с «БИЗНЕС Online» эксперты порассуждали о причинах отставки Старовойта и оценили кандидатуру его потенциального сменщика.
Михаил Блинкин — директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики:
— С чем связана отставка Старовойта? Чего не знаю, того не знаю. Не буду фантазировать. На своем посту министра транспорта он ничем особо не запомнился. Но на самом деле он пробыл там очень маленький срок. Там, видимо, какие-то причины были, может быть связанные с его прежней работой. Я просто не знаю, не хочу гадать.
Что касается Никитина, то тут вот какая штука. Я в мире транспорта знаю, собственно, всех людей. Поэтому и Никитина знаю. Никитин — очень креативный мужик. Молодой, креативный мужик, с довольно хорошим уже управленческим опытом. Я его лично знаю еще со времен его работы в Новгородской области. Дай ему бог успехов, если его назначат. Это очень креативный человек. Не помню, сколько ему лет, но он еще молодой совсем. И образование, креативность — все при нем. Опыт уже серьезный. Он, по-моему, еще в АСИ работал — агентстве стратегических инициатив. Так что это было бы очень хорошее назначение. Я не знаю, состоится ли оно, но это было бы очень хорошее назначение.
Константин Калачев — руководитель Политической экспертной группы:
— Вы считаете, что министерству транспорта есть чем похвастаться? Видимо, отставка связана с недовольством результатами деятельности. Я понимаю, конечно, что Старовойт не может нести ответственность за то, что в последние дни происходило в российских аэропортах. Транспортный коллапс, который обошелся в миллиарды, сотни рейсов задерживались, отменялись, пассажиры часами, а то и сутками ждали вылета. Ущерб авиакомпаний оценивается в 20 и более миллиардов рублей. Думаю, что дело не только в масштабном сбое авиационной отрасли, потому что транспортный коллапс — это следствие форс-мажорных обстоятельств. В целом есть вопросы по поводу транспортных перевозок, по тому, как у нас функционируют железные дороги, есть проблемы, связанные с авиацией. Есть необходимость нового толчка, драйвера развития. И с логистикой в стране все не слава богу.
Наверное, причиной было и то, что с аппаратной точки зрения позиции Старовойта были не настолько устойчивы. И возможно, тут вопрос вообще даже не только в том, что самолеты перестали летать. Вопрос в действиях авиакомпаний и в том, как на это все смотрело министерство транспорта, которое, видимо, фактически самоустранилось от проблемы.
Когда Андрея Никитина назначили замминистра, я тогда уже сказал, что, скорее всего, это было сделано с прицелом на пост министра. Потому что, когда он являлся гендиректором агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов, он был у президента на очень хорошем счету как человек, способный предлагать какие-то инновации. Ну, видимо, пришло время инноваций в министерстве транспорта.
Дмитрий Фетисов — политтехнолог, директор консалтингового агентства NPR Group:
— Большое количество проблем в его (Старовойта — прим. ред.) сфере деятельности. В первую очередь это авиационная отрасль, большие вопросы по развитию железной дороги. Свежая критика прозвучала со стороны президента по поводу строительства ряда высокоскоростных магистралей. Основания для отставки имелись, потому что было видно, что президент недоволен. Это именно то, что лежит на поверхности.
Второй фактор, о котором мы просто не можем точно знать, — это связь с господином Алексеем Смирновым, экс-губернатором Курской области. Со Старовойтом они были близки, находились в долгих отношениях, очень тесных. И опять же напрашивается вопрос: мог ли Старовойт не знать о том, что в области происходят серьезные коррупционные преступления, тем более на стратегически важных объектах? Тут уже только время покажет. Пока же можно говорить, что Старовойт именно уволен (а не переведен куда-то), что у Кремля к нему есть серьезные претензии.
Кстати, ничем хорошим он и не запомнился. Старовойт до прихода в Курскую область считался вполне эффективным руководителем, когда возглавлял Росавтодор. Но потом каких-то особых достижений у него не было ни в регионе, ни на посту министра транспорта.
От своих источников я знаю, что президенту недавно приносили доклад по ситуации в приграничных регионах. Касался он не только Курской области. У него на столе оказалась информация, что, возможно, и стало одной из причин, по которым он достаточно резко снял Старовойта.
Евгений Минченко — политтехнолог, президент холдинга «Минченко консалтинг»:
— Наиболее вероятная причина снятия — это неготовность Курской области к атаке вооруженных сил Украины. Старовойта ж после этого назначили министром транспорта, потом губернатором назначили Смирнова, его заместителя. А потом выяснилось, уже после того, как Смирнова даже избрали, что готовность оборонительных сооружений крайне невысока. Как раз из-за этого его снимают с должности. Мне это кажется наиболее реальной причиной.
А что касается сменщика, я думаю, что кандидат номер один — это заместитель министра транспорта Андрей Никитин. Мне кажется, его с этим прицелом и забирали в Москву.
Алексей Чадаев — учредитель и генеральный директор аналитического центра «Московский регион», генеральный директор научно-производственного центра (НПЦ) «Ушкуйник»:
— С чем связана отставка Старовойта? Я не хочу гадать, потому что соответствующими инсайдами не владею. Но я думаю, что здесь и ситуация с аэропортами могла повлиять, и общеизвестные вопросы по его предыдущей должности. Тут я ничего нового не скажу.
Что касается Никитина, то мы с Андреем Сергеевичем много и плотно работали в Новгородской области. Научно-производственный центр «Ушкуйник» возник благодаря его личной энергии и его личным действиям. Он был автором письма президенту, в результате которого был создан наш центр. И в этом смысле он на посту новгородского губернатора сыграл ключевую роль и для «Ушкуйника», и для «Дронницы» (всероссийский слет операторов боевых дронов — прим. ред.), и для «Князя Вандала» (боевой БПЛА, разработанный в Великом Новгороде, — прим. ред.). Все это во многом его заслуга.
Что касается его в роли министра транспорта, то давайте сравним. Старовойт — это дорожник. Это человек, который много лет возглавлял федеральное дорожное агентство, еще до Курска, и его основные компетенции сосредоточены именно в сфере автомобильно-дорожного строительства. Это то, в чем он понимал. А Никитин в роли главы агентства стратегических инициатив занимался в первую очередь модернизацией госуправления. И в Новгородской области основной темой у него было развитие передовых технологий, в частности радиоэлектроники, «цифры» и беспилотия. В этом смысле, учитывая, что минтранс выполняет именно такую значимую и координирующую роль для наших разнообразных транспортных структур — а это касается и РЖД, и Росавиации, и того же Росавтодора, и водного транспорта, — я думаю, что он сосредоточится именно на управленческих задачах. На повышении качества управления отраслью. А управление сейчас — это связь, информация, софт, цифровые решения. Вот давайте объясню на ближайшем примере. Коллапс в аэропортах, когда, по сути, один беспилотник способен нанести ущерб на десятки миллиардов рублей, даже не прилетев никуда, а просто самим фактом своего появления, — это же проблема в первую очередь управленческого характера. Не какого-то там военного или оборонного, а управленческого. Или, например, ситуация в РЖД с падением объемов грузоперевозок и возникшим из-за этого кризисом, о котором в том числе и вы писали…
Поэтому я думаю, что у Никитина уже прямо сейчас из таких срочных управленческих задач есть задачи и долгосрочного, стратегического характера. Не столько в том, чтобы залить много бетона и построить много дорог из точки А в точку Б, а в первую очередь в том, как управлять именно логистикой в масштабах страны. Причем управлять именно на современном уровне с использованием всех ведущих современных технологий, которые для этого есть и у нас, и в мире.
Я бы еще вот что сказал. У нас же есть нацпроект, где одну из центральных ролей как раз выполняет минтранс. Это нацпроект «Беспилотные авиационные системы». Мое личное мнение и пожелание — в этой аббревиатуре БАС буква А лишняя. Потому что сегодня надо говорить о различных, мультисредовых беспилотных системах. И в гражданской сфере тоже. Нужно говорить и о морских беспилотниках, и о наземных, и о городском беспилотном транспорте. И о летающем в том числе, но, может быть, не в самую главную очередь. То есть у летающих беспилотников сейчас основной рынок — армия, это война. А если заниматься разнообразным гражданским беспилотием сейчас, это может дать существенный эффект, я бы сказал, в масштабах просто всей экономики страны. Но последнее, что бы хотел добавить, это что все эти усилия должны идти рука об руку с решением вопросов безопасности транстпорта, логистики, управления. То есть контроль безопасности должен идти опережающими темпами по сравнению с другими решениями. Потому что мы должны быть твердо уверены, что, что бы в нас ни летело, мы хотя бы об этом знали и понимали, как с этим бороться.
* выполняет функции иностранного агента
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.