На дискуссии про молочный рынок выяснилось, что у минсельхоза РТ есть вопросы к федеральным коллегам по компенсации затрат на крупные молочные проекты На дискуссии о молочном рынке выяснилось, что у минсельхоза РТ есть вопросы к федеральным коллегам по компенсации затрат на крупные молочные проекты Фото: Андрей Титов

Потребление молока почти не растет, а поголовье сокращается

Панельную дискуссию о перспективах молочного рынка до 2030 года на этот раз организовали не в отдельном зале, как раньше, а прямо в выставочном павильоне «Казань Экспо». Посреди площадок развернулась «деловая площадка» — пространство со стульями для слушателей и импровизированным президиумом для выступающих. Правда, спикерам желание организаторов разнообразить обстановку вряд ли пришлось по душе. То и дело докладчикам приходилось перекрикивать рекламные объявления или конкурировать со звуками с соседней панели.

С другой стороны, к сессии в любой момент могли присоединиться гости выставки, так что разговор привлек большую аудиторию. Гендиректор национального союза производителей молока (Союзмолоко) Артем Белов для начала нашел символичным, что дискуссия в Татарстане, ведь республика — номер один по производству молока в России и один из лидеров по переработке. После того как хозяйке форума отдали должное, перешли к сути.

Коробченко с топором, «Доминатор» на улице, нетели от Аделя Хайруллина, а Минниханов водит иранцев

Российская молочная отрасль развивается очень динамично. Серьезным стимулом для индустрии стал рост реальных доходов населения, который наращивал потребление. Но теперь пошло по нисходящей. В 2023-м потребление молочных продуктов выросло практически на 6%, в прошлом — только на 3%, а в году нынешнем ситуация пока не улучшилась, отметил Белов.

Почему потребление не такое активное? Сыграли два фактора. Первый — серьезный рост себестоимости и, как следствие, увеличение «цены на полке». «Рост год к году составил примерно порядка 20 процентов, и это привело к серьезному замедлению спроса. Мы видели эту ситуацию в марте, видели ситуацию в апреле, видели ситуацию в мае. В июне ситуация в целом стабилизировалась, но в общем это серьезно повлияло на ситуацию в индустрии», — заявил Белов. По числу «ситуаций» в одном предложении было понятно, что все непросто.

Почему потребление не такое активное? Сыграли два фактора. Первый — серьезный рост себестоимости и, как следствие, увеличение «цены на полке». Второй фактор — сокращение поголовья скота Почему потребление не такое активное? Сыграли два фактора. Первый — серьезный рост себестоимости и, как следствие, увеличение «цены на полке». Второй фактор — сокращение поголовья скота Фото: «БИЗНЕС Online»

Ведь есть и второй фактор — сокращение поголовья скота. За прошлый год оно снизилось на 3%, с начала нынешнего — уже минус 2%. В итоге объем производства молока в 2025-м либо не вырастет совсем, либо рост будет минимальным. И это еще один аргумент в пользу увеличения стоимости готового продукта.

«Но в целом после просадки начала года, я надеюсь, мы увидим определенное восстановление во втором полугодии, потому что реально располагаемые доходы продолжают расти. И скорее всего, это будет позитивно влиять на потребление ближе к концу года», — с оговоркой, но надеялся на лучшее руководитель союза.

По прогнозу Союзмолока, молочное производство в стране до 2030 года будет расти темпами плюс 1,5% в год. Опять же, Белов оговаривался, что «многое будет зависеть от ситуации» в ближайшие пять лет По прогнозу Союзмолока, молочное производство в стране до 2030-го будет расти темпами плюс 1,5% в год. Опять же Белов оговаривался, что «многое будет зависеть от ситуации» в ближайшие пять лет Фото: Андрей Титов

Главные вызовы молочников и скромные виды на будущее

Главный вызов на пятилетку — замедление прироста новых инвестпроектов. Причина замедления понятна — рост ключевой ставки. Впрочем, если рост есть в принципе, это по нынешним временам выглядит достижением. Не так давно глава Сбера Герман Греф отмечал, что в этом году банк впервые не профинансировал за полугодие ни одного нового проекта.

Еще одна проблема — в укрепившейся нацвалюте. «Текущая ситуация с рублем не стимулирует те же самые экспортные поставки. Более того, отчасти она стимулирует импорт, усиливает конкуренцию на внутреннем рынке», — подчеркнул Белов. Впрочем, поспешил успокоить, что в среднесрочной перспективе эксперты ждут ослабления рубля. Дальше докладчик был вынужден прерваться: его заглушил женский голос, который объявлял старт демонстрации техники на полях выставки. «Сложно конкурировать с женщиной. В общем, хочется молчать», — с улыбкой вышел из неловкой ситуации Белов.

Большое количество «регуляторных новелл» глава Союзмолока также занес в список предстоящих вызовов. «Одна из самых серьезных новелл, которые могут повлиять на индустрию, связана традиционно в последние годы с экологией. Это увеличение ставок по утилизации упаковки, так называемая расширенная ответственность производителей», — сказал докладчик. В начале июня стало известно, что минприроды РФ предлагает увеличить в 2,7–17,6 раза базовые ставки экологического сбора для 35 видов упаковочных материалов. Если поднять ставку сбора, себестоимость продукции вырастет на уровне 2–4%, предупредил спикер.

И какие виды на будущее? По прогнозу Союзмолока, молочное производство в стране до 2030 года будет расти темпами плюс 1,5% в год. Опять же Белов оговаривался, что «многое будет зависеть от ситуации» в ближайшие пять лет. А ситуация теперь, как известно, может меняться серьезно и стремительно. Главная задача для молочников по-прежнему обеспечить продукцией внутренний рынок. Что касается экспорта, есть неплохая динамика по поставкам в страны постсоветского пространства, а с 2023 года удалось наладить поставки в страны Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Северную Африку.

С учетом «корректировки» (читай: снижения) потребления в II квартале по итогам года ожидается рост потребления примерно на 1%. На таком же уровне молочники прогнозируют увеличение производства сырого молока. Объем импорта немного сократится по сравнению с прошлым годом. Но будет серьезно выше, чем в 2023-м, — примерно на 10%. Экспорт же упадет на 10%, прогнозируют в союзе.

Штефан Дюрр в этот раз отошел от тезиса про дорогие кредиты и необходимость поддержки со стороны государства Штефан Дюрр в этот раз отошел от тезиса о дорогих кредитах и необходимости поддержки со стороны государства Фото: Андрей Титов

«Элиты в США даже не видят, что можно вложить деньги в строительство животноводческой фермы»

Председатель правления Союзмолока и президент ГК «ЭкоНива» Штефан Дюрр в этот раз отошел от тезиса о дорогих кредитах и необходимости поддержки со стороны государства. Как выяснилось, еще предпринимателя беспокоит… производство молока в биореакторе.

При такой технологии из клеток коровьих молочных желез выращивают «вымя», а затем при помощи гормонов лактации начинают производство молока. Способ уже применяют в Германии, широко распространена технология и в США, переживал участник сессии. Он вспомнил, как на одной из встреч спросил у американского бизнесмена, что он предпочел бы построить — ферму или биореактор. «Он на меня посмотрел как на какого-то идиота. Как будто я спросил: „Как ты думаешь, покупать кнопочный телефон или смартфон?“ Это так было воспринято», — поделился немец с российским гражданством.

«То есть элиты в США даже не видят, что можно вложить деньги в строительство животноводческой фермы, если можно строить биореактор, который гораздо чище, климат не нарушает. Можно включить-выключить, можно все делать очень красиво. Они этого не понимают», — сокрушался Дюрр и подчеркнул, что владельцы биореакторов убеждают, что молоко у них такое же, как от коровы, но при этом они не «мучают» животных и не вредят экологии. «А как мы мучаем коров?!» — недоумевал бизнесмен.

«Все условия, кроме стоимости кредитов, в России просто уникальные!»: диалоги молочников в Москве

Другое «искусственное» молоко — растительное — не сильно беспокоит Дюрра. «Это все-таки другой продукт. Общее с молоком здесь только белый цвет и название. В остальном его можно также сравнивать с Coca-Cola, „Фантой“ и так далее», — объяснял докладчик.

Что касается молока из реактора, оно имеет «плюс-минус тот же химический состав», что и натуральное коровье. «Что такое корова? Это тот же биореактор, где происходят те же самые процессы. Мы эти процессы, которые происходят внутри коровы, более-менее понимаем и можем их воспроизводить в биореакторе», — вспомнил объяснения своего американского коллеги Дюрр.

Со временем себестоимость производства такого молока будет ниже, чем натурального. Так что фермерам нужно объяснять людям преимущества именно натурального продукта, наставлял предприниматель. «Я уверен, что в первую очередь российские люди (но и, наверное, в других странах) хотят молоко от живой коровы. Но для этого надо работать нам все вместе, чтобы показывать людям, что производство молока — это не мучение коров, а что это прекрасно, красиво, коровы веселые. И влияние на экологию минимальное. Это нам надо людям рассказывать, иначе мы можем оказаться в очень нехорошем месте», — резюмировал Дюрр.

Был у предпринимателя и свой взгляд на будущее. Сейчас производства «колхозного типа» постепенно замещают высокотехнологичные. Российские компании не так уж сильно отстают по технологиям от мировых лидеров, а один из важных вопросов — это выплата достойной зарплаты при сокращении штата. Производители молока будут стремиться к вертикальной интеграции, ведь кривая роста цен на сырое молоко «похожа на американские горки». Интеграция будет идти как внутри одной компании, так и в виде партнерских отношений между предприятиями или долгосрочных стабильных контрактов.

Однако без кадров развитие невозможно, заметил докладчик. Поэтому важно продвигать правильный имидж сотрудника — современного smart farmer (с англ. яз. «умный фермер» — прим. ред.). «Потому что сельхозник сегодня — это уже не тот сельхозник, который был раньше. И надо доводить до людей, что мы можем давать им хорошую зарплату, хорошее образование, и таким образом молодежь привлечь в нашу отрасль», — наставлял Дюрр.

Вообще же, по словам докладчика, молочники пришли к выводу, что Россия выйдет на самообеспечение по молоку. Однако без экспорта и развития переработки может произойти «определенный коллапс».

Андрей Шутов выступил с докладом про конкуренцию и борьбу с фальсификатом, или, как красочно выразился спикер, про «отдельные черные пятнышки» на «белом молочном фоне» Андрей Шутов выступил с докладом о конкуренции и борьбе с фальсификатом, или, как красочно выразился спикер, об «отдельных черных пятнышках» на «белом молочном фоне» Фото: Андрей Титов

«Неприятно пить молоко и думать: а не добавили ли туда говядину свежего отжима?»

«Исәнмесез, иптәшләр!» — открыл свой доклад член правления Союзмолока, управляющий компанией ООО «Комос групп» управляющей организации ООО «Милком» Андрей Шутов. Доклад его был о конкуренции и борьбе с фальсификатом, или, как красочно выразился спикер, об «отдельных черных пятнышках» на «белом молочном фоне».

На сегодняшний день никто точно не знает, сколько фальсификата обращается на молочном рынке. «Но сам факт крайне неприятный. Это все равно что вы участвуете в соревнованиях, где вы будете честными, а кто-то рядом с вами играет нечестно, ест какой-то допинг и поэтому побеждает вас. И неприятно пить молоко и думать: а не добавили ли туда говядину свежего отжима в виде говяжьего жира?» — продолжал докладчик.

По подсчетам Союзмолока, сейчас в розничных сетях продается продукция порядка 20 производителей фальсификата. О них знают «все», но их работа продолжается. А все потому, что «нет нормальной меры ответственности», уверен Шутов. Даже если факт такого нарушения выявляется, наказание несоразмерно с той выгодой, которую получает фальсификатор. При этом фальсифицируется и сырье, и конечные продукты.

Что предлагает союз? Во-первых, более углубленную проверку предприятий, уличенных в производстве фальсификата, и приостановку их работы на срок до 90 дней. Во-вторых, для продукции с заменителем молочного жира ввести повышенную налоговую ставку на добавленную стоимость (НДС) — 20% вместо нынешних 10%. «В этом случае люди, которые фальсифицируют продукцию, будут совершать налоговое преступление со всеми вытекающими последствиями. Это уже будет уголовно наказуемое деяние», — рассуждал Шутов. Такая практика в России действовала до 2021 года и показывала свою эффективность. К примеру, одному крупному производителю пришлось уплатить штраф в 4 млрд рублей.

Россельхознадзор считает фальсификатом молоко, если в нем будет отклонение хотя бы по одному показателю в жиробалансе Россельхознадзор считает фальсификатом молоко, если в нем будет отклонение хотя бы по одному показателю в жиробалансе Фото: ru.freepik.com

Не менее важна в этой борьбе совместная работа Россельхознадзора и Роспотребнадзора, заметил докладчик. «Сейчас у них немного полномочия отличаются и сфера приложения этих полномочий тоже. Но очень важно, чтобы они выходили адресно по сигналам потребителей и вместе осуществляли эффективную работу по выявлению фальсификации продукции», — указал спикер. Получалось, что сейчас работа недостаточно эффективна.

Другой момент — методика определения подлинности продукции. К примеру, Россельхознадзор считает фальсификатом молоко, если в нем будет отклонение хотя бы по одному показателю в жиробалансе. Однако профессионалы знают, что это отклонение может быть вызвано и изменением в рационе животных, и массой других факторов. Поэтому разработан ГОСТ, который нужно обкатать на практике, а далее ввести единый инструмент для оценивания подлинности молока.

Один из локальных поставщиков Казанского молочного комбината признался, что делает фальсификат. Но во Всероссийском научно-исследовательском институте молочной промышленности (ВНИМИ) после обследования молока заключили, что есть отклонения от норм, но молоко признали подлинным, удивлялся Шутов.

«Честный знак» — это российская национальная система цифровой маркировки и прослеживания товаров. Она была введена в эксплуатацию в 2019 году для борьбы с контрафактной продукцией и повышения прозрачности на рынке. Система предполагает наличие уникального кода на каждом товаре. Сканируя его, можно узнать, откуда этот товар, где и когда он был произведен, а главное, легален ли он.

А вот «Честный знак» в борьбе с фальсификатом бесполезен, считает Шутов. «„Честный знак“ — это огромная нагрузка на отрасль, — ответил он на единственный прозвучавший из зала вопрос. — Эта маркировка не дает ничего для достоверности. Я скажу жуткую цифру. Объем расходов нашей компании на „Честный знак“ в молочном секторе по 2024 году составляет 525 миллионов рублей. За что мы заплатили эти деньги, я не понимаю», — возмутился спикер. По его словам, данная маркировка бессмысленна, т. к. при ее сканировании потребитель видит сведения, которые и так значатся на этикетке.

Кроме того, иногда система ошибочно подтягивает информацию о закупленных предприятием ингредиентах или других товарах, необходимых для производства. К примеру, при сканировании QR-кода на кефире среди ингредиентов система почему-то выдает моцареллу.

Марат Зяббаров напомнил, что в течение пяти лет аграрии республики нарастили производство молока на 30,7% Марат Зяббаров напомнил, что в течение пяти лет аграрии республики нарастили производство молока на 30,7% Фото: Андрей Титов

«Душат, надо откровенно говорить…»

«Передаю слово министру сельского хозяйства Республики Беларусь!» — объявил модератор Белов. «Татарстана! Но белорусы тоже с нами на выставке», — поправил вице-премьер – министр сельского хозяйства и продовольствия РТ Марат Зяббаров. Он напомнил, что в течение пяти лет аграрии республики нарастили производство молока на 30,7%. «В экономическом рейтинге мы в последние несколько лет занимаем первое место по производству молока — 6,7 процента от общего объема в Российской Федерации. Удерживаем эту позицию», — заметил Зяббаров.

По итогам прошлого года по производству молока республика перешагнула показатель в 2,2 млн тонн. Это плюс 84 тыс. т, или почти 4%, к показателям 2023-го. Вызовом для республики стали федеральные программы поддержки хозяйств, в которых до тысячи голов скота. Нагрузка на бюджет республики заметно выросла. Очевидно, причина была в той же высокой ставке, которая удорожает обслуживание займов. При этом есть вопросы с «капексами» — инструментом компенсации со стороны государства прямых понесенных затрат на строительство и модернизацию молочных проектов.

«У нас немало проектов, которые идут до тысячи голов. Вынуждены были найти финансирование. Федеральные программы, те „капексы“… У нас есть вопросы, которые каким-то образом надо, конечно, решать», — подчеркнул министр. Он напомнил, что те инвестиции в производства, которые планировались по итогам прошлого года, теперь находятся в подвешенном состоянии. «Мы отборы прошли на 280 миллионов рублей „капексов“. Но еще по трем объектам, где федеральные средства составляют 453 миллиона, до сих пор непонятно, получим или нет. Это вопрос. Для нас это большие средства. Для хозяйств это практически 1,3 миллиарда рублей, которые они должны получить», — сказал Зяббаров. Казалось, в зале не хватает представителя федерального минсельхоза.

На ситуацию с «капексами» обратил внимание и генеральный директор УК «Август-Агро» Айдар Галяутдинов На ситуацию с «капексами» обратил внимание и генеральный директор УК «Август-Агро» Айдар Галяутдинов Фото: Андрей Титов

Где хорошо, так это в строительстве кормовых центров и цифровизации АПК. «Наши коллеги любят все время писать „первое место“. Я говорю: хватит, убирайте эти вещи, надо немножко поскромнее быть. Но раз уж на экране появилось, мимо невозможно пройти», — пошутил министр. Сегодня цифровыми системами в Татарстане охвачено 76% поголовья скота.

На ситуацию с «капексами» обратил внимание и генеральный директор УК «Август-Агро» Айдар Галяутдинов: «Это очень серьезный фактор, который влияет на инвестиционную привлекательность этого бизнеса». «Мы, к сожалению, пока не получили „капексы“ на построенный объект. Надо понимать, что от мысли о строительстве комплекса до начала его эксплуатации проходит примерно три года. И мы видим по своим финансовым показателям, которые мы очень четко считаем, что операционная деятельность прибыльная, а финансовая деятельность с учетом процентов радовать не может», — переживал Галяутдинов.

Второй вызов для предприятия выступающего — ключевая ставка. «Изменение в этом году сильно повлияло на финансовые результаты. Потому что когда ты берешь кредит под 3,5 процента, а потом в какой-то момент ее меняют на 10,5… Душат, надо откровенно говорить», — с сожалением заметил фермер. Два этих момента — «капексы» и ставка — сильно влияют на желание дальше развивать этот бизнес, признался он.