«Среди нас много людей, переживающих за наших ребят, которые находятся на СВО. Это наши парни, мужчины, женщины, жены, дочери, наши защитники. Мы молимся за них, ждем поскорее домой, но, кроме молитв, воинам нужна и поддержка тыла», — говорит Фидалия Шаймарданова из Мензелинского района. Вместе с подругами она готовит сухпайки для наших бойцов на СВО. Военный корреспондент «БИЗНЕС Online» Станислав Шемелов объездил Мензелинский район и на его примере рассказывает, как помогают фронту вдали от крупных городов. Подробности — в его материале.
Руководитель Дома культуры Альфия Ахметова
«Мы делаем все, чтобы беспилотники не нашли наших героев»
Села Татарская и Русская Мушуга расположены в 50 км от Мензелинска. Здесь меньше 100 дворов, а число жителей, согласно официальным данным, едва превышает 200. Но по факту, говорят местные, людей здесь в 2 раза меньше, т. к. многие переехали в крупные города. Здесь всего несколько улиц, которые соединяются в двух шагах от местного Дома культуры. Сам ДК уже не так часто дает концерты, но здесь развернуты масксети, и тут же ежедневно, как пчелки, трудятся местные жительницы.
Здесь нас встретила руководитель Дома культуры Альфия Ахметова, а в самом здании уже вовсю кипит работа: кто плетет маскировочные сети, кто формирует чаи собственного производства с мятой, мелиссой и другими полезными травами, собранными в огороде. «Как только началась специальная военная операция, мы тут же откликнулись. Потому что если наши дети, наши сыновья, братья находятся там, то как мы можем спокойно сидеть?!» — вопрошает Ахметова.
Сперва женщины стали плести масксети. Материал закупали в Мензелинском районе, а также забирали его у волонтеров районного центра. При этом масксети Мушуги можно назвать уникальными. Чтобы не было свободных ячеек в сетях, волонтеры плетут так называемые елочки из лент, таким образом сеть становится практически непрозрачной. «Нам бойцы постоянно дают советы, как быть, как сделать лучше. Мы делаем все, чтобы беспилотники не нашли наших героев», — говорят женщины.
Пока не было материала, волонтеры приносили из дома шторы, занавески, простыни. Масксети плетут большие (6 на 4 м), и лишь за последнее время волонтеры отправили на фронт более 70 единиц сетей.
Но, кроме масксетей, волонтеры начали собирать овечью шерсть, из которой едва ли не каждая жительница села стала прясти пряжу для теплых, согревающих вещей для солдат. «Кто-то прядет пряжу, кто-то вяжет носки и варежки. Зимой мы в основном занимаемся этим. Зимой у сельчан не особо много работы, поэтому мы все собираемся здесь и занимаемся этим делом», — говорит Ахметова. Из Русской Мушуги жители преодолевают 2 км пути пешком, чтобы наплести масксети и связать носки.
Еще одна фишка района — это чаи. «Мы гордимся экологически чистым районом, в составе наших чаев душица, мята, листья смородины, чабрец, шиповник и многое другое, что мы выращиваем или собираем сами», — говорят волонтеры.
У Рузии-апы на СВО служит сын, офицер, получивший недавно тяжелое ранение
Главное — обратная связь от бойцов. Ребята с передовой регулярно отправляют видеопоздравления и благодарности, и волонтеры чувствуют, что они оказывают реальную помощь. У многих серебряных волонтеров на СВО находятся родные и друзья. У одной из них, Рузии-апы, на СВО служит сын, офицер, получивший недавно тяжелое ранение. «Мы все переживаем, мы с бойцами», — говорят волонтеры.
Работают волонтеры по утрам и вечерам. Зимой — целыми днями. Порой к бабушкам приезжают их внуки, которые также участвуют в создании масксетей, сборе чаев, формировке чак-чака и др.
Волонтер Ирина: «Мы взяли все в свои руки и стали собираться в Доме культуры. Мы взяли ткани, ленты и стали их нарезать и крутить. Мужчины берут на себя тяжелую работу, мы же плетем»
Самые большие масксети плетут в Старом Мазино?
Далее направляемся в село Старое Мазино. Оно немногим больше Мушуги, здесь проживают порядка 350 человек. Организовала его местная жительница Ирина. «Мы взяли все в свои руки и начали собираться в Доме культуры. Мы взяли ткани, ленты и стали их нарезать и крутить. Мужчины берут на себя тяжелую работу, мы же плетем», — рассказывает волонтер.
Здесь расположен большой, 6-метровый, каркас для масксетей, на которых сплели под сотню маскетей, длина которых порой превышает 10–12 метров.
Напротив пункта — кадетская школа, и в каникулы, помимо местных жителей и серебряных волонтеров района, тут вовсю трудятся кадеты вместе с учителями. За последние полгода отсюда на фронт отправилось более 70 крупных масксетей.
Затем готовые масксети формируют в сшитые вручную мешки, после чего все уезжает в единый центр сбора района (о нем мы расскажем ниже). Работают волонтеры разных возрастов. Но в основном трудятся люди старшего поколения. Здесь и бабушки, которые стали формировать чаи. К примеру, Нина Васильевна, которая, помимо чая, вяжет носки и теплые вещи. «Чаи покупаем на пенсию, а травы добавляем свои. Очень вкусно получается!» — говорит бабушка.
Волонтеры вяжут носки и теплые вещи
В посылки с чаем и носками волонтеры кладут открытки, которые рисуют дети, а также письма, которые пишут сами волонтеры. Мы не раз были свидетелями, как солдаты на передовой получают послания, читают их и с трепетом хранят при себе.
Откуда средства? Волонтеры регулярно объявляют сборы среди местных жителей. На эти деньги закупаются материалы. На одну сеть волонтеры тратят буквально 1–2 дня. Возрастные жители плетут сети дома, т. к. не всегда могут приходить в пункт. Работают волонтеры порой целыми семьями.
Фидалия Шаймарданова: «Среди нас много людей, переживающих за наших ребят, которые находятся на СВО. Мы молимся за них, ждем поскорее домой, но, кроме молитв, воинам нужна и поддержка тыла»
Общество слепых из Мензелинска: здесь готовят сухие супы и вяжут носки
В Мензелинске находится штаб местного отделения общества слепых, где волонтерская работа кипит 24/7. Руководит обществом Фидалия Шаймарданова. «Среди нас много людей, переживающих за наших ребят, которые находятся на СВО. Это наши парни, мужчины, женщины, жены, дочери — наши защитники. Мы молимся за них, ждем поскорее домой, но, кроме молитв, воинам нужна и поддержка тыла. И женщины общества слепых совместно с группой „Поможем нашим“ общими усилиями оказывают большую помощь и поддержку ребятам на СВО», — рассказывает она.
Общество слепых Мензелинска насчитывает несколько сотен единомышленников. У большинства из них — инвалидность по зрению, но тем не менее ежедневно они собираются и формируют помощь на фронт.
Общество слепых Мензелинска насчитывает несколько сотен единомышленников
А начиналось все три года назад с соления огурцов. Их собирали, нарезали, после чего отправляли на фронт. Но затем участницы общества слепых решили, что нужно делать сухие супы. Начиналось все с приготовления и нарезки лапши, после чего волонтеры группы «Поможем нашим» отправляли сухие супы на фронт. Далее пошли уже все виды супов, женщины стали сушить и фасовать мясо, зелень, курицу, овощи. Среди супов — домашняя лапша с мясом, рассольник, борщ, гороховый и многие другие. Причем все ингредиенты обрабатываются тут же — начиная от мытья, сушки и заканчивая фасовкой. На один набор (а их два вида — на 5 и 8 человек) уходит от 12 до 24 часов. Ежемесячно волонтеры готовят и отправляют 15–16 коробок супов (в каждой минимум с десяток упаковок).
Все ингредиенты волонтеры приносят из дома. А расход их колоссальный! К примеру, из 1 кг лука после сушки на выходе едва получается 100 граммов. На супы уходят мешки картошки, 10–12 трехлитровых банок огурцов, килограммы мяса.
Все ингредиенты волонтеры приносят из дома
А еще здесь вяжут очень много теплых вещей. Одна из главных вязальщиц вовсе художница. Зовут ее Валентина Леонидовна Лебедева. Помимо вязания, она создает для бойцов картины из нитей. К примеру, среди ее работ есть картина «Победа». Это букет, в центре которого большой цветок, символизирующий Россию, а вокруг него другие цветы — бойцы. Некоторые из них закрытые, и они символизируют погибших ребят. Но они все еще остаются вместе с живыми бойцами вокруг России. Рассказывает о картинах Валентина Леонидовна с трепетом. Каждая из них дается ей с трудом, ведь она вкладывает в них душу и ждет весточки от солдат, получивших их. Почти у каждой женщины есть знакомые и близкие, выполняющие задачи на специальной военной операции. К примеру, у Анны Асановой на СВО служит дочь. Она уже несколько лет выполняет задачи в составе разведроты одного из подразделений МО РФ.
Руководитель молодежного центра «Ялкын», где развернут штаб, Ирина Михайлова
Районный центр гуманитарной помощи СВО
Собранная жителями сел и общественных организаций районов помощь привозится и складируется в местном отделении штаба «Ярдәм янәшә! Помощь рядом!». Он был создан еще во времена ковида, а с первых дней СВО, в том числе по инициативе главы района Айдара Салахова, здесь развернулся пункт помощи бойцам СВО. К слову, Салахов сам несколько раз ездил в зону спецоперации с гуманитарными грузами, отвозя фуры помощи, лично передавал груз бойцам недалеко от линии боевого соприкосновения.
«Как только мы возобновили работу штаба, сразу начали собирать гуманитарный груз, который приносили жители района. Что-то закупала администрация, после чего все везли на фронт», — рассказывает руководитель молодежного центра «Ялкын», где развернут штаб, Ирина Михайлова.
Одним из первых, кто начал доставлять помощь бойцам на передовую, стал руководитель союза десантников Мензелинска Эдуард Ягафаров, который на сегодняшний день совершил несколько десятков рейсов, заезжая к бойцам прямо на передовую. Работает штаб по заявкам. К примеру, командиры частей отправляют заявку главе района, и он обращается к волонтерам. «Если чего-то нет, то Айдар Фаслахович находит спонсоров либо закупает сам», — рассказывает Михайлова.
Здесь же укомплектовывают новобранцев. К примеру, если из района уходит новый доброволец, то ему выдают вещмешок, в который складывают необходимые на первое время вещи. В районе насчитывается всего несколько волонтерских организаций, но никто не может посчитать «серебряных» волонтеров, которые несут помощь сюда ежедневно.
Одним из первых, кто начал доставлять помощь бойцам на передовую, стал руководитель союза десантников Мензелинска Эдуард Ягафаров, который на сегодняшний день совершил несколько десятков рейсов
«Каждый глава поселения организовал у себя клубы, центры, где неравнодушные жители плетут масксети, режут лапшу, делают чак-чак. После этого из сел все везут к нам в штаб, откуда все отправляется напрямую на фронт», — рассказывают волонтеры центра. Причем это не только сухие супы и масксети. Недавно на одной фуре на фронт из района уехали мотоциклы, лес, вода, продукты.
«Порой ребята приходят в отпуск, и Айдар Фаслахович собирает их за чайным столом и спрашивает, что им нужно. И мы собираем благодаря жителям района все необходимое. Благо есть Эдуард Ягафаров, который доставляет все до передовой, и мы всегда знаем, что все это доходит до них», — рассказывает Михайлова.
Здесь, же в центре, организованы мастер-классы для молодежи, чтобы вовлечь их в помощь фронту. Студенты плетут масксети, изготавливают сухие супы, делают чаи. На втором этаже центра находится и швейный цех, где изготавливаются подсумки, чехлы и прочее необходимое для солдат.
Для студентов в центре организованы мастер-классы, они плетут масксети, изготавливают сухие супы, делают чаи
Мензелинский район — один из многих, кто вовлечен в помощь фронту на всех уровнях. В Татарстане более 40 районов, где в каждом селе есть «серебряные» волонтеры, готовящие масксети, супы, шьющие подсумки и остальное. Без их помощи, их сетей солдатам было бы тяжело.

В Татарстане идет набор в Африканский корпус — служба по контракту в ВС РФ за границей.
Большие выплаты, мощная подготовка. Хочешь попробовать свои силы? Звони и записывайся 8 (800) 222-59-00
Реклама. РОГО ДОСААФ РТ 18+






















Комментарии 2
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.