Он перенес татарскую музыку «в новое пространство», восстановив ее связи с мусульманским миром, говорили эксперты «БИЗНЕС Online» об Алмазе Монасыпове Он перенес татарскую музыку «в новое пространство», восстановив ее связи с мусульманским миром, говорили эксперты «БИЗНЕС Online» об Алмазе Монасыпове Фото из личного архива

«Монасыпов, если тебе удастся положить в здание татарской музыки даже не камень, а только песчинку, то на свете не будет человека счастливей тебя!»

Он сделал много принципиально важных для своего времени открытий в национальном музыкальном языке, перенес татарскую музыку «в новое пространство», восстановив ее связи с мусульманским миром, собственной традицией «книжного пения», традицией мунаджатов, тем самым осуществив синтез академического и популярного (эстрадного) стилей, чем воплотил в татарской музыке одну из важных тенденций развития композиторского творчества в конце XX – начале XXI века, говорили эксперты «БИЗНЕС Online» об Алмазе Монасыпове при составлении рейтинга главных композиторов в истории Татарстана.

11 июля исполнилось 100 лет со дня рождения Монасыпова — композитора, которого называют вторым после Назиба Жиганова выдающимся татарским симфонистом. В его творческом багаже симфония-поэма «Муса Джалиль», на музыку которой в 1971 году в Татарском театре оперы и балета был поставлен балет «Бессмертная песня», «Дастан», «Бәйрәм бүген!» («Сегодня праздник!»), «Идель-йорт» и «Музыкальное приношение Салиху Сайдашеву», которые открыли новую страницу в развитии национального симфонизма. Одним из последних произведений в этом жанре стала Праздничная увертюра, посвящена 1000-летию Казани, написанная им в 2005-м. За три года до смерти.

Алмаз Закирович Монасыпов — композитор и дирижер, заслуженный деятель искусств РСФСР и ТАССР, народный артист Татарстана, лауреат Госпремии РТ им. Тукая (1991).

Родился 11 июля 1925 года в Казани. Занимался по классу виолончели в казанской музыкальной школе и училище. В 1942-м стал артистом оркестра Театра оперы и балета в Казани. В 1942–1943 годах — артист квартета Татарской филармонии. В 1943-м был призван в ряды Советской армии, участвовал в Великой Отечественной войне.

В 1949–1955 годах преподавал в музыкальной школе в Казани. В 1950-м окончил Казанскую консерваторию по классу виолончели, в 1956-м — по классу композиции.

В 1951–1952-х — концертмейстер Казанской консерватории, с 1956 по 1958 год — преподаватель Казанского музыкального училища, с 1959-го по 1970-й — дирижер Татарского государственного театра оперы и балета в Казани, затем год дирижировал симфоническим оркестром филармонии.

В 1970–1973 годах — преподаватель Казанской консерватории на кафедре композиции.

С 1973 по 2008 год жил и работал в Москве. Умер 22 июля 2008-го, похоронен на Митинском кладбище в столице.

Монасыпов написал симфонические поэмы «Праздник сегодня», «Музыкальное приношение Салиху Сайдашеву», «В ритмах Тукая», «Муса Джалиль», «Идель-йорт», кантату «Солнечный Татарстан», Балетную сюиту, концерт-рапсодию «Мелодии кряшен», «Пять лирических картинок и марш», «Мозаику» и пр.

Алмаз Закирович родился в 1925 году в Казани, происходил из старинного татарского рода, из которого вышли известные ученые, книгоиздатели и музыканты. Все они были людьми, что называется, со стержнем. Говорят, что один из его родственников, известный книгоиздатель, в 1930-х годах, подписавшись под письмом Сталину с протестом против смены латиницы, на 20 лет как «враг народа» угодил в Соловецкий лагерь. И сам Монасыпов принципиально не вступал в ряды КПСС. Несмотря на это, он сумел построить достойную карьеру. Его творческий путь начался в 1942-м как артиста театра оперы и балета, однако через год он ушел на фронт, а после демобилизации окончил Казанскую консерваторию по классу виолончели, параллельно работая преподавателем в музыкальной школе. В одном из последних своих интервью музыкант признавался, что именно тогда у него зародилось желание сочинять музыку — внутренний порыв, который стал его судьбоносным призванием. Его творчество — это яркое свидетельство стойкости духа и непоколебимой любви к искусству, которая помогла ему преодолеть все трудности эпохи и оставить богатое наследие для будущих поколений.

«После окончания консерватории — в первый раз по классу виолончели — я был направлен на работу в музыкальную школу. Признаюсь, мне это занятие нравилось… А в свободное время у меня вдруг стали появляться разные мотивчики. Записывал их иногда, а однажды показал Жиганову. Он одобрил и предложил мне сделать из этих мотивчиков прелюдию для фортепьяно. Но у прелюдии ведь должны быть вступительная часть и заключение! А это у меня не получалось. Ну никак! И тогда я сказал себе: „Монасыпов, чтобы не стать посмешищем, кончай с этим безобразием, больше к этому черному ящику ты не подойдешь!“ Ну и не подходил к роялю, — вспоминал Монасыпов на страницах газеты „Республика Татарстан“. — Неделю, две, три — и дошел до такого состояния, что понял: если сейчас не подойду — умру. Я бы умер. Мне не хватало кислорода. И тогда я себе сказал: „Монасыпов, если тебе удастся положить в здание татарской музыки даже не камень, а только песчинку, то на свете не будет человека счастливей тебя!“ И окунулся в сочинение. Получил ряд советов от профессора Альберта Семеновича Лемана и в том же году вновь поступил в консерваторию, теперь уже на композицию».

В 1973 году композитор, который дирижировал в Театре оперы и балета (1959–1970) и Татарской филармонии (1970–1971), неожиданно переезжает в Москву, оставив в Казани жену с двумя детьми, и вступает в брак с москвичкой. Но, несмотря на переезд, он не терял связи с Татарстаном, регулярно приезжал в Казань, участвовал во многих мероприятиях. В том же интервью он говорил: «Когда возвращаюсь в Москву, тут же заглядываю в календарь, когда мне снова идти за билетом в Казань…»

В 2005 году в столице Татарстана последний раз торжественно отметили 80-летие композитора. Указом президента РТ Минтимера Шаймиева за большой вклад в развитие музыкального искусства и многолетний доблестный труд на благо республики его наградили медалью «За доблестный труд». За год до юбилея на Казанской студии кинохроники был снят фильм «Алмаз Монасыпов: «Казаным, Казаным…». Скончался народный артист РТ в возрасте 82 лет, похоронен на Митинском кладбище Москвы.

Валеев, Агади, Газиев, Монасыпов Валеев, Агади, Газиев, Монасыпов Фото из личного архива

«Он никогда ко мне не обращался по имени, называл «Газеев», почему-то с двумя Е»

Монасыпов — разносторонний композитор, чье творчество охватывает широкий спектр музыкальных жанров и форм. Среди его вокально-инструментальных произведений выделяется вокально-симфоническая поэма «Тукай аһәңнәре» («В ритмах Тукая», 1975) на стихи Габдуллы Тукая. Также стоит отметить концерт-рапсодию «Керәшен моңнары» («Кряшенские напевы», 1988) и сюиту «Чал Болгардан килгән аһәң-хикмия» («Предания Древнего Булгара», 2002). В 2006 году он создал вокально-симфоническую поэму «Атнабай дөньясына сәяхәт» («Путешествие в страну Атнабая») на стихи Ангама Атнабая. В области камерно-инструментальной музыки Алмаз Закирович написал Сонату для скрипки и фортепиано (1954), Арию для гобоя и струнного оркестра (1970), Камерный концерт для трех флейт и арфы (1979), а также серию фортепианных циклов — «Пять лирических картинок и марш» (1972), «Мозаика» (1975), «Узоры» (1981). Его творчество включает пьесы для виолончели, скрипки и фортепиано, а также сочинения для эстрадного оркестра.

Композитор также создал музыку к драматическим спектаклям: «Проделки Белиссы» по пьесе Лопе де Веги (1963), «Әлдермештән Әлмәндәр» («Альмандар из Альдермыша») по пьесе Туфана Миннуллина (1976), «Югалган бер көн» («Потерянный день»), «Китмәгез, тургайлар» («Не улетайте, жаворонки») (1977), а также к спектаклю «Идегей» по пьесе Наки Исанбета (1994). Помимо этого, он создал музыку к документальным кинофильмам и написал более 300 песен и романсов — яркое свидетельство его богатого творческого наследия. Его музыка — это гармоничное сочетание национальных мотивов с современными формами, что делает его творчество уникальным и вдохновляющим.

Народный артист Башкортостана и Татарстана Идрис Газиев, например, познакомился с Монасыповым почти 40 лет назад, в 1986 году, в Уфе на пленуме союза композиторов СССР Народный артист Башкортостана и Татарстана Идрис Газиев, например, познакомился с Монасыповым почти 40 лет назад, в 1986 году, в Уфе на пленуме союза композиторов СССР Фото из личного архива

Артисты, кому довелось исполнить песни на его музыку, вспоминают о композиторе с теплотой. Народный артист Башкортостана и Татарстана Идрис Газиев, например, познакомился с Монасыповым почти 40 лет назад, в 1986 году, в Уфе на пленуме союза композиторов СССР. «Была большая концертная программа, приехали композиторы из Москвы, в том числе и Алмаз Монасыпов. Из Северной столицы прибыл Ленинградский концертный оркестр под управлением Анатолия Бадхена, я вместе с ними исполнил песню Рима Хасанова. И как-то мне супруга недавно скончавшегося пианиста-виртуоза Марата Сиразетдинова, джазовая певица Регина Сайфи говорит: «Знаешь, Идрис, Алмаз Закирович смотрел твое выступление во время репетиции и сказал: «Это же мой певец!» Вот так началось наше сотрудничество», — вспоминает Газиев.

Монасыпов — разносторонний композитор, чье творчество охватывает широкий спектр музыкальных жанров и форм Монасыпов — разносторонний композитор, чье творчество охватывает широкий спектр музыкальных жанров и форм Фото из личного архива

Монасыпов подарил певцу сборник нот с автографом, откуда тот разучил песню «Могжиза» на слова Гульшат Зайнашевой. Это было сложное произведение, написанное в джазовом стиле, поэтому, когда Газиев продемонстрировал свое исполнение композитору, тот удивился: «Как ты ее смог выучить?» «Он рассказал, что, когда сочинял эту песню, захлопнул ноты и подумал, что никто не сможет ее исполнить, и положил на рояль», — рассказал нашей газете народный артист РТ и РБ. А дальнейшее сотрудничество вылилось в выпуск компакт-диска «Моңнарым» с песнями на музыку Алмаза Закировича, которые исполняли Ильгам Шакиров, Георгий Ибушев, Эмиль Залялетдинов и др.

«Алмаз Закирович был очень интеллигентным человеком с очень тонким вкусом и юмором. Он никогда ко мне не обращался по имени, называл „Газеев“, почему-то с двумя Е. Я был у него дома в Москве, каждый день в течение недели приходил к нему, и он со мной занимался. Он говорил, как надо к Тукаю относиться, как исполнять его стихи, какие должны быть эмоции, обороты, я очень многому у него научился. Я благодарен судьбе, что в моей жизни был Алмаз Закиевич. Мудрый человек, настоящий аксакал. Он оставил глубокий след в моей душе, — вспоминает собеседник. — Будучи в Москве, я выразил желание исполнить его вокально-симфоническую поэму „Тукай аһәңнәре“, но она написана для баритона. И я попросил переделать, и он создал второй вариант поэмы специально для меня (под тенор). Я впервые ее спел в начале 1990-х годов и с тех пор пою ее в Казани и Уфе с разными оркестрами, включая La Primavera и симфонические оркестры РТ и РБ».

Известная оперная певица, заслуженная артистка РФ и народная артистка РТ Клара Хайрутдинова познакомилась с Монасыповым, когда он уже переехал в МосквуФото из личного архива

«Алмаз-абый хоть и уехал из Татарстана, но душа его навсегда осталась в Казани»

Известная оперная певица, заслуженная артистка РФ и народная артистка РТ Клара Хайрутдинова познакомилась с Монасыповым, когда он уже переехал в Москву. Она призналась, что даже подзабыла его отчество, потому что всегда обращалась к нему как Алмаз-абый. Первая встреча с ним, предполагает Клара Акрамовна, состоялась в союзе композиторов ТАССР, где собиралась вся элита музыкального мира республики.

«Тогда композиторы, певцы и поэты очень тесно между собой общались. Многих композиторов я лично знала — Фасиля Ахметова, Мирсаида Яруллина, Загида Хабибуллина и других. Очень часто были концерты от союза композиторов и союза писателей, бригады выезжали в районы. В памяти осталось наши поездки по Сибири вместе с Алмазом-абыем, где компактно проживали татары, — рассказывает певица. — Я исполняла его произведения, а у него они ни на чьи не похожи, его стиль был сразу узнаваем. Они выучивались очень сложно — ритмически своеобразные, в них звучала только ему присущая интонация, свои музыкальные ходы. Не каждый вокалист мог исполнять его песни. Например, „Без икәү көймәдә“ („Вдвоем в лодке“), кроме меня, никто не поет. Несмотря ни на что, Монасыпов является моим самым любимым композитором».

По словам народной артистки РТ, с Алмазом-абыем приходилось вместе выступать в клубе интеллектуалов в Москве, где собиралась татарская элита, встречи проходили в форме музыкальных застолий. Как-то раз случилась поездка в Санкт-Петербург во дворец князя Юсупова, где она пела стоя возле камина, — там в свое время стоял сам Александр Пушкин. «Алмаз-абый был не особо многословный, хотя одну его шутку я все-таки запомнила. Как-то на гастролях он говорит при нас, молодых артистах, мол, могли бы взять певиц и помоложе», — смеется Хайрутдинова.

Певица сожалеет, что произведения таких композиторов, как Алмаз Монасыпов, очень мало передают по радио, а на телевидении можно было бы сделать передачу о татарских композиторах и певцах по примеру канала «Россия. Культура». И в музыкальных школах, училищах и консерваториях акцент делается на классические произведения, а вот таким песням, как «Кояшларың белән кил син миңа» («Приди ко мне»), Монасыпова внимания уделяется ничтожно мало. Поэтому она, будучи преподавателем сольного народного пения в Казанском музыкальном колледже им. Аухадеева, старается знакомить студентов с такими произведениями.

«Я думаю, песни с хорошей мелодией и хорошими словами никогда не устареют. И Алмаз-абый хоть и уехал из Татарстана, но, по-моему, душа его навсегда осталась в Казани», — заключила Клара Акрамовна.