Никакой бизнес, никакой инвестор не придут в район, где нет интернета и мобильной связи, — таким был лейтмотив прошедшей вчера коллегии минцифры Татарстана. И «белых пятен» в республике все меньше, хотя строительство инфраструктуры все менее рентабельно. Среди прочего выяснилось, что по ряду электронных услуг уровень удовлетворенности граждан «критично низкий», причем дело не в технике… О том, что за претензии у минцифры к минздраву, какие районы затягивают предоставление госуслуг и как будет в целом развиваться связь в РТ, узнавал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Шамиль Гафаров: «Понятно, что [периодически] отсутствует интернет, но когда отсутствует мобильная связь — это другое!»
Со связью все спокойно. Почти
Ежегодная полугодовая коллегия минцифры РТ о развитии отрасли связи пришлась — по иронии судьбы — на время масштабных ограничений связи из-за режима беспилотной опасности. «Идет СВО. Возникают вопросы по беспилотной опасности, иногда вместе с интернетом пропадает и мобильная связь, — обратил внимание вице-премьер РТ Шамиль Гафаров, отвечающий за цифровую трансформацию республики. — К решению этого вопроса надо подходить не [просто в духе] „да, будем работать“, надо понимать, что для этого нужно, в какие сроки этот вопрос мы решим. Понимаю, что это, может быть, потребует дополнительного вливания денежных средств, но эти задачи мы должны совместно с вами решить: от этого зависит обеспечение безопасности наших граждан. Понятно, что [периодически] отсутствует интернет, но когда отсутствует мобильная связь — это другое! Пропадает коммуникация, затягивается принятие решений, а если возникнет чрезвычайная ситуация, отсутствие связи будет критическим».
Это было единственное упоминание особенностей текущих реалий за все 1,5 часа коллегии. Участники заверили, что в остальном со связью в республике все очень даже хорошо. Как сообщил замминистра Альберт Яковлев, число абонентов мобильного интернета в РТ достигло 5,4 млн, увеличившись за год на 6%, а проводным доступом пользуются 1,3 млн человек (плюс 5%). «Татарстан демонстрирует впечатляющие темпы роста интернет-трафика, что является прямым свидетельством высокого уровня цифровизации региона», — продолжал он. Так, если объем мобильного интернет-трафика вырос на 7% до 1,2 млн петабайт, то проводная связь взлетела сразу на 34% за полгода — до 3,5 млн петабайт. «Все мы оценили преимущества фиксированной связи — ее стабильность и надежность в любых условиях», — тонко намекнул спикер.
Операторы к концу года должны вложить в инфраструктуру 3,2 млрд рублей (на 200 млн больше, чем в прошлом году). Но прямой корреляции с объемом строительства в этом росте, похоже, нет, просто само строительство сильно подорожало. Так, один из ключевых спикеров гендиректор «Таттелекома» Айрат Нурутдинов обратил внимание, что себестоимость подключения по GPON (оптические линии связи) в удаленных населенных пунктах выросла в 2 раза и в какой-то момент «дальнейшее расширение будет нерентабельным». Хотя компания уже подключила 411 тыс. домохозяйств, перевыполнив все планы.
К слову, рост выручки «Таттелекома» с 2020 года составил 12% (11,3 млрд рублей), при этом себестоимость выросла на 23%, а фонд оплаты труда — на 50%. «Проблема в том, что рост себестоимости, особенно ФОТ, существенно быстрее, чем рост тарифов, — подчеркнул Нурутдинов. — При выручке компании в 11,3 миллиарда отчисления в адрес государства в виде налогов и дивидендов (у нас СИНХ — основной учредитель) — 4,7 миллиарда рублей, то есть 41 процент денег, которые мы собираем в первую очередь с населения, мы перечисляем государству. При этом ФОТ составляет только 35 процентов, остальное — коммунальные платежи, расходные материалы, и остается небольшая сумма на инвестиции».
Как сообщил замминистра «цифры» Альберт Яковлев, число абонентов мобильного интернета в РТ достигло 5,4 млн, увеличившись за год на 6%, а проводным доступом пользуются 1,3 млн человек (плюс 5%)
Мобильный интернет в малых населенных пунктах появляется по федеральной программе устранения цифрового неравенства: когда государство выделяет средства на установку оборудования в малонаселенных пунктах, куда телеком-компаниям добровольно приходить экономически невыгодно. В 2025-м «Ростелеком» уже установил 70 базовых станций, до конца года планируется обеспечить мобильным интернетом еще 89 таких сел и деревень, где в общей сложности живут 33 тыс. человек. «Мы за два года на реализацию этой программы перечислили почти 300 миллионов рублей. По сути, если бы мы сами строили — это было бы 100 базовых станций, — намекнул Нурутдинов. — Но мы рады, что наши коллеги, которым мы перечисляем деньги, имеют возможность строительства базовых станций, и признательны нашим партнерам — „Ростелекому“, — что основную линию связи строим мы».
Павел Гонцов, директор филиала «Ростелекома» в РТ и главный бенефициар госпрограммы УЦН, подчеркнул, что базовые станции устанавливаются преимущественно отечественные (судя по докладу Яковлева, 46 из 70 станций — это «Булат»). «Хотел бы, чтобы все прочувствовали, что за работа стоит за этими 70 базовыми станциями, какой огромный путь и ресурсы понадобились. Только представьте, чтобы эту цифру получить, наши специалисты в 1,3 тысячи населенных пунктов удаленно провели радиопланирование, потом выехали в 330 пунктов и за счет измерений подтвердили, что действительно передача данных там отсутствует. Только на предварительных работах они проехали 80 тысяч километров», — говорил он.
Министр «цифры» РТ Айрат Хайруллин особо уделил внимание этому проекту, призвав активнее подключать жителей к голосованию. «Мы готовы выбирать квоты других субъектов, которые не осваивают», — отметил он. И, обращаясь к Гонцову, вспомнил зимний инцидент с перебитым кабелем «Ростелекома», из-за которого замедлился интернет у 4 млн россиян. «„Ростелеком“ является инфраструктурным оператором связи. И те проблемы, которые были у нас с обрывами линий связи… Хотел бы, чтобы вы обратили внимание. От вас очень многое зависит, в том числе смежная работа других операторов связи. Это надо контролировать, бдеть и при необходимости поправлять коллег из минстроя, если земляные работы и наряды выписываются аварийным способом», — подчеркнул он.
Белых пятен становится меньше и на трассах: М7 и М12 обзаведутся в течение года еще 48 базовыми станциями. «Ключевой проблемой на удаленных участках федеральных и региональных дорог остается отсутствие централизованного электроснабжения. Для решения этой задачи правительство РТ прорабатывает программу целевого субсидирования», — сообщил Яковлев.
За полгода было установлено и модернизировано 540 базовых станций.
В 2025 году «Таттелеком» планирует обеспечить возможность подключения по оптике для 50 тыс. сельских домохозяйств. За первое полугодие такую возможность получили уже 32 тыс. жителей в 101 населенном пункте.
Подключено 223 социальных объекта — школы, детские сады, дома культуры.
Ведется замена медленных медных телефонных линий, которые все еще встречаются даже в домах в центре Казани. «Учитывая обращения граждан, минцифры совместно с операторами прорабатывает вопрос их подключения к оптоволоконным сетям», — заверил Яковлев, поблагодарив «Таттелеком» за активную модернизацию и одновременно попросив исполком помочь с согласованиями с УК.
Также продолжается борьба с лапшой проводов, которая идет уже 14 лет. Обнаруживаются все новые и новые подвесы. «В настоящее время управляющие компании под контролем исполкома Казани проводят поадресный обход для уточнения собственников подвесов — были выявлены воздушные линии связи оператора „Скайнет“», — сообщил Яковлев, попросив эту компанию, а заодно «ЭР-Телеком», МТС и «Вымпелком» спрятать провода под землю. Всего в этом году операторы должны скрыть с глаз долой 52 км проводов.
На геопортале РТ есть информация о 83 тыс. видеокамер системы «Безопасный город», доступных для органов внутренних дел
Распознавание, выявление и оповещение
Много говорили и о безопасности. На геопортале РТ есть информация о 83 тыс. видеокамер системы «Безопасный город», доступных для органов внутренних дел. Но записать видео — полдела, его еще нужно проанализировать — и желательно не после того, как происшествие уже случилось. «При поддержке раиса РТ в 2025 году совместно с МВД реализуется масштабный проект по созданию единой интеграционной платформы видеонаблюдения», — объявил Яковлев. Она будет включать:
- биометрическое распознавание лиц;
- распознавание автомобильных номеров;
- выявление потенциально опасных ситуаций;
- идентификация подозрительной активности.
«Интеграция этих технологий на единой платформе значительно повысит эффективность работы правоохранительных органов и уровень общественной безопасности», — заверил замминистра. Подробностей, впрочем, не раскрыл.
Развивается и IP-домофония «Таттелекома» — 16,7 тыс. панелей уже в сети, они охватывают 421 тыс. домохозяйств, причем в 7 городах работает система централизованного открытия дверей и оповещения через домофоны.
Компания также была выбрана для строительства региональной системы оповещения (РСОН). «Фактически строим новую сеть. На первом этапе планируется строительство 521 системы оповещения и создание всей инфраструктуры: пульты управления, информационная безопасность и так далее. Всего будет построено 1 620 сиренных установок за четыре года», — рассказал Нурутдинов.
Главное и самое свежее достижение — «Услуги РТ 2.0». Это симбиоз «Госуслуг» и повседневные сервисы: оплата штрафов, «коммуналки», информация об эвакуации автомобиля, автоматическая передача показаний счетчиков и т. д.
Госуслуги хорошо цифровизируются, но плохо выполняются
О развитии цифровых сервисов рассказал первый замминистра Илья Начвин. И начал он почти с… печенегов — с Волжского торгового пути и советской индустрии, знамя которой сейчас подхватывает IT-отрасль республики. Для этого уже принята масштабная программа прорывных цифровых проектов, на которую будет направлено более 37 млрд рублей в ближайшие пять лет.
Главное и самое свежее достижение — «Услуги РТ 2.0». Это симбиоз «Госуслуг» и повседневные сервисы: оплата штрафов, «коммуналки», информация об эвакуации автомобиля, автоматическая передача показаний счетчиков и т. д. В приложении появится оплата проезда по платным дорогам (опять не всем — только Вознесенскому тракту и трассе Алексеевское – Альметьевск). За своевременную оплату штрафов, коммунальных услуг и «другие полезные действия» предусмотрена система виртуальных наград, которые могут стать реальными: билеты на концерты, спортивные матчи и другие события. Пока самым правдоподобным выглядит бесплатное время для игры на киберарене IT-парка.
Начвин также анонсировал появление умного чат-бота, который будет давать понятные пошаговые инструкции по различным жизненным ситуациям, биометрическую аутентификацию по лицу и голосу, а также интеграцию электронной подписи «Госключ». Вдруг понадобится продать дом прямо в приложении?
«Жители у нас часто спрашивают: зачем нам татарстанские услуги, если есть федеральные, которые активно развиваются? Ответ можно объяснить на простом примере: почему жители Татарстана выбирают авиакомпанию „ЮВТ Аэро“, чтобы попасть, например, на Горный Алтай? Ответ прост: только наша татарстанская авиакомпания дает возможность долететь туда напрямую, без пересадок, в то время как крупные перевозчики, такие как „Аэрофлот“, предлагают только маршруты с пересадками», — метафорично объяснил он.
Отдельный повод для гордости — «Госконсьерж», позволяющий получить услугу по видеосвязи, без физического посещения МФЦ. Работает пока по ограниченному числу направлений. Это и понятно — 70% всех визитов — обращение за федеральными услугами, а чтобы их подключить к «Госконсьержу», требуются изменения в российское законодательство, но первый замминистра анонсировал работу и в этом направлении. Впрочем, МФЦ сейчас и так непросто: с новой миграционной политикой ежедневно офисы стали штурмовать 2 тыс. иностранцев — для них в итоге открыли отдельный пункт приема.
Но если с технической точки зрения с татарстанскими госуслугами все хорошо, то на уровне исполнения начинаются проблемы. Так, за второй квартал в 10 районах допущены просрочки по 559 электронным заявлениям. «Уважаемые главы Тукаевского, Лаишевского, Высокогорского и Елабужского районов, в ваших районах нарушения сроков рассмотрения носят системный характер!» — прямым текстом говорил Начвин.
По его словам, по ряду услуг уровень удовлетворенности граждан «критично низкий», много и отказов в рассмотрении. «Ситуация действительно тревожная: из 94 тысяч заявлений, поданных в первом полугодии, более 35 тысяч, это почти 40 процентов, были отклонены», — бил тревогу замминистра, демонстрируя, что в Челнах, например, отклоняют каждое третье заявление, а в Альметьевске — больше половины. «Мы создали платформу обратной связи, чтобы жители могли напрямую сообщать о проблемах и быстро получать решения. Однако систематические нарушения сроков рассмотрения и формальные ответы сводят на нет весь потенциал этого инструмента. Особенно прошу обратить внимание минздрав — на протяжении двух лет ваше ведомство в антилидерах», — предупредил Начвин.
Впрочем, улучшилась ситуация с онлайн-записью к врачу: в апреле регистрировалось более 22 тыс. ошибок в неделю (!), а сегодня — чуть больше сотни. Теперь предстоит наладить своевременную загрузку графиков приема врачей.
«Подбор вуза» — новый сервис на портале госуслуг. Он использует искусственный интеллект для анализа результатов ЕГЭ абитуриента и его предпочтений по форме обучения, местоположению учебного заведения, наличию общежития и военной кафедры. На основе этих данных система предлагает наиболее подходящие варианты из 42 вузов Татарстана и более 1,7тыс. по всей России.
Ежегодный конкурс по ПДД на платформе «Я — школьник». В нем участвуют ученики с 5-го по 11-й класс, выполняя различные задания. В этом году впервые могут принять участие и родительские комитеты.
Сервис «Народный инспектор» позволяет гражданам сообщать о нарушениях на дорогах и получать 25% от суммы штрафа. За 2025 год жители республики отправили через этот сервис более 125 тыс. сообщений, а с момента обновления сервиса самые активные жители заработали более 530 тыс. рублей. Особо активный житель Кировского района уже заработал таким образом более 70 тыс. рублей
«Госпромпт» сократил время обработки документов с часов до минут, а сроки выполнения объемных задач — с месяца до нескольких дней, более 2 тыс. сотрудников из 112 министерств и ведомств уже работают с системой. 37% пользователей регулярно решают от пяти задач еженедельно, экономя минимум 10 часов ежемесячно. При участии «Госпромпта» разработаны проекты важных нормативных документов, например Стратегия цифровой трансформации республики до 2030 года или 14 постановлений кабинета министров Республики Татарстан.
Наиболее популярные функции — создание протоколов совещаний из аудиозаписей, транскрибация аудио в текст и телеграм-бот министерства экономики для предпринимателей. Будет создан также ИИ-агент проверки правописания в документах, который выполняет комплексный анализ: поиск грамматических ошибок, стилистических неточностей, проверку соответствия юридической терминологии и документооборота. Второй ИИ-агент определяет нарушения ПДД с помощью компьютерного зрения, анализируя дорожные сцены в реальном времени, и маршрутизирует заявки в сервисе «Народный инспектор».
До конца 2025 года появятся ассистенты для учителей и врачей, которые помогут экономить время на бумажной работе. Учителя смогут создавать тесты и анализировать успеваемость, а врачи — автоматически заполнять меддокументацию.
Одновременно с «Услугами 2.0» в Татарстане будет пилотироваться и супермессенджер МАХ, где «в ближайшие месяцы» можно будет записаться на прием к врачу или в МФЦ, получить результаты своих госуслуг и следить за рассмотрением заявок в «Народном контроле». «Вместе с компанией „ВКонтакте“ мы планируем до конца года заменить студенческий билет на цифровой формат, а в крупных отелях республики — предъявление паспорта на удобный QR-код», — говорил Начвин.
Программа цифровизации Татарстана до 2030 года во многом опережает федеральный нацпроект. Но в этой программе есть свои нюансы
«Не должно быть такого в Татарстане!»
Итог коллегии подвел Гафаров. Он поздравил команду с 1-м местом по цифровизации («другое место и не имели права занимать!») и подчеркнул, что «самоуспокаиваться не надо», на редкость подробно разобрав большинство озвученных тезисов.
«Мы должны как минимум на шаг быть впереди всех принимаемых решений в России, чтобы находиться на лидирующих позициях и обеспечивать потребности населения Татарстана, — давал установку он. — Если честно, лучше себя сравнивать с лучшими мировыми цифровыми практиками, брать серьезные страны и ориентироваться на них. Команда есть, финансирование есть, мы это можем делать».
По его словам, кстати, такой пример уже есть: программа цифровизации Татарстана до 2030 года во многом опережает федеральный нацпроект. Но в этой программе есть свои нюансы. «Последнее совещание меня немножко насторожило, часть программ по отраслевым направлениям мы можем не выполнить. А я с этим не соглашусь, и вы тоже не согласитесь, уверен, — говорил Гафаров, подчеркнув, что бюджеты были выделены. — По некоторым подходит время дедлайна, и мы понимаем, что можем сорвать сроки выполнения по отдельным направлениям».
Многие вопросы, кстати, решить не так уж и сложно. Гафаров вспомнил, как Хайруллин призывал муниципалитеты обеспечить выделение земельных участков под строительство базовых станций. «Я ненароком решил спросить, большой ли нужен участок, может, 10 соток? Айрат Ринатович говорит: 6 квадратных метров. Стоимость базовой станции — 5 миллионов. Уважаемые замы по цифровизации глав муниципальных образований и городских округов! Если вы сможете найти более привлекательный бизнес на 6 квадратных метров — пожалуйста, если нет — организовывайте работу по выделению земельных участков операторам! — велел вице-премьер. — Это инвестиции, интернет, развитие МСБ. Никто не придет в район, где нет интернета и мобильной связи. Не должно быть такого в Татарстане».
А вот госуслуги Гафарова насторожили. «Немножко начали баловаться с оказанием услуг. Давайте возьмем срок месяц, проведем у меня совещание. Слишком много отказов в органах муниципальной и исполнительной власти! Если есть необходимость обсуждения на моем уровне — ничего постыдного в этом не вижу. Сделайте анализ по отказам, рейтинг в разрезе органов власти в пересчете на одного жителя и давайте собираться», — постановил он.
Подробно Гафаров остановился на импортозамещении: от мессенджера МАХ до почты. Так, перевод 145 тыс. рабочих мест бюджетников на Astra Linux он оценил очень высоко, подчеркнув, что ни один субъект, кроме Татарстана, не оказался в состоянии это сделать. Есть момент, что республике, как первопроходцу, дали хорошую скидку, но все же. «Немножко недосмотрели, офисный пакет нужно было покупать и внедрять одновременно. Есть проблемы, есть случаи, когда наши сотрудники работают в двух офисных пакетах. Ничего страшного, немножко ошиблись. Нужно ускоренно перейти на Р7 и обеспечить комфортные условия работы», — поручил вице-премьер Хайруллину.
Следующий этап — уход от почтового сервиса Microsoft. «Даже я ряд материалов к совещаниям получаю по электронной почте. Это Microsoft Exchange, американский офисный пакет. Нужно уходить на наши пакетные решения, которые предлагает VK. До конца года надо этот вопрос решить», — велел он.
И финальное поручение было традиционным — обеспечить явку на выборы, провести правильную работу в своих коллективах, всем прийти и дружно проголосовать за раиса Республики Татарстан. А еще взять на контроль обеспечение безопасности в том числе от иностранных атак, чтобы «все работало 14 сентября на пять с плюсом» и «показало уровень профессиональной подготовленности цифровой команды РТ».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.