Мы публикуем текст доклада Караганова полностью. В первой части речь пойдет о том, зачем России необходима идея-мечта и почему ее до сих пор не было Мы публикуем текст доклада Караганова полностью. В первой части речь пойдет о том, зачем России необходима идея-мечта и почему ее до сих пор не было Фото: Владимир Андреев

О докладе

В конце прошлой недели почетный председатель президиума, один из основателей совета по внешней и оборонной политике (СВОП) Сергей Караганов официально представил доклад «Живая идея-мечта России. Кодекс россиянина в XXI веке», который стал результатом «творчества единомышленников». В разработке принимали участие представители академического сообщества от различных научных отраслей, гражданские госслужащие, военные, мастера искусства и литературы, а также бизнесмены. Есть среди них как жители Москвы, Санкт-Петербурга и Казани, так и других больших и малых городов.

Доклад родился в ходе дискуссий последних лет о необходимости создания и внедрения в общество единой идеологической платформы. До революции эту роль играли божественные заповеди, потом кодекс строителя коммунизма, а с распадом СССР образовался вакуум, который пришло время заполнить. Караганов уверен, что идеологию нужно внедрять с детства, а следовать ей обязаны все те, кто желает управлять Россией. Для остальных жителей это дело добровольное: можно жить, строить семью, главное, не предавать Родину и не работать в интересах противника.

«Мы объединяющий Большую Евразию и весь мир северный евроазиатский народ»

Мы публикуем текст доклада Караганова полностью. В первой части речь пойдет о том, зачем России необходима идея-мечта и почему ее до сих пор не было.

«Мы — народ-богоносец. Миссия нас и нашей страны — сохранять и развивать лучшее и высшее в человеке, защищать суверенитет стран и народов, оберегать мир» «Мы народ-богоносец. Миссия нас и нашей страны — сохранять и развивать лучшее и высшее в человеке, защищать суверенитет стран и народов, оберегать мир» Фото: «БИЗНЕС Online»

Введение

Мы государство-цивилизация, даже цивилизация цивилизаций. В нашей общей цивилизации гармонично присутствуют и развиваются несколько цивилизаций. Каждая со своими особенностями и историческими путями становления.

Все мы являемся носителями общего цивилизационного сознания, объединены единым духом и ответственностью перед людьми, страной и Всевышним за будущее своей земли и всего человечества. Эта незримая ответственность впитывается с молоком матери и присутствует у всех. Неважно, какого мы исповедания, национальности, цвета кожи. Неважно, какой тип сознания в нас преобладает: чувственный Восток или рациональный Запад. В каждом из нас так или иначе присутствует объединяющая сердечность — сознание любви. Это сознание нужно беречь и развивать. Наше предназначение — взрастить в себе и поделиться с остальным миром этим спасительным качеством — умением любить и жить вместе в соборности, в любви.

Мы народ-богоносец. Миссия нас и нашей страны — сохранять и развивать лучшее и высшее в человеке, защищать суверенитет стран и народов, оберегать мир.

Даже те из нас, кто не смог пока восстановить в себе Веру, которую почти век вытравливали, знает или должен знать нашу особую миссию — народа – освободителя от любой гегемонии, народа высокого духа, народа – защитника человеческого в человеке, высшего в нем. Даже если кто-то из нас еще не является таким, он стремится стать таким, мы все стремимся. Для этого нам нужно выработать совместно или раскрыть уже находящуюся в нас мечту — Кодекс россиян, русских. Русских в цивилизационном, а не в национальном смысле. Великороссов, белорусов, татар, малороссов, чеченцев, башкир, якутов, грузин, узбеков, бурят — всех тех, кто хочет разделять наши ценности, говорить по-русски, тех, кто знает и любит нашу общую культуру, готов соборно развивать Отечество, защищать друг друга и наш общий мир.

Ни одна из сегодняшних проблем человечества не может быть решена без овладения умением любить и жить в любви, в соратничестве.

Разработанные, понятые и принятые большинством контуры продвижения по этому спасительному пути могли бы составить основу государственной идеологической политики.

Сегодня для всего внешнего мира мы все русские. Русские вне зависимости от внутренней самоидентификации составных частей нашей общей цивилизации. Однако такое самоназвание по ряду причин поначалу может не устроить часть нашего общества. Поэтому требуется широкое обсуждение и большая совместная разъяснительная работа. Предлагаем называть нас и россиянами, и русскими. Пушкин во многих своих стихотворениях ставит эти слова рядом.

Наш путь нацелен в будущее, но коренится в нашей истории и культуре. Нужен путеводитель, звезда, за которой мы будем готовы вместе, соборно идти.

Нужна ведущая вперед идеология, поддерживаемая государством и укореняющаяся с помощью образования и воспитания, но не прямыми приказами, а предлагаемая и навязываемая через учебники, дискуссии, образы, литературу и искусство. Если ее нет, неизбежно происходит затухание, а затем и деградация народа и страны.

«Сегодня, находясь перед лицом нового большого вызова, мы ощущаем необходимость осмысления своего места в мире и, что самое главное, осмысления того, кто мы есть и что для нас ценно» «Сегодня, находясь перед лицом нового большого вызова, мы ощущаем необходимость осмысления своего места в мире и, что самое главное, осмысления того, кто мы есть и что для нас ценно» Фото: «БИЗНЕС Online»

1. Почему необходима идея-мечта России, Кодекс россиянина?

1.1. Уже многие годы в стране по нарастающей идет дискуссия о необходимости создания и внедрения в общество общей идеологической платформы, которая должна была бы служить путеводной нитью государственного строительства, общественного и личного развития, приверженность ей должна была бы быть одним из важнейших критериев отбора граждан в управляющую элиту страны.

Сообща выработанную идейную платформу нужно внедрять с детства. Когда-то это были божественные заповеди, затем весьма сходный с ними кодекс строителя коммунизма. Сейчас образовался опасный вакуум. Наше государство исторически росло и преодолевало периоды тяжелых испытаний, опираясь на комплекс убеждений, определявших ее сущностный смысл. Хотя дух времени мог вносить корректировки в эту систему идей, стержень ее всегда оставался неизменным: Россия — уникальное цивилизационное образование, имеющее свою миссию перед Богом и человечеством. Такое самопонимание веками ковалось в горниле больших вызовов, порой экзистенциальных, с которыми нашему Отечеству регулярно приходилось сталкиваться. И сегодня, находясь перед лицом нового большого вызова, мы ощущаем необходимость осмысления своего места в мире и, что самое главное, осмысления того, кто мы есть и что для нас ценно. Иными словами, в туманном и таинственном небосводе грядущего мы должны узреть свою путеводную звезду.

На нынешнем цивилизационном переломе, который переживает мир, нам такая путеводная нить необходима как никогда. Современная цивилизация начинает прямо угрожать не только физическим, но и моральным, духовным уничтожением человечества и, главное, человека — через размывание и подмену ценностной основы его развития и существования. К этому ведут многие современные технологии.

К разрушению человеческого ведет и современная культура, цивилизация, в основном идущая с Запада, начавшаяся со скептицизмом просвещения, но деградировавшая в тотальный нигилизм, в возвеличивание эго. Она выгодна неолиберальным элитам, поскольку подрывает сопротивление все более несправедливому и контрпродуктивному для человечества социально-экономическому порядку современного либерального глобалистского империализма. Задача-минимум — устоять перед этой разрушительной волной и выработать свой путь, ведущий нашу страну и народ к светлому гуманному будущему. Задача-максимум — указать этот путь всему человечеству. Россия, которой нечего предложить миру, — это не Россия. Тем более не Россия будущего.

Достижения современной цивилизации кажутся великолепными. И такими во многом являются. Но они объективно лишают человека его человеческой сущности. Ему не нужно уметь считать, не нужно ориентироваться в пространстве, не нужно бороться с голодом. Ему не нужны дети, семья — основа человеческого общества. Раньше она была нужна, чтобы дети поддерживали в старости. Многим не нужна земля, Родина. Компьютеры, потоки информации, а теперь и искусственный интеллект при бездумном использовании отбивают способность мыслить, читать сложные тексты. Всепроникающая порнография заменяет у многих любовь. Все свидетельствует о том, что культ потребления превратился в инструмент приручения людей, умело используемый глобалистской верхушкой.

Благо почти неограниченного потребления заманчиво, особенно если сравнить с временами, когда людям приходилось в прямом смысле слова голодать. В действительности же этот феномен, обусловленный беспрецедентным ростом индустрии услуг, подчинил себе умы и оставил глубоко в тени мораль, науку и борьбу с угрозами человечеству. Бытовой прогресс пришел на смену прогрессу духовному и научному: появляются новые и более изощренные гаджеты, услуги, но человечество не летит к далеким звездам, многие серьезные болезни остаются непобежденными, о чем мечтали писатели-фантасты и футурологи прошлого столетия.

Нарастает угроза, нависающая над человеческим естеством. Скептицизм просвещения сменяется нигилизмом, отрицанием высшего в человеке. Отсюда корни всех странных псевдоидеологий: трансгуманизма, ультрафеминизма, отрицания истории и далее по списку. Западная рациональность превзошла саму себя и, возомнив свое на то право, сделала попытку осмыслить и санкционировать то, что запрещено естественным порядком вещей. Свобода превратилась во вседозволенность, гротескную карикатуру на саму себя.

Эта волна идей навязывается атлантическими либерально-глобалистскими элитами, стремящимися закрепить свое привилегированное положение, ведь получить контроль над массами легче, дав им иллюзорную свободу потребления и вседозволенность в образе жизни. Но эти явления имеют и общечеловеческие корни. Если мы хотим остаться людьми, сохранить свою самобытность, этим тенденциям нужно осознанно противостоять, предлагая свою альтернативу — сохранение человеческого и — тем, кто верит — божественного в человеке. В россиянине.

1.2. Голоса против выдвижения такой альтернативы, в прошлые десятилетия превалировавшие, понемногу притихают. В речах президента, в выступлениях министра иностранных дел, в последней Концепции внешней политики России все чаще начали звучать многие идеи, которые, как представляется, могут составить основу идеологической платформы России, ее общества и истинной элиты, возвращающей страну к своим корням, но и мощно устремляющей в триумфальное будущее.

1.3. Но более или менее четкого абриса, тем более утвержденного на государственном уровне и целеустремленно, но естественно, творчески (через дискуссии и вероятные коррекции) предлагаемого широким кругам элиты и внедряемого в общественное сознание, пока нет. Понятно, что в современном мире и в современной относительно свободной и плюралистической России нельзя навязывать единые обязательные идейные принципы всем, как это было в СССР. Навязанное марксистско- ленинское единомыслие и неверие были среди ключевых причин интеллектуального оскопления правящей прослойки СССР, которое привело к его поражению, сделало нас во многом манкуртами, забывшими значительную часть своей истории, ее уроки, унаследованный дух народа, не знавшими реальный, особенно западный мир, к которому большинство стремилось из-за надоевшей бедности и несвободы «реального социализма».

1.4. Но нужно постоянно помнить и повторять аксиому: большие и великие страны не создаются без больших, ведущих вперед идей, а потеряв их, разваливаются с грохотом или тихо, шипя от неудовольствия, уползают с мировой арены. Мир усеян могилами и тенями великих держав, потерявших объединявшие их элиты и народы, национальную идею, идейный стержень.

И большие войны — а против нас сейчас развязана именно такая война, даже если мы называем ее пока специальной военной операцией, — без больших идей, без воодушевления народа, без понимания им, для чего живет он, каждый гражданин, без осознания своей самости и ответственности за общее дело не выигрываются. Защита Отечества, патриотизм — безусловная часть этой миссии. Но нужно понимать и более высокие цели войны. Ведь она не только за физическое спасение России, но и за спасение человеческого в человеке, за сбережение российского цивилизационного кода, за спасение мира от глобальной термоядерной войны, за освобождение его от очередных претендентов на мировое господство, за свободу народов и государств выбирать свой собственный политический, социальный путь, сохранять свою культуру.

Главное — это война за то, чтобы человек оставался Человеком, а не бездушно потребляющим животным, к чему его толкают многие, возможно, неотъемлемые свойства современной цивилизации. А теперь и целенаправленная политика стремящихся удержать господство над миром западно-глобалистских элит, осознанно насаждающих нечеловеческие ценности, чтобы лишить человека субъектности, а общество раздробить и лишить способности и, что опаснее, воли к сопротивлению.

1.5. Многие у нас мечтали и даже до сих пор продолжают грезить о том, что мы можем зажить как «нормальная европейская страна», наслаждаясь тихим уютом. Но тихо уйти в уютный уголок, на окраину мировых процессов нам не дали и не дадут. Мы волею истории и Всевышнего, усилиями предков слишком велики, богаты ресурсами, да к тому же доказали свое генетическое стремление к самостоятельности, суверенитету. Мы пытались «договориться» почти сорок лет, уступали, верили, врали самим себе. Получили все более жесткую экспансию Запада и войну. Если бы прекратили грезить раньше, столь кровавого столкновения, может быть, удалось бы избежать или сделать его менее кровавым.

Да и «тихие» страны в современном сверхтурбулентном мире начинает по нарастающей трясти.

1.6. Термин «государственная идеология» имеет в современном русском (политическом) языке негативную коннотацию. Поэтому лучше называть ее российской идеей или, совсем хорошо, мечтой России. Это можно и справедливо называть также миром, в котором хочется жить, если кому-то кажется, что «мечта» может быть только у молодых государств и наций. Но мы за то, чтобы считать наше государство и его многонациональный народ зрелыми и пассионарными, подчеркивая при том, что творческие способности и созидательная мечтательность россиян всегда были чертами, им присущими.

Мечта, устремленная в будущее, но укорененная в истории, ведет вперед и ввысь, соответствует одной из важных черт нашего национального характера — космизму, стремлению к большому и далекому, ей наши предки вынужденно предавались веками в долгую русскую зиму. Но эта же мечта вела их и к беспримерным подвигам. Один из них — покорение, а реально — освоение Сибири, необъяснимо быстрое — за шесть десятилетий, когда казаки по своей и только потом и по царской воле прошли от Урала до Тихого океана.

Сейчас к нам возвращается осознание того, к чему нам нужно двигаться, и от этого движения будет зависеть не только физический и духовный облик наших потомков, но и существование нашей страны. Таким образом, наша идея-мечта постоянна, но она не должна быть статичной. Наглядным примером, когда идеология, или, если угодно, мечта, оказалась статичной, является СССР, не сумевший адаптировать инструменты достижения коммунистической мечты из-за ее не только несбыточности, но и неповоротливости.

1.6.1. Рациональные объяснения подвигу освоения Зауралья и Сибири, как и многим другим, скажем, победе практически над всей Европой в начале XIX века и снова — в середине века ХХ, историкам необходимо искать, чтобы черпать из национального исторического опыта. Впрочем, объяснением, видимо, является уверенность нашего народа в богохранимости и покровительстве высших сил. Не потому ли многое в отечественной истории не поддается рациональному объяснению, но вполне объяснимо для русской души? Именно поэтому формула, приписываемая крупному русскому полководцу немецкого происхождения XVIII века, фельдмаршалу Б.К. Миниху, но принадлежащая его сыну Петру, писавшему мемуары об отце и его времени, звучит в высокой степени правдиво, современно: «Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует».

Эту фразу автор часто вспоминал в начале 2000-х. В конце 1990-х казалось, что страна, раздираемая «семиолигархщиной», кризисами, с теряющим дееспособность президентом неумолимо идет к гибели. Автор с соратниками и коллегами по СВОП отчаянно и почти безнадежно сражался за выживание страны, уже катившейся в пропасть. И тут произошло чудо. Единственное «научное» объяснение — Господь смилостивился над Россией, простил ее грехи. Что-то похожее произошло и в начале XVII века, когда Россия сумела вырваться из Смуты.

Один раз, когда к 1917 году значительная часть элиты и народа потеряла веру в Бога, Царя и Отечество, страна провалилась. Второй раз она провалилась в конце 1980—1990-х, когда истончилась коммунистическая идеология, на которую было нанизано государство.

1.7. Идея-мечта России, Кодекс россиянина, даже государственная идеология нужна еще по одной важной причине: исторически жизнь каждого человека, стран, народов определена соотношением трех взаимосвязанных направляющих: первое — экономический интерес, обеспечение благосостояния; второе — сила духа и идей; третье — сила, сила оружия. На нынешнем историческом переломе вперед выдвигаются две последние составляющие. Это нужно понять и принять. Экономика нужна — без нее истощится дух народа, без нее не будет силы оружия. Но исторически, возможно временно, этот фактор уходит на второй план. Он должен обслуживать первые. Сила духа, идей и военная сила сейчас, как это не раз было в истории, выходят на первый план.

1.8. Наконец, о самом очевидном. Образ мира, в каком нам хотелось бы жить, живая идея-мечта России, госидеология, выдвигаемая и продвигаемая, нужна для того, чтобы мы все, от президента до фермера, рабочего, инженера, офицера, ученого, предпринимателя, госслужащего, поняли, какими мы хотим быть и какой мы хотим видеть нашу страну. Без идеи, ведущей в лучшее будущее, государства (особенно такие, как Россия) не развиваются, загнивают. Волею судеб в нашем национальном характере нескончаемо и нервно пульсирует вопрос: для чего? В этом наша сила, но и наша слабость, если ответ на этот вопрос нам дают или не дают те, кто хочет, чтобы нас не было. Они говорят нам: ни для чего, вернее, только для себя, жить, чтобы жить. Если мы им верим, то раскисаем, а потом и начинаем погибать.

1.9. Наконец, снова очевидное: наличие общей идеологической платформы, национальной идеи является одним из важнейших констатирующих признаков суверенного государства — а другим мы не хотим и не можем быть. Ее отсутствие — признак недосуверенитета. Когда на какое-то время элиты, потеряв прежнюю коммунистическую, не смогли выработать новую идею для себя и страны, мы обвалились в смуту, начали утрачивать суверенитет, потеряли веру в себя и будущее.

1.10. Наша национальная идея не должна быть направлена против кого-то, чаще всего этот «кто-то» — Запад. Антизападничество — признак зависимости от него, ограниченного интеллектуального суверенитета. Она, как и вся общественная мысль, социальные науки, должна быть подчеркнуто суверенной. Не отрицающей, а инкорпорирующей интеллектуальные достижения всех цивилизаций. Ведь Россия — это подлинная цивилизация цивилизаций.

1.11. Сложнейший вопрос, который предстоит решить в процессе выработки и продвижения идеи-мечты и идеологии нашей страны, — ее соотношение с верой в Бога, исконно являвшейся одной из несущих основ идеологии России, но отодвинутой в коммунистические времена тогдашней захватившей власть элитой, стремившейся (вначале не без успеха) заменить ее верой в светлое коммунистическое будущее.

Против веры работают и многие вышеперечисленные черты современной цивилизации, особенно западной. Но может ли состояться и развиваться человек, особенно россиянин, без веры? Прежде чем давать ответ на этот сложный вопрос, вспомним все же, что именно вера оказалась той силой, которая помогла осмыслить нашим предкам их место и место земли, ими населяемой, в период великих испытаний XIII–XIV веков, не утратить духовности в период Смуты. Она же придавала им сил в их подвиге движения на Северо-Восток и Восток, народам которых они не навязывали, но были готовы подарить свою веру.

Этический кодекс, содержащий живую идею-мечту России и предлагаемый автором и его единомышленниками, должен, безусловно, отражать все то, что является нормами Божественных заповедей или, если угодно, нормами Человечности. Потому, возможно, идея-мечта России должна стать временным частичным замещением веры для тех, кто пока еще не верит, в дальнейшем — фундаментом для ее возрождения. Невозможно представить себе дух россиян без веры, надежды и любви. Хоть в православном, хоть в мусульманском, хоть в буддистском, хоть в иудейском ее наполнении.

«В конце ХХ века истончившаяся вера в коммунистическую идею открыла дорогу для проникновения идеологии либерализма, индивидуализма, экономизма, культа потребительства. И опять обрушила страну» «В конце ХХ века истончившаяся вера в коммунистическую идею открыла дорогу для проникновения идеологии либерализма, индивидуализма, экономизма, культа потребительства. И опять обрушила страну» Фото: «БИЗНЕС Online»

2. Почему идеи-мечты России до сих пор не было?

2.1. Это не совсем так. Ее элементы проскальзывают не только в лавине статей философов и публицистов, но и все чаще в выступлениях президента и некоторых других руководителей страны.

2.2. Но что мешает придать ей четкую, связную, хотя, понятно, и постоянно творчески модернизируемую форму?

2.2.1. Во-первых, это то обстоятельство, что мы до конца не определили свою идентичность. Мы, наконец, в Концепции внешней политики назвали давно очевидное, но долго не признаваемое. Мы государство-цивилизация. Но значительная часть общества, и особенно элиты, никак не может расстаться с давно ставшим убогим, ретроградным, если не смешным стремлением быть «европейцами».

Между тем время Александра Невского, основоположника отечественной стратегической культуры, показало, что делать однозначный цивилизационный выбор, уж тем более в пользу Запада, опасно и губительно. Вновь следует повторить, что мы самобытная цивилизация цивилизаций, корни которой на Северо-Востоке. Мы духовные наследники Великой Византии, позаимствовавшие в силу жизненной необходимости элементы политического управления у Великой Монгольской империи, основанной Чингисханом. С окружающими нас евразийскими народами объединяет нас общее скифское наследие.

2.2.2. Во-вторых, и это очень важно, никакая идея-мечта России не может быть западной, если, разумеется, иметь в виду нынешнюю Европу с ее разлагающейся компрадорской элитой и США с их новейшими постчеловеческими моральными и идейными постулатами (от которых, впрочем, часть элиты и общества, последовавшая за Трампом, пытается отойти). Она не должна быть и антизападной, потому что, повторим, это означает продолжение движения со знаком минус, но в западной парадигме. Она должна быть своей, выработанной самостоятельно.

2.2.3. В-третьих, та часть нашей элиты, которая открыто хотела бы продолжить западную ориентацию страны (ибо они вложились в нее лично и от нее зависят — выведенные деньги, дети, зачем-то обучаемые на Западе, и пр.), хочет продолжения ситуации идейного вакуума. Он освобождает дорогу для внедрения западной либеральной идеологии.

2.2.3.1. Если у вас нет своего идейного стержня, это освобождает пространство идей и духа для других. Так было в начале ХХ века, когда истончившаяся из-за ошибок элиты, из-за социальной несправедливости вера в Бога, Царя и Отечество открыла ворота западному марксизму и нигилизму, позже превратившемуся в марксизм-ленинизм. В конце ХХ века истончившаяся вера в коммунистическую идею открыла (опять же из-за затянувшейся относительной бытовой бедности, бесконечных дефицитов) дорогу для проникновения идеологии либерализма, индивидуализма, экономизма, культа потребительства. И опять обрушила страну.

2.2.4. В-четвертых, внедрению государственной идеологии, обязательной для правящей элиты, сопротивляются те слои, которые хотели бы продолжить сладкие для них, но губительные для страны и народа 1990-е, когда «бабло побеждало зло», личное обогащение считалось главной целью в жизни и царила идеология массового воровства и разграбления страны вместо идеологии служения народу и Державе.

2.2.5. В-пятых, это, конечно, оскомина от опостылевшего и навязанного сверху коммунистического единомыслия, соединявшегося с неспособностью поздней советской элиты провести необходимые экономические реформы, как это сделал Китай при Дэн Сяопине. Эта неспособность тоже была во многом результатом этого самого единомыслия.

2.2.6. В-шестых, это трусость или лень значительной части интеллектуального класса, боящегося или неспособного отойти от привычных «истин», будь то либеральных или коммунистических. Это наиболее позорная из причин отсутствия в обществе и государстве идеологического стержня. Ее маскируют заявлениями, что национальная идея должна рождаться снизу, из общества. Это злая глупость. Идеи, двигавшие народы и страны, всегда порождались государями, лидерами, элитами, иногда даже вненациональными, как сейчас, глобалистскими элитами. Интернационалистический коммунизм или либеральный глобализм не из народной толщи выросли. Они порождены элитарными теоретиками и вбиты людям в головы политическими и идеологическими практиками. А пришлые идеологии заражают общества, если национальные элиты не могут или не хотят выдвинуть свои. Тогда глупость и лень порождают подлость и предательство.

2.2.7. В-седьмых, это неготовность пока лидера страны (а в России очень многое зависит от него) отказаться от иллюзий прошлого — 1980–1990-х годов, его вера, что идеология запрещена 13-й статьей Конституции. Если это так, статью можно отредактировать. Но формулировка Основного закона достаточно расплывчата и позволяет при соответствующей работе и внедрении обязать следовать Кодексу россиянина хотя бы тех, кто хочет войти в управляющий класс, двигать страну вперед.

Конституция гласит: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Но это не значит, что не может быть идеологии ПОДДЕРЖИВАЕМОЙ. Хотя бы поддерживаемой партией власти. Партия-то уж не только может, она ДОЛЖНА иметь свою идеологию, иначе она не партия, а клуб по личным интересам. И далее: «Общественные объединения равны перед законом». Перед законом — пожалуйста. А перед совестью?

И наконец, никто не запрещает и не может запретить выдвижение и продвижение, даже навязывание с детского сада школы морально-этического Кодекса россиянина — той самой живой идеи-мечты России, к воплощению которой люди могут и призваны стремиться с молодых лет. Повторим, Кодекс не должен быть обязательным для всех, но обязательным для тех, кто стремится войти в когорту лидеров российской державы.

2.2.7.1. Впрочем, будем надеяться, движение началось. Под занавес 2024 года в высших кругах заговорили наконец о необходимости «мечты России».

2.2.8. Есть, в-восьмых, полагаем, и еще одна причина раньше открытого, теперь скрытого сопротивления определенной части правящей элиты выдвижению и продвижению идеи-мечты для нашей страны. В руководящем слое государства все еще преобладают экономисты-технократы, «политтехнологи». Они полезны для текущего управления, делают много нужного, но они не способны вести страну и народ к новым горизонтам, обеспечивать глубинное, идейное единение народа и власти в трудной судьбоносной борьбе, в которую вступила страна и мир. На простом управленческом уровне мощно бросается в глаза, что в длинном списке управлений администрации президента нет идеологического, призванного производить смыслы и лозунги для развития страны, общества, граждан. Питательная среда той или иной идеологии, ее направленность, ее эмоциональный базис взращиваются (или, как сказали бы художники, грунтуются) искусством. Сначала возникает настроение, тяготение, желание, а уже потом приходят формулировки, которые (надо отдавать себе в этом отчет) куда менее важны в реальных делах, чем искренние переживания.

У нас нет до сих пор более или менее четко прописанной культурной политики. Правда, что отрадно, она пробивается снизу из военных будней, из обыденного героизма, из растущего понимания, пусть пока и не сформированного до конца, кто мы есть.

2.2.9. В-девятых, одна из главных причин колебаний по поводу того, нужна или не нужна нам идеология, — недоопределение для себя нашей политической системы. Находясь в рамках пришедшей с Запада интеллектуальной и политической парадигмы, мы считаем, что мы должны быть демократической республикой. При этом мы забываем, что демократии в истории всегда погибали, чтобы возродиться в другом месте и снова погибнуть. Очень часто вместе со страной. Демократия неэффективна как форма управления сложными обществами. Она может существовать только при благоприятном внешнем окружении, отсутствии внешних вызовов и могущественных соперников. К тому же она вопреки расхожему мнению не обеспечивает народовластия.

Его обеспечивала только прямая аристотелевская демократия. Да и она исключала из процесса принятия решений женщин и рабов. В больших и сложных обществах то, что принято называть демократией в наше время, — это всего лишь наиболее эффективный способ управления со стороны более или менее анонимных и часто вненациональных олигархий и (или) плутократий.

2.2.9.1. Очевидный факт: в демократиях выбирают равных себе, то есть не лучших. Демократия — это антимеритократия, что мы видим сейчас на примере американских и особенно европейских элит. Западная пропаганда так долго оглупляла собственное население, что теперь, если хочешь быть избранным, надо уподобиться ему.

2.2.10. Напомним еще раз нами написанное и совершенно очевидное, но почти никем не повторяемое и не опровергаемое. Опровергнуть невозможно, но и не хочется отказываться от прежних стереотипов. Греческие республики сменялись деспотиями; римская — империей, северо-итальянские республики стали монархиями. Помним судьбу Новгородской и Псковской республик. Французская республика завершилась императором Наполеоном. Мы не вправе забывать о том, что получилось из Февральской демократической революции 1917 года для России. Веймарская демократия стала гитлеровской Германией. Затем почти все демократические страны Европы ей подчинились и работали на нее. Уцелела Британия благодаря мужеству Черчилля но еще больше — стратегической гиперошибке Гитлера, напавшего на Советский Союз с нашими готовым сражаться до конца народом и суперавторитарной властью.

Против Гитлера сражались только часть греков, югославов и чуть-чуть французов и итальянцев. И те, и другие, и третьи в этой борьбе были ведомы коммунистами, против которых и до войны, и после нее упорно боролись и победили управляемые плутократиями «демократы». Не стоит забывать и наш опыт 1990-х, который мы расхлебываем до сих пор. Мы чудом увернулись от гибели в 1999 году, когда, повторимся, Всевышний смилостивился над Россией и мы начали выползать через усиление властных элементов в системе управления, вытеснение и подчинение олигархата. Хотя и неоконченное.

2.2.10.1. И нам, и Китаю, и другим навязывали демократию именно потому, что хотят ослабить, подчинить, скупив политический класс и через него подчинив страну теперь международной олигархии. Единственная страна, которая в грядущем сверхтурбулентном мире может остаться демократией в нынешнем смысле этого слова, — США, рожденные как аристократическая прямо управляемая тогдашней олигархией и масонами республика. «Глубинное государство» Америки некому скупать, кроме того же самого «глубинного государства», и сколь бы сложны и противоречивы ни оказывались процессы купли-продажи, они все равно происходят только внутри страны. Демократическая форма правления — в национальном характере американцев, и, потеряв ее, эта страна, скорее всего, просто не выживет. К тому же США — островное государство, окруженное слабыми соседями.

2.2.10.2. Штаты благодаря исторической случайности — мало им стоившей победе во Второй мировой войне — стали глобальной империей. Но сейчас медленно отступают. Против ухода борется глобалистская часть правящей олигархии. Но из Афганистана, с Ближнего и Среднего Востока, из Европы — уходят.

Любой президент продолжит с большей или меньшей скоростью частичный уход. Ответственность за что-то без возможности полностью безраздельно господствовать над этим чем-то невыгодна и чрезмерно трудоемка. А восстановить господство США не смогут, если, естественно, не сломят Россию, которая подорвала фундамент европейского доминирования — военное превосходство, основываясь на котором пять веков можно было грабить, навязывать свою культуру, политические порядки.

2.2.10.3. У США есть возможность частичного ухода к себе.

Но у России такой возможности нет. В 1980–1990-е мы попытались перестать быть тем, чем мы были уже несколько столетий — с тех пор как пошли за Урал, — государством-цивилизацией и империей. Результат попытки натянуть на себя демократический камзол очевиден — мы чуть не погибли и до сих пор только выкарабкиваемся из провала. В том числе и ныне, сражаясь на полях Украины с Западом, который хотел воспользоваться нашей прошлой слабостью. И пользуется до сих пор нашей нерешительностью, которую он частично справедливо считает продолжением нашей прошлой слабости.

2.2.11. Сказанное не означает полное отрицание демократических механизмов для России. Общество без обратных связей не может существовать. Но дело в том, что в нынешних так называемых демократиях обратные связи как раз и перестали работать, сохраняется только иллюзия их былого функционирования. Мы же должны обеспечить реальное срабатывание таких связей в нашем обществе, иначе новый отрыв руководства от реальности погубит нас уже безвозвратно. Но надо понимать, что такое срабатывание обратных связей может обеспечить лишь изрядная доля авторитаризма, держащего неизбежно складывающиеся при капитализме олигархии в жестких рамках.

2.2.12. Россия, если она хочет существовать как гигантское суверенное исторически, относительно слабо населенное государство-цивилизация в своих естественных границах, не может быть демократией в нынешнем смысле этого термина. Это история и судьба. Мы можем и должны иметь сильные демократические элементы в системе управления, особенно на низовом, муниципальном, региональном, «земском» уровне — там, где демократия является прямой и где ее явно не хватает. А именно там рождаются и воспитываются ответственные граждане страны.

2.2.13. Нужно и регулярное обновление в том числе верховной власти, иначе в автократическом государстве управленческую элиту постепенно охватывает апатия, а ее верхушка неизбежно теряет представление о ситуации в стране и начинает руководить чем дальше, тем более невпопад, делает все больше ошибок.

Но, конечно, ротация нужна не раз в 4 или даже 6–7 лет, потому что в нашем вязком, инерционном мире за такой срок ничего масштабного невозможно успеть. Даже в США с их демократической традицией и мощной преемственностью власти нескончаемый аттракцион выборов уже очевидно мешает адекватному управлению страной.

Сказанное не призыв к смене верховной власти, особенно во время острого внешнеполитического кризиса, который продлится еще немало лет. Но обновление управляющих элит — обязательное условие успеха. Возможно, при модернизации политической системы, которая обеспечивала бы подтвержденную выбором народа передаваемую прозрачную (чтобы избежать возможных склок) смену верховной власти.

2.2.14. Того, что Россия является империей, а к тому же государством-цивилизацией, не стоит стесняться, тем более что мы отличаемся от западных империй. Напомним, Россия, государство и народ, ведя экспансию, по большей части впитывали, а не подавляли присоединенные народы, интегрировали их и интегрировались с ними, что исторически было обусловлено малонаселенностью и потому рассмотрением их как человеческого ресурса, ценного в демографическом, а также налоговом (ясачном) отношениях. А в советские времена РСФСР и вовсе была чистым донором всех своих «колоний».

Наша уникальность, таким образом, является исторической данностью. Она подтверждена формированием полиэтнического народа, сохранившего в себе свою самость, объединенного общими моральными нормами и скрепленного русским языком и русской культурой, русскими как основным государствообразующим народом, отнюдь не подавлявшим, но даже сознательно сберегавшим и развивавшим культуры живущих в России этносов. Это дает нам право называться государством-цивилизацией и даже цивилизацией цивилизаций, не прикрываясь этим названием перед наступающим модерном в глобалистском понимании этого слова. Вместо этого мы сами адаптируем тенденции развития современного мира под свою уникальность, прокладывая свой путь развития, привлекательный, возможно, для других.

Мы тип азиатской империи, китайской, индийской. Впрочем, нужно помнить, что, когда империи выходят за свои естественные границы, они слабеют или даже погибают — так было с европейскими империями, с СССР с его коммунистическим интернационализмом. Сейчас это происходит с США. Но для больших государств империя — естественный способ развития и выживания. Особенно с учетом того, что в нормальных империях все народы, входящие в их состав, равноправны.

2.2.15. Если мы, наконец, признаем очевидное: Россия — государство-цивилизация, цивилизация цивилизаций и империя, особенная, лучшего, хотя бы с нашей точки зрения (но для нас именно это и важно), сорта, нужно признать, что империя не может иметь демократический политический строй западного типа. И это помимо того, что демократии, как правило, не могут выживать в остроконкурентной среде. Большинство очень редко, разве что когда ему на голову сыплются нацистские ФАУ, может хотеть добровольно жертвовать своим сиюминутным благосостоянием ради больших стратегических целей. Даже если их достижение необходимо для выживания народа и государства. Естественный для нас путь — лидерская демократия с сильными элементами авторитаризма.

2.3. Мы не призываем к обязательной отмене 13-й статьи Конституции, хотя она используется как индульгенция для вышеописанных лени, трусости, глупости. Ее можно легко обойти, назвав госидеологию «живой мечтой для нашей страны», а ее краткое изложение — «Кодексом россиян». Верить в мечту России, следовать ей, стремиться создавать страну и мир, в котором хотелось бы жить, гораздо легче, приятнее и эффективнее, чем уныло сдавать экзамены по научному коммунизму, не веря в него. Или жить, не понимая, какое здание мы строим, как во многом сейчас.

2.4. В одной из составных частей бывшего СССР, на Украине, правящая прослойка, пытаясь оттолкнуться от более мощного в культурно-духовном и экономическом отношении соседа — России, при массированной поддержке Запада выработала государственную идеологию. Сначала она выражалась формулой «Украина не Россия», потом эта формула превратилась в «анти-Россию» с элементами неонацизма.

Можно и нужно осуждать эту идеологию и основанную на ней политику, но она сработала и сделала часть русского или близкого к России народа враждебным к ней, перешедшим на услужение к ее врагам. Андрий Бульба предал Отчизну, семью, товарищей хотя бы из любви к прекрасной полячке. Пришедшая к власти после развала СССР элита той части России, которую называли «Украина», предала свою страну и народ и переметнулась, будучи мощно поощряемой Западом, потакавшим ее продажности и воровству, за идейным мифом «Украина це Европа». Но за этой прослойкой пошла и бо́льшая часть общества, оказавшаяся в идейном вакууме, который был заполнен русофобией и ультранационализмом. И еврофилией, хотя с точки зрения уровня развития культуры украинские территории гораздо менее «европейские», чем великорусские. Вспомним, что эти территории не дали Европе и миру ни одного деятеля мирового уровня. Не хочу обижать жителей страдающей от войны страны. Там были хорошие письменники, певцы, артисты, другие творческие деятели. Но сказанное — факт. Все выходцы с Украины, которые хоть чего-то добились, сделали это благодаря тому, что работали и жили в Российской или советской империях.

Украина — мощный пример действенности, хоть в данном случае и во вред народу, государственной идеологии. Равно как и опасности сохранения в стране идеологического вакуума. Конечно, такую идеологию очень легко разработать и внедрить, поскольку она направлена не на созидание, а на разрушение и уничтожение. Мечтать убить врага, после чего все станет хорошо — нет ничего проще. Мечтать создать что-то нельзя, не выработав представления о том, что ты хочешь создать. Пример Украины показывает, что мобилизационная идеология — могучий энергетический ресурс.

Не менее наглядно заполнение идеологического вакуума демонстрирует распространение культуры (скорее культа) нигилизма на Западе. Его разрастание вполне логично объясняется угасанием протестантских быта и этики, которые были идеологической основой англосаксонских и германо-скандинавских государств на момент формирования наций в них и оставались таковыми вплоть до середины прошлого века.

Продолжение следует.