В производстве сыра и сливочного масла ошибки в ценообразовании обходятся дорого: колебания цен на молоко, длинный цикл созревания продукции и высокая конкуренция требуют быстрой и точной реакции. В ГК «Вамин» на эти вызовы отвечает комплексная система анализа, позволяющая в режиме реального времени пересчитывать себестоимость, оценивать спрос и выстраивать персонализированную ценовую политику. Сейчас для татарстанского производителя молока и сыров это не просто финансовая функция, а стратегический инструмент для роста. Подробности — в блоге компании.
ГК «Вамин» выстроила адаптивную систему управления ценообразованием, основанную на комплексном анализе рынка в режиме реального времени
Ценообразование сыров и масла: почему оперативность критична?
Производство сыров и сливочного масла в ГК «Вамин» сталкивается с разными факторами, требующими гибкого ценообразования:
— Волатильность молока-сырья. Цены на базовое сырье могут резко меняться в течение сезона, что напрямую влияет на себестоимость. Этот фактор критичнее всего для производства масла, где высокая норма расхода молока.
— Длительные производственные циклы (особенно для сыров). Сыры созревают в течение долгого времени, так что назначить цену требуется за несколько месяцев до фактической реализации. Ошибка в прогнозе себестоимости или рыночной цены может стать губительной для маржи.
— Импортозависимость по некоторым компонентам. В производстве сыров «Вамине» используются итальянские закваски, стоимость которых подвержена колебаниям и валютным рискам. Итальянские закваски представляют собой натуральные культуры, не содержащие ГМО, что является основным критерием их выбора. Широкий ассортимент бактерий обеспечивает возможность производства разнообразных сыров по различным рецептурам.
— Сезонность спроса. Высокий сезон для полутвердых и твердых сыров — с сентября по декабрь. В это время потребители отдают предпочтение более питательной, калорийной еде и продуктам с высоким содержанием белка. Однако с апреля по август спрос снижается: у покупателей более востребованы легкие мягкие и творожные сыры, свежие овощи и другие сезонные продукты.
Как анализ рынка позволяет управлять ценообразованием быстро и точно
ГК «Вамин» выстроила адаптивную систему управления ценообразованием, основанную на комплексном анализе рынка в режиме реального времени. Анализ выстраивается на базе следующих элементов:
— Глубокий рыночный мониторинг. Компания постоянно анализирует оперативные данные в отраслевых и межотраслевых онлайн-изданиях, телеграм-каналах, экспертных обзорах от профильных ассоциаций. Это позволяет отслеживать общую рыночную конъюнктуру по разным каналам сбыта, уровень загрузки производственных мощностей, динамику складских запасов и колебания внешнего спроса. При этом «Вамин» учитывает не только сезонные факторы, но и долгосрочные тренды. Так, в 2024 году наблюдался естественный прирост спроса на сыр, а в первом полугодии 2025-го он, наоборот, снижается.
— Конструктивное взаимодействие с конкурентами. «Вамин» поддерживает партнерские отношения с ключевыми игроками рынка, открыто обмениваясь мнениями и опытом. Так мы можем оценить текущую ситуацию у конкурентов — уровень складских остатков, потребность на сыры и сливочное масло основной клиентской базы — и точнее спрогнозировать рыночные тенденции.
— Прямые контакты с ключевыми игроками рынка. Компания еженедельно коммуницирует с крупнейшими руководителями в структурах, занимающих значительную долю на рынке сбыта. Тем самым мы напрямую получаем актуальную информацию о текущем спросе и предложении на закупки молочной продукции.
— Анализ рыночных сделок в режиме онлайн. Мы систематически отслеживаем онлайн-биржи и тендерные площадки, включая госзакупки, а также анализируем цены, предлагаемые на аукционах и торгах по конкретным объемам продукции. Ежедневные торги на множестве площадок предоставляют нам оперативный срез фактических средних цен, по которым заключают сделки разные поставщики.
Благодаря этому комплексу данных из разнообразных и взаимодополняющих источников «Вамин» может максимально оперативно управлять ценообразованием. На основе ежедневного анализа мы формируем и согласовываем индивидуальную ценовую политику для наших ключевых партнеров и тем самым обеспечиваем гибкость и конкурентоспособность наших предложений в условиях быстро меняющегося рынка. Эта система — основа не только для эффективного планирования, но и для своевременной корректировки промоактивностей.
«На основе ежедневного анализа мы формируем и согласовываем индивидуальную ценовую политику для наших ключевых партнеров и тем самым обеспечиваем гибкость и конкурентоспособность наших предложений в условиях быстро меняющегося рынка»
Стратегия ГК «Вамин»: оперативное ценообразование для направлений «Сыр» и «Масло»
Как построена система оперативного управления ценообразованием в «Вамин» и как в ней учитывается специфика производства сыров и масла?
Гибкая модель расчета себестоимости в реальном времени.
- Масло. Если меняется цена на ключевой компонент — молоко-сырье, мы производим мгновенный пересчет себестоимости с учетом фактической жирности и норм выхода.
- Сыры. Сложное прогнозное моделирование себестоимости учитывает длительность созревания, нормы выхода (сильно зависящие от качества молока и технологии), стоимость энергоресурсов для поддержания микроклимата и стоимость спецкомпонентов (культур, ферментов). Используются динамические калькуляции.
Сегментированный подход к ценообразованию. Для сыра и масла мы применяем модели cost-plus¹ с оперативно обновляемой себестоимостью, держим в фокусе конкурентоспособность других брендов, жестко контролируем промоэффективность.
Продвинутый конкурентный мониторинг. «Вамин» пристально отслеживает цены конкурентов на полке, их промоактивности, появление новых SKU² в сегментах сыров и масла, ценовую политику розничных сетей на их собственные торговые марки.
Автоматизация для сложных расчетов и сценариев. Компания использует TPM (Trade Promotion Management³) для точного планирования, исполнения и анализа рентабельности промоакций на чувствительные к скидкам позиции массового сегмента.
Усиленная аналитика и кросс-функциональность. Мы выстроили тесное взаимодействие между закупщиками молока, технологами сырного и масляного производств, логистами, категорийными менеджерами клиентов, отделом продаж. Результат — быстрые согласования на основе единых данных.
ГК «Вамин» не просто защищает свою прибыль сегодня, а закладывает фундамент для устойчивого лидерства на динамичном и требовательном рынке качественных молочных продуктов
Скорость, конвертируемая в рубль
Оперативное управление ценообразованием, внедренное в ГК «Вамин», уже приносит конкретную выгоду в производстве сыров и масла:
- Стабильность маржи. Быстрая реакция на скачки цен молока-сырья и других компонентов защищает рентабельность.
- Эффективная борьба с Private label⁴. Благодаря оперативной корректировке цен и промо на массовые позиции сохраняется привлекательность брендов «Вамин» на полке.
- Оптимизация промобюджетов. Мы анализируем рентабельность до запуска акции и применяем скидки точечно на основе анализа, а также оперативно останавливаем убыточные промоакции.
- Снижение рисков длинных циклов в производстве сыров. Система аналитики позволяет нам более точно прогнозировать рыночную цену на момент выхода созревшего сыра на рынок.
- Укрепление позиций с ретейлом. Предоставляя сетям оперативные и обоснованные коммерческие предложения, ГК «Вамин» повышает доверие и эффективность переговоров.
«Мы продолжаем оттачивать наши инструменты, чтобы каждый килограмм сыра «Вамин» и каждая пачка нашего масла приносили максимальную ценность и нашим потребителям, и нашему бизнесу»
Для производителя сыров и сливочного масла ГК «Вамин» оперативное управление ценообразованием не роскошь, а производственная необходимость. Данные, технологии и команда компании работают как слаженный оркестр, и точно должна быть сыграна каждая партия, будь то цена на молоко, срок вызревания сыра, акции конкурентов или запросы торговых сетей.
Инвестируя в эту систему, ГК «Вамин» не просто защищает свою прибыль сегодня, а закладывает фундамент для устойчивого лидерства на динамичном и требовательном рынке качественных молочных продуктов. Мы продолжаем оттачивать наши инструменты, чтобы каждый килограмм сыра «Вамин» и каждая пачка нашего масла приносили максимальную ценность и нашим потребителям, и нашему бизнесу.
¹ cost plus — затраты плюс
² SKU (stock keeping unit) — единица складского учета, артикул товара
³ Trade Promotion Management — управление продвижением торговли
⁴ Private label — частная торговая марка розничных сетей
Комментарии 1
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.