«Если человек умеет и хорошо снимать, и преподавать — это двойной талант. Многие режиссеры не умеют передавать навыки, а может, не хотят, чтобы из молодежи выросли еще более сильные режиссеры, чего не скажешь о Митте…» — вспоминает директор «Татаркино» Миляуша Айтуганова кинорежиссера Александра Митту. Минувшей ночью деятель искусства ушел из жизни, ему было 92 года. В последние годы он тяжело болел, но продолжал бороться за жизнь. Митта войдет в историю в том числе как создатель первого в Советском Союзе фильма-катастрофы, а еще благодаря ученикам. Подробности — в материале «БИЗНЕС Online».
Минувшей ночью деятель искусства ушел из жизни, ему было 92 года
Актер, режиссер, сценарист и «Учитель»
О смерти Александра Митты стало известно сегодня утром. «Мой дорогой папа ушел из жизни сегодня», — написал утром его сын Евгений. Медики зафиксировали смерть в 00:05. Советскому и российскому актеру, кинорежиссеру, сценаристу, продюсеру и народному артисту России было 92 года. Последние два года он боролся за жизнь.
В марте 2023-го Митта отметил 90-летие. «Вас по праву считают выдающимся режиссером, талантливым сценаристом и актером, человеком, наделенным неиссякаемыми творческими возможностями», — написал в поздравительной телеграмме президент России Владимир Путин. Глава государства пожелал режиссеру здоровья и бодрости духа. Казалось бы, обычное пожелание, но в случае с Миттой оно выглядело вполне конкретным. В последние два года деятель искусства не появлялся на публике, а новости вокруг него были связаны с состоянием здоровья. Будучи на лечении, он год назад получил орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.
О резком ухудшении здоровья Митты, который ранее пережил клиническую смерть, стало известно в июле 2023 года. Как сообщалось, 90-летнего сценариста частично парализовало, понадобилось вызывать скорую помощь. Его сын успокаивал, что с отцом все нормально и «нет никаких очередных нарушений». Однако в ноябре 2023 года Митту экстренно госпитализировали. «Болеющему пневмонией народному артисту РФ стало резко хуже — он не мог даже самостоятельно сидеть. Ухудшение возникло на фоне перенесенного инсульта», — описывали тогда состояние режиссера в его киношколе.
Митта снял первый в Советском Союзе фильм-катастрофу «Экипаж», побивший рекорды посещаемости в кинотеатрах в 1980 году и собравший более 70 млн зрителей
В марте 2024-го Митту выписали из больницы. Чувствует себя нормально, «общается с близкими», говорил его помощник. В ноябре 2024-го канал Mash сообщил, что у народного артиста РФ обнаружили злокачественное образование в почке и он находится под присмотром сотрудников центра паллиативной помощи. Тогда сын опровергал информацию об ухудшении состояния отца. В начале июля Митту госпитализировали снова. По данным Mash, в хоспис режиссер попал в тяжелом состоянии: онкология, недостаточное кровообращение мозга после перенесенного инсульта и нарушения сердечного ритма. «Он все еще в больнице. Еще не выписали», — сказал накануне днем его помощник Геннадий Иванов. Сегодня утром он подтвердил смерть.
За свои картины Митта неоднократно получал премии кинокритиков. К примеру, снял первый в Советском Союзе фильм-катастрофу «Экипаж», побивший рекорды посещаемости в кинотеатрах в 1980 году и собравший более 70 млн зрителей. «Знаете, что самое поразительное? Снимая первый в Союзе фильм-катастрофу, я понятия не имел об этом жанре. Зарубежные блокбастеры у нас тогда не показывали, и практически все я делал вслепую», — вспоминал Митта о съемках.
«В России принято считать, что 70–75 — возраст преклонный, а у меня он активно-рабочий. Возможно, потому, что не так давно я целых 8 лет жил профессорской жизнью в Германии. Это значит спал досыта, работал не напрягаясь, в охотку. Словом, солидно я отдохнул за эти годы и вернулся в Россию помолодевшим на 10 лет», — рассказывал режиссер в одном из интервью.
Еще он написал «настольную книгу» для режиссеров — «Кино между адом и раем». В историю Митта войдет и как выдающийся учитель. «Осиротела киношкола», — написал телеграм-канал школы Митты, которая работает в Москве с 2007 года. «Довелось немного поучиться у него 15 лет назад. Прекрасный преподаватель и человек», — написал в комментариях один из пользователей. В сообщениях ушедшего из жизни режиссера называют «Учителем». «Школа Митты будет работать, несмотря ни на что, он передал мне все дела», — сообщил Иванов.
«Александр Митта был не просто режиссером, а человеком, который внес большой вклад в образование режиссеров и сценаристов моего поколения и не только. Его книга „Кино между адом и раем“ была настольной для многих из нас. Прощайте, Мастер!» — отреагировал в своем телеграм-канале режиссер Сарик Андреасян.
«Александр Митта был не просто режиссером, а человеком, который внес большой вклад в образование режиссеров и сценаристов моего поколения и не только»
«Вот говорят: Митта — один из лучших педагогов в России. Я не один из лучших, я единственный, кто занимается «анатомией» драмы…»
Александр Наумович Митта (фамилия при рождении — Рабинович) родился в Москве в 1933-м. Когда мальчику было три года, его мама попала под сталинские репрессии и получила срок за «антисоветские высказывания». Отец Александра работал инженером на заводе.
Во время войны Митта оказался в детском доме, а в 1947 году из тюрьмы вернулась мать режиссера, где она отбывала срок в одной камере с матерью выдающегося писателя Василия Аксенова.
Мальчик с детства мечтал стать художником, занимался в художественном кружке и театральной студии московского Дома пионеров. Окончив школу, Митта поступил в Московский инженерно-строительный институт на архитектора, где его преподавателем был известный архитектор-конструктивист Константин Мельников, но свою любовь к рисованию не забыл и даже отнес несколько карикатур в журнал «Крокодил». Именно там ему посоветовали взять псевдоним: мол, странное это сочетание — юмор и Рабинович. Тогда Александр взял фамилию своей однокурсницы — Митта. Объясняя свой выбор, режиссер говорил, что это «малоизвестная старинная еврейская фамилия» и «красивая чувашская фамилия».
Кадр из фильма «Гори, гори, моя звезда»
В качестве карикатуриста Митта сотрудничал с «Огоньком» и «Крокодилом». Также он создавал иллюстрации для детского журнала «Веселые картинки».
В 1960-м Александр поступил во ВГИК, где его мастером стал к тому времени уже легендарный Михаил Ромм. Среди преподавателей были и другие не менее именитые кинорежиссеры и сценаристы — Александр Довженко, Сергей Герасимов. Соседями Митты по парте оказались будущий актер, режиссер и писатель Василий Шукшин и будущий режиссер и сценарист Андрей Тарковский.
В качестве режиссера Митта дебютировал с картиной «Друг мой, Колька!», снятой в соавторстве с кинорежиссером Алексеем Салтыковым. Это был дипломный проект, который стал для Александра судьбоносным. Неожиданно мелодраму о детских и школьных проблемах заметили. За эту ленту Митта удостоен премии кинокритики за лучший фильм и премии на Международном кинофестивале в Лондоне в 1961 году.
Настоящую известность режиссеру принесла картина «Звонят, откройте дверь», которая получила главный приз Венецианского фестиваля детских фильмов. И потом многие его ленты стали успешными: «Москва, любовь моя», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Гори, гори, моя звезда», «Сказка странствий», «Шагал – Малевич» и др. Всего Митта снял около 20 фильмов, он соавтор сценариев большинства из них.
Настоящую известность Митте принесла картина «Звонят, откройте дверь», которая получила главный приз Венецианского фестиваля детских фильмов
Но в историю отечественного кино Митта вошел с первым советским фильмом-катастрофой «Экипаж», который стал настоящим прорывом. Это история о героизме летчиков, которые должны были забрать пострадавших от землетрясения пассажиров, а после долететь и посадить поврежденный новым толчком самолет. Картина с Леонидом Филатовым, Георгием Жженовым и Александрой Яковлевой стала одним из лидеров проката за всю историю советского кино — ее посмотрели более 71,1 млн зрителей.
Однако фильма могло не быть. Признав картину «ненужной», государство отказалось ее спонсировать. Режиссеру удалось договориться о сотрудничестве с «Аэрофлотом». Снимали ленту внутри настоящего самолета, который достался съемочной группе по чистой случайности — на борту разлили ртуть, его списали. Еще один самолет в кадре — это остатки воздушного судна после пожара. Уцелела только хвостовая часть, которую перевезли из Новосибирска в Москву и успешно использовали в сценах, где герои-пилоты пытаются отремонтировать борт.
Не удалось сохранить и оригинальный сюжет картины. Режиссер настаивал, что снимает историю о преемственности поколений, потому в изначальной версии сценария герой Жженова погибал: «Один уходит, а другой садится за штурвал». Но цензоры настояли на более оптимистичной развязке, опасаясь, что трагический финал может не понравиться генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Брежневу. Даже спустя много лет Митта признавался, что жалеет о вынужденной уступке.
В начале 2000-х он снимал и сериалы для телевидения. Особенно полюбился зрителям сериал «Граница. Таежный роман». На его основе даже был смонтирован полнометражный фильм «Таежный роман». Сериал удостоен премии «ТЭФИ», а также Государственной премии РФ.
Митта исполнял роли в нескольких фильмах. Наиболее известная из его актерских работ — молодой интеллектуал Владик в мелодраме Марлена Хуциева «Июльский дождь». Проявил он себя еще и как писатель. Из-под его пера вышли книги «Кино между адом и раем», «Витя в тигровой шкуре», «Прилетели марсиане», «Добрый ослик».
В 2007 году в Москве была создана киношкола Митты. Здесь проводятся курсы для сценаристов, режиссеров, операторов, продюсеров и актеров.
В 2008-м Митта приезжал в столицу РТ. В рамках IV казанского международного фестиваля мусульманского кино «Золотой минбар» он провел мастер-класс по основам сценарного и режиссерского мастерства. «Вот говорят, что Митта — один из лучших педагогов в России. Я не один из лучших, я единственный, кто занимается „анатомией“ драмы, единственный, кто разбирает „скелеты“ драмы на составляющие части, все остальные занимаются высоким искусством, что, в принципе, не может никогда никого ничему научить», — отмечал режиссер тогда.
В 2020-м он в составе экспертного совета определял победителей в онлайн-питчинге (краткая презентация идеи, сценария, истории фильма или ТВ-проекта, записанная на видео) от татарстанской дирекции по поддержке кинопроектов и организации киномероприятий «Время кино». Наставляя авторов, Митта отмечал, что в центре любого драматического сюжета должен быть конфликт протагониста и антагониста.
Он был женат на художнице Лилии Майоровой. У пары есть сын Евгений Митта — художник.
Режиссеру были присвоены звания «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1974), «Народный артист РФ» (2004), вручен орден «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней (2024, 2008), Государственная премия РФ в области литературы и искусства (2001) за фильм «Граница. Таежный роман».
«Митта — это один из самых известных и прославленных режиссеров»
«Некоторые болезненно относятся к успеху своих учеников и предпочитают вообще не рассказывать секреты мастерства, чего не скажешь о Митте…»
В разговоре с «БИЗНЕС Online» эксперты рассуждают о том, какой вклад внес Митта в советский и российский кинематограф.
Миляуша Айтуганова — директор ГБУК «Татаркино»:
— Митта — это один из самых известных и прославленных режиссеров. Мало того что у него много фильмов, он еще и великолепный педагог, долгое время преподавал во ВГИКе (Всероссийский государственный университет кинематографии им. Герасимова — прим. ред.). Его система обучения достойна изучения многими педагогами, потому что как режиссер он давал просто великолепные знания своим студентам, в связи с чем они и добились хороших результатов.
Если человек умеет и хорошо снимать, и преподавать — это двойной талант. Многие режиссеры не умеют передавать навыки, а может, не хотят, чтобы из молодежи выросли еще более сильные режиссеры. Некоторые болезненно относятся к успеху своих учеников и предпочитают вообще не рассказывать секреты мастерства, чего не скажешь о Митте, потому что он передавал все свои знания. Даже в Коране написано, что твои дарования — это воля Аллаха, ты должен их передавать. Это богоугодное дело.
Мы неоднократно приглашали Александра Митту в Казань с мастер-классами, он приезжал как минимум два раза. В институте культуры был просто аншлаг — все студенты собрались на его мастер-класс и до сих пор еще это вспоминают. Очень обаятельный и удивительно душевный человек, никогда ни о ком плохо не говорил. Наверное, одно из условий долголетия человека — когда он позитивно настроен. Это как раз о Митте. Все студенты и выпускники его киношколы говорят о том, что это великой души человек.
Как можно увековечить его память? Памятник однозначно нужен — как минимум там, где он родился. Но я бы еще предложила ВГИКу тоже увековечить память либо в виде настенной доски, либо еще каким-то другим способом, поскольку Митта долгое время там работал и преподавал.
Алексей Барыкин — кинорежиссер:
— Александр Наумович — это очень дорогой для меня человек, который оставил большой след в моей жизни. Он был моим первым учителем в кино: я поехал к нему в нулевые, всего через несколько лет после того, как вышла его книга «Кино между адом и раем», когда его авторская киношкола после возвращения из Германии еще только начиналась. Я учился у него сразу двум вещам: тому, как снимать кино, и тому, как преподавать. Все, что он использовал в своих педагогических практиках, — метод подачи материала, мозговые штурмы, виды творческих заданий — перешло, видоизменившись, в мою режиссерскую мастерскую. В каком-то смысле можно сказать, что я подражатель, преподаю «под Александра Митту».
Он был мне очень близок по творческим убеждениям, ведь большинство педагогов ориентируют своих студентов на классику кинематографа и авторские фильмы. Но Митта был сторонником зрительского, массового кино. В то время как в других мастерских изучали Антониони и Бергмана, Митта устраивал разборы «Индианы Джонса», «Терминатора», «Криминального чтива». Он обожал саспенс и знал тысячи способов, как играть на нервах зрителей. Говорил, что снять популярное кино, которое полюбят миллионы зрителей, в десятки раз труднее, чем сделать артхаус, который получит призы на кинофестивалях, и нет для режиссера большей награды, чем любовь зрителя.
Он ведь и сам начинал, можно сказать, с фестивального кино. Его ранние фильмы — «Друг мой, Колька», «Звонят, откройте дверь» — собрали кучу призов по всему миру, включая приз Венецианского кинофестиваля. «Гори, гори, моя звезда» с Табаковым тоже, в общем, артхаус. Но я бы не сказал, что эти картины остались в истории и любимы народом. Как режиссер он остался в истории благодаря «Экипажу», «Как царь Петр арапа женил» — зрительским фильмам. И конечно, благодаря сериалу «Граница. Таежный роман». Последний в нулевые бомбил покруче, чем в наше время «Во все тяжкие» или «Игра престолов», люди записывали его на VHS (аналоговый формат видеозаписи на кассетах — прим. ред.) и пересматривали по сто раз. Это был феномен народной любви, сравнимый разве что с «Бригадой». Он сделал знаменитыми Гуськова и Будину.
Кстати, в 2012 году Александр Наумович свел меня с Олей Будиной, которая снялась у меня в «Заступнице». А еще на совести Митты — психологическая травма, которую он нанес десяткам советских детей своим фильмом «Сказка странствий». Дорогие родители, не показывайте эту сказку детям, пока им не исполнится хотя бы 15–16 лет!
Каким бы выдающимся режиссером ни был Митта, для меня он в первую очередь просветитель. Я считаю, что его книга «Кино между адом и раем» — это лучшая отечественная книга о киноискусстве, по крайней мере, со времен распада СССР. Все международное киносообщество подсажено на американские сценарно-алгоритмические учебники Сида Филда, Роберта Макки, Линды Сегер, Джона Труби, а Митта проделал удивительную работу: он взял эти разработки и трансформировал их в абсолютно российскую, национальную систему сценарного мастерства, построенную на Льве Толстом, Гоголе, Чехове, Эйзенштейне, Рязанове и Гайдае. Многие американские учебники, скажем, Story Роберта Макки, занудны и скучны, а книга Митты безумно харизматичная, увлекательная, понятная для всех. Александр Наумович, кстати, проиллюстрировал ее своими рисунками, он ведь был прекрасный карикатурист. Помню, подарил мне книгу и в качестве дарственной надписи за 10 секунд нарисовал на титульном листе смешную карикатуру. Это действительно было очень мило!
Смерть Александра Митты — большая утрата для нашей страны, но я уверен: он оставил после себя такое наследие, которое не исчезнет, а станет развиваться в будущем через тысячи его последователей и учеников.
«Сказка странствий» — это очень высокий пилотаж кино как искусства»
Альбина Нафигова — директор АНО «Дирекция кино»:
— Его вклад в искусство, безусловно, ощутимый, причем не только как автора-создателя культовых вещей. Особенно если на это смотреть в контексте развития кино, в том числе как индустрии. Он еще и преподавал, достаточно успешно сделал эту историю, то есть был хорошим наставником.
Для меня самые запоминающиеся фильмы — «Экипаж» и, конечно, «Сказка странствий». «Сказка странствий» — это очень высокий пилотаж кино как искусства, а «Экипаж» еще и жанровая история, которая приближает кино все-таки к индустрии с большим охватом потребителей. То есть, с какой стороны ни взять, он умел как Спилберг: взять любой жанр и сделать его культовым, будь то драма, экшен или фильм ужасов. Здесь такую же параллель я провела бы в плане того, что человек независимо от того, на какой он стадии развития, был талантлив. Мог молодым создавать известные картины, а мог быть в годах и взяться за сериал, что достаточно смело. Возрастные мастера кино осторожно подходят к тому, что заменяет кино. Очень многие из них, я слышала, говорили о сериалах как о заменителях кино, более дешевой версии.
Сейчас сериальная индустрия освежила кино, но до этого сериалы не пользовались почетом у старой гильдии, Митта на тот момент снял «Граница. Таежный роман». И был выдающийся кастинг в рамках того формата и времени, проработка на уровне сценария чувствовалась. В этой картине бережно проработан и подбор музыки, что тоже очень важно для кино. Поэтому я бы «Граница. Таежный роман» тоже оставила в списке его ярких работ.
Хотя я лично как потребитель, как пользователь, как зритель обожаю «Сказку странствий». Обязательно ее ставлю, когда работаю с молодым поколением, с детьми. Это шедевр, начиная от музыки и заканчивая великолепной игрой. Я бы сказала, картина полезна даже в плане того, как учиться смотреть кино. И не только детям, но и взрослым обязательно к просмотру. Притчу снять — это надо иметь большой дар художника.
В 2020 году Митта входил в экспертный совет первого онлайн-питчинга, организованного дирекцией «Время кино». Когда мы объявили питчинг, к нам неминуемо приближался локдаун, эта тема очень нагнеталась и накручивалась. И накануне питчинга объявили жесткий локдаун, запрет передвижений. Со своими московскими партнерами мы договорились провести полностью заочный питчинг. Это на тот момент было впервые в истории питчингов. Было достаточно сложно технически, почти вручную приходилось отслеживать хулиганские моменты, обеспечивать полную безопасность. На тот момент Zoom еще не был так сильно распространен, особенно у возрастной категории. Митта мог бы отказаться, сказать, что ему это не подходит. Тем более было много сложностей с организационными моментами. Но здесь он повел себя как человек прозорливый, смелый, готовый участвовать в экстремальных условиях и в новаторских моментах.
Евгений Баженов (Badcomedian) — видеоблогер:
— У меня есть очень хорошая его книжка — называется «Между адом и раем». Это один из хороших источников по кино, который интересно почитать. Естественно, интересна его фильмография. «Экипаж», безусловно. Но по большей части его творчество для меня — это именно книга, потому что я, как ни странно, сначала ознакомился с книгой, а потом с его фильмографией.
Насколько я помню, именно в ней Митта рассуждал о трактовках фильмов режиссеров и рассказывал курьезные случаи о том, как зрители трактовали некоторые моменты в картине, а режиссер потом удивлялся, что вообще они там увидели, потому что он ничего такого не закладывал. И вот приходит книга к выводу, что творчество автора отдельно существует от самого автора. Вопрос трактовки уже отдельная жизнь любого произведения. И это очень интересная мысль, которая запомнилась.
Для меня самая любимая его лента — «Экипаж», причем, что удивительно, это один из немногих фильмов, у которого, в принципе, неплохой ремейк (имеется в виду «Экипаж» 2016 года с Данилой Козловским и Владимиром Машковым в главных ролях — прим. ред.). Оригинал же запомнился тем, что при не очень глобальных возможностях на тот момент сделали неплохую картину в визуальном плане, потому что инструментарий был ограничен. Несмотря на это, творчески люди подошли, талантливо. И сейчас можно сказать, что он прошел проверку временем и до сих пор смотрится довольно живо и бодро.
«Александр Митта — пример настоящих режиссеров, людей, которые делали большое кино»
Ильдар Ягафаров — кинорежиссер, председатель союза кинематографистов РТ:
— Только сейчас сидел и думал об этом. Александр Митта — пример настоящих режиссеров, людей, которые делали большое кино. Раньше был пантеон режиссеров, которых знали по именам, — Станислав Говорухин, Александр Митта, Эльдар Рязанов, Никита Михалков и другие. Если сейчас посмотреть, что касается современных режиссеров, мы и по фамилиям-то их не знаем. В настоящее время [создается] продюсерское кино. Именитые режиссеры — это же тоже достояние страны.
Митта для меня, конечно, большой мастер. Все мы помним его работы, особенно картину «Экипаж». Это большие, сильные работы, фильмы, которые являются культурным щитом нашей страны.
Можно провести огромное количество мастер-классов, разговоров, но, как мне кажется, режиссер — это в первую очередь его картины. Сейчас это, кстати, сильно страдает. Очень много режиссеров, которые проводят мастер-классы, много говорят, но стоят ли за ними те фильмы, которые должны быть? Митта сам себя увековечивал, сделав прекрасные картины, которые останутся бессмертными на многие годы.
Комментарии 29
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.