Позади полтора года работы М12 «Восток» в России и Татарстане на отрезке от Москвы до Казани, четыре месяца регулярного платного режима на Вознесенском тракте, три месяца на трассе Алексеевское – Альметьевск Позади полтора года работы М12 «Восток» в России и Татарстане на отрезке от Москвы до Казани, четыре месяца регулярного платного режима на Вознесенском тракте, три месяца на трассе Алексеевское – Альметьевск Фото: «БИЗНЕС Online»

Полтора года жизни с платными дорогами

Эпоха платных дорог началась для Татарстана в декабре 2023 года с открытия движения по трассе М12 «Восток». Дорогу от Москвы до Казани построили за три года, потратив 910 млрд рублей. По РТ проложили 143 км трассы М12, здесь построили самый дорогостоящий объект автобана — мост через Волгу. Вместе с дорогой регион получил 6 развязок — в среднем по развязке на каждые 24 километра. Для сравнения: съехать и заехать на автобан в других субъектах получится в среднем только на каждом 65-м километре.

Стоимость проезда по М12 была в центре пристального внимания. Вопрос звучал на прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным в декабре 2023-го. Сразу после этого вместо обещанных 5–6 тыс. рублей для легковушек «Автодор» назвал стоимость в 4 481 рубль до пересечения с трассой Р241 у Иннополиса и 4 948 рублей до Р239 Казань – Оренбург. Но и после этого Путин поручил правительству проанализировать тарифы, в «Автодоре» следом заявили, что он экономически обоснован и менять его нет необходимости. Первый раз цены скорректировали в апреле 2024 года — тогда маршруты от Арзамаса до съезда к Иннополису по М12 подешевели, а стоимость проезда для легковушек от Москвы до Казани осталась почти на прежнем уровне. Ощутимее цены изменились в феврале 2025-го. Тогда стоимость от Москвы до съезда на трассу Р239 для легковых авто подросла на 401 рубль до 5 349 рублей, а до развязки с Р241 — на 344 рубля до 4 825 рублей.

Еще две платные дороги открыли в республике 26 декабря 2024 года:

  • Второй отрезок Вознесенского тракта Казани от проспекта Победы до М7. Участок начали строить в 2022 году. И только в начале 2024-го пятую вылетную магистраль столицы РТ решили достраивать на условиях государственно-частного партнерства. В итоге закатали ее за 26 млрд рублей, из которых 20%, или 5,4 млрд рублей, оплатил частный инвестор — структура АО «Связьинвестнефтехим», подконтрольная правительству РТ. Концессионное соглашение подписано до 2048-го.
  • Региональная трасса Алексеевское – Альметьевск. Дорогу в 2005 году вызвался строить на свои деньги основатель АО «СМП-Нефтегаз», экс-глава Альметьевска и экс-депутат Госсовета Татарстана Фоат Комаров. В 2024-м трассу возвели за 102 млрд рублей. Концессионное соглашение действует до 11 января 2121 года. Это первая в Татарстане местная платная автодорога и первый в России пример дорожной концессии с частным инвестором.

Шокировали предложенные правительством РТ в начале декабря максимальные цены, установленные на время действия концессий. Для обеих трасс ценник для легковых машин составлял 23 рубля за километр, для грузовых — 47 рублей и 75 рублей. Таким образом, стоимость проезда по Вознесенскому тракту могла составить от 176 до 567 рублей в зависимости от типа автомобиля. На АА при цене в 23 рубля за километр поездка на легковом автомобиле обошлась бы в 3,3 тыс. рублей, а максимальный ценник составил бы 10,8 тысячи.

Финальные цены проезда раскрыли за два дня до запуска дорог, утвердил их раис Татарстана Рустам Минниханов, ознакомившись с «проведенным анализом». Вознесенский тракт поехал по 90 рублей вместо 176 рублей и с ростом цены до 150 рублей в часы пик. Километр трассы Алексеевское – Альметьевск подешевел до 4,5 рубля, а проехать всю дорогу обойдется в 653. Эти тарифы действуют и сегодня.

Позади полтора года работы М12 «Восток» в России и Татарстане на отрезке от Москвы до Казани, четыре месяца регулярного платного режима на Вознесенском тракте, три месяца на трассе Алексеевское – Альметьевск. Первые результаты работы платных трасс уже есть — «БИЗНЕС Online» изучил эту статистику.

В декабре, мае и летние месяцы количество проездов превышает 2 млн в месяц, сообщили в госкомпании «Автодор» в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» В декабре, мае и летние месяцы количество проездов превышает 2 млн в месяц, сообщили в госкомпании «Автодор» в ответ на запрос «БИЗНЕС Online» Фото: «БИЗНЕС Online»

Ситуация на М12: халявщиков меньше, отпускников больше

С декабря 2023 года по трассе М12 «Восток» от Москвы до Казани суммарно проехали 39 млн автомобилей. Трафик рос перед новогодними каникулами и в период отпусков. В декабре, мае и летние месяцы количество проездов превышает 2 млн в месяц, сообщили в госкомпании «Автодор» в ответ на запрос «БИЗНЕС Online». Среднесуточная интенсивность движения — около 10 тыс. проездов.

«Фактические значения соответствуют плановым, — заявили в госкомпании. — Утром и вечером традиционно увеличивается поток, прирост трафика фиксируется в пятницу и выходные. Самые дальние маршруты у пользователей по субботам, которые предшествуют праздничным и предпраздничным дням».

Приглядимся к статистике по итогам полутора лет:

  • Популярный отрезок в Московской области на участке от Москвы до Центральной кольцевой автодороги с обходом Балашихи. В пиковые дни число проездов там достигает 65 тыс., далее трафик распределяется равномерно.
  • Рекордные дни 2025 года 1 мая и 12 июня: 105 590 и 117 192 проезда по различным маршрутам соответственно.
  • Востребованный участок в РТ: от развязки на Тетюши до аэропорта «Казань» с мостом через Волгу. Здесь в среднем до 7 тыс. авто в сутки, а в летние месяцы — по 12,5 тыс. проездов.
  • Традиционный прирост фиксируется в период отпусков.

Больше всего неплательщиков на трассе М12 на участках в Чувашии и Татарстане, сообщал в 2024 году «Автодор». Теперь доля нарушителей сократилась до 3%.

«В первую очередь этому способствуют регулярные рейды при поддержке Госавтоинспекции и Ространснадзора, — рассказали в госкомпании. — На территории автозаправочных станций также проводятся мероприятия по профилактике и предупреждению таких нарушений — нарушителей выявляют и предупреждают об ответственности, которая им грозит в случае продолжения движения со скрытым госномером».

Усиливают и безопасность. В республике госкомпания установит продольные шумовые полосы на 40 участках протяженностью 92 км и поперечные шумовые полосы еще на 7 участках. Также дорожники нанесут разметку «Держи дистанцию» на двух участках длиной 4 километра. Из дополнительных мер для безопасности дорожного движения: предупреждения водителей на динамических табло, совместные рейды с ГАИ против нарушителей правил дорожного движения, встречи по вопросам безопасности на дорогах со школьниками.

С конца декабря по Вознесенскому тракту проехали 2,6 млн автомобилей, рассказали в компании «Оптима-Технологии» С конца декабря по Вознесенскому тракту проехали 2,6 млн автомобилей, рассказали в компании «Оптима-Технологии» Фото: «БИЗНЕС Online»

Вознесенский тракт: маятниковые мигранты и дачники

После открытия 26 декабря второй отрезок Вознесенского тракта работал бесплатно, только в ночь на 12 января там включили платный режим, но уже 17 февраля плату перестали взимать без объяснения причин, а пользователям вернули деньги. Такое решение концессионер ООО «Оптима-Технологии» до сих пор никак не комментирует. Вторую попытку платного старта предприняли спустя 20 дней, в ночь на 10 марта. С тех пор платный режим не отменяли.

С конца декабря по Вознесенскому тракту проехали 2,6 млн автомобилей, рассказали в компании «Оптима-Технологии». На часы пик с 6:30 до 9:00 и с 17:00 до 19:30 приходится 34% общего числа проездов. Стоимость в этот период для легковушек — 150 рублей, в остальное время — 90 рублей. Дорога упростила маятниковую трудовую миграцию в Казань из Высокогорского и Пестречинского районов, приняв часть транспортного потока с перегруженного в час пик Мамадышского тракта. А теперь приглядимся к месячным потокам:

  • январь — 367 678 автомобилей;
  • февраль — 369 989;
  • март — 433 003;
  • апрель — 344 758;
  • май — 408 816;
  • июнь — 490 516 (пока это рекордный месяц по количеству проездов).

«Водители привыкают к дороге, ощущают значительную экономию времени, отсутствие пробок и комфорт. Также значительная часть населения в предпраздничные дни спешит домой, в районы, и на дачи», — так концессионер прокомментировал статистику 6 месяцев и транспортный поток в июне.

В финансовой модели среднесуточный поток по Вознесенскому тракту заложен на уровне 13 685 проездов в 2025 году. С момента введения платности этот показатель составляет 13 786 авто в сутки. Среднесуточный трафик за летние месяцы превышает 16 тыс. машин в будни с увеличением до 20 тыс. в пятницу и предпраздничные дни. Наибольшее количество проездов зафиксировали 11 июля — 24 171 транспортное средство.

«Дорожный трафик полностью соответствует прогнозируемому по модели, а в летние месяцы поток даже выше на 20 процентов», — подчеркнул концессионер. Правда, он все же не стал называть отдельно число проездов в бесплатный период, как и перспективы появления на дороге обещанных транспондеров.

Волнообразный спрос характерен для АА, как и для М12, Вознесенского тракта, — интенсивность кратно возрастает по пятницам, субботам, воскресеньям, непрерывным праздничным дням Волнообразный спрос характерен для АА, как и для М12, Вознесенского тракта, — интенсивность кратно возрастает по пятницам, субботам, воскресеньям, непрерывным праздничным дням Фото: «БИЗНЕС Online»

«Платка» до Альметьевска: как «автозайцы» роняют сборы на 31%

Региональную платную дорогу Татарстана тоже открыли 26 декабря, но концессионер АО «Автострада» включил платный режим 31 марта. С того момента по автомагистрали проехал 610 871 автомобиль. Трафик в бесплатный период на дороге не фиксировали из-за пусконаладки интеллектуальной транспортной системы. Среднее количество проездов в сутки — 5 989, сообщили в «Автостраде».

«Прогнозный поток — 1,2 тысячи проездов в сутки. На данный момент мы превышаем целевые показатели почти в 5 раз», — подчеркнули в компании.

Волнообразный спрос характерен для АА, как и для М12, Вознесенского тракта, — интенсивность кратно возрастает по пятницам, субботам, воскресеньям, непрерывным праздничным дням. В первые и последние праздничные дни нагрузка увеличивается на 60%, подчеркивает концессионер.

Приглядимся к востребованности участков трассы АА:

  • чаще ездят по отрезкам Нурлат – Альметьевск и Алексеевское – Чистополь;
  • реже пользуются участками Нурлат – Новошешминск и Чистополь – Новошешминск.

На дороге существует проблема неоплаты части пользователей за проезды (собираемость — 69%) и сокрытия государственных регистрационных знаков (процент скрытых ГРЗ — 2,8%), сообщил концессионер. Поэтому АО и министерство транспорта РТ формируют постановления о правонарушениях в случае превышения срока оплаты за проезд свыше пяти дней.

Подключить дорогу к единой системе интероперабельности для взимания платы по транспондеру концессионер рассчитывает до конца этого года, ориентировочно в III квартале. «В настоящее время активно ведется подготовка к запуску», — говорится в ответе АО.

«Будет глупо увеличивать стоимость проезда на платной дороге — пассажиропоток меньше, чем на бесплатной» «Будет глупо увеличивать стоимость проезда на платной дороге — пассажиропоток меньше, чем на бесплатной» Фото: © Максим Богодвид, РИА «Новости»

Машины едут. Время повышать цены?

Итак, транспортный поток первых платных дорог, проходящих по Татарстану, отвечает и даже опережает прогнозы. А это много или мало? И ждать ли повышения цены проезда?

«Как по мне, таких показателей проезда мало для такой автодороги, как М12, — считает профессор, директор Института транспортного планирования Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета Михаил Якимов. — В городах, бывает, по четырем полосам в сутки проезжает 40 тысяч — вот такая загрузка. Я два раза пользовался М12 и наблюдал, что параллельно по бесплатной М7 идет значительно больший поток. Будет глупо увеличивать стоимость проезда на платной дороге — пассажиропоток меньше, чем на бесплатной».

В ближайшее время корректировка тарифов не ожидается, рассказали в госкомпании «Автодор», но заявили, что цены могут точечно меняться в течение года. Предельные тарифы на платные дороги госкомпании регулирует постановление правительства. На большинстве участков сети «Автодора» цены ниже пределов на 30–50%, а на М12 от Арзамаса до Казани цена ниже, чем на остальных участках трассы, и составляет около половины от лимита, заявили в госкомпании.

«Со временем они будут выше, — оценивает интенсивность транспортных потоков на платных дорогах директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. — Стоит ли ожидать увеличения стоимости? Не-не-не. Во-первых, это дело коммерческое. Когда растет тариф, неизбежно падает трафик. Ну не все согласны ехать за эти деньги. И надо поймать такой тариф, чтобы у меня произведение двух этих чисел (тариф на трафик) было бы максимальным. Потому я никогда в жизни не буду задирать тариф сверх того, чтобы портить себе умножение одного на другого. Это никто не станет делать. Наоборот, у меня растет трафик при таком тарифе — значит, нормально, люди согласны. Может, немножко подниму, посмотрю, пойдет или нет. Это вопрос нормальной бизнес-эксплуатации объекта, работающего на платной основе».

Плата за проезд по дорогам в России и мире трансформируется в ближайшие 10 лет, считает Блинкин.

«Основной платеж за пользование бесплатными дорогами производится через налоги, — говорит эксперт. — Мы покупаем бензин, платим акциз в цене бензина, транспортный налог. Этот способ уже отчаянно старинный — изобретен 100 лет назад. Тем временем растет количество легальных неплательщиков. Вот у меня газовый автомобиль, электрический. Я бензин не покупаю и в дорожный фонд не плачу. Другой момент — нагрузку на дорогу тяжелый грузовик создает гораздо большую, чем мой легковой автомобиль. По бензину у нас разница в 2–3 раза — не бог весть какая, а по нагрузке, разрушающей силе разница огромная. Это вообще никак не учтено. Потом вот я плачу одни и те же деньги за бензин для поездки по М12, центральной улице Казани или поселковой дороге. Такое же нелогично! Так вот мир уходит от этого, и новый формат взимания платы будет с помощью уже известных цифровых технологий. Просто „большой брат“ станет наблюдать и выписывать счет в текущем месяце или в текущем году с разбивкой по категориям дорог в зависимости от того, на чем ездили — на маленьком автомобильчике или на груженой фуре. Это называется „покилометровые платежи“. И тогда уже не будет разговора о платной дороге, бесплатной».

«Платные автодороги — это привлечение финансовых ресурсов, которых нет, например, в распоряжении бюджета региона или муниципального образования» «Платные автодороги — это привлечение финансовых ресурсов, которых нет, например, в распоряжении бюджета региона или муниципального образования» Фото: © Максим Блинов, РИА «Новости»

Платные дороги в РТ: продолжение следует

К концу этого года построенный в 2024-м обход Набережных Челнов и Нижнекамска перейдет в управление «Автодора» и станет платным. Сюрприз неприятный: когда дорогу строили, никто не заикался о деньгах с автовладельцев. Кроме того, власти республики уже определили следующий платный выезд из Казани — им станет дорога-дублер Оренбургского тракта, трассировку которой уже подготовил Институт пространственного планирования РТ. Новая дорога будет «вылетом» на М12.

«Эра платных дорог в стране только начинается, и мы будем поддерживать идею развития платных дорог в Татарстане, — считают в АО „Автострада“. — Развитие платных дорог позволит значительно увеличить товарооборот в республике, перевозчики чаще выбирают маршрут по платным дорогам».

Платные дороги развиваются в России по-разному, как городские, так и региональные, и в этом нет ничего плохого, ведь концессия не вечна, в конце концов такие дороги будут в собственности бюджета, полагает Якимов.

«Плата перестанет взиматься рано или поздно — все концессии должны так работать, — продолжает эксперт. — Платные автодороги — это привлечение финансовых ресурсов, которых нет, например, в распоряжении бюджета региона или муниципального образования. Ожидаю, и это логично, что активнее все-таки будут развиваться федеральные дороги. Если говорить о выездах из городов, здесь действительно есть неосвоенные территории, инвестору просто легче там реализовать проект. Не надо возюкаться с земельными участками третьих частных лиц, выкупать, потому что, когда строится автомобильная дорога в интересах неограниченного круга лиц за бюджетные деньги, тогда есть определенное правило. Можно обратиться в суд, и тот решит, сколько компенсировать денег владельцу частной земли».

Скептически к развитию платных дорог относится директор ООО «Реверс», председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергей Сотников.

«Для тех, кто изредка хочет прокатиться в Москву, наверное, удобно, — говорит собеседник об М12. — Наши водители ездят каждый день, и нецелесообразно пользоваться платной дорогой. Инфраструктуры-то нет вдоль нее. Нужны не только заправки, но и сервис, где можно машины отремонтировать, и качественное питание. Человек, который каждый день едет по трассе, не будет постоянно есть шаурму и треугольники. Какой желудок выдержит это? Я понимаю, если человек поехал раз в сезон в туристическую поездку — вот он перекусил, а водителю-дальнобойщику нужно нормальное трехразовое горячее питание, то есть должна быть хорошая столовая. А все эти столовые и вся эта инфраструктура уже годами функционируют по М7, потому мы все ездим по ней».

Это объективные вещи: сначала нужно сдать в эксплуатацию дорогу, построить что-то, бизнесу просчитать, говорит об инфраструктуре платных дорог Якимов. «Если поток, к примеру, 13 тысяч в сутки — это один уровень сервиса, — объясняет эксперт. — А если там 40 тысяч, то я бы поставил уже другое количество топливораздаточных колонок или другое количество каких-то туалетов, кафешек и так далее, поэтому просто нужно время».