«Ни в коем случае нельзя позволить себе, чтобы наши остаточные бои на Западе, в том числе на территории Украины, отвлекли нас от стратегического курса развития страны, который, конечно же, указывает на Восток», — предупреждает почетный председатель президиума совета по внешней и оборонной политике, научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Сергей Караганов. Накануне вместе с коллегами он презентовал доклад «Поворот на Восток 2.0, или Сибиризация России». О том, как решить демографические и транспортные проблемы огромных российских территорий за Уралом и зачем России третья столица и министерство Сибири, — в материале «БИЗНЕС Online».
Накануне Сергей Караганов вместе с коллегами презентовал доклад «Поворот на Восток 2.0, или Сибиризация России»
«Меня с самого начала сильно беспокоило, что мы застряли на западном направлении…»
«Ни в коем случае нельзя позволить себе, чтобы наши остаточные бои на Западе, в том числе на территории Украины, отвлекли нас от стратегического курса развития страны. Который, конечно же, указывает на Восток, внутрь страны», — рассуждал накануне политолог, научный руководитель факультета мировой политики и мировой экономики НИУ ВШЭ Сергей Караганов. В среду он вместе с группой экспертов представил доклад «Поворот на Восток 2.0, или Сибиризация России».
Основная идея доклада в том, что России необходимо вновь сконцентрироваться на освоении сибирских просторов. Работа над этой концепцией ведется уже три года. Участие принимают ученые из разных регионов страны, в первую очередь из Москвы и Сибири.
К теме разворота на Восток исследователь, стоит отметить, обращается не впервые. Еще в 1999 году группа экспертов под руководством Караганова занималась стратегией освоения Сибири. Но тогда доклад не встретил большого энтузиазма у руководства страны, которое интересовало прежде всего освоение «нефтяных и иных месторождений». «Им было неинтересно развитие страны», — отметил Караганов.
Несмотря на сложности, Караганов продолжал работать над стратегией. В середине 2000-х он вместе с коллегами подготовил отчет об экономической целесообразности Сибирского региона. Выяснилось, что такой разворот не просто оправдан, но и позволит задействовать ключевые экономические и географические преимущества России. И эти усилия не сразу, но принесли результат.
В начале 2010-х президент России Владимир Путин объявил о «повороте на Восток». Правда, тогда речь шла в первую очередь о развитии Дальнего Востока. Вместе с тем еще до начала СВО и разрыва отношений с Западом переориентация российских интересов на Восток стала видна в конкретных цифрах. Если в 2008 году доля товарооборота с Европой во внешней торговле составляла порядка 56%, то к 2021-му снизилась до 36%. «Меня с самого начала сильно беспокоило, что мы застряли на западном направлении, которое до 2022 года было абсолютно безнадежным», — отмечает политолог. Сейчас Европа погрузилась в глубокий кризис, ее рынки показывают признаки «загнивания», причем ситуация только усугубляется.
Но тогда, по его словам, о геополитической составляющей говорили мало. «В том докладе мы никогда не говорили про геостратегическую и геополитическую составляющую необходимости поворота на Восток. Просто потому, что вся российская элита была еще занята духом еврофилии и европоцентризма. Хотя и тогда мы были по полной программе за азиатчину», — констатировал Караганов.
Для того чтобы понять логичный вектор развития страны, необходимо обратиться к истории. Россия стала превращаться в великую державу именно благодаря освоению Сибири. Приобретать признаки империи страна начала задолго до того, как ее таковой провозгласил Петр I. На самом деле этот процесс начался еще в период позднего правления Ивана Грозного, когда казаки стали активно осваивать регион.
Сейчас, по словам политолога, перед страной стоит задача не просто «отворачиваться от Запада», а переместить центр развития. Приоткрывая завесу тайны, Караганов отметил, что на правительственном уровне уже приняты решения о создании в Сибири двух центров развития. Один из них расположится южнее Красноярска, а второй — в районе Ангары. Других подробностей он приводить не стал.
Основная идея доклада в том, что России необходимо вновь сконцентрироваться на освоении сибирских просторов
«Во всей Сибири должно быть немногим более народу, чем сейчас»
Один из главных вопросов, традиционно всплывающих во время дискуссий о развитии России за Уралом, — недостаточная заселенность этих территорий. Однако Караганов не видит в этом большой проблемы. «Во всей Сибири должно быть немногим более народу, чем сейчас. Вопрос, как его (человеческий ресурс — прим. ред.) использовать», — сказал ученый, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online».
Масштабные проекты, которые можно было бы запустить в Сибири, должны быть ресурсоемкими и энергоемкими, но не трудоемкими. Для этого необходимо прибегнуть к роботизации.
Кроме того, для освоения Сибири можно было бы привлекать и иностранных специалистов. Например, рабочих из стран Азии. Особое внимание стоит уделить и кадрам из Северной Кореи — несколько сотен тысяч могли бы сильно улучшить ситуацию в регионе. «Главное, чтобы мы знали, для чего, и чтобы у нас была жесткая и правильная миграционная политика», — подчеркнул он.
Караганов вспомнил, как в начале 2010-х их команду обвиняли в желании «заселить Сибирь китайцами». Тогда в СМИ тиражировали вброс, что якобы в России проживают около 3 млн китайцев. А на самом деле на тот момент их было не больше 220 тысяч. Кроме того, сегодня, по мнению политолога, за Урал могли бы поехать и несколько миллионов человек из присоединенных регионов, пострадавших из-за вооруженного конфликта с Украиной.
Караганов вспомнил, как в начале 2010-х их команду обвиняли в желании «заселить Сибирь китайцами». Тогда в СМИ тиражировали вброс, что якобы в России проживают около 3 млн китайцев
От решения текущих проблем выживания к опережающему развитию
Ведущий эксперт доклада — заместитель директора по научной работе Института экономики и организации промышленного производства сибирского отделения РАН, заведующий лабораторией экономики климатических изменений и экологического развития Сибирского федерального университета Антон Пыжев — подчеркнул, что в первую очередь населению Сибири пора перестать думать, что обо всем должен позаботиться федеральный центр.
Эксперт обратил внимание на радикальное отличие нового подхода, предложенного Карагановым, от прежних концепций. «У нас в азиатской части страны бытует мнение, что где-то там далеко Москва, они нас все забыли и живут своей жизнью», — поделился Пыжев. В противовес этому новый формат предполагает объединение усилий заинтересованных сторон — от научно-образовательных организаций до бизнеса и общественных объединений. Например, в апреле в Тобольске прошли экспертные чтения с участием представителей различных сфер, что позволило создать комплексную платформу для разработки стратегии «Поворот на Восток 2.0».
Однако текущая экономическая ситуация вызывает серьезные опасения. «Сегодня азиатские страны стали нам ближе, и, казалось бы, это должно дать импульс развитию Сибири. А оказывается, что это не так», — констатировал он. На практике сибирские регионы сталкиваются с усилением внутренней конкуренции и ухудшением ценовой конъюнктуры на сырьевых рынках. Промышленники все чаще обращаются за помощью, оказавшись в сложной ситуации из-за нехватки ресурсов и проблем с экспортом традиционных товаров.
«Очень важно не поддаться на эту тактическую провокацию, то есть не свести все обсуждение только к решению текущих проблем», — предупреждает Пыжев. Вместо этого необходимо сосредоточиться на стратегических вопросах: как направлять государственные инвестиции в отрасли и территории, которые дадут максимальную отдачу. Особое внимание следует уделить развитию транспортной инфраструктуры, которая серьезно отставала последние 60–70 лет, и решению демографических проблем.
«Сегодня мы должны перейти от решения текущих проблем выживания к опережающему развитию сибирского пространства», — указал Пыжев. Среди ключевых проектов — создание производств с высокой добавленной стоимостью и развитие транспортного каркаса, без которого невозможно решить ни демографические, ни географические проблемы региона.
Особая роль в становлении сибирской идентичности принадлежит ссыльным и каторжным, которые, «пусть и подневольно», не только строили экономические объекты, но и мощно содействовали культурному развитию»
«Сибирь удивительно многонационально открыта, но объединена вокруг русской культуры»
«Освоение Сибири — это не только „поиск новых земель“, богатства, воли и свободы, но „экспедиция“ вглубь самого русского характера», — гласит один из ключевых тезисов нового доклада, с которым ознакомился «БИЗНЕС Online». Этот обширный край, занимающий 77% территории России, на его страницах предстает не просто как кладовая природных ресурсов, но как особое духовное пространство.
Исторически освоение Сибири сочетало дух первопроходчества с соборностью и взаимопомощью. «Сибирь осваивали и оставили свой генетический и культурный след, даже если и не по своей воле, каторжные и военнопленные шведы, поляки, представители многих других народов. Сибирь удивительно многонационально открыта, но объединена вокруг русской культуры», — говорится в тексте. Этот уникальный «культурный котел» сформировал особый тип сибиряка — человека действия, сочетающего предприимчивость с приверженностью традициям.
Особая роль в становлении сибирской идентичности принадлежит ссыльным и каторжным, которые, «пусть и подневольно», не только строили экономические объекты, но и мощно содействовали культурному развитию». Именно в Сибири Федор Достоевский, отбывавший каторгу в Омске, пережил духовное перерождение, которое сделало его великим русским писателем.
Поликонфессиональность стала еще одной отличительной чертой региона. Наряду с православием здесь исторически развивались мусульманские и буддийские общины. Старообрядческие скиты на Горном Алтае, Енисее и Байкале формировали уникальный «фронтир веры», способствуя развитию взаимоуважительных практик взаимодействия.
Современные концепции сибиризации рассматривают регион как ключ к духовно-цивилизационному обновлению России. «Речь идет не только о геополитике или экономике, но и о „ментальном возвращении“ к лучшему в себе», — утверждают эксперты. Именно в Сибири, по их мнению, заложены основы «идеи-мечты России» — концепции суверенного, гуманного и духовно крепкого будущего для всей страны.
Историческая роль Сибири как двигателя развития России прослеживается от походов Ермака до масштабных проектов XX века. Транссибирская магистраль, построенная в XIX столетии, стала «процессом, изменившим Россию». А в советский период регион превратился в промышленный и научный центр страны. «Сибирь внесла колоссальный вклад в победу над нацистской Германией», — также напомнили авторы, отметив роль эвакуированных предприятий и сибирских дивизий.
Сегодня же, в условиях глобального сдвига экономических центров в Азию, Сибирь вновь оказывается в фокусе внимания. «Сибиризация — это не только острая экономическая и геополитическая необходимость, но и мощная мировоззренческая идея „Поворота на Восток 2.0“», — отметили исследователи.
Геополитическое положение Сибири приобретает особую значимость в условиях формирования Большой Евразии
«Для преодоления европоцентризма нужны специальные центры. Вопрос для обсуждения — наши?»
В период СССР Сибирь стала площадкой грандиозных строек — от Байкало-Амурской магистрали (БАМ) до Братской ГЭС, которые «привлекали людей различных специальностей и национальностей со всего СССР». Однако некоторые проекты вроде идеи «поворота сибирских рек» сегодня оцениваются критически — они «могли нанести непоправимый ущерб природе Сибири».
Современная Сибирь стоит перед вызовом трансформации из сырьевого придатка в высокотехнологичный регион. Уникальные природные условия открывают перспективы для «зеленых» технологий и центров обработки данных, ведь способность гораздо дешевле из-за холода, чем в южных регионах Азии, хранить big data особенно важна на пороге революции искусственного интеллекта.
Геополитическое положение Сибири приобретает особую значимость в условиях формирования Большой Евразии. Регион может стать ключевым транспортным узлом между Европой и Азией, важным поставщиком экологически чистых продуктов для азиатских рынков, образовательным и культурным хабом для стран Центральной Азии.
По опыту министерства Дальнего Востока сформированное отдельное министерство Сибири могло бы «представлять интересы всего макрорегиона на международной арене». Вероятно, нужен и первый вице-премьер, отвечающий за развитие восточных регионов России. «Это должна быть сильная фигура, приближенная к президенту», — констатируется в докладе. И отмечается: «Несмотря на стратегическую направленность на Восток, российская элита все еще больна западноцентризмом. Эксперты указывают, что полное идеологическое принятие восточной стратегии еще не произошло. Для преодоления европоцентризма нужны специальные центры. Вопрос для обсуждения — наши?»
Для реализации потенциала региона необходимо создать единый орган управления Урало-Сибирским регионом, развивать деревянное домостроение в малых городах, увеличить в учебных программах долю истории освоения Сибири до 25% (а не 3–5%, как сейчас), привлекать «ценностных иммигрантов» из дружественных стран.
Сегодня, когда «доказана несостоятельность суждений о политической изоляции России», Сибирь становится ключевым элементом новой геостратегической реальности — мостом между Европой и Азией, гарантом продовольственной безопасности и площадкой для технологических прорывов. Реализация этого потенциала требует системных решений и преодоления векового европоцентризма в сознании элит.
Еще одно важное направление — возможное создание третьей столицы России в Сибири. Среди возможных «кандидатов» на роль сибирской столицы интерес представляет Тобольск
Третья столица России в Сибири
Еще одно важное направление — возможное создание третьей столицы России в Сибири. Этот шаг может не только повлиять на развитие региона, но и существенно изменить геополитический ландшафт страны, открывая новые перспективы для укрепления международных позиций. Как отмечают авторы доклада: «Столица — это не просто место пребывания органов государственной власти. Она определяет геополитическое позиционирование страны и служит совокупным образом государства на международной и внутренней арене».
Среди возможных «кандидатов» на роль сибирской столицы интерес представляет Тобольск — бывший административный и духовный центр освоения Сибири в XVIII веке. Город обладает историко-культурным наследием, там находится единственный каменный Кремль за Уралом, множество памятников духовной культуры и архитектуры. Исторически именно здесь располагались ключевые учреждения управления регионом. Несмотря на небольшие размеры и проблемы с инфраструктурой, сторонники идеи видят в Тобольске потенциал стать символом поворота России на Восток благодаря соответствующей политике модернизации и развитию сети городов-спутников.
Можно было бы перенести в Сибирь и ряд федеральных институтов. Например, президиум Академии наук в Новосибирск. Также предполагается создать резервный командный пункт на случай чрезвычайных ситуаций. «Третья российская столица в Сибири, безусловно, нужна, чтобы оживить развитие всего региона, привлечь в Сибирь патриотическую честолюбивую молодежь, укрепить и обновить управленческий каркас страны», — подчеркнули эксперты.
Вопрос эффективного заселения Сибири тесно связан с развитием миграционной политики. Опыт Канады и Австралии показывает, что высокая доступность рабочих мест и социальные гарантии привлекают население на удаленные территории. Для реализации этой цели предлагается привлекать рабочую силу из азиатских стран, учитывая их квалификацию и адаптивность, одновременно возвращая соотечественников из-за рубежа посредством предоставления льгот и поддержки предпринимательства. Важнейшими факторами успеха являются высокий уровень зарплаты, доступное жилье и качественная инфраструктура, включая медицинские и образовательные учреждения.
«В Сибири новое жилье должно стоить гораздо дешевле, чем в центре, для чего разумно запускать программу малоэтажного строительства. Жизнь в Сибири должна становиться комфортнее, чем в других регионах», — заключили исследователи.
Комментарии 30
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.