«По части аппаратов легче воздуха на Украине имеются небольшие предприятия, которые делают небольшие дрейфующие аэростаты для запуска ложных целей для ПВО в виде уголковых отражателей. И скромные змейковые аэростаты с объемом оболочки от 6 до 33 кубов. Если верить украинским СМИ, то киевское предприятие наладило выпуск аэростатов для работы в зоне боевых действий», — говорит специалист по воздухоплаванию, один из главных идеологов дирижаблестроения в стране Сергей Бендин. На фоне усилившихся атак киевских БПЛА по регионам нашей страны он рассуждает о том, как может быть улучшена российская система противовоздушной обороны. Об этом и не только — в его интервью «БИЗНЕС Online».
Сергей Бендин: «Эффективность нашей ПВО можно повысить в значительной степени, если критично разбирать причину успешных атак вражеских дронов»
«В Московском регионе ПВО на высоте. Такую эффективность и в других регионах необходимо наладить»
— Сергей, вы несколько раз публиковали аналитические статьи о целесообразности и важности использования привязных аэростатных комплексов в нашей системе ПВО. Поясните: использование аэростатных технологий позволит более эффективно противостоять атакам вражеских дронов?
— Нужно признать: эффективность нашей ПВО можно повысить в значительной степени, если критично разбирать причину успешных атак вражеских дронов. Сотни ударных дронов ВСУ ежедневно атакуют глубинные тыловые объекты, терроризируют население Курской, Брянской, Белгородской и многих других областей, не исключая Подмосковный и Петербургский регионы, а также Крымский мост, базы ВМФ и стратегические аэродромы.
ВСУ ежесуточно запускают от 30 до 50 беспилотников по объектам на территории РФ, а ведь бывали периоды, когда на нашу территорию прилетали за раз сотни дронов. Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понять: число таких ударов будет только расти. В подобных условиях очевидно назрела необходимость проведения серьезной реформы ВКС с выделением из них войск ПВО как отдельного вида вооруженных сил.
Можно напомнить, как 1 июня украинские FPV-дроны разрушили боевые самолеты на военных аэродромах в Мурманской и Иркутской областях, а еще целенаправленно, хотя и безуспешно попробовали атаковать стратегические объекты в Ивановской, Рязанской и Амурской областях. А ведь это наши глубокие тылы. Но почему же там не сработала ПВО? Да потому что, наверное, где-то посчитали это нецелесообразным и избыточно затратным мероприятием. По данному поводу, конечно, было много обсуждений, даже, кажется, собирались привлекать высоких чинов к ответу. Но это же все произошло! Система ПВО в тылах оказалась не на высоте. А значит, стоит критично оценить ситуацию и извлечь из нее урок. Территория России и у границ, и в глубинке должна быть на 100 процентов прикрыта от любых воздушных нападений. И не только в Московской области, Московском регионе, где это все более-менее отлажено: единичные прилеты дронов и здесь, конечно, имеются. Но в целом ПВО там на высоте. Такую эффективность и в других регионах необходимо наладить.
Соглашусь с мнением некоторых авторитетных военных экспертов, которые считают, что российская система ПВО должна быть серьезно модернизирована как в технологическом, так и в организационном плане. Поскольку мы признаем специфику современной войны как «войны дронов», то станет понятно, что конструкции наших войсковых радиолокационных комплексов ПВО нужно подстраивать под обнаружение низколетящих угроз, ведь современные дроны идут в атаку на высотах от 30 до 100 метров, буквально по верхушкам деревьев или близко к поверхности водоемов, либо прячутся в складках рельефа местности, маневрируют в высокоэтажной городской застройке. Распространенные в ВС РФ РЛС, базирующиеся на 40-метровых мачтах, проектировались еще в СССР, когда реальную военную угрозу стратеги видели в крылатых ракетах и скоростной авиации, эшелон полета которых начинается от 200 метров над поверхностью. Поэтому радиолокационное поле не охватывает пространство ниже этой кромки и «видит» вдаль на 25–30 километров. Решение проблемы, как я неоднократно заявлял в своих публичных выступлениях, — это интеграция в систему ПВО привязных аэростатных комплексов, способных поднимать РЛС на высоту до 3–4 километров, чтобы обеспечить раннее предупреждение готовящихся воздушных атак на дистанции до 300 километров с высотой полета в эшелоне от 30 метров над поверхностью. Удастся даже фиксировать локации пусков таких целей. Это позволит ПВО сбивать дроны задолго до их приближения к критически важным инфраструктурным объектам.
Впрочем, многие эксперты тоже будут согласны, о чем они публично высказываются уже более двух лет. Так, известный эксперт в вопросе ПВО Юрий Кнутов, директор музея ПВО, призвал создать пояс из аэростатов для борьбы с беспилотниками и ракетами. По его словам, такая советская система обойдется гораздо дешевле, чем стационарные установки, и у нее будет очень большой радиус покрытия.
Например, развертывание аэростатов вдоль границ было бы вполне целесообразно. Дальность радиогоризонта на мачтовой вышке сухопутной РЛС высотой 40 метров составляет порядка 25 километров. Это все обернется тем, что даже на ближних подступах закрытые высотами и складками рельефа участки местности просматривать радаром не получится. Движение роя дронов и ракет на такой дистанции происходит быстро, и чаще всего времени «расчехлить» весь комплект ЗРК ПВО для выстрелов не хватает. Так что «просачивание» части дронов практически будет неизбежно. А последние тенденции в технологиях беспилотников — более ускоренный полет, причем роевым строем, рассредоточенным по нескольким высотным эшелонам. Фактор загоризонтного, а точнее раннего, обнаружения становится для ПВО решающим.
30 июня военный эксперт Владислав Шурыгин в передаче «Вечер у Соловьева» при обсуждении атак дронами ВСУ наших промышленных предприятий — нефтянки, химических производств — с негодованием отметил, что в системе ПВО до сих пор не используются привязные аэростатные комплексы «Бредень», хотя, как он выяснил, эта техника еще в 2007 году была принята на вооружение Российской армии.
Сергей Владимирович Бендин родился в Москве 11 апреля 1964 года.
Выпускник МГУ (факультет журналистики, 1991). Большой опыт работы в СМИ с 2001-го.
Активно продвигает и популяризирует тематику дирижаблестроения, является экспертом в воздухоплавательных технологиях.
Исполняющий обязанности руководителя московского отделения комиссии по воздухоплаванию РГО, член некоммерческого консорциума «Дирижаблестрой».
Руководит инженерной группой «Аэросмена» (разработка транспортного дирижабля большой грузоподъемности).
2001–2006 — ЗАО «Воздухоплавательный центр Авгуръ» – НПО «РосАэроСистемы», директор по связям с общественностью.
2006–2011 — ФГУП «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики», главный специалист по связям с общественностью.
2009–2010 — журнал «Вестник воздухоплавания» при ИД «Кворум», главный редактор.
2009–2010 — ОАО «Локомоскай», пиар-менеджер.
2018–2019 — ФГУП «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики», руководитель проектного офиса по воздухоплавательным системам.
— Что это за система?
— Проект «Бредень» разрабатывался воздухоплавательным центром «Авгуръ» совместно с Военной академией РВСН имени Дзержинского еще в 1990-х. А в 2001 году успешно прошли испытания, на которых мне довелось побывать. Представьте, как два малообъемных привязных аэростата стоят на высоте 100 метров и удерживают «растяжку» в виде 200-метровой сети из кевларовых нитей. Отдаленно напоминало воздушный невод, в который угодила имитация крылатой ракеты типа «Томагавк», летевшей на огромной скорости. Только представьте, как такое ретрорешение из истории Первой мировой войны позволяет уничтожать недорогие дроны не дорогостоящими противоракетами, а дешевой, но прочной и радиопрозрачной сетью.
Будь сегодня такие «бюджетные» сети на аэростатных вышках в системе ПВО, многим военным и гражданским объектам удалось бы избежать разрушений, а людям — сохранить здоровье и жизнь. Но ПВО не имеет в своем арсенале привязного аэростатного комплекса ПАК-110 «Бредень», его по каким-то причинам не интегрируют.
Касаясь в своем телеграм-канале темы налетов дронов ВСУ на тыловые российские предприятия, Владислав Шурыгин отметил беспечность и благодушие многих директоров и хозяев пострадавших заводов и концернов, с готовностью отдающих десятки миллионов рублей на восстановление уничтоженных одиночными беспилотниками промышленных объектов, а не на выстраивание защиты периметров своих производств с помощью, например, таких вот аэростатно-сетевых систем. Трудно не согласиться с такой постановкой вопроса военного эксперта.
«Соглашусь с мнением некоторых авторитетных военных экспертов, которые считают, что российская система ПВО должна быть серьезно модернизирована как в технологическом, так и в организационном плане»
«Производственные мощности в России есть»
— А кто это готов делать вообще, есть ли у нас мощности?
— Да, мощности производственные в России есть. Но пока это небольшие частные проекты, которыми занимаются скорее энтузиасты, все это, честно говоря, пока выглядит не очень серьезно. Не чувствуется заинтересованность государства в целом и ведомств и хозяйственников в частности. Если для повышения эффективности ПВО министерство обороны решится сформировать гособоронзаказ на воздухоплавательную технику, то поставку такой техники необходимо поручить организациям с соответствующей компетенцией. До, примерно, до 2015 года все воздухоплавательные проектные темы государство поручало вести ФГУП «Долгопрудненское КБ автоматики», находящемуся в подчинении госкорпорации «Ростех». Но уж лет 10 производства аэростатов там нет.
По моему мнению, сегодня наиболее компетентным и технологически подготовленным к серийному выпуску аэростатной техники является белгородское научно-производственное предприятие «Спец-Радио». Основная производственно-испытательная база компании находится во Владимирской области — это дирижабледром «Киржач-Д» с огромным ангаром и специальной инфраструктурой. Внутри ангара можно увидеть готовые к эксплуатации привязные аэростаты, которых сегодня так не хватает в зоне СВО, подразделениях ПВО, МЧС, на прилетоопасных направлениях Белгорода, Курска, Воронежа и других агломераций.
НПО «Спец-Радио» для запуска в серийное производство подготовило несколько небольших тактических аэростатов. Например, «Гамильтон» с объемом оболочки 1,6 тысячи кубометров, «Гепард» на 1,2 тысячи кубов, «Тигр» на 3 тысячи кубов. Готов также и стратегический привязной аэростатный комплекс большой кубатуры — «Пума». 60-метровая оболочка высотой с 14-этажный дом вмещает в себя 12 тысяч кубических метров гелия.
Бо́льшая часть аэроплатформ различной размерности строится пока штучно, но готова к серийному выпуску, поскольку многие из них успешно прошли полевые испытания.
Аэростатный комплекс наблюдения «Пума» в рамках полевых тестов поднимал и удерживал на высоте от 2 до 5 километров в течение 25 дней радар и другое оборудование общей массой около 2 тонн. В режиме штатных включений удавалось накрыть сплошным радиолокационным полем площадь в 100 тысяч квадратных километров и отслеживать все летящие объекты. Привязной аэростат «Ягуар» с высоты до 3,5 тысячи метров радиолокационным «лепестком» накрывал 250-километровое пространство. Привязник «Гепард» с бортовыми системами наблюдения массой до 150 килограммов во время испытаний на высотах до 2 тысяч метров «заглядывал» вдаль на 150 километров. Малообъемные привязные аэростатные комплексы «Барс» и «Рысь» были в начале нулевых приняты ВС РФ на вооружение в качестве универсального привязного аэростатного комплекса УАН-400, с помощью которого на высотах до 300 метров долгосрочно удерживалась легкая РЛС «Кредо».
Военным все известно насчет актуальности привязных аэростатных комплексов для ПВО. Причем в армиях стран НАТО и самих США на вооружении используются и постоянно совершенствуются аэростатные системы. Даже пограничники США уж лет 40 как используют для станций ДРЛО на южном направлении не самолеты, а крупнообъемные аэростаты. Так что не совсем понятно, отчего гособоронзаказ на такую аэростатную технику от минобороны не поступает. Хотя в ведомстве прекрасно осведомлены о большой потребности в боевых частях Российской армии в аэростатных комплексах различного назначения и размерности — как в качестве платформ для дальнего радиолокационного обнаружения, ДРЛО, так и для растяжек сетей-ловушек около стратегически важных инфраструктурных объектов.
— Если речь идет о компетенциях команды разработчиков аэростатов, то это немыслимо без постоянного научно-инженерного поиска, инновационных решений и изобретательства. О каких прорывных технологиях можно сегодня говорить в сфере разработки аппаратов легче воздуха?
— Новое поколение аэростатной техники и дирижаблей — это, наверное, неявный, но весьма заметный тренд в области мировой инженерной мысли.
Тем не менее команда разработчиков «Спец-Радио» сосредоточилась на научно-исследовательском направлении, связанном с использованием ИИ и роботизацией привязных аэростатных комплексов. Работы пока идут в инициативном порядке, без всяких там грантов и поддержки. А в США подобный проект в рамках 4-миллиардного финансирования государством реализуется по программе министерства обороны. Речь идет о разработке автономного привязного аэростатного комплекса с использованием элементов искусственного интеллекта и автоматизации ключевых процессов, способного работать без участия людей. Этот проект «Спец-Радио» развивается под названием «АэроСмарт».
Такие аппараты смогут абсолютно без персонала работать на заданной точке и самоконтролировать состояние всех систем, выполнять весь комплекс заданных операционных задач, собирать с высоты информацию, самодиагностировать технику на земле и в воздухе, самостоятельно осуществлять подъем, спуск, пополнение оболочки. У этого проекта впечатляющие перспективы. Предположим, необходимо раннее предупреждение о пожарах в тайге. Команда техников разворачивает в поле или на поляне леса привязной аэростатный комплекс с необходимым бортовым оснащением, наполняет оболочку легким газом — гелием, огораживает рабочий периметр на земле, подключает системы управления к ГЛОНАСС и линиям беспроводной связи, через которые будет осуществляться передача данных оператору на удаленный командный пункт.
Таких аэростатов можно наставить по потребности в нужном количестве. Технология «АэроСмарт», как предполагают разработчики, позволит повысить эффективность наблюдения и исключить «человеческий фактор». Все данные с борта аэростата, видеосъемка и радиолокационная карта поступят оператору на дальнем командном пункте. А если гипотетически произойдет форс-мажор, ну, например, метеорит упадет, там в рамках аварийного вызова на точку приедет команда техников, чтобы решать проблемы на месте.
Считаю, что такой «АэроСмарт» был бы очень полезен, например, на приграничье или в МЧС. Ну и, конечно, в ПВО, ГАИ, охранных фирмах…
Такая вот концептуальная высокотехнологичная наработка — это работа на перспективу, на высокотехнологичное будущее России. А пока эта система еще в начале пути. Надеюсь, у ребят получится довести дело до ума. Но лучше бы на уровне верховной власти научились обращать внимание на такие прорывные концепции и давать энтузиастам-разработчикам полную поддержку.
«Вопрос эффективности в деле раннего предупреждения ПВО, то есть ДРЛО, для ВС РФ очень острый, и он требует незамедлительного вмешательства»
Как в этом направлении работают НАТО и Киев
— Противник что-то подобное использует?
— Сегодняшние противники — это Украина. По части аппаратов легче воздуха там имеются небольшие предприятия, которые делают небольшие дрейфующие аэростаты для запуска ложных целей для ПВО в виде уголковых отражателей и скромные змейковые аэростаты с объемом оболочки от 6 до 33 кубов. Если верить украинским СМИ, то киевское предприятие Aerobavovna наладило выпуск аэростатов для работы в зоне боевых действий.
Основная их функция — ретрансляция сигнала для поддержки дальних тыловых рейдов ударных дронов. Иначе говоря, аэростат поднимает антенну для обмена сигналами на соответствующую высоту, что позволяет расширить радиус применения FPV-дронов. Даже такой малообъемный аэростат может дежурить на высоте пару дней. Так долго ни один дрон летать не может. Кроме ретрансляции, с помощью своих аэростатов ВСУ имеют возможность вести электронную и видеоразведку. Конечно же, западные «коллеги» держат такое производство под своим контролем и активно его финансируют.
— Значит ли все вами сказанное, что станция ДРЛО на борту аэростата — лучшее решение для ПВО?
— Важно пояснить, что если бы поверхность Земли была в виде плоскости, то для дальней радиолокации или телекоммуникаций было бы достаточно антенны на мачте в несколько метров. Однако Земля круглая, и для увеличения покрытия радиосигналом большого пространства требуется учитывать фактор кривизны Земли и поднимать антенну на достаточную высоту.
Сегодня считается, что наилучшие результаты ДРЛО обеспечиваются с борта самолета, находящегося в эшелонах 5–10 тысяч метров. В ВКС станции ДРЛО сегодня установлены на самолетах А-50/А-50У, А-100 на базе бортов Ил-76МД. Авиационный РЛС-комплекс «Шмель» способен «видеть» пространство на 400 километров. Однако такой самолет после 6-часовой работы в дозоре вынужден уходить на дозаправку и смену экипажа. При этом самолетов ДРЛО А-50 в составе ВКС всего несколько единиц, и потому основные воздушные атаки приходится выявлять с помощью войсковых РЛС мачтового базирования, способных развернуть радиолокационное поле на дистанцию до 30 километров.
Такой отрезок украинский БПЛА «Баба-яга» покрывает за 40 минут, Bayraktar — за 14 минут, «Бобер» — за 13 минут, UJ-25 Skyline — за 3 минуты, OWA-UAV еще быстрее — за 2,5 минуты. За это время сближения операторы РЛС должны успеть взять все цели на мушку, а зенитчики — расчехлить соответствующее количество выстрелов. Времени, как правило, не хватает, особенно если летит большой рой дронов, а потому и происходит «просачивание». Ежедневно ВСУ в нашу сторону запускает по 30–70 боевых дронов, которые нам в основном удается уничтожить, но бывали и очень массированные атаки с участием сотен дронов единовременно…
Вопрос эффективности в деле раннего предупреждения ПВО, то есть ДРЛО, для ВС РФ очень острый, и он требует незамедлительного вмешательства.
— Как в армиях НАТО формируются аэростатные подразделения?
— В современной концепции вооруженных сил Запада и НАТО привязные аэростатные комплексы задействованы во всех пяти родах войск, или, как они у них называются, «доменах», то есть в сухопутных войсках, ВМС, ВКС, кибервойсках, РЭБ. Привязные аэростатные комплексы в НАТО относятся к сквозным структурным единицам или, иначе говоря, являются универсальным мультидоменным боевым компонентом, который легко вписывается в операционную инфраструктуру каждого войскового домена. Может, такой подход при формировании аэростатной структуры в будущих структурах ПВО ВС РФ будет интересен в минобороны — пусть оценят это со своими экспертами.
«Учитывая тот факт, что с борта аэростата постоянно фонит радиолокационный луч, любое приближение к нему летающей угрозы будет фиксироваться оператором на земле еще задолго до нанесения удара»
«Лопата у нас есть под рукой, а пользование ей не одобряется по непонятным причинам»
— Есть ли у нас аэростат, не перспективный, не теоретический, а реально действующий, пусть и созданный в единичном экземпляре, который можно было начать производить без предварительной подготовки и поставить на фронт?
— Есть такой аэростат! В Киржаче стоит в ангаре буквально сейчас, это аэростат «Гамильтон» и его воздухоплавательный родственник меньшего объема — «Гепард». Они могут с высоты до 2 километров нести многодневный дальний дозор на расстоянии до 250 километров. В ПВО используют для этого термин «загоризонтное наблюдение». Конечно, и в нашем Отечестве есть специфические единичные комплексы дальнего наблюдения — это стационарные мощные станции в виде башен, например комплекс «Днестр», с которого сплошной радиолокационный «забор» разворачивается на 4 тысячи километров, но нижняя кромка начинается от 200 метров. Причем такие капитальные башни очень дорогостоящие. Скажу, что альтернативно можно добиться того же ДРЛО при значительно меньших капитальных вложениях, развернув 4–5 постов серийно выпускаемых стратегических привязных аэростатных комплексов большой кубатуры с эшелоном высотного дозора для охвата радиуса в 5 тысяч километров.
— С одной стороны, аэростат — это же тряпка и он вроде как радиопрозрачный, с другой — вот вы сказали, до 2,5 тысячи полезной нагрузки, это ведь железо, и оно тоже фонит, по нему можно попасть. Насколько в целом аэростат защищен?
— Первое, оно же главное: никто аэростат ставить на линии боевого соприкосновения, то есть прямо на фронте, не собирался и не собирается, это бред. Место любых аэростатов — ретрансляторов, ДРЛО — в тылу, на удалении более 60–70 километров от линии фронта, чтобы не быть пораженными сравнительно дешевыми средствами типа управляемых артиллерийских снарядов или HIMARS. Аэростаты способны сканировать пространство за сотни километров от точки подъема, в том числе и около места своего базирования. Находясь в дозорном режиме на высоте до 3 километров и в удалении на 50 километров от фронта, 50-метровый аэростат будет малозаметной целью. При этом пост, где установлено подъемно-удерживающее устройство, — это военный объект с охраняемым периметром. То есть «лайтовая» воинская часть, способная дать отпор шальным диверсантам, решившим уничтожить пост. А с борта аэростата на высоте любое приближение к нему дронов будет фиксироваться еще на ранних стадиях. При этом далеко не каждый БПЛА способен подняться на высоту 3 километра!
Если вдруг кому-то по нелепой случайности удастся продырявить из стрелкового оружия оболочку огромного аэростата — а я часто читаю похвальбу в интернет-комментариях, что попасть из винтовки в висящую на высоте аэроплатформу легко, — то поясню: на высоте 500−1 000 метров аэростат визуально незаметен и даже в случае дырки в борту аппарат в силу своей огромной размерности будет очень медленно выпускать гелий в атмосферу, при этом в режиме парашютирования оболочка, наверное, часов 5−6 будет медленно-медленно снижаться. Латание много времени на земле не займет…
Учитывая тот факт, что с борта аэростата постоянно фонит радиолокационный луч, любое приближение к нему летающей угрозы будет фиксироваться оператором на земле еще задолго до нанесения удара. Скажем, враг запустит какой-нибудь дрон-камикадзе в стоящий на высотном дежурстве аэростат. То есть, например, это тысячи метров от земли. Оказавшись в таком высотном эшелоне, дрон автоматически становится мишенью, например, для мачтовой войсковой РЛС типа «Сопка-2». То есть вопрос о сбитии аэростата можно рассматривать в основном гипотетически, это просто неактуально.
Многие не знают, но самый большой в мире привязной аэростатный комплекс на базе 117-метровой аэроплатформы стоит на вооружении армии Израиля. Комплекс называется «Небесная роса», и с помощью бортовой «аэростатной системы высокой готовности» с рабочей высоты 6 тысяч метров круглосуточно контролируется пространство на глубину до 1 тысячи километров с нижним краем радиолокационного поля от 30 метров. Так вот, в начале обострения палестино-израильского конфликта на пост этого аэростата палестинцы совершили массированный ракетный налет. Все небо было огненным от снарядов. В удерживающую аэростат станцию попала одна из ракет, оболочку с оборудованием из-за этого пришлось приземлить, начался ремонт. Это я к чему? Целились, конечно же, в такую огромную цель, но попасть не смогли, «пузырь» после ремонта причального наземного модуля будет готов продолжать работать.
— Насколько аэростат может быть полезен в схожих вещах, а именно раздача интернета, каких-нибудь данных для войск на передовой и находящихся в тылу?
— Да, это важный вопрос тоже. Аэростат, конечно же, может использоваться для разных целей и задач, это не только подспорье для ПВО, он вообще для ретрансляции сигналов очень удобная штука. Раньше такие механизмы называли «высотными башнями». Телекоммуникационные компании выступали с проектами разрешить вопрос «последней мили» для удаленных от экономически развитых областей с помощью привязных аэростатов, которые предлагалось расставлять с шагом в 50 или 100 километров. На высоту до 1 километра предлагалось поднимать ретрансляторы операторов связи. Таким образом, удалось бы обеспечить далекие от Большой земли поселки или базы вахтовиков устойчивой связью, интернетом. Считаю такую концепцию весьма перспективной и актуальной.
Или, скажем, проблема лесных пожаров. На ранней стадии их можно локализовать, если будут выявлены первые признаки возгораний. Скажем, посты аэростатов наблюдения в случае успешной реализации компанией «Спец-Радио» проекта «АэроСмарт» могли бы в автономном режиме следить за состоянием лесов. Тогда пожары удастся ликвидировать в зародыше. Считаю, что в интересах МЧС дать зеленый свет подобным проектам… В таком же ключе можно было бы решать проблемы техногенных катастроф. Беду с разливами нефти в бассейнах рек и морей можно было бы купировать также на ранних стадиях. Вот в Краснодарском крае зимой был разлив мазута, и сколько сил и средств пришлось потратить государству для ликвидации этой аварии.
Помечтать можно еще и о многочисленных привязных аэростатных комплексах, которые в автономном режиме отслеживают экологическую ситуацию на огромных пространствах, собирают данные о дорожном движении для ГАИ или оперативно развертывают каналы связи и интернета в местах бедствий или военных действий…
— Насколько вообще может быть актуальным внедрение подобных систем сегодня?
— Об актуальности темы привязников для военного применения я уже сказал. Но, повторюсь, очень тревожно, что, грубо говоря, лопата у нас есть под рукой, а пользование ей не одобряется по непонятным причинам. Аэростаты готовы идти на войну, но они пылятся в ангаре в Киржаче. Решение в верхах не принимается. Хотя в декабре 2024 года на расширенной коллегии министерства обороны РФ глава военного ведомства Андрей Белоусов подчеркнул, что необходимо нарастить возможности ПВО по защите критически важных объектов и населенных пунктов. В моем представлении, нарастить возможности ПВО возможно с интеграцией в систему ПВО воздухоплавательного сегмента. А для этого потребуется оформить гособоронзаказ, развернуть под патронажем государства производственный кластер для серийного выпуска такой техники. Запуск кластера по серийному производству воздухоплавательных носителей позволит в течение 2–3 лет поставить в ВС РФ необходимое количество воздухоплавательных систем разного типа.
Президент Владимир Путин несколько месяцев назад подчеркивал, что ключевая первоочередная задача заключается в обеспечении всем необходимым подразделений и частей, участвующих в СВО. Вопрос с формированием в рамках реорганизации системы ПВО воздухоплавательных подразделений, считаю, перезрел. Давно пора восстановить воздухоплавательную службу в составе ВКС министерства обороны, которая была ликвидирована на волне во многом безответственной реформы армии. От нескольких специализированных воздухоплавательных воинских частей сегодня в составе ВКС минобороны остался в полуживом состоянии воздухоплавательный научно-исследовательский испытательный центр в городе Вольске Саратовской области. А ведь именно на базе этой военной части разрабатывалось и испытывалось порядка 10 видов привязных аэростатов грузоподъемностью до 3 тысяч килограммов и высотой подъема до 4 тысяч метров. Это были мощные проекты аэростатов для воздушной разведки, радиоэлектронного противодействия, ретрансляции и связи. Это все было, а сегодня надо реинтегрировать в российскую инфраструктуру ПВО комплексы привязных аэростатов, а в перспективе — и дирижабли специального назначения.
— И примерно оценка по финансам, сколько вообще нужно потратить средств, чтобы обеспечить фронт нужным количеством аэростатов?
— Не могу точно сказать, считать надо. Это должна определить специальная комиссия, которая профильно решает такие вопросы. Но объективная потребность есть, потому что, насколько я в курсе, руководство того НПО «Спец-Радио» держит руку на пульсе и знает, что во многих частях ПВО готовы воспользоваться преимуществами аэростатного дозора. Недавно беседовал с генеральным директором НПО «Спец-Радио» Кириллом Селеней. Он отметил: при очевидной актуальности аэростатных комплексов для оборонных или гражданских мероприятий никаких практических решений по каким-то причинам принимать в коридорах власти не спешат. А ведь с помощью привязных аэростатов, даже небольших, ПВО может не только отслеживать и «вести» дроны, но и корректировать огонь на поле боя, разворачивать военный интернет и связь в нужных локациях.
Привязные аэростатные комплексы «Спец-Радио» были продемонстрированы военспецам в полевых условиях, например на Белгородчине. Позитивно оценив актуальность такой техники, представители военного ведомства отправили свои отзывы «наверх»… А воз и ныне там, как говорится в известной басне.

В Татарстане идет набор в Африканский корпус — служба по контракту в ВС РФ за границей.
Большие выплаты, мощная подготовка. Хочешь попробовать свои силы? Звони и записывайся 8 (800) 222-59-00
Реклама. РОГО ДОСААФ РТ 18+
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.