В Елабуге запретили езду на любых взятых в аренду средствах индивидуальной мобильности (СИМ), включая электросамокаты В Елабуге запретили езду на любых взятых в аренду средствах индивидуальной мобильности (СИМ), включая электросамокаты Фото: «БИЗНЕС Online»

В Елабуге запретили прокат электросамокатов

Накануне в Елабуге запретили езду на любых взятых в аренду средствах индивидуальной мобильности (СИМ), включая электросамокаты. Местные власти объяснили это решение тем, что инфраструктура города «не готова к подобному виду транспорта», а совмещение движения пешеходов и СИМ «пока небезопасно как для одних, так и для других». Решение приняли на одном из заседаний по безопасности дорожного движения.

Сразу же следует оговориться, что крупные кикшеринговые компании никогда и не присутствовали в городе. Эту информацию «БИЗНЕС Online» подтвердили сервисы Whoosh и Urent. Не бывало там и самокатов «Яндекса». И это неудивительно, ведь город населяют около 75 тыс. человек, что может быть нецелесообразно с точки зрения ведения такого бизнеса.

Сразу же следует оговориться, что крупные кикшеринговые компании никогда и не присутствовали в Елабуге. И это неудивительно, ведь город населяют около 75 тыс. человек, что может быть нецелесообразно с точки зрения ведения такого бизнеса Сразу же следует оговориться, что крупные кикшеринговые компании никогда и не присутствовали в Елабуге. И это неудивительно, ведь город населяют около 75 тыс. человек, что может быть нецелесообразно с точки зрения ведения такого бизнеса Фото: «БИЗНЕС Online»

Однако там, где нет китов, всегда появляются рыбы поменьше. Поэтому в Елабуге все же был кикшеринг, но от местного предпринимателя. Судя по опубликованным фото, арендные самокаты были самыми простыми — с прикрепленными к рулю бирками QR-кодов, без технологичных «мозгов», ограничивающих скорость и место езды. Сколько их насчитывалось, неизвестно. На городском портале за июль появилось два уведомления «о выявлении и перемещении электросамокатов на ответственное хранение». Власти выявляли самокаты, оставленные вне пункта проката, и увозили их на штрафстоянку.

Согласно пункту ПДД 1.2, средство индивидуальной мобильности, или СИМ, — транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

Термин появился в 2023 году, когда тему набирающих популярность электросамокатов решили отрегулировать. С тех пор все пункты ПДД, в которых используется термин «транспортное средство», относятся и к средствам индивидуальной мобильности. Все, кто управляет СИМ, считаются водителями, но лишь пока едут на нем. Спешившись, владелец СИМ превращается в пешехода.

«Антисамокатная» война началась с Парижа. Там их запретили еще в 2023-м. В прошлом году примеру европейцев последовал первый российский город — Пермь. В мае этого года аренду запретили в Челябинске.

Также в России действуют единые ограничения на скорость: транспорт всех крупных сервисов кикшеринга передвигается со скоростью не более 20 км/ч.

Елабуга могла бы стать прецедентом в Татарстане, если бы не опыт Набережных Челнов. Еще в 2022 году в городе разгорелся скандал после того, как Whoosh расставил свои электросамокаты на улицах без разрешения мэрии. Самокаты изъяла администрация, кикшеринг был намерен обратиться в Генпрокуратуру РФ. В итоге сервисов по аренде электросамокатов там не было до сих пор, а точка зрения мэра Наиля Магдеева и по сей день остается принципиальной: запускать их в городе нельзя без внятных правил пользования и должной инфраструктуры.

Катитесь отсюда? Самокатный сезон в Казани может и не начаться

Со сложностями, напомним, начинался нынешний самокатный сезон и в Казани. Больше месяца Urent и Whoosh не могли запустить в прокат свои 8 тыс. СИМ, а потом все же вышли, но с оговорками — в бо́льшую часть центра города им путь закрыт. Произошло перепланирование парковочных мест. Теперь некоторые из них исчезли с карт сервисов даже в отдаленных районах, например у станций метро. Самих же самокатов стало намного меньше.

В Елабуге все же был кикшеринг, но от местного предпринимателя. В Елабуге все же был кикшеринг, но от местного предпринимателя. Фото: городелабуга.рф

«Теперь в Татарстане можно с бешеной скоростью бегать по тротуарам, изображая самокат»

Примечательно, что Елабуга ввела запрет на следующий день после Благовещенска, который стал первым городом России, где местные власти запретили кататься на любых СИМ — и личных, и взятых в аренду. К этому, оговоримся, не относятся велосипеды, ролики, коньки, лыжи… В общем, все, что без мотора.

Как подчеркивал мэр амурской столицы Олег Имамеев, «серьезное ограничение» ввели из-за длительного конфликта между городскими властями и операторами СИМ. Теперь за любое передвижение или размещение электросамокатов на территории Благовещенска грозит штраф в размере от 2 тыс. до 3 тыс. рублей для граждан, для должностных лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. и от 80 тыс. до 100 тыс. рублей — для юридических лиц.

Известный философ Александр Дугин по горячим следам опубликовал ироничный пост на этот счет. «В Татарстане запретили электросамокаты. Отличный выбор! Надо избавиться от комплексов „демократии“, запрещать можно и нужно все и всех. А потом разрешать, если где-то перегнули палку и хватили лишнего. Ничего страшного в запрете нет. Это и есть порядок. Он ставит рамки, в которых развертывается воля. Теперь зато в Татарстане можно с бешеной скоростью бегать по тротуарам, изображая самокат и стараясь достичь его крейсерскую скорость. Пока и это не запретят», — написал он в своем телеграм-канале.

Запрет вызвал и ряд вопросов. В частности, не нарушает ли он 27-ю статью Конституции РФ, которая подразумевает право на свободное передвижение граждан. Но у муниципальных властей действительно есть право запретить деятельность арендных сервисов, отметил в разговоре с «Парламентской газетой» заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Рафаэль Марданшин. И подчеркнул: ограничить использование частной техники, которую человек купил за собственные деньги, невозможно.

С этим согласен и вице-председатель межрегиональной общественной организации «Комитет по защите прав автовладельцев» Александр Холодов. По его мнению, использование частных СИМ запретить невозможно ни физически, ни по закону. «Так называемые средства индивидуальной мобильности у нас отдельно выведены в правилах дорожного движения, они имеют вполне четкий нормативно-правовой статус, и с этой точки зрения получается, что региональная норма спорит с федеральной, чего, конечно, быть не может», — заключает Холодов.

Запрет вызвал и ряд вопросов. В частности, не нарушает ли он 27-ю статью Конституции РФ, которая подразумевает право на свободное передвижение граждан Запрет вызвал и ряд вопросов. В частности, не нарушает ли он 27-ю статью Конституции РФ, которая подразумевает право на свободное передвижение граждан Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если у меня инцидент с автомобилем и средством индивидуальной мобильности, то образуется покойник»

Несколько другого мнения придерживаются опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты. Запрет СИМ не нарушает законов, объясняет юрист Николай Иванов. «У нас подразумевается, что право на свободное передвижение — это пешком. То есть передвижение не на транспортных средствах. А самокаты, так или иначе, — это средства индивидуальной мобильности», — отметил он. Поэтому регулировка перемещений без использования мускульной силы, с помощью СИМ, справедливо находится в полномочиях муниципальных властей. По оценке Иванова, владельцы кикшеринговых компаний могут попытаться обжаловать запрет, но шансы на решение в свою пользу у них невысоки.

Полное согласие с решением администраций Елабуги и Благовещенска выразил и директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. Он подчеркивает, что существует два взгляда на использование самокатов. Согласно первому, средства индивидуальной мобильности на электрическом ходу (самокаты, сигвеи, моноколеса) — это средства развлечения и отдыха, передвигаться на которых надо на специально отведенных территориях. Вторая точка зрения предполагает, что СИМ с электрическим двигателем — это один из способов городского транспорта. «Эту вторую точку зрения активно продвигают компании, которые занимаются арендой этого оборудования. И они очень часто городским администрациям свою точку зрения активно навязывают», — делится мнением эксперт.

Сам Блинкин согласен с первым мнением. И в качестве аргумента приводит высокий риск аварий с участием СИМ. «Если у меня два автомобиля столкнулись, это предмет страховки, небольшого ущерба. Если у меня инцидент с автомобилем и средством индивидуальной мобильности, то образуется покойник», — отмечает собеседник. То же самое и в случае, если самокатчики используют тротуары. «Когда по Мясницкой улице едет это совершенно замечательное транспортное средство, а там два крупных молодых человека общим весом под 180 килограммов и я не успею отскочить, то мое здоровье будет под очень сильной угрозой», — говорит он.

Отдельного внимания стоит создание инфраструктуры для нужд пользователей электросамокатов, которая ляжет дополнительным бременем для городской администрации, считает Блинкин.

Запреты в других городах, по мнению эксперта, будут зависеть от возможностей лобби кикшеринга. «То успешные коммерческие компании, которые имеют отличные пиар-службы, отличных лоббистов. И они продвигают свои интересы просто на пять с плюсом. Как этому противостоять? Не знаю. Голоса специалистов здесь гораздо менее слышны, чем голоса лоббистов этих индивидуальных транспортных средств», — отмечает эксперт. Что касается принятых решений в Елабуге и Благовещенске, то, по его мнению, они стали возможны благодаря «воле и мужеству» администраций этих городов.

Кстати, аналогичной точки зрения придерживается и другой наш собеседник, пожелавший остаться анонимным: «Все зависит от лобби и откатов. Кто-то пролоббировал, кто-то не смог. В конечном итоге все упирается в деньги».

Вячеслав Лысаков: «Я надеюсь, что остальные города последуют хорошему примеру и тоже запретят у себя сервисы по прокату электросамокатов» Вячеслав Лысаков: «Я надеюсь, что остальные города последуют хорошему примеру и тоже запретят у себя сервисы по прокату электросамокатов» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Насколько это законно? Да, конечно, законно!» — также говорит экс-депутат Госдумы, автомобильный эксперт Вячеслав Лысаков. По его словам, местные власти вправе сами решать, будут ли в их городе кикшеринговые сервисы или нет. Лысаков также привел в пример опыт коллег из Парижа, где прошло народное голосование о том, надо ли запрещать электросамокаты в городе. По его итогам в Париже были запрещены сервисы по их аренде. «Эти услуги опасны, потому что ими пользуются люди разного возраста, веса, уровня владения транспортным средством. Даже если человек несильно разогнался, он может остаться инвалидом при неудачном маневре. Поэтому совершенно правильное решение приняли два города», — считает он.

По мнению Лысакова, любые регулирующие меры вроде ограничения скорости бесполезны в этом вопросе. «У нас любители пользоваться средствами индивидуальной мобильности ездят через толпу, разгоняются, падают и так далее», — отмечает он. И добавляет: чтобы открыть кикшеринговый бизнес, нужно иметь в городе подходящую инфраструктуру — «нельзя предоставлять эти услуги, если нет условий для безопасной реализации такого бизнеса». По его мнению, тротуары должны быть широкими и размеченными, чтобы все чувствовали себя комфортно.

«Я надеюсь, что остальные города последуют хорошему примеру и тоже запретят у себя сервисы по прокату электросамокатов», — говорит экс-депутат. По его мнению, столица «заразила» остальные города, т. к. именно в ней кикшеринговые сервисы набрали наибольшую популярность. «Эту головную боль невозможно регулировать, остается только ликвидировать», — заключает он.