Во второй части речь пойдет о составляющих идеологии духа россиян, целях идеологии-мечты Во второй части речь пойдет о составляющих идеологии духа россиян, целях идеологии-мечты Фото: Владимир Андреев

О докладе

«БИЗНЕС Online» продолжает публиковать доклад «Живая идея-мечта России. Кодекс россиянина в XXI веке», который на прошлой неделе представил почетный председатель президиума, один из основателей совета по внешней и оборонной политике (СВОП) Сергей Караганов.

Первую часть доклада можно прочитать здесь. Во второй части речь пойдет о составляющих идеологии духа россиян, целях идеологии-мечты. Также представлены основные положения кодекса россиянина.

«Современная цивилизация, делая жизнь человека более комфортной, уничтожает многие его функции, делающие его человеком. Ему уже не нужно уметь считать, не нужно работать над своей физической формой» «Современная цивилизация, делая жизнь человека более комфортной, уничтожает многие его функции, делающие его человеком. Ему уже не нужно уметь считать, не нужно работать над своей физической формой» Фото: ru.freepik.com

3. Составляющие идеологии духа россиян, мечты России

3.1. Сразу оговоримся, что Кодекс россиянина в предлагаемом в конце этого текста его кратком варианте, разумеется, должен отражать опыт и знания предыдущих поколений, проявивших чудеса героизма и пассионарности. Даты совершения этих подвигов и деяний могут и должны стать «отправными точками общенародной гордости».

Этим мы должны вдохновляться и помнить, но не повторять, а делать новое, достойное примера предков. Не реанимировать прошлое, не консервировать настоящее, но, опираясь на опыт, вести в будущий мир.

3.2. А он беспрецедентно подвижен, опасен и в то же время предоставляет гигантские возможности для выгодной стране и обществу победной политики. Кратко напомним его самые важные черты, на которые должна дать ответ наша идея-мечта и основанная на ней политика государства и общества, поведение ответственных граждан.

3.3. Еще раз. Современная цивилизация, делая жизнь человека более комфортной, уничтожает многие его функции, делающие его человеком. Ему уже не нужно уметь считать, не нужно работать над своей физической формой (а в том числе и от нее зависит его моральное состояние). Информационные потоки мешают важнейшему свойству, делающему человека человеком, — умению и необходимости считать, думать, помнить, ориентироваться в пространстве. Вездесущая порнография замещает любовь. Большинство забыло о чувстве голода, что, конечно, хорошо, но ведет к расслаблению человека. Современная цивилизация лишает человека потребности в семье. Дети не надежда на мирную обеспеченную старость в будущем, но всего лишь тяжкое бремя и лишняя ответственность уже в настоящем. Отмирает необходимость бороться за среду своего обитания — Родину.

Современная западная цивилизация (а она, отступая, пока преобладает) прошла путь от скептицизма к нигилизму, отрицанию высшего начала в человеке, морали, Бога. А современный капитализм с его культом бесконечного потребления превращает человека в бездумного потребителя. В целом наметилась тенденция возвращения человека к животному состоянию, к его деградации.

В результате, вопреки обещаниям «золотого века» и резкого роста могущества человека благодаря развитию интернета, началась все более очевидная деградация этого самого человека.

Начало снова, как и бывало в истории (вспомним позднюю Римскую империю перед ее развалом), нарастать низменное в человеке. Пошло отрицание нормальных человеческих ценностей, любви женщин и мужчин, их к детям, семейных ценностей, патриотизма, уважения к истории. Пошел взрывной рост нечеловеческих или постчеловеческих ценностей и моделей поведения — элгэбэтизма*, ультрафеминизма, трансгуманизма, далее по списку. В религиозных культурах это означает движение к царству Сатаны, шайтана.

3.3.1. На Западе (но и не только там) либерально-глобалистские элиты, не справляющиеся с новыми вызовами, прежде всего с ростом социальной несправедливости, изменением климата, стали в последние, условно, три десятилетия поощрять и развивать эти «-измы», чтобы сломать волю человека и отвлечь общество от неспособности, да и нежелания этих элит решать проблемы, все более обостряющиеся благодаря существующей социально-политической модели.

3.3.2. Эти «-измы» пытаются экспортировать, чтобы ослабить другие страны и цивилизации. Россия пока поставила заслон перед этим экспортом, но базовые причины появления этих «-измов» работают и в нашем обществе. Если мы не продолжим перекрывать им дорогу, сделав одними из ключевых составляющих нашей идеологии и практики борьбу за сохранение Человека в человеке, стремление его к божественному началу, мы начнем вступать на путь деградации как нация, народ, страна, цивилизация.

3.4. Мы еще не провозгласили защиту человеческого в человеке своим кредо, целью национальной политики. Почти инстинктивно защищаемся от попыток расшатать и подорвать наше общество. Но даже и это сопротивление вызывает ярость, является одной из важных причин войны на уничтожение, которую развязал против нас Запад, особенно европейская его часть. Оборонительная стратегия в уже среднесрочной перспективе не эффективна ни на поле боя, ни в идейной борьбе. Видимо, пора уже заявить, что сохранение человечности в человеке — наша национальная идея. И нужно не только защищаться, но и активно наступать, продвигая это кредо. На нашей стороне — потенциально большинство человечества, возможно, даже и в западном мире.

Наступательная защита человечности должна стать частью живой идеи-мечты России для себя и для мира. Важно помнить при том, что мы более не имеем права на эпигонство и уж тем более на отсутствие идеи-мечты. Даже после установления самодержавного Русского Государства мы рефлексивно приглядывались к грекам, от которых, бесспорно, восприняли огромный пласт культуры, а позже, следуя, однако, необходимости, принялись копировать со времен Петра Великого все западное, позабыв о своей идентичности. Хоть многие эти заимствования были полезными, сильными нас сделало то, что мы смогли объединить лучшее из этого со своей самобытной великой культурой.

Мы можем предложить миру свою идею о справедливости и равных возможностях в международных отношениях, о возвращении к сильным национальным государствам и «мировой соборности», общности интересов. Предлагая, однако, нужно не забывать, что мы народ с миссией, но не народ-мессия: слишком велика ответственность, затраты и соблазн. И дай Бог, чтобы больше ни у кого не было намерений себя так называть!

«Служение семье, общине, стране, государству и Богу — общая черта всех основных религий. Даже не веря в Него, невозможно отрицать эту истину, если Вы Человек» «Служение семье, общине, стране, государству и Богу — общая черта всех основных религий. Даже не веря в Него, невозможно отрицать эту истину, если Вы Человек» Фото: «БИЗНЕС Online»

3.4.1. При этом надо понимать, что современная западная цивилизация, достаточно глубоко проникшая в нас, основана на противоестественном выпячивании индивидуализма. А человек — существо общественное. Но все общественные существа в природе, помимо прочего, известны тем, что живут нормальной жизнью, только выработав определенную иерархию, благодаря которой для каждого из них есть что-то не менее, а порой и более существенное и важное, чем собственная сытость или даже жизнь. Поэтому и человек не мог и не может развиваться вне семьи, общества, природы, страны. И не служа им. Именно в служении им заключалась суть всех моральных кодексов и религий. В том числе и христианства. Вспомним, что Христос пожертвовал собой ради спасения всего человечества. Хотя именно в западных, раньше христианских, теперь все более постхристианских странах насаждается культ индивидуализма и потребительства.

Повторимся, служение семье, общине, стране, государству и Богу — общая черта всех основных религий. Даже не веря в Него, невозможно отрицать эту истину, если Вы Человек. Впрочем, многие начинают отрицать. И в этом одна из причин болезни современной цивилизации.

3.5. Россия с ее традицией соборности и общинности, порожденной в том числе необходимостью выживания в трудных климатических (мы северный народ), геополитических условиях, не может и не должна поддаться разлагающему влиянию современной цивилизации, западному культу индивидуализма и безумного потребительства (нелишним будет вспомнить и о том, что мы не такой многочисленный народ, чтобы позволить себе психологию индивидуалистов). Полноценный гражданин нашей страны должен служить обществу, своей семье, стране, государству. Если же он стремится служить только себе, он не может и не должен рассчитывать на уважение и на общественное признание. А живая идея-мечта России должна прямо вести к новой соборности и внутри страны, и на мировой арене, где без совместной работы не решить проблем, стоящих перед человечеством.

Но это не западная многосторонность, а именно общность, совместность, солидарность, близкая генетическому типу большинства азиатских цивилизаций. Вспомним тезис об общей судьбе человечества, продвигаемый официальным Китаем. Одним из основных постулатов конфуцианства является положение о том, что «достойный муж» не может состояться вне сотрудничества с другими.

3.5.1. При этом, разумеется, не призываем лишать всех граждан выбора в том числе в праве на индивидуализм, вольное служение только себе, если, естественно, он или она платит налоги и подчиняется законам. Но он или она должны понимать, что они выбирают путь либеральной самоизмены.

3.6. Долгие десятилетия, находясь в фарватере западных идей, мы осуждали восточный — коллективистский — тип производства и восточную «тиранию». Но этот тип производства и тип управления диктовались необходимостью выживать в трудных условиях.

Ныне такие же условия вновь налицо для всех, несмотря на головокружительный технологический прогресс.

3.7. Все более очевидно обострение таких глобальных проблем, как изменение климата, нехватка продовольствия, качественной воды, миграции, эпидемии. Развертывается новая дестабилизирующая гонка вооружений. Их и не пытаются решить, уводят внимание в сторону, навязывая «зеленую» повестку, псевдоценности, и перекладывают бремя их решения на производителей, но не на сверхпотребителей.

Такие проблемы можно решать только «соборно», сообща, в созидательном сотрудничестве, но не в соперничестве, борьбе всех против всех за свой как можно больший кусок. А это суть западной цивилизации. Таким образом, оказывается, что и российская соборность соответствует требованиям и запросам современного и будущего мира. Она должна стать составной частью образа мира, в котором хочется жить, предлагаемого не только своему народу, но и всему человечеству.

3.8. То же относится к еще одной черте национального характера россиян, русских, их духа — стремлению к справедливости в мире, который современный капитализм, либеральный империализм стран Запада делают все менее справедливым. Вообще говоря, если для Запада социальный прогресс — это увеличение количества материальных благ и часто эфемерных свобод (если вчера было нельзя, а нынче стало можно — значит, мы продвинулись к светлому будущему; поэтому, чтобы создать иллюзию прогресса, на Западе начинают уничтожать даже те табу, которые были выработаны естественными биологическими механизмами для сохранения человеческого вида), то для России (как, кстати сказать, и для Китая, видимо, тоже) прогресс — это увеличение в обществе количества справедливости. Причем справедливость в российском понимании этого слова, «…чтобы каждый трудился не для одного себя, а чтобы сделанное одним или немногими могло быть общественным достоянием». Именно поэтому у очень многих, несмотря на колоссальный рост изобилия и технических возможностей по сравнению с позднесоветским временем, возникает ощущение, что история пошла вспять и мы движемся не туда (или, по крайней мере, несколько десятилетий двигались).

Сейчас, в период больших вызовов, наш народ особенно остро нуждается в справедливости в более широком смысле этого слова (в правде, единении, справедливой награде героям и строгом воздаянии предателям и врагам) и благо находит ее.

Защита социальной и политической справедливости — еще одна отвечающая базовым ценностям россиян составляющая их мечты для себя и мира, предназначение России. Разумеется, нельзя эксплуатировать эту черту национального характера, доводя ее до саморазрушительных степеней. Вспомним «пролетарский интернационализм», дорого стоивший стране и народу. Или гасящую личную инициативу социалистическую уравниловку.

3.8.1. Но как быть со все еще вопиющим, хотя и начавшим (во многом благодаря войне) сокращаться социальным неравенством? Путем сознательного движения к экономической модели национального социального капитализма. Она заложена в части истории российского капитализма. Вспомним меценатство, благотворительность и, как бы теперь сказали, корпоративный социализм на предприятиях русских старообрядцев (а их среди сверхбогачей было едва ли не большинство). Их кредо составляли два слова, высказанные позже П.П. Рябушинским: «…богатство обязывает», в которых и заключалась миссия обеспеченного русского хозяйственника, вытекавшая из трудовой и мировоззренческой этики русского старообрядчества.

Осталось только, чтобы государство и общество способствовали распространению этой и подобной моделей. И безусловно, подвергнуть моральному, если не административно-правовому осуждению показательное потребление, особенно если оно происходит за границей на деньги, заработанные в России. Условные гигантские яхты должны стать знаком позора.

Этот позор нашей страны излечивают враги России (спасибо им), объявившие вражду всему российскому, в том числе и олигархам. Но деньги были все равно выведены и растрачены. Ныне и Maybach  должен становиться знаком моральной отсталости. Если хочется выделиться, подчеркнуть свои заслуги, свою значимость — Aurus.

3.9. Повторим не раз сказанное и написанное. Усилиями нашей страны, других стран Мирового большинства (но прежде всего России, выбившей еще при СССР и окончательно теперь фундамент военного превосходства из-под пятивекового господства Запада в мировой системе, позволявшего ему грабить остальных) мир встал на путь национального культурного, морального, экономического возрождения. Но несколько десятилетий предстоящего переходного периода чревато высокой конфликтностью, третьей мировой войной, которая может закончить современную человеческую цивилизацию. Не согласны с теми верующими, которые считают, что такая катастрофа приведет ко Второму Пришествию и воскрешению Праведников, возрождению людей и человечества — всеобщей благодати. Такое не гарантировано, никто из отцов церкви такого не обещал, и лучше бы не проверять. Красная кнопка не конь бледный, и условный жалкий Байден и нынешние радикально-либеральные «ястребы» европейской политики вовсе не воплощение Антихриста. Скорее остатки человечества опустятся в бездны ада, откуда уже и не смогут выйти.

3.9.1. Резкое изменение баланса мировых сил, отчаянная борьба Запада за сохранение своего доминирования в мировой системе уже давно — около полутора десятилетий — поставили мир в предвоенное состояние. Война на Украине — часть этой большой надвигающейся волны конфликтов и, если ее не остановить, третьей мировой.

3.10. На более приземленном уровне новый тур гонки все более смертоносных вооружений (достаточно назвать происходящую на наших глазах революцию в биооружии, в космических вооружениях, «дроновую и ракетные революции») может и будет резко ухудшать условия обитания и качество жизни большинства людей и без глобальной термоядерной войны, если не поставить этим вооружениям блок. Скольжение к такому миру, к новому веку войн, к третьей мировой нужно останавливать. Возможно, в этом и заключается новая всемирно-историческая миссия России, ее идея и мечта, продолжение еще одной нашей миссии — избавления мира от всех претендентов на мировое господство, которого можно добиться только глобальным насилием. Мир без военных агрессий — это, бесспорно, мир, в котором нам хотелось бы жить. Еще Николай Второй предлагал разоружение. Предлагал его и Н.С. Хрущев. Конечно, это были политические ходы, но они не приходили бы в головы руководителей и не вызывали бы народного отклика в странах с иной культурной традицией.

3.11. Великороссы, татары, белорусы, осетины, якуты, армяне, буряты и далее по огромному списку народов, составляющих Россию, всей своей историей лучше других народов и стран приспособлены к воплощению этого своего предназначения — сохранения мира, справедливого мира — и должны им гордиться и ему следовать. Выживание на огромной равнинной территории выковало особый характер народа-воина, готового защищать себя и слабых. Что он и делал на протяжении почти всей истории. Один яркий современный историк так сформировал суть нашего государства: «Это организация, образованная воюющим русским народом». В.О. Ключевский называл нашу страну «Воюющей Великороссией». Мы не мирный, а воинственный народ, исторически защищавший себя и других, народ-воин. Поэтому мы миролюбивы, лучше многих других знаем и кровавую цену войны, и жестокую необходимость порой эту цену платить. Поэтому мы вооруженные миротворцы, народ-воин. Пацифисты, готовые, если надо, пойти в штыковую. В этом наша судьба, призвание, бремя, но и конкурентное преимущество в становящемся все более опасным мире. Развитие этой черты должно стать важной составной частью государственной идеологии, «идеи-мечты России». А те из нас, кто к штыковой не готов, — они наш предохранитель от чрезмерной воинственности. Любая реакция, как известно, обуславливается балансом двух процессов — возбуждения и торможения. Тормоза необходимы даже благородным, чтобы не слишком увлекались своим благородством. Снова напомним о пролетарском интернационализме — тормоза бы ему в свое время очень пригодились. Мы народ-воин, но воин за мир, а не завоевание и порабощение.

3.12. Достаточно очевиден еще один гигантский вызов. Современный капитализм, потерявший этические основы, опирающийся на бесконечный рост потребления ради извлечения прибыли, начал уничтожать саму основу человеческой жизни — природу. Изменение климата имеет многие причины — не только безразмерный и безумный рост потребления материальной или виртуальной продукции. Последняя тоже по нарастающей становится гигантским пожирателем ресурсов, прежде всего энергии.

Пока мы не знаем (или пока не хотим знать), какой должна быть социально-экономическая система для спасения будущего мира.

Россия в начале ХХ века предложила идею социальной справедливости, мощно толкнувшую вперед историю человечества. К сожалению, испытание на себе этой модели, проведенное со свойственным нам максимализмом, дорогого стоило нашему народу. Но потребность в подобной идее для себя и мира нарастает. Повторим ее предварительное название — «лидерский или авторитарный народный капитализм». Что-то похожее строят в Китае. Но у нас должна быть своя модель. И она должна быть сформулирована и служить путеводной нитью для политики государства, поведения бизнеса, его регулирования.

3.13. Наконец, для будущего все более многообразного и многокультурного мира, мира возрождающихся культур и цивилизаций, освобождению которых от «западного ига» мы в немалой, если не в ключевой степени способствовали, важна еще одна имманентно присущая нам черта — всемирность, «открытость» по Достоевскому. Это качество воспитано нашей историей расширения за счет не покорения, но интеграции присоединенных народов, переплетения с ними. Развитие этих черт делает Россию, если мы сохраним в себе и разовьем эту часть своего идейного наследия, идеальной страной-лидером, объединителем многообразного и многокультурного, многорелигизного, открытого мира будущего.

У нас есть мощные предпосылки для объединения мира — уникальный русский (через сердце) сплав азиатской духовности и мечтательности и европейский рационализм. Видимо, мы, в отличие от наших западных соседей, вступив в эпоху познающего разума, сумели сохранить в себе потенциал «культуры души», вытесненный прогрессом эпох Нового и Новейших времен (что, кстати, и помогло сохранить нам Человеческое). Наша многокультурность дает нам шанс стать новым объединителем мира взамен старых, пытавшихся объединить его силой, огнем и мечом, навязывавших свои идеологии.

3.13.1. Наша культура, в первую очередь великая литература Достоевского, Толстого, Пушкина, Блока, Лермонтова, Гоголя, музыка Чайковского, Стравинского, Рахманинова, Шостаковича, Хачатуряна — открытая миру, — должна оставаться важнейшей частью нашей идеологии-мечты. У нас есть на что опереться и в культуре. По крайней мере, не меньше, чем у других великих народов.

3.13.2. Вновь и вновь открывая свои пути и намечая путь России в мире будущего, нам нужно подчеркивать свою основанную на русском языке, общей истории многокультурность в едином народе. Большинство наших великих соотечественников имело смешанные этнические корни. Это и Пушкин, и Лермонтов, и Толстой, и Блок, и Бродский, и Айтматов, и Карим, и Эйзенштейн, и Данелия. Список в культуре безграничен. Но и среди воинов, защищавших Отечество, в памяти остается не только Александр Невский, Суворов, Жуков, но и Барклай де Толли, Баграмян, Рокоссовский. Одна из героических и победных битв в российской сибирской истории конца XVI века — оборона Албазина — велась под руководством обрусевшего немца Афанасия Бейтона, ставшего выборным атаманом казаков.

3.13.3. Вероятно, этим сплавом, а также многокультурностью, религиозной и национальной открытостью мы обязаны в том числе двухсотлетнему с половиной пребыванию относительно независимой, но частью Великой Монгольской империи. Монголы грабили, облагали данью, замедлили этим наше материальное развитие, но они не навязывали свою культуру, политический строй и, главное, не тронули православие — душу народа. От монгольского, да, впрочем, и от всех остальных периодов, когда приходилось обороняться на огромной территории, не огражденной естественными препятствиями — горами, морями, мы усвоили еще одну имманентную присущую нам черту — готовность отважно, даже отчаянно сражаться. Ее нужно не утерять, всемерно развивать для выживания и победы в нынешнем, грядущем по нарастающей опасном мире.

3.14. Яркие мыслители, богословы, но и нейрофизиологи говорят, что призвание России в том, чтобы объединить через ее сердце-идею-мечту правое полушарие мозга, отвечающее за чувства, интуицию, творчество, пространственное мышление (это обыденно называется «азиатскостью»), и левое, контролирующее логику, рациональное, аналитическое мышление. Это среди главных черт «европейскости». Впрочем, похоже, Европа теряет и его. Вероятно, если мы поймем это и сделаем мышление всеобщим — сердцем, мы выполним еще одно свое предназначение — быть объединителем человечества перед новыми вызовами.

3.15. Повторимся. Мы, народ-воин, исторически формировались для отражения бесконечных агрессий. Иногда, стремясь защититься, расширить, выражаясь современным языком, свой «буфер безопасности», вели наступательные действия. Но только для обеспечения безопасности, а не для грабежа, обогащения. Чаще всего метрополия была донором присоединяемых территорий. Приятное исключение — относительно мирное освоение Сибири. Могущество страны и материальное процветание народа и в прошлые четыре века, и еще больше в будущем будут основаны на нем. Без освоения Сибири, ее ресурсов Россия, скорее всего, не устояла бы на центральной Русской равнине, а наш народ не стал бы таким, какой он есть, — великим, всемирным.

«Необъятное сибирское пространство может стать настоящей школой жизни как раз для тех, на кого рассчитана живая идея-мечта России и Кодекс россиянина» «Необъятное сибирское пространство может стать настоящей школой жизни как раз для тех, на кого рассчитана живая идея-мечта России и Кодекс россиянина» Фото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

3.16. Сибирь — это и воплощение еще одной прекрасной черты характера россиян — стремления к безбрежной воле. О ведущем теперь вперед евроазиатском характере России — ниже.

В новом мире Сибирь (ее ресурсы, просторы и вода) останется опорой продолжающегося развития и прирастающего благосостояния общероссийского дома. Сильная же, благоденствующая и самодостаточная Россия сумеет внести вклад в улучшение всего мира. Важно начать как можно скорее умело распоряжаться этим великим наследием, доставшимся нам волей судьбы и благодаря подвигу наших предков. Развивать его, но и быть готовыми его защитить, даже твердо отстаивать. Ведь во многом ведущаяся против нас война — это борьба за наши ресурсы.

Необъятное сибирское пространство может стать настоящей школой жизни как раз для тех, на кого рассчитана живая идея-мечта России и Кодекс россиянина. В буквальном смысле непаханое поле работ, требующее, однако, бережного отношения к веками формировавшейся экосистеме, ожидает тех, кто искренне желает служить Отечеству. Предлагая живую идею-мечту, мы верим, что в этой части России она даст лучший из возможных сплавов: закаленного освоением огромных просторов характера вместе с осознанной готовностью служить своей стране.

То, что на этом пространстве уже много столетий плечом к плечу трудятся русские, якуты, эвенки, буряты, татары и другие коренные народы, разделяющие общенациональные ценности, прекрасно цементирует этот сплав и создает благодатную почву для доброго семени идеи-мечты России.

3.17. Увлеченность простором, любопытство к миру не могут, особенно в наше время, ограничиваться лишь пространственным аспектом, хотя именно он в определенной степени является ее родоначальником. Что там за тем поворотом? За лесом? За речной излучиной? Сколько там белок, а сколько соболей? Это первичное, примитивное любопытство сыграло огромную роль в марше России от Урала к Тихому океану, но теперь для любопытства старые области уже закрыты или закрываются, а новых — непочатый край.

Но чтобы их заметить, а тем более — чтобы такое любопытство удовлетворять, необходимо высококачественное образование. Не то, про которое модно говорить: «…процесс обучения должен быть приятным, легким, игровым», а то, которое приучает к труду до седьмого пота. Без этого будущее не сконструировать и уж подавно не построить.

Великий русский фантаст Иван Ефремов когда-то очень верно сформулировал, что человек может быть по-настоящему счастлив только на пределе своих возможностей. Когда ребенок не научился и не понял прелести победы над ограниченностью своих физических и интеллектуальных (в особенности интеллектуальных) возможностей, прелесть прыгнуть выше собственной головы, он никогда не будет по-настоящему счастлив. И тогда мир, в котором хочется жить, уйдет от него к кому-то другому.

Никакое самостоятельное развитие невозможно без науки. Но учеными не становятся даже от великого патриотизма. Любовь к Родине, самая горячая и искренняя, не подразумевает знания дифференциального исчисления или генных структур. Нужна с детства воспитываемая тяга к знаниям, уважение к учености и ученым. Примеров у нас благо много.

3.18. Наконец, историей выкована еще одна важнейшая составляющая нашей идентичности — защита суверенитета, в том числе духовного, любой ценой. Именно это качество ярко проявилось, когда великий благоверный князь Александр Невский пошел на союз с монголами против тевтонов, чтобы сохранить православие — душу народа. Проявлялось оно и во времена освободительного движения, возглавленного Мининым и Пожарским в 1611–1613 годах, и когда Петр разбил шведов под Полтавой, во время Отечественной войны 1812-го и, конечно, в Великой Отечественной 1941–1945 годов, когда, столкнувшись с экзистенциальными угрозами, объединенный народ, сверху донизу сплоченный общей задачей, работал в поте лица, бился до последнего ради того, чтобы отстоять свою независимость, свою уникальность и землю, на которой он живет и трудится. Именно эти события, да еще и Крещение Руси, и поход «за Камень» Ермака, начавшего освоение Сибири, нужно, наверное, полагать системообразующими для отечественной истории.

Защита суверенитета — мощнейший источник привлекательности страны и народа для мира, который после эпохи колониализма, неоколониализма, получившего в последние десятилетия название «либерального глобализма», вошел в фазу суверенизации, возрождения национального в его самых разных проявлениях. Западный проект глобального либерального империализма, «мирового правительства» в союзе с международными ТНК и НКО зашел в тупик, оказался неспособным дать адекватный ответ на вызовы, стоящие перед человечеством, а чаще всего, наоборот, их усугубляет. В этой ситуации маятник качнулся обратно. Посыпалась старая система глобалистского управления, покоившаяся на мечте о том самом мировом правительстве.

Общества не видят иного инструмента решения глобальных и национальных проблем, кроме усиления национального государства. И здесь Россия с ее беспримерным стремлением к независимости, суверенитету находится в «тренде» ближайших десятилетий. Государственничество, традиционный для России упор на усиление государства ставят ее в позицию одного из моральных лидеров будущего мира. И оно должно быть представлено миру как важная составная часть идеи-мечты России.

Эта составляющая «идеи-мечты» и основанная на ней политика уважения и поддержки суверенитета и самобытности — одни из причин той ненависти, которую испытывают к нашей стране либерально-глобалистские элиты, не без основания видящие в ней бастион сопротивления той модели мира, которую они хотели бы навязать человечеству.

3.18.1. Напомним, что другие причины этой ненависти — наше сопротивление навязыванию постчеловеческих, античеловеческих ценностей. В Европе это антиевропейские ценности, если считать, что основными ценностями исторической Европы были христианство, гуманизм, государственный национализм. Противоречит нынешней «Европе» и государственничество большинства граждан России, которые прекрасно понимают, что только государство может защитить человека и гражданина в опасном мире.

Впрочем, повторим, что российская устремленная в будущее мечта для себя и мира должна включать в себя его грядущее объединение для борьбы с общими вызовами на более справедливых, мирных, исключающих неравноправие, культурное нивелирование основах. Но это задача на будущее. Эта будущая Россия с ее всемирной открытостью, с упором на сохранение человека в человеке призвана приближать к своей собственной и общей выгоде.

3.19. Россияне не утеряли чувства единства с природой, которая всегда понималась ими как раздолье, воля, источник пропитания, требующий сбережения и воздаяния ему должного. Это единство нужно сохранять и развивать. Мы не просто сохраняем природу, мы продолжаем оберегать и развивать ее и себя в единстве с ней, признавая, что природа может существовать без человека, а вот человек без природы — нет. (Отсюда повальное увлечение дачей: и богатые, и бедные — все стремятся иметь и обживать свой кусочек земли, создавать свою ноосферу.) Да и теория ноосферы — активного единения человека и природы — родилась именно в России (вспомним теорию В.И. Вернадского). Резюмировав, отметим, что лучше всех, пожалуй, мысль нашего человека о природе выразил М.М. Пришвин: «Любить природу — значит любить Родину».

3.20. Россия не может и не должна дальше развиваться без ведущих вперед, вдохновляющих народ, каждого гражданина больших идей, больших проектов, без сформулированного понимания своего предназначения. Когда-то в ранней Руси летописцы-богословы писали о том, что мы народ-богоносец, а Русь — новый Израиль. Потом был Третий Рим. Всегда борьба за независимость. Культ военных побед.

3.20.1. Казаки шли «навстречу Солнцу», потом было долгое освоение огромных пространств, закрепление на них, в том числе через строительство Транссиба. Оно велось осваивавшими Сибирь рабочими, офицерами, инженерами с лозунгом, особенно актуально звучащим сейчас: «Вперед, к Великому Океану». Были великие советские проекты. В первую очередь опять же новое освоение Сибири, Севморпути. Была война с ее лозунгом «Все для Победы». Было увлекавшее миллионы освоение космоса. Потом идеи иссякли, и мы, к своему позору, не смогли сделать (пока) важной частью национальной идеи-мечты победу над Западом в войне на Украине. Все время стыдливо называли ее СВО.

В стране, выросшей на культе побед, мы боялись и боимся, прячась за постоянно меняющимися формулировками, объявить цель этой войны, а это вновь, как в 1812–1814 и 1941–1945 годах, разгром Запада и великая Победа в Отечественной войне (четвертой по счету, если учесть, что российско-германскую называли Второй Отечественной). Мы эту Вторую почти выиграли, но затем, в феврале 1917-го, проиграли из-за слабости царя, раздрая и предательства значительной части элит — буржуазии, которая хотела стать правящей олигархией через свержение монархии и установление «демократии», а чуть позже — большевиков, отчасти невменяемых идеалистов, отчасти просто отрабатывавших деньги части этой буржуазии, но еще больше — немецкого генштаба. И получили Третью Отечественную — Великую, которую выиграли, потому что осознали: речь идет не о политике, а о нашем существовании и выживании.

Не выдвинув лозунг «Все для фронта, все для Победы», мы проиграем войну, выроним из рук победу, как в 1916–1917 годах. Важно при этом не ограничиваться лозунгами, но предлагать большие идеи, поддерживающие нашу пассионарность и энергию, которая будет направлена на большие проекты, устремленные в будущее. Прекращение активных военных действий, достижение частичной победы-полупобеды не остановят нынешние западные, особенно европейские, элиты в их стремлении сломить Россию. Война продолжится до тех пор, пока не будет разгромлена в очередной раз Европа и отодвинуты США.

К западу от нас лежит некогда влиятельная Франция, ныне служащая наглядным примером того, что бывает, когда национальной идеи нет, а ее место занимает тотальный декаданс, вседозволенность и «анемия национальной гордости», порожденные тремя большими поражениями за почти полтораста лет с 1812 по 1940 год. Все это в свою очередь подготовило почву для рецепции нового явления, выбраться из которого еще тяжелее, — западного нигилизма.

Вновь напомним, что ближе к Востоку лежит гособразование, где идеологию (пусть вредную и контрпродуктивную) внедрить удалось. Лозунг этой идеологии — «Украина не Россия», или «анти-Россия». Эта идеология является одной из причин яростного сопротивления оболваненных на фронте и печальной, но иллюстрацией эффективности госидеологии.

«Важнейшая цель государственной идеологии, идеи-мечты России — формирование и развитие россиянина, его высших качеств: способности любить, познавать, мыслить, сопереживать, готовности защищать свою семью, близких, страну, а значит, и государство» «Важнейшая цель государственной идеологии, идеи-мечты России — формирование и развитие россиянина, его высших качеств: способности любить, познавать, мыслить, сопереживать, готовности защищать свою семью, близких, страну, а значит, и государство» Фото: «БИЗНЕС Online»

4. Цели идеи-мечты России

4.1. Главная цель государственной идеологии, которую мы считаем правильным называть современной живой идеей или мечтой России, воплощением духа россиян, — курс на развитие лучшего в нашем человеке: физического, интеллектуального, абсолютно важно — духовного, морального. Укоренение человека в себе и в России, а для этого — проведение государственной политики, требующей, но и поощряющей гражданина заботиться не только о себе; самосовершенствование важно, но мигом превращается в гедонизм, если не одухотворено заботой о других рядом с собой: о семье, общине, обществе, стране, государстве. Служение им, Богу — высший смысл жизни. Если вы не верите в него, служить можно только им. В конце концов, такое служение во всех отношениях богоугодное дело. Другое дело, что вера может помочь этому служению, сделать его более радостным и эффективным. Забота о других и другом — путь к такому самовозвышению.

Итак, важнейшая цель государственной идеологии, идеи-мечты России — формирование и развитие россиянина, его высших качеств: способности любить, познавать, мыслить, сопереживать, готовности защищать свою семью, близких, страну, а значит, и государство. Еще одна наша задача — развитие в нашем человеке его всемирной отзывчивости и при этом готовности к защите Отечества и всех слабых, приоритета духовного над материальным, склонности, стремления к большему, загоризонтному, но и удивительной взрывной энергии созидания, готовности к ударному труду во имя Отечества, высших целей, готовности сверхнапряженно трудиться, отчаянно сражаться за свою Родину.

4.2. Мы хотим воссоздать и развить лучшее в себе, чтобы вместе идти вперед и побеждать — в политике, технологиях, духе, создавая самую комфортную (духовно и физически) страну.

Главное — россиянин стремится выполнить свое предначертание: быть Человеком, подобием Бога, но мы не хотим стать им — мы хотим и должны стремиться к лучшему и высшему в себе.

В отличие от западных мыслителей и их наследников, слишком высоко вознесших человека перед Творцом, через то легализовавших развитие рационализма и ныне ставших его пленниками, наши ученые мужи избрали другой путь. Опираясь на мудрость восточных единоверцев, они значительно раньше глубоко осознали недостижимость этого пути, преградой на котором служит само грехопадение. Потому единственное, что нам остается, — это устремлять свой взор, помыслы и, если желаете, молитвы к небу, совершенствоваться через неустанную духовную работу и созидательный труд.

4.3. Столь же главная и безальтернативная для России и для достижения первой цель — всемерное укрепление российского государства. Лишь оно в силу исторических причин и геостратегических реалий может обеспечить условия для развития и выживания гражданина России. Так сложилось исторически, когда географические и политические реалии эпохи централизации Русского государства определили важнейшей его функцией сбережение населения, тогда как радение о его обеспеченности было отнесено на второй, но не последний план. Борьба за сильное государство особенно важна в условиях нынешнего глобализирующегося мира и появления новых и старых всеобщих угроз.

Только сильное государство в сотрудничестве с другими может обеспечить решение этих проблем: сползание к череде войн (и третьей, и последней мировой для нынешней человеческой цивилизации войны), изменение климата; возникновение и распространение эпидемий; голод; слабое регулирование неизбежных мощных миграционных потоков.

4.3.1. И важнейшее — только сильное государство, опирающееся на и поддерживаемое сильным обществом, может спасти человека от разлагающего воздействия негативных трендов современной цивилизации, ведущих к потере человеком многих функций, делающих его Человеком (а значит, и подобием Бога), от наваливающихся глобальных проблем, от войн.

Государство необходимо и для противодействия упомянутым тенденциям и попыткам современных глобалистских либеральных элит разрушить человека, потакая ему и навязывая ему низменные, античеловеческие ценности.

4.4. Наконец, усиление государства, в том числе и как национальная идея, необходимо для противодействия курсу либеральных империалистических глобалистских элит его ослабить, чтобы захватить и утвердить свое господство. Напомним, их мечта: мировое правительство в союзе с транснациональными корпорациями и давно массово приватизированными международными НКО, которое руководило бы «демократическими», а значит, подчиненными международным олигархиям слабыми национальными государствами. Эти идеи лежали в основе теории глобализации, заложенной в 1970–1980-х годах. Схема, слава Богу, ныне проваливается, но от нее не отказываются, выдвигают ее вновь и вновь.

«Отрадно, что государство постепенно восстанавливается, но сейчас оно, подобно родителю в летах, особенно нуждается в нас. И наша задача — помочь ему, чтобы процесс отеческого воспитания и защиты граждан продолжал воспроизводиться в новых поколениях» «Отрадно, что государство постепенно восстанавливается, но сейчас оно, подобно родителю в летах, особенно нуждается в нас. И наша задача — помочь ему, чтобы процесс отеческого воспитания и защиты граждан продолжал воспроизводиться в новых поколениях» Фото: «БИЗНЕС Online»

4.4.1. Отношения нашего гражданина с государством таким образом сходны с отношениями сына со строгим отцом. Любовь такого родителя не прямая и нежная, но суровая и, что важно, сберегающая. Некоторым «чадам»-гражданам это может показаться нарушением их прав и ограничением свободы личного выбора. Однако суть отцовской любви не в том, чтобы все запрещать, а в том, чтобы разумно дозволять, показывать своему ребенку, что есть хорошо, а что плохо, давать назидательные примеры и любой ценой защитить от опасности. Подобно тому, как чадо нуждается в отеческом наставничестве, так и граждане нуждаются в нравственных и патриотических ориентирах: если не обязательных, то рекомендательных, если не общих, то рассчитанных на будущую меритократическую элиту.

Но нельзя забывать и о сыновнем долге. Государство (в контексте исторической преемственности), воспитавшее нас, оказалось беззащитно перед лицом нерадивых сыновей, не устоявших перед соблазнами западного индивидуализма и дикого капитализма (стало быть, некоторые догматы воспитания оказались неверны — это не надо скрывать). Отрадно, что государство постепенно восстанавливается, но сейчас оно, подобно родителю в летах, особенно нуждается в нас. И наша задача — помочь ему, чтобы процесс отеческого воспитания и защиты граждан продолжал воспроизводиться в новых поколениях.

4.5. Повторим. Идеальное устройство политической системы — сильная лидерская демократия. Естественно, это государство не должно быть пожирающим всех левиафаном. Оно должно служить человеку, оберегать его, а для этого в нем, как уже было сказано, необходимы сильные демократические элементы, в первую очередь на местах. Оно также должно управляться сильной и патриотической меритократической элитой во главе с мощным лидером. Идея-мечта должна быть и кодексом чести для служивой элиты.

У нас в стране многое делается для создания такой меритократической элиты. Президентские резервы, «Движение Первых» и т. д. Но в этой работе нет (или почти нет) безусловно необходимого мощного идеологического стержня.

4.6. А он заключается в бескорыстном, но естественно обеспеченном всей общественно-политической системой служении народу, стране, государству, его воплощению — лидеру и Богу, если человек в Него верит. Но, повторимся, даже служение обществу, делу, стране, народу — это тоже вера.

4.7. Возможно, не стоит ставить авторитаризм, несмотря на его победное наступление по миру (общепризнано, что демократии отступают, во всяком случае пока), официальной целью идеи-мечты России для мира. Термин «демократия» из-за долголетнего господства Запада в информационно-идейной сфере имеет позитивную коннотацию, «авторитаризм» — пока нет. «Мы хотим жить в авторитарном мире» — звучит дико. Мы хотим жить в свободном мире. Но дело в том, что в существующей ситуации государство именно через определенный элемент авторитаризма только и в состоянии обеспечить максимально возможную на данный момент степень нашей свободы. Но мы должны стремиться быть тем, кем нас определила история, быть тем, кем требуют от нас стать обстоятельства нынешнего и будущего мира — по возможности максимально эффективной, но ответственной перед народом и Богом автократией. Как всегда, мы должны пройти по лезвию еще и этой острейшей бритвы.

4.8. В частности, и для эффективности лидерской демократии необходимо сохранить русскую свободу — волю, особенно свободу мысли. Наше всё — Пушкин, Лермонтов, Толстой, Достоевский, Ломоносов, Павлов, Курчатов, Ландау, Королев, Сахаров — часто не соглашались с начальством и критиковали власть. Но просто служили стране, ее культуре, науке. А это главный критерий соответствия Кодексу россиянина.

4.9. Вывод прост. Интеллектуальная, духовная свобода — безусловное условие процветания страны — должна быть составной частью живой идеи-мечты России. На более приземленном уровне интеллектуалы должны служить, но и поддерживаться Отечеством.

Соединение интеллектуальной свободы, свободы мысли и политического авторитаризма — непростой путь. Но российская история дает примеры такого соединения.

4.10. Еще раз — пора завершать глупые и вредные споры о том, кто есть русский. По этносу? По месту рождения? По вероисповеданию или его отсутствию? Русский, россиянин — это человек, говорящий на русском языке, укорененный или даже стремящийся укорениться в ее культуре, знающий историю России. И конечно, разделяющий базовые этические ценности своего многонационального народа. Но главное — готовый служить, оберегать свое Отечество, свою семью в нем, российское государство, дух России. Лефорт, Беринг, Лазарев (Лазарян), Багратион, Екатерины Первая и Вторая, Витте, великая княгиня Елизавета — такие же русские, как Петр Первый, Кутузов, Менделеев, Гагарин, Путин.

Абсолютно русскими по духу являются выдающиеся лидеры России ХХ–XXI веков — татарин М. Шаймиев и чеченец А. Кадыров. Заботясь о своих малых российских родинах, они понимали, что без большой России они состояться не смогут. И внесли мощный вклад в преодоление российской смуты 1990-х годов. Они в высшей степени выдающиеся россияне. Но не могут и не должны считаться русскими лидеры Украины, которые хотели отгородиться от России и обрекли ее на жертвы, а свою малую родину — на погибель. Или те, кто предал Родину в трудный час, — власовцы и их нынешние последователи. Они отребье и позор народа.

4.10.1. Разумеется, русский по рождению, россиянин может считать себя гражданином мира, это его право до тех пор, пока он платит налоги, не наносит ущерба своей стране, не служит интересам других государств. Культурная открытость, даже культурный космополитизм, всемирность — сильная черта многих образованных русских.

Их лучшее воплощение — Пушкин. Но ведь те, кто воюет с нацизмом, защищая Россию, и являются по факту самыми лучшими гражданами мира, его защитниками и спасителями.

4.10.2. Русский-великорос — основополагающий для России этнос. Большинство из нас православные. Православие спасло Россию в трудные времена. Но не менее важными для Отечества являются другие верования — ислам, буддизм, иудаизм.

Главное для всех верующих и даже неверующих или не признающихся в своей вере — готовность служить высшим целям — Богу, Родине, государству, семье, развивать культуру и защищать Отечество. И если такая готовность есть, вы русский, вы россиянин.

4.11. Существует немало людей, русских по крови, но презирающих свою страну, не любящих ее культуру, ненавидящих любую ее власть, кроме, естественно, «своей». Этот тип людей прекрасно описал Достоевский. Блистательный тип — Смердяков, многие герои «Бесов». Если они добираются до власти, страна в беде. Таких людей было немало среди большевистских лидеров первых послереволюционных лет. Когда они проскочили во власть из-за войны, раздрая старых элит, слабого царя, они нанесли гигантский ущерб стране, едва не привели ее к окончательному краху, сознательно убивали ее душу — православие, другие религии, массово казнили священнослужителей. Их духовных наследников было немало и среди людей, проповедовавших противоположные политические и экономические взгляды, — недореформаторов 1980–1990-х годов. Они, руша опостылевший коммунистический строй, чуть не обрушили вслед за ним и страну, уничтожили многие достижения, накопленные за предыдущие десятилетия. Они более мягко, чем большевики, без массовых убийств, но, увы, с массовой смертностью от спровоцированных глупыми и злыми реформами как бы естественных причин де-факто либо уничтожили, либо выгнали из страны значительную часть накопленной меритократической элиты: инженеров, ученых, военных, управленцев, квалифицированных рабочих. Этот ущерб только начинает восполняться.

4.12. Очень сложный вопрос для дальнейшего российского самоопределения, для того, чтобы решить, кем мы являемся и хотим быть. Мы богоносный народ? Да. Так считали и древние русские летописцы, называвшие Русь «новым Израилем», и более поздние авторы, провозгласившие Москву-Россию Третьим и последним Римом, и коммунисты, стремившиеся освободить мир от колониализма и преклонения перед Мамоной.

Россия и сейчас выполняет особую миссию, освобождая мир, как раньше избавляла она его от наполеонов и гитлеров, от западного ига, подрывая основу его господства — военное превосходство и предоставляя миру альтернативу — многонациональную, многокультурную общность, основанную на неправильно называемых «консервативными», но реально просто истинно человеческих ценностях. Готовы ли мы взять на себя очевидно предназначенную миссию богоносного народа? Это предстоит решить в открытой дискуссии. Для нас богоносность России очевидна. Готовы ли мы к такой миссии уже сейчас? Нужно думать.

4.13. Совершенно очевидно, важной составной частью идеи-мечты России должно стать движение к себе, к истокам нашего могущества как великой державы — к Сибири, новый, второй Восточный поворот, «сибиризация России». Тем более что в Сибири с ее многокультурностью и многонациональностью, с беспримерной отвагой ее покорителей и подвижничеством ее освоителей — «заварка русского характера» — концентрация лучшего в нашем народе. Двигаясь к Уралу и в Сибирь, мы будем двигаться к лучшему в себе. Заодно и следуя (но и ведя за собой) тенденциям будущего миростроительства. Ведь мы изначально великая евразийская держава, Северная Евразия. А Евразия возвращается на полагающееся ей место — место центра мирового развития.

4.14. Стоит постоянно напоминать себе, что главные внешние источники нашей идентичности в Византии и в Великой Монгольской империи, но никак не на Западе, хотя и европейская прививка дала нам многое, что нам нужно в себе хранить и развивать. Сейчас мы заканчиваем свое затянувшееся европейское путешествие, «возвращаемся домой».

«Для нас высшие ценности — честь, достоинство, совесть, любовь к Отечеству, любовь между мужчиной и женщиной, любовь к детям, уважение к старшим» «Для нас высшие ценности — честь, достоинство, совесть, любовь к Отечеству, любовь между мужчиной и женщиной, любовь к детям, уважение к старшим» Фото: «БИЗНЕС Online»

5. Абрис идеологии-мечты России, Кодекса россиянина

5.0. В живую идею-мечту России должны быть заложены ценности, уже во многом присутствующие в общественном сознании. Но они должны быть сформулированы как идеал, как то, чем и кем мы хотим быть. Какой мы хотим видеть страну.

5.1. Сейчас, во время мирового перелома, во время войны, которую ведет страна, особенно необходимо новое духовное осознание себя. Открытия науки, достигнутое относительное благосостояние и новые вызовы много от человека требуют, но и дают ему возможность стать Человеком с большой буквы — Человеком с Богом в нем. Запад человека с Богом в нем уничтожает. А мы можем и должны поднять вместо заляпанного нечистью знамени гуманизма, который изначально по определению был всего лишь синонимом индивидуализма, знамя Человечности, то есть приоритета связей, взаимного уважения, соратничества, служения, любви и сострадания.

5.1.1. На более приземленном уровне утверждаем, что призвание человека — любить и защищать семью, общество, Отечество, служить государству, Богу, если он или она в Него верят. Но уверенность в таком призвании человека уже шаг к Богу. Это не просто консервативные, а истинно человеческие ценности, служение которым — призвание России, нашего народа, каждого россиянина независимо от его этнической принадлежности.

5.1.2. Для нас высшие ценности — честь, достоинство, совесть, любовь к Отечеству, любовь между мужчиной и женщиной, любовь к детям, уважение к старшим.

5.1.3. Мы объединяющий Большую Евразию и весь мир северный евроазиатский народ, открытый для всех, но уважающий свою своеобычность, политический и духовный суверенитет.

5.1.4. Мы богоносный народ. Его призвание — защита лучшего в человеке, мира во всем мире, но и свободы всех стран и народов, их многоцветия, многообразия и многокультурности. Мы народ с миссией, но не народ-мессия.

5.1.5. Мы народ-познаватель. Когда-то монголы, двигаясь с востока на запад, хотели дойти до последнего моря. Дошли они до Руси, у которой многое отобрали и которой многое дали; и те и другие во многом просто слились вместе. Потом наши казаки пошли с запада на восток и дошли-таки до последнего в нашей географии моря — Тихого океана. Мы первые были в космосе.

Теперь цели и способы познания изменились, но мы должны сделать все, чтобы в нас продолжало гореть любопытство к миру, стремление понять его (причем мы можем двигаться к этому познанию вместе с нашими единомышленниками из других стран, это широкое поле возможностей для сотрудничества), а поняв, поставить на службу людям. Сейчас мы будем среди первых в создании и приручении искусственного интеллекта на службу человеку и Человечности.

5.1.6. Главное для нас человек, россиянин (великоросс, белорус, татарин, малоросс, дагестанец, чуваш, якут, чеченец, бурят, армянин, ненец и т. д.), его духовное, физическое, интеллектуальное развитие. Мы за Человечность, истинный гуманизм, за сохранение Человека в человеке, божественного начала в нем. Цель нашей общей соборной и государственной политики — сбережение россиянина и лучшего в нем.

5.1.7. Мы за коллективизм, называем его соборностью. Человек может состояться и быть свободным только в служении общему делу.

5.1.8. Мы открыты всем вероисповеданиям, если они служат высокому в человеке и зовут к служению семье, Родине и государству.

5.1.9. Мы — народ — уникальный сплав лучшего в Азии и Европе: чувств и разума, объединяем их в своем сердце. Мы великое евразийское государство, Цивилизация цивилизаций как данность, а не самозащита, призванная объединить всех, защищать мир и свободу народов.

5.1.10. Мы народ воинов и победителей. Народ-освободитель от всех, кто пытается стать гегемоном, доминировать, подавлять другие народы. Но служение своему Отечеству и государству — наш высший долг.

5.1.11. Мы защитники своего суверенитета, своего государства, но и свободы всех народов выбирать свой экономический, культурный, политический, религиозный, духовный путь. Но мы и народ-мироносец, наше призвание — защищать мир от всех завоевателей, от мировых войн.

5.1.12. Мы народ-интернационалист, нам чужд расизм. Мы за культурное, духовное многообразие и многоцветие.

5.1.13. Мы за нормальные человеческие ценности, за любовь женщин и мужчин, любовь родителей к детям, за уважение к старикам, за сострадание, за любовь к своей земле.

5.1.14. Мы народ женственных и очень сильных женщин, не раз спасавших Родину в лихую годину. Женщин, поддерживающих семейный очаг, рожающих и воспитывающих детей и служащих своей стране и ее обществу. Женщин, уравновесивших эти два служения и превративших его в одно — служение высокому. И мы народ сильных и отважных мужчин, готовых защищать слабых.

5.1.15. Мы за справедливость и между народами, и внутри страны. Каждый должен получать сообразно своему вкладу в общее дело. Но слабые, одинокие, старые должны быть защищены.

5.1.16. Мы не стяжатели, но стремимся к заслуженному личному и семейному благополучию. Излишнее, показное потребление аморально и антипатриотично. Для нас бизнес — это образ жизни для того, чтобы сделать жизнь лучше, материально богаче не только для себя, но и для всех.

5.1.17. Мы народ, не потерявший связь с родной природой. Мы будем ее сохранять и защищать. Россия — главный экологический ресурс человечества.

5.1.18. Наши герои — воин, ученый, врач, инженер, учитель, бескорыстный чиновник, бизнесмен-благотворитель, крестьянин и рабочий, создающие своими руками достаток страны и стремящиеся ее защищать.

5.1.20. Государство, которое мы хотим строить, — лидерская демократия со сменяемым, подтвержденным выбором народа лидером и сильным земством на местах. Экономически мы строим народный капитализм, где собственность неприкосновенна, но показательное потребление постыдно, где цель бизнеса — служить благосостоянию всех, увеличению мощи государства, новой российской идеологии с ее упором на развитие Человека в его служении Родине.

***

Инструменты продвижения идеологии — отдельная тема. Ее можно доверить мотивированным политтехнологам. Но совершенно очевидны некоторые остро необходимые изменения в госполитике. Среди них — давно перезревший вопрос не только о продвижении идеи-мечты России. Государство не должно и дальше относиться спустя рукава к выдвижению и настойчивому предложению такой идеи-мечты, Кодекса россиянина, постоянно модифицируемого в общественной дискуссии, продвигаемого с младенческих лет, но обязательного только для тех граждан, кто готов ему следовать и занимать лидирующие позиции в обществе и государстве.

Остро необходимо создание в рамках АП или СБ или даже вне их отдельного управления мировоззренческой политики под руководством доверенного помощника президента. Возможны и другие организационные варианты, но идеологическая повестка должна стать стержнем государственной политики.

Необходимо и создание Института Человека — российского человека, сохраняющего и продвигающего лучшее в нем. Отвечающего вместе с церквями на вопрос: «Для чего?», исследующего человека во всех его ипостасях. Этот Институт будет призван объединять мыслителей ШОС, БРИКС, оставшихся морально здоровых интеллектуалов Запада, готовых служить сохранению и возрождению человеческого в Человеке.