«Великие страны не создаются без объединяющий народы идеи. А когда они ее теряют, они рушатся», — считает почетный председатель президиума совета по внешней и оборонной политике, научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов. Сегодня он презентовал доклад «Живая идея-мечта России. Кодекс россиянина в XXI веке». О том, для кого следование объединяющей страну идеологии должно стать обязательным, как авторы предлагают России нести «знамя человечности», а россиян считать народом-освободителем от всех гегемонов, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сергей Караганов: «Великие страны, большие страны не создаются без объединяющей большинство людей идеи, а если они ее теряют — они разваливаются»
«Сила духа, сила идей и сила оружия…»
Почетный председатель президиума, один из основателей совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов убежден: история не знает исключений — великие державы рушатся, когда теряют объединяющую идею. «Великие страны, большие страны не создаются без объединяющей большинство людей идеи, а если они ее теряют — они разваливаются», — считает он. По его словам, это «абсолютный закон», подтвержденный крахом империй — от Российской до Португальской и Испанской.
Еще в 1993 году Караганов пытался предложить тогдашнему президенту России Борису Ельцину национальную идею. «Мы сказали: давайте назовем ее „Идея и стратегия“», — вспоминал политолог. Однако проект не взлетел — общество, только что освободившееся от коммунистической идеи, всячески сопротивлялось любым новым идеологическим конструкциям.
Сегодня, спустя 30 лет, Караганов и его коллеги вновь вернулись к поискам национальной идеи. «Мы должны возвращаться к себе домой, к истокам России», — заявил он, представляя сегодня в пресс-центре ТАСС доклад «Живая идея-мечта России. Кодекс россиянина в XXI веке». Документ подготовлен под эгидой совета по внешней и оборонной политике (СВОП) и факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ.
В основе предлагаемой идеологии три ключевых элемента:
- многонациональное единство под духовным лидерством русского народа;
- опора на традиции, включая наследие Византии и «фантастическую культурную открытость» Монгольской империи;
- «сила духа, сила идей и сила оружия» как главные составляющие мощи.
Особое внимание в новой концепции уделяется концепции «идеи-мечты» — термину, который, по словам Караганова, ввел писатель Вячеслав Рыбаков. «Если вы не готовы верить во Всевышнего, но верите в самое лучшее в себе — это уже шаг к вере», — отметил Караганов.
Предлагаемый им кодекс россиянина, как подчеркивает автор, не должен быть обязательным для всех граждан. «Если вы не хотите следовать этому кодексу… Платите налоги, растите семьи — вы свободный человек», — считает политолог. Однако для управленцев, уверен он, эти принципы должны стать обязательными. Главный акцент новой идеологии — развитие «русского якута, русского татарина, русского бурята» при сохранении открытости и креативности. «Без этого мы бы не выжили в прошлом и не выживем в будущем», — предупредил Караганов, добавляя, что без «идейного стержня» Россия обречена на повторение исторических катастроф.
Сергей Караганов: «Если вы не готовы верить во Всевышнего, но верите в самое лучшее в себе — это уже шаг к вере»
«Люди и институты перешли в режим выживания…»
Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике», директор по научной работе клуба «Валдай», а также председатель президиума совета по внешней и оборонной политике (СВОП) Федор Лукьянов сожалел, что с распадом СССР прервалась важная интеллектуальная дискуссия, которая шла во второй половине 1980-х годов, о будущем страны. Тогда, на волне перестройки, столкнулись разные взгляды: одни видели путь в сближении с Западом, другие искали альтернативы. Но с крахом советской системы этот спор оборвался.
«Люди и институты перешли в режим выживания», — отметил Лукьянов. По его словам, на смену поискам пришла иллюзия: казалось, что мир окончательно определился. «Возникла идея, что есть универсальная модель развития и вопрос только в том, как быстро в нее встроиться», — сказал он. Однако этот оптимизм продлился недолго. Уже в 2000-х стало ясно, что тот выбор пути, который тогда казался очевидным и безальтернативным, «во-первых, небезальтернативен, во-вторых, он просто ошибочен». Запад сам столкнулся с кризисом прежних догм, а Россия так и не обрела четкой идеологической основы.
Сейчас на фоне конфликта с Западом и переориентации на Восток вопрос о национальной идентичности снова вышел на первый план. «Необходима какая-то рамочная конструкция… Мы можем называть это идеологией, можем называть мечтой, но это та концептуальная рамка, в которой российское общество и государство должны найти себя», — подчеркнул Лукьянов.
Он отметил, что внутри СВОП, который готовил доклад, не было единства: «У нас кого только нет… Это не является консенсусным мнением». Но, как считает Лукьянов, главное — начать разговор: «Абсолютно жизненно необходимая для нас дискуссия, которая не до конца прошла… Остро необходима сегодня». Тем более, уверен эксперт, грядут годы, когда «никакой стабильности нигде не увидим». В таких условиях поиск собственного пути становится не просто философским вопросом, а практической необходимостью.
Остается открытым вопрос, сможет ли Россия выработать новую концепцию развития — или так и будет топтаться на месте, разрываясь между прошлым и будущим. Но ясно одно — та дискуссия, которую когда-то прервал крах СССР, теперь требует продолжения.
Федор Лукьянов: «Абсолютно жизненно необходимая для нас дискуссия, которая не до конца прошла… Остро необходима сегодня»
«Россия — уникальное культурное образование»
«БИЗНЕС Online» внимательно изучил подготовленный Карагановым доклад «Живая идея-мечта России. Кодекс россиянина в XXI веке». В нем отмечается, что в последние годы в России набирает силу дискуссия о необходимости формирования общей идеологической платформы, которая могла бы стать основой государственного строительства, общественного развития и личностного роста. Приверженность этой идее должна стать одним из ключевых критериев отбора граждан в управляющую элиту страны, считают авторы доклада.
На протяжении веков Россия опиралась на систему ценностей, определявших ее цивилизационную уникальность. В разные эпохи эту роль выполняли божественные заповеди, затем — кодекс строителя коммунизма. Однако сегодня, по мнению экспертов, образовался опасный идеологический вакуум. «Россия — уникальное цивилизационное образование, имеющее свою миссию перед Богом и человечеством», — отмечается в тексте. Современный мир переживает цивилизационный перелом, и Россия стоит перед необходимостью определить свою роль в нем. «На нынешнем цивилизационном переломе, который переживает мир, нам такая путеводная нить необходима как никогда», — подчеркивается в материале.
Авторы текста указывают на опасности, которые несет современная западная цивилизация: размывание традиционных ценностей, культ потребления, трансгуманизм и ультрафеминизм. «Свобода превратилась во вседозволенность, гротескную карикатуру на саму себя», — говорится в документе. Эти тенденции, по мнению авторов, используются глобалистскими элитами для ослабления сопротивления несправедливому миропорядку. «Задача-минимум — устоять перед этой разрушительной волной и выработать свой путь, ведущий нашу страну и народ к светлому, гуманному будущему», — предложили авторы доклада.
Пока же из-за отсутствия четкой идеологической платформы Россия рискует повторить судьбу СССР, где «навязанное марксистско-ленинское единомыслие и неверие были среди ключевых причин интеллектуального оскопления правящей прослойки».
Особое внимание в докладе уделено роли России в современной геополитике. «Эта война не только за физическое спасение России, но и за спасение человеческого в человеке, за сбережение российского цивилизационного кода», — подчеркивается в документе.
Важным элементом также, по мнению авторов, должна стать вера — необязательно религиозная, но как основа нравственности. «Невозможно представить себе дух россиян без веры, надежды и любви», — говорится в документе.
В докладе отмечается, что в последние годы в России набирает силу дискуссия о необходимости формирования общей идеологической платформы, которая могла бы стать основой государственного строительства, общественного развития и личностного роста
«Никакая идея-мечта России не может быть западной»
Что же мешает сформировать национальную идею? Одна из причин — сохраняющаяся ориентированность на западные идеалы, которая остается актуальной, даже несмотря на жесткую конфронтацию последних лет. «Мы государство-цивилизация. Но значительная часть общества и особенно элиты никак не может расстаться с давно ставшим убогим, ретроградным, если не смешным, стремлением быть „европейцами“», — иронически замечают авторы.
При этом Россия веками балансировала между Западом и Востоком, впитывая элементы разных культур, но так и не сделала окончательный выбор. Сегодня часть элит по-прежнему ориентируется на западные ценности, другая ностальгирует по советскому прошлому, а третья и вовсе отрицает необходимость какой-либо идеологии. «Никакая идея-мечта России не может быть западной, если, разумеется, иметь в виду нынешнюю Европу с ее разлагающейся компрадорской элитой и США с их новейшими, постчеловеческими моральными и идейными постулатами», — подчеркивается в тексте.
Однако и полное отрицание Запада — тупиковый путь. «Антизападничество — признак зависимости от него, ограниченного интеллектуального суверенитета», — говорится в докладе. Россия должна не просто отвергать чужие модели, а создать собственную, основанную на ее уникальной цивилизационной роли.
Однако авторы доклада уверены, что часть правящего класса сознательно поддерживает идейный вакуум — это выгодно тем, кто связал свою судьбу с Западом через бизнес, образование детей или имущество за границей. Другие опасаются повторения советского опыта, когда догматичная идеология стала тормозом развития. За счет этого в российском обществе сохраняется некая аллергия на государственную идеологию.
Есть и более глубокая проблема — интеллектуальная пассивность. «Это трусость или лень значительной части интеллектуального класса, боящегося или неспособного отойти от привычных „истин“ — будь то либеральных или коммунистических», — говорится в документе.
Формально государственная идеология запрещена Конституцией, но авторы предлагают решение, как это обойти, не меняя текст Основного Закона страны. Например, можно назвать то же явление другими словами. В данном случае предлагается одухотворяющее сочетание «мечта России». Такой подход позволит избежать принуждения, но даст обществу и элите ясные ориентиры. «Верить в мечту России, следовать ей, стремиться создавать страну и мир, в котором хотелось бы жить, гораздо легче, приятнее и эффективнее, чем уныло сдавать экзамены по научному коммунизму, не веря в него», — предлагают эксперты.
Как отрицательный пример использования государственной идеологии «во вред народу» в докладе приводится Украина, поскольку Киев смог мобилизовать общество на русофобской повестке, показав, что даже деструктивная идея лучше, чем ее полное отсутствие.
Но России такой опыт не нужен, напротив, необходима созидательная концепция, которая не просто объединит народ, но и предложит миру альтернативу западной модели.
«Интеллектуальная, духовная свобода — безусловное условие процветания страны…»
Как поясняют авторы, идея-мечта России — это система ценностей, которая пробудит в гражданах лучшие качества и направит страну к светлому будущему. «Главная цель государственной идеологии — курс на развитие лучшего в нашем человеке: физического, интеллектуального, абсолютно важно — духовного, морального», — подчеркнуто в докладе. Речь идет о формировании личности, укорененной в традициях, но открытой к развитию. Такой человек сочетает заботу о себе с ответственностью перед семьей, общиной и страной. Особый акцент делается на духовном развитии. При этом подчеркивается, что вера может сделать это служение более осмысленным и радостным.
Исторический опыт показывает: только мощное государство способно защитить российскую цивилизацию в условиях современных вызовов. В качестве политической основы авторы предлагают модель «лидерской демократии», которая будет сочетать в себе сильную власть, способную на решительные действия, развитые демократические институты, а также свободу мысли и творчества.
Главный критерий российского гражданина — готовность служить Отечеству, сохраняя при этом свою этническую и религиозную идентичность. Особое внимание уделяется роли России в мире. Авторы видят нашу страну как цивилизацию, предлагающую альтернативу западной модели развития — «многонациональную, многокультурную общность, основанную на истинно человеческих ценностях».
Концепция предлагает сделать акцент на развитии Сибири и Дальнего Востока, видя в этом возвращение к истокам российской силы: «Двигаясь к Уралу и в Сибирь, мы будем двигаться к лучшему в себе». Завершая свое «европейское путешествие», Россия должна вернуться к своим корням, сочетая традиции Византии и Великой Монгольской империи с современными достижениями. Только так можно сформулировать национальную идею, которая объединит народ и выведет страну на новый уровень развития, считают авторы.
«Мы народ женственных, сильных женщин и отважных мужчин. Мы за справедливость внутри страны, но каждый получает сообразно своему вкладу в общее дело. При этом слабые, старые и одинокие должны быть защищены»
«Мы — народ — уникальный сплав лучшего в Азии и Европе»
В конце доклада приводится краткий абрис кодекса россиянина, в который должны быть заложены ценности, которые уже во многом присутствуют в общественном сознании. Но они должны быть сформулированы как идеал того, какими хотим быть мы и какой хотим видеть Россию.
Во время «мирового перелома» предлагается поднять «знамя человечности» вместо «заляпанного нечистью знамени гуманизма». На более приземленном уровне призвание человека — любить и защищать семью, общество, Отечество, служить государству, Богу.
«Мы объединяющий Большую Евразию и весь мир северный евроазиатский народ, открытый для всех, но уважающий свою своеобычность, политический и духовный суверенитет», — утверждается в докладе.
Также мы «богоносный народ», чье призвание — защита лучшего в человеке, мира во всем мире. «Мы народ с миссией, но не народ-мессия», — указывают авторы. Мы «народ-познаватель», в котором должно продолжать гореть любопытство к миру. Кроме того, мы за сохранение человека в человеке, за коллективизм (соборность), открыты всем вероисповеданиям.
«Мы — народ — уникальный сплав лучшего в Азии и Европе: чувств и разума, объединяем их в своем сердце. Мы великое евразийское государство, цивилизация цивилизаций как данность, а не самозащита, призванная объединить всех, защищать мир и свободу народов», — утверждают авторы доклада. Они также напоминают, что мы народ – освободитель от гегемонов, но при этом защитники своего суверенитета и государства. А еще народ-интернационалист, которому чужд расизм.
Кроме того, мы народ женственных, сильных женщин и отважных мужчин. Мы за справедливость внутри страны, но каждый получает сообразно своему вкладу в общее дело. При этом слабые, старые и одинокие должны быть защищены, говорится в докладе.
«Мы не стяжатели, но стремимся к заслуженному личному и семейному благополучию. Излишнее, показное потребление аморально и антипатриотично. Для нас бизнес — это образ жизни для того, чтобы сделать жизнь лучше, материально богаче не только для себя, но и для всех», — уверены авторы.
При этом герои нашего народа — это воины, ученые, врачи, инженеры, учителя, бескорыстные чиновники, бизнесмены-благотворители, крестьяне и рабочие.
«Государство, которое мы хотим строить, — лидерская демократия со сменяемым, подтвержденным выбором народа лидером и сильным земством на местах. Экономически мы строим народный капитализм, где собственность неприкосновенна, но показательное потребление постыдно, где цель бизнеса — служить благосостоянию всех, увеличению мощи государства, новой российской идеологии с ее упором на развитие человека в его служении Родине», — заключается в докладе.
***
Остается вопрос, как же донести концепцию до широких слоев российского общества. Караганов отметил, что идеи доклада уже доносятся до российского руководства. «Мы считаем, что в принципе нужно создавать специальные органы государственной власти, которые будут заниматься внедрением идеологии», — отметил Караганов, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online».
По его мнению, идеи концепции также необходимо включить в школьные учебники, чтобы доносить их до граждан нашей страны с самого детства. Кроме того, при утверждении кандидатов на высокие государственные посты необходимо понимать, насколько они знакомы с концепцией и привержены ей. Также важно запустить общественную дискуссию. И сама по себе презентация доклада уже является первым шагом на этом пути.
Комментарии 85
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.